ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность в младшей группе

Мы начали рисовать примерно в 1 год. Сначала Антошка делал это пальчиковыми красками в ванной. Через пару месяцев муж сделал мольберт, и сын познакомился с кистью и гуашью.

В основном ребенок рисует все что хочет теми материалами, которыми захотел или которые я даю. Свободное рисование нужно практиковать как можно чаще. Но не ограничиваться только этим.

В этой статье я поделюсь идеями рисования с детьми 1 – 3 лет, расскажу о различных техниках рисования красками, карандашами и другими материалами, даже пеной для бритья.

Также вы сможете скачать раскраски для самых маленьких и шаблоны для рисования пальчиками.

Я не буду долго рассказывать о пользе рисования с детьми. Думаю, вы итак прекрасно знаете, что оно развивает воображение ребенка, творческое начало, улучшает координацию движений рук и мелкую моторику пальцев.

Как рисовать с ребенком 1-3 лет

В статье про аппликации я рассказывала о книге Е.А. Янушко. У этого автора также есть книга «Рисование с детьми раннего возраста» (Лабиринт). Это прекрасное методическое пособие для родителей и педагогов, также к нему прилагается CD-диск с демонстрационными материалами.

В книге представлена методика проведения занятий рисованием с детьми 1 – 3 лет. Многие идеи я беру как раз из нее.

Прежде, чем вы начнете рисовать с вашим ребенком, вот несколько простых советов от меня:

  • Показывайте ребенку различные техники рисования (тычки, мазки, штампирование и т.д.) постепенно, начиная с самых простых.
  • Очень рекомендую купить или изготовить самим мольберт для рисования. Он актуален как только ребенок научится ходить.
  • Рисуйте как можно чаще.
  • Используйте самые разные материалы для рисования.
  • Старайтесь сразу научить ребенка держать правильно кисть и карандаш. Но если ребенок упорно отказывается это делать, не настаивайте.
  • Предоставляйте ребенку максимум свободы. Пусть ребенок рисует что хочет и как хочет. Никогда не требуйте, чтобы он рисовал как вы того хотите. Ниже я расскажу о различных техниках рисования с детьми, но если ребенок отказывается что-то делать, не настаивайте.

Не исправляйте ребенка! Пусть он рисует фиолетовое небо и красную траву. Ну и что, что коровы не летают, а на радуге нет заборов. Разум вашего ребенка еще свободен от штампов. Он – настоящий творец.

Рисуем по точкам, развивая навыки постепенно

Проведение линий карандашом или ручкой — отличная практика, помогающая приучить руку к письму, развить мелкие мышцы, научить малыша что-то крепко удерживать.

Пунктирная линия служит в качестве руководства и помогает ребёнку, ведь в любой момент можно замедлить скорость рисования, усилить или ослабить нажатие на карандаш, не испортив картинку, а, следовательно, не потеряв интерес.

Как только ребёнок научится рисовать по точкам линии, прямые и всевозможные волны, переходите к фигурам, а затем к животным. Изгибы пунктирных линий разовьют навык рисования достаточно для того, чтобы начать изучение правописания букв и цифр.

Чем рисовать с ребенком

Чем больше разных материалов для изобразительного творчества вы используете, тем лучше.

Начинать надо с самых простых в освоении (например, пальчиковых красок), в итоге доходя до обычных карандашей.

Рисуем мы на:

  • обычной бумаге,
  • старых обоях,
  • мольберте,
  • магнитной доске,
  • гипсовых фигурках для раскрашивания,
  • дереве, фанере,
  • ткани,
  • плитке в ванной и в самой ванне.

Для рисования с детьми 1 – 3 лет можно использовать следующие материалы:

  • пальчиковые краски;
  • гуашь, акварель (а соответственно и кисточки разных размеров);
  • фломастеры (на водной основе и обычные);
  • мелки (восковые и обычные);
  • восковые карандаши;
  • сухую пастель;
  • карандаши (желательно выбирать мягкие);
  • гелевые и шариковые ручки;
  • поролон, губки;
  • ватные палочки и вату;
  • штампики;
  • манку;
  • пену для бритья.

Также вам понадобится стаканчик для воды (желательно непроливашка) и палитра для смешения красок.

Как ещё развить мелкую моторику, кроме рисования по точкам?

Если ваш ребёнок по каким-либо причинам не заинтересовался материалами рисования по точкам, вы можете весело провести время, развивая мелкую моторику и другими способами.

