Нравственное воспитание детей дошкольного возраста


Направления нравственного развития дошкольников

Определение 1
Нравственное развитие – это формирование у человека основных нравственных свойств, осмысленного восприятия собственной личности и ее места в социальной среде, понимания своего предназначения и потребности в непрерывном совершенствовании своей личности.

Нравственное развитие осуществляется в ходе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание – это усвоение индивидом основ нравственности, выработка нравственных ориентиров поведения, усвоение основ морального функционирования общества и привычек поведения, присущих ему.

Нравственное воспитание основывается на моральных нормах и принципах социального поведения. Оно отражает преемственность поколений и передачу социального опыта.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Рисунок 1. Нравственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если моральные нормы являются категорией социальной т.е. они отражают требования общества к поведению отдельной личности, соблюдению ею норм социального взаимодействия, то нравственность является категорией внутренней т.е. она является внутренним регулятором поведения личности. От того, насколько развит данный регулятор, зависит моральное поведение личности в социальной среде и ее общее развитие.

Нравственное воспитание начинается с раннего возраста ребенка. Это актуально потому, что сформированные привычки поведения в дошкольном возрасте, становятся устойчивыми основами поведения человека на протяжении всей его жизнедеятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 430 ₽ Реферат Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 280 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нравственное воспитание дошкольников нацелено на формирование самобытной личности, обладающей навыками социального взаимодействия и самоконтроля поведения. Ребенок должен научится контролировать свои действия и поступки, выражать мнения, учитывать потребности и интересы другого человека, выработать адекватную самооценку и выражать свое мнение и свои взгляды, а также конструктивно отстаивать свои интересы в обществе.

Нравственное развитие дошкольника ориентировано на формирование его нравственного облика. Основными направлениями нравственного развития дошкольника являются:

  1. Формирование личностных свойств воспитанника. Необходимо создать условия для раскрытия природных задатков личности и раскрытие ее потенциала.
  2. Моральное развитие личности. Здесь происходит формирование морального опыта жизнедеятельности дошкольника, освоение им опыта социального поведения и взаимодействия.
  3. Выработка адекватного отношения к окружающим: уважения чужого мнения и точки зрения, принятия чужой точки зрения, отличной от своей, в качестве верной, равноправия и равнозначности всех участников социальной сферы деятельности.
  4. Патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование гражданских качеств личности: любовь к Родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, осознание своей принадлежности к конкретной культуре.
  5. Усвоение этических норм поведения. Они отражают ценности социальной среды и правила поведения в обществе, являющиеся негласными. Они основаны на соотношении интересов личности и общества.

В дошкольном возрасте происходит выработка основ моральных суждений и оценок. Ребенок осмысливает их и учится применению в практической деятельности. Чтобы поведение ребенка формировалось на основе его обусловленности нравственными нормами, требуется организация системы нравственного воспитания, которая учитывает возрастные особенности развития дошкольников и ориентируется на социальное становление личности воспитанника и его всесторонне гуманистическое развитие.

Статья.Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства.

Статья.Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства

Нравственное развитие — одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:

— нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения);

— нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);

— нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

Нравственное развитие в раннем детстве.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:

— нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому;

— выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми;

— выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша;

— требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша — ситуативности и импульсивности;

— нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;

— у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;

— нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;

-формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;

-создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

Нравственное развитие в дошкольном возрасте.

Период дошкольного детства является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных норм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3 до 6 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок преимущественно осваивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в сюжетно-ролевой игре предполагает объединение детей, в котором они в целях успешного осуществления совместной деятельности контактируют на основе нравственных норм. В отношениях по поводу игры у детей преимущественно формируется реальный уровень выполнения нравственных норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «нельзя обманывать взрослых», «маленьких нельзя обижать» и т.д. то есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает . Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной). При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что он по-другому не может. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:

— в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;

— первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

Таким образом, особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте выражаются в следующих суждениях:

— у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

— возрастает действенность нравственных представлений;

— возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой .

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на выработку у них нравственных чувств, представлений и ориентиров социальной деятельности, а также привычек поведения и мотивов социальной деятельности.

Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на решение двух групп задач:

  1. Задачи по разработке механизма нравственного развития ребенка. Эта группа задач является постоянной и устойчивой. Механизм нравственного развития связан с выбором форм, методов и технологий организации воспитательной деятельности, ориентированных на выработку у воспитанников нравственных идеалов, которые соответствуют конкретному этапу социально-экономического развития общества.
  2. Задачи по формированию у личности определенных качеств, социальных навыков. Эти задачи отражают необходимость достижения определенного уровня развития общества и удовлетворение его потребностей. На каждом историческом этапе развития общества, ему требуются люди, наделенные определенными качествами. Поэтому, задачи данной группы меняются в соответствии с динамикой развития социальной среды.

Нравственное воспитание дошкольников ориентировано на:

  1. Воспитание основ культурного поведения и культурного взаимодействия в социальной среде;
  2. Воспитание навыков коллективного взаимодействия;
  3. Воспитание основ гуманизма и гуманных качеств личности;
  4. Воспитание трудолюбия;
  5. Воспитания патриотических качеств.

Понятие семейно-нравственного воспитания

Формирование личности ребенка напрямую зависит от того, в каких семейно – нравственных ценностях его воспитывали родители. Именно нравственное развитие в семье прививает ребенку главные морально – нравственные черты характера, дает понимание, как правильно вести себя в обществе, с близкими людьми, а какие действия недопустимы. Безусловно, что огромное воздействие на детей сегодня оказывает телевидение, социальные сети, реклама, окружающие в школе. Но только нравственное воспитание в семье способно дать тот внутренний стержень, благодаря которому ребенок сможет противостоять негативным моментам извне.

Духовно-нравственное воспитание личности представляет собой этап развития, с помощью которого у ребенка формируются основные понятия внутриличностной культуры. Через них происходит процесс утверждения человека, как личности. Происходит формирование ценностей и идеалов, способствующих в будущем созданию у человека определенного мировