«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»


Критерии экологической воспитанности старших дошкольников

Известный педагог и ученый Т. А. Маркова считает, что основными критериями могут стать:

  • доброжелательность детей ко всему живому;
  • степень интереса к живой и неживой природе;
  • желание контактировать с природными субъектами;
  • умение ухаживать за растениями и животными.

Экологическая культура позволяет жить в согласии с окружающей природой, чувствовать ответственность за свои шаги и понимать последствия пагубного отношения к земле.

ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

Дошкольный возраст – это пора, когда чтение книг вызывает у ребенка самый живой эмоциональный отклик, заставляет сопереживать, задумываться о прочитанном. Выводы, сделанные после прочтения книги, надолго остаются в памяти ребенка.

Литература по экологическому воспитанию – это, прежде всего, произведения В. Бианки. Они в форме занимательных рассказов или сказок помогают ребенку понять сложные природные явления, закономерности мира природы, рассказывают о взаимодействии организма с окружающей средой, о формах его приспособления к своей среде обитания.

Также о красоте и разнообразии родной природы можно поведать дошкольнику на примерах произведений М. Пришвина, Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Фета, К. Ушинского, Н. Некрасова, Л. Толстого, Н. Сладкова и др.

Полезным в плане повышения экологического образования будет также чтение детских энциклопедий, посвященных природным зонам, климату, животным, растениям. Яркие картинки в них способствуют более эффективному запоминанию точной информации. А вот сказки, пословицы и поговорки, которые тоже можно отнести к «экологичным», несут информацию образную, что тоже полезно.

Воспитание ребенка начинается в семье. От того, насколько правильным оно будет, зависит гармоничность развития детей в будущем. В экологическом плане – в том числе.

ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ – ИГРА

Это действительно так. Игровая деятельность развивает, воспитывает, учит. При этом весело, интересно, без принуждения. Так что развитие ребенка через дидактические игры – одно их самых эффективных средств обучения экологической (да и любой другой) грамотности.

Игра может проводиться как во время прогулок, так и вне улицы.

В первом случае дошкольник может изучать внешний вид и свойства земли, воды, глины, песка, льда, снега. Малышу, например, можно предложить:

  • поиграть в снежки;
  • слепить снеговика;
  • подержать ледышку в руках, подышать на нее;
  • выложить из льдинок солнышко или башенку;
  • слепить куличики из песка;
  • сравнить на ощупь глину и землю;
  • сделать из глины кирпичики;
  • пропустить воду, смешанную с глиной, через слой песка;
  • сравнить, как ведут себя в воде песок и глина и т. д.

Во втором случае можно устроить семейную игру дома, пригласив друзей в гости. Это могут быть, например, игры в форме лото:

  • Что где растет?
  • Кто где живет?
  • Кто что ест?

При этом нужно выбрать среди карточек лото те, которые соответствуют изображенной на каждой карте среде.

Игры в виде викторин:

  • найди по описанию (нужно найти картинку, соответствующую описанию птицы, животного, времени года);
  • узнай и назови (узнать животное или птицу по звукам, следам);
  • когда это бывает (определить по описанию время года, природное явление).

Дидактических игр по экологии существует немало. Можно бросать мяч ребенку, называя общий класс (например, домашние животные), а в ответ малыш, поймав мяч, должен привести пример. Можно устроить конкурс, кто лучше нарисует то, что описано на карточке в текстовом формате. Либо разделить детей на 2 группы и попросить объединиться таким образом, чтобы верхние части растений на картинках у одних совпали с нижними на картинках у других (вершки и корешки). Можно попросить малышей изображать движения птиц или животных, показанных на картинке. Либо попросить их убрать лишнее звено в какой-то цепи изображений…

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ НА ПРАКТИКЕ?

За всеми этими, казалось бы, мудреными понятиями скрывается незаметная для ребенка ежедневная работа. Особенности формирования мышления, как мы помним, в этом возрасте выражены предметностью и наглядностью. Поэтому, выходя на прогулку или выезжая на природу, родители просят ребенка оценить, какие изменения в природе произошли в последнее время (расцвели цветы, «поседели» одуванчики, на деревьях щебечут птенцы, стало слякотно, улетели птицы, выпал снег и т. д.).

Работая в саду или огороде, малыш получает знания о том, в какой период года какие работы должны проводиться для того, чтобы расцвели цветы, созрели фрукты, овощи. При этом ему можно объяснить, для чего нужны бабочки, летающие вокруг, жуки, муравьи, птицы, какова их польза и взаимосвязь. Рассказать, что у них у всех есть свой дом, у родителей есть малыши, о которых они заботятся и очень волнуются, когда с ними что-то случается – так же, как и люди.

Своим примером взрослые показывают созидательное отношение к природе (полить, подкормить, взрыхлить), объясняют, что давить жуков, ловить бабочек, ломать ветки просто так – негуманно (и сами не делают этого). При этом можно трогать траву, нюхать цветы, наслаждаться пением птиц, ежедневно наблюдать за изменениями, которые происходят (вот и календарик пригодится), делать выводы о законах природы.

Во время семейных экологических акций дети узнают, для чего нужны деревья, почему так важно о них заботиться, почему нельзя засорять окружающую среду отходами и так важно подкармливать зимой птиц в саду, во дворе, парке.

Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию.

Совет

Если ваш малыш не засыпает вас «почемуками», спрашивайте его сами. Провоцируйте ребенка думать, сопоставлять, делать выводы. (Как ты думаешь, почему подсолнух закрыл шляпку? Почему ягодка на солнышке уже красная, а под листком — еще нет? Что будет, если в наш сад не прилетят пчелы? Зачем деревья сбрасывают листья?). Ответы ищите вместе. Это хорошее средство не только для экологического воспитания, но и для развития речи дошкольника.

Когда ребенок заботится о комнатном цветке или животном, взрослые также учат его созидать, сохранять, помогать. Их рассказы, сопровождаемые наглядными живыми картинками, не воспринимаются ребенком как поучение. Это – естественный процесс. Формирование экологического сознания в дошкольном детстве должно проходить незаметно.

Создание благоприятной экологической среды

Процесс будет успешен в том случае, когда вокруг ребенка создается благоприятная, позитивная экологическая среда.

Наличие опытнических участков в саду, экологической тропы, зимнего сада, аквариума, живого уголка дает возможность повысить эффективность всех форм и методов работы по этому направлению.

Не должно быть голословности. Детям нужно увидеть все вживую, потрогать, понюхать, погладить. Тогда общие усилия воспитателей и родителей принесут результат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]