  1. Нанизывайте вместе крупный бисер на ниточки или перебирайте бусы;
  2. Приклейте большой лист бумаги или старые обои на стену и пусть ваш ребёнок рисует свои картинки на этом листе. Рисование на вертикальной поверхности требует прикладывания больших усилий и ручки тренируются быстрее;
  3. Как только ваш ребёнок уже достаточно крепко умеет держать в руках мелкие вещи и не отпускает их, если слегка потянуть, начинайте его учить завязывать шнурки или плести косички из любых лент или верёвочек;
  4. Если вы читаете газеты или журналы, дайте ребёнку маркер и предложите ему обвести им все заголовки;
  5. Хорошее сцепление большого и указательного пальцев проще всего развить, перекладывая бобы или даже горошинки из одной миски в другую, используя только два пальца, а не всю ладошку.
  6. Морозные окна или запотевшие зеркала в ванной – отличное место для того, чтобы учиться рисовать указательным пальцем.

При желании, вы можете использовать в повседневной жизни каждый из способов развития мелкой моторики вашего ребёнка, этим вы поможете ему быстрее научиться писать в будущем.

Перейти в раздел обучение детей

Техники рисования красками и карандашами

Все техники рисования предполагают использование разных материалов в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Совсем малышу мы даем краски, мелки, фломастеры, а ребенку постарше – карандаши и т.д.

Все техники перечисляю в порядке возрастания сложности.

Свободное рисование

Мой сын называет такое рисование «каляки-маляки».

Мы знакомим ребенка с материалами для рисования и даем ему возможность поэкспериментировать. При этом никаких заданий нарисовать что-то конкретное давать не надо.

Практикуйте свободное рисование как можно чаще в любом возрасте ребенка. Оно отлично развивает фантазию.

Закрашивание листа

Даем ребенку краски, мелки и т.д. и предлагаем нарисовать:

  • травку для коровки,
  • водичку для рыбки,
  • песок, снег.

Малышу нужно закрашивать лист, а не рисовать отдельные травинки и т.п. С таким заданием справится и однолетка.

Здесь также здорово использовать валики для рисования – простые или фигурные.

Закрашивание элемента

Рисуем основу (маленькие изображение животных и разных предметов) и просим ребенка спрятать их, закрасив:

  • спрячь мышку, зайку, рыбку, жучка;
  • спрячь луну и звезды, солнце, машинку.

С совсем маленькими детьми интересно делать это губкой, с детьми от 2 лет полезно закрашивать элементы карандашами.

Рисуем точки

Предварительно нарисуйте основу для рисунка — птичку, которую ребенок будет кормить, кустик, на котором будут расти ягоды и т.д.

Предложите ребенку нарисовать: зернышки, ягодки, снег, капли дождя, бублик с маком, веснушки, горошек на платье.

Рисуем линии

  • Прямые: лучики солнышку, стебли цветочкам, ботву морковке, забор, клетка, дорожку, рельсы, лапки жучкам, иголки кактусу, зубчики расческе.
  • Волнистые: волны кораблику, червячков, ноги осьминогу, дорожки для машины, волосы.
  • Ломаные: горки, заборчик, сосульки, дорогу с поворотами, колючки ежику.

Рисуем круги, овалы

Мячики, яблоки, конфеты, елочные игрушки, бусы, воздушные шарики, рябину, ягодки, пузыри, яйца, шишки.

Рисование спиралей

Предложите ребенку нарисовать: домик улитки, дым, полет пчелы, кудряшки, колечки овечке, нитки.

Дорисовываем

Антошка очень любит играть в такую игру: я говорю, что один мальчик рисовал разные фигуры, но не дорисовал, и предлагаю сыну дорисовать. Он с большим удовольствием это делает. Так мы дорисовываем:

  • геометрические фигуры;
  • я рисую дорогу (прерывистую линию) и Антошка ее ремонтирует,
  • любые простые и понятные по сюжету рисунки.

Рисование простых сюжетов

Это самый сложный этап в освоении рисунка. Здесь ребенок комбинирует разные техники рисования по заданию взрослого.

Поочередно предлагайте ребенку нарисовать различные элементы, которые в конечном итоге превратятся во что-то конкретное. Но предоставьте ребенку максимум свободы, которая возможна.

Цель такого рисования – показать ребенку, как поэтапно появляется готовое изображение.

Альбом «Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми 4-5 лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 Колпинского района Санкт-Петербурга

Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми 4-5 лет

Подготовила воспитатель:

Гурина. А.А.

СПб, Колпино

2020 год

Рисование пальцами (пальцеграфия)

Тактильные ощущения — это наряду со зрительными впечатлениями ведущий способ познания предметов и явлений вокруг. Поэтому пальцеграфии в детском саду уделяется особое внимание. Но если в младших группах дети делали точечные мазки, к примеру, рисовали горошины на зонтике, то в средней ребята учатся прорисовывать линии, пятна разного размеры, мазки, а также закрашивать те или иные элементы рисунка.

В начале года дети средней группы повторяют выполнение пальцами точек и тренируют навык делать круглые элементы

В средней группе вводится практика рисунка пальчиками по схеме. Педагог рассказывает, показывает и вешает алгоритм действий на доску, как отпечатками и точками-закорючками, сделанными карандашом, нарисовать зверушку или человечка.

Схемы поэтапного рисования пальцами представлены в книге И. Молнар «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками».

Для пальцеграфии обычно используется гуашь, так как она не требует разбавления водой, густая и даёт яркие оттенки. Однако можно применять и специальные гипоаллергенные краски для рисования пальцами, а также акварель. В работе с последней перед тем как опускать палец в краску, нужно смочить его водой или капнуть водички в контейнер с акварелью.

Методика рисунка пальчиками

Последовательность работы в технике пальцеграфии такая:

  1. Опускаем палец в банку с краской.
  2. Каждым пальцем набираем краски разных оттенков. Излишки убираем влажной салфеткой.
  3. Кончиками пальцев наносим рисунок на лист.
  4. После завершения работы моем ручки с мылом.

Кроме ягод и листьев, пальчиками малыши могут прорисовывать и линии для изображения веток

Ладошковая живопись

Как и в случае с рисованием пальцами, ладошковое рисование предполагает создание отпечатка и его дополнение при помощи кисточек. В средней группе отпечаток становится базой для создания различных объектов: птичек, листвы, рыб и пр. Кроме того, ладошками можно создавать такие элементы, как листья на деревьях, цветы в вазе, иголки ёжика и пр.

Методика рисунка ладошками

Для ладошковой живописи алгоритм выполнения рисунка будет следующим:

1.Опускаем ладошку в блюдце с краской. Во втором семестре дети учатся создавать разноцветные отпечатки одной ладонью, поэтому краска будет наноситься кисточкой, зажатой в свободной руке. Отработка навыка таких разноцветных отпечатков идёт на уроках по теме «Снегирь», «Бабочка» и др.

2.Плотно прижимаем ладошку к листу, если нужно слегка поворачиваем её по кругу, по горизонтали или по вертикали.

3.После завершения работы моем ручки с мылом.

Рисуя птиц ладошками, ребята добавляют детали, выполненные кисточкой — клюв, лапки

Рисунок тычком

Эта техника незаменима при создании «пушистых» или «колючих» образов. Иголки у ёжика, шерсть у котёнка, ёлочки, одуванчики — все эти образы приобретают особый колорит благодаря технике тычка.

Методика рисунка тычком

Для создания тычка:

  1. Опускаем сухую кисточку с жёсткой щетиной в банку с гуашью.
  2. Зажав кисть вертикально, делаем резкий удар по бумаге.
  3. Прополаскиваем кисточку, промокаем салфеткой.

Тычок получается только сухой или полусухой кисточкой.

Техника рисования зубной щёткой

Для получения объёмных, многослойных рисунков применяется зубная щётка. Набрав краску, проводим щёткой по листу, ориентируясь на замысел.

В средней группе рисунок зубной щёткой обычно сочетается с использованием метода тычка, аппликации или рисунком ватными палочками.

Рисунки зубной щёткой в средней группе обычно делаются на цветной подложке

Монотипия

Эта нетрадиционная техника заключается в создании картинки путём отпечатывания части рисунка на чистой половине согнутого листа. В 4–5 лет через монотипию ребята начинают освоение пейзажей, с которыми будут работать в старших группах, тренируют умение находить середину объекта, развивают навык видения симметрии.

При этом так создаются не только симметричные, но и парные объекты. Для этого на одной половинке листа рисуется целое изображение, которое также целиком отпечатывается на второй стороне.

Методика монотипии

Для создания изображения в монотипии:

  1. Сгибаем лист посередине — вертикально или горизонтально в зависимости от расположения изображаемого объекта.
  2. Разгибаем и рисуем на одной половинке картинку.
  3. Снова сгибаем лист, проглаживаем рукой.
  4. Раскрываем и дополняем полученное изображение необходимыми элементами. Например, делаем голубой фон для речки, в которой отображается лес.

В рисунке леса, отражающегося в озере, дети после разворачивания листа дорисовывают зелёную полоску травы.

Набрызг

Суть техники в том, что малыши набирают краску с помощью щётки или расчёски, и, направив её на лист, карандашом проводят по щетинкам, закрашивая таким образом пространство рисунка.

Для создания одноцветного изображения из нескольких элементов трафареты накладываются одновременно

В средней группе дети знакомятся с понятиями передний и задний планы. Для этого незаменимым помощником будет метод многослойного набрызга, который предполагает использование трафаретов.

Методика работы с многослойным набрызгом

Чтобы сделать многослойный набрызг:

  1. Трафарет крепим к листу с помощью канцелярских скрепок.
  2. Берём щёткой краску.
  3. Делаем набрызг.
  4. Накладываем другой трафарет.
  5. Делаем набрызг другого цвета.
  6. Снимаем трафареты — образ получился объёмным, многоплановым.

Для многослойного набрызга можно использовать трафареты одного изображения, но разного размера, тогда получится эффект мерцания

Граттаж

Техника представляет собой процарапывание линий изображения на бумажной подложке, покрытой краской по предварительно нанесённому восковыми мелками рисунку.

Методика техники граттаж

Порядок создания граттажного рисунка будет таким:

  1. Раскрашиваем рисунок восковыми мелками.
  2. Заполняем поверхность листа чёрной краской или тушью.
  3. Оставляем на просушку.
  4. Палочкой с острым концом (например, деревянной шпажкой для шашлыка) процарапываем линии для проявления рисунка.

Рисунок через марлю

Рисование через влажную марлю не требует привлечения необычных инструментов, картинка создаётся кистью и красками.

Методика рисования через марлю

Для создания рисунка в оригинальной технике:

  1. Кусочками мокрой ваты или ватными дисками увлажняем лист.
  2. Накладываем на бумагу марлю, хорошо расправляем её.
  3. Создаём рисунок как обычно.
  4. Даём высохнуть, снимаем марлю — изображение получается фактурным.

Рисуя через марлю, нужно щедро наносить краску, так как часть «цвета» уйдёт после снятия ткани

Рисунок клеем и манкой

Обозначенные контуры рисунка отмечаем клеем, насыпаем манную крупу и прижимаем сверху чистым листом. Убираем верхний лист, стряхиваем остатки крупы. Заполнение элементов идёт по очереди.

В средней группе этим видом рисования малыши практикуют умение обрисовывать трафарет и наносить клей точно в границы изображения.

Подложку для рисунка манкой нужно брать цветную, так как на белом фоне крупа будет незаметна.

Рисование воском

В средней группе свечой малыши рисуют линии, пятна и несложные геометрические формы.

Методика рисования воском

Для создания рисунка свечой:

  1. На белый лист наносим свечой контуры рисунка.
  2. Закрашиваем лист любыми красками.
  3. Восковые линии остаются не закрашенными и проступают на подложке.

Рисование восковой свечой обычно используется на уроках зимней тематики

Разновидностью этой техники является рисунок восковыми мелками. Технология процесса будет такой же, но восковые карандаши разноцветные, поэтому рисунки после заливки краской будут ярче.

Для рисунка воском лучше брать акварельную бумагу, так как дети могут не рассчитать степень увлажнённости кисти, и лист может прорваться

Кляксография

Суть техники в получении картинок на основе пятен и клякс. Пятнами можно либо украшать рисунок по замыслу, либо использовать как основу для изображения в традиционном стиле.

Методика кляксографии

Для создания клякс:

  1. Мокрую кисть опускаем в краску.
  2. Делаем пятно или ставим каплю.
  3. Дуем из трубочки для коктейля на краску, раздувая её в нужном направлении.

В средней группе малыши учатся раздувать тонкие элементы из пятна, например, ветки деревьев

Рисование поролоном

Для выделения фактуры изображаемого объекта — грозди цветов, курчавые облака — используется метод нанесения краски поролоном (или кусочком губки). Чтобы губка не пачкала руки, она зажимается прищепкой, выполняющей роль ручки.

Техника штампов природными материалами

На цельный разрезанный пополам овощ (лук, кукурузу, картофелину, огурец и пр.) или фрукт, ягода (яблоко, лимон, фейхоа и др.), цветы (ромашки), ракушки и наносится краска и создаётся отпечаток на бумаге. Такая техника удобна для рисования фруктов, овощей в разрезе. Например, для создания композиции «Бабушкин компот» малыши прорисовывают карандашом контуры кастрюли, а фрукты изображают штампами.

Рисование губкой

Ребенок может держать губку руками или обычной прищепкой.

Простое рисование губкой:

  • волны, песок, снежный пейзаж, траву, дорожки – размазыванием;
  • снег, листья – тычками;
  • прячем жучков, рыбок и т.д. – закрашиванием.

Штампы из губок. Нарисуйте на губке нужную вам фигуру – треугольник, дерево или даже буквы. Вырежьте. Предложите ребенку обмакнуть губку в гуашь и сделать отпечаток на бумаге.

Рисование манкой

О рисовании манкой я рассказывала в статьях про игры с манкой, а также про аппликации для детей 1 – 3 лет. Есть два способа рисования манкой:

1 способ. Нужно насыпать немного манки на поверхность с бортиками: поднос, противень, крышку из-под большой коробки для обуви. А дальше ребенок пальчиком или кисточкой рисует простые изображения – волны, дорожки, круги и т.д., делает отпечатки пальчиков или разных предметов.

2 способ. Распечатайте раскраску для самых маленьких. Предложите малышу нанести клей на изображение и посыпать ее манкой. Это будет скорее раскрашивание манкой. Но можно просто дать ребенку кисточку с клеем и пусть он хаотично наносит его на лист, а потом насыпет манную крупу, встряхнет и посмотрит, какой узор получится.

Манку я крашу гуашью. Вместо манки можно использовать песок для детского творчества.

Раскраски для малышей

В сети я не раз сталкивалась с таким мнением, что детям до школы нельзя давать раскраски. Якобы они мешают творческому развитию ребенка. Одни родители просто опасаются давать раскраски ребенку, у других же настоящая фобия.

Я не вижу в раскрасках ничего плохого. А скорее только пользу, если использовать их умеренно. А основной приоритет отдавать свободному рисованию, о котором я говорила выше.

Малышам предлагайте простые раскраски, где используется 1 – 2 цвета. С 1,5 лет можно пробовать раскраски, предполагающие использование нескольких цветов. Но все равно элементы в них должны быть крупными. И раскрашивать их нужно, конечно же, красками.

А вот карандашами или фломастерами лучше раскрашивать маленькие изображения, ведь на большие у ребенка просто не хватит терпения.

В 1 – 2 года детям также интересны водные раскраски (Лабиринт,My-shop).

В продаже есть готовые обычные раскраски (Лабиринт, My-shop).

Также вы можете СКАЧАТЬ РАСКРАСКИ для малышей одним файлом.

Раскраски-обводилки по точкам

Элементы каждой обводилки даны в несложном виде — малышу достаточно просто обвести линии, изображающие те или иные геометрические фигуры, по контуру. Ребёнок постарше сможет раскрасить персонажей или попытаться выполнить элемент самостоятельно, продолжив рисовать его после данного образца.

Игровые задания помогут скоординировать движения кистей детских рук и научат правильно удерживать карандаш, регулировать силу нажима при рисовании.

Ребенку предлагается обвести контур рисунка по точкам и пунктирным линиям, а после того как рисунок приобретёт целостный вид, раскрасить его по собственному усмотрению.

Штампы для рисования

Все дети с огромным удовольствием рисуют штампиками. Их можно изготовить самостоятельно. Например, из губок для мытья посуды, овощей. Можно использовать в качестве штампов подручные предметы, игрушки.

А можно купить готовые штампы или даже целые наборы для рисования (Лабиринт, My-shop).

Я очень надеюсь, что статья оказалась для вас полезной. Рисуйте вместе с ребенком и тогда он тоже полюбит это занятие. А какой из способов рисования больше всего нравится вашему малышу?

Похожие статьи:

  • Аппликации для детей 1 — 3 лет
  • Игры с манкой
  • Игры с крупами, макаронами и фасолью

Как организовать урок рисования для детей 3-4 лет?

  • Продумайте занятие. Проиграйте в уме всю последовательность того, что вы и ребенок будете делать. Запаситесь влажными салфетками, тряпочками, чтобы в случае необходимости они были под рукой.
  • Сделайте пример того, что должно получиться в результате занятия. Это может очень облегчить объяснение материала.
  • Возьмите куклу, животное или героя мультфильма и проведите занятие с его помощью. Дети с удовольствием будут поддерживать кукольного учителя и помогать ему.
  • Продумайте, какие фотографии, картинки, видео и аудио материалы вы можете использовать на занятии. Это сделает ваш урок веселым и интересным.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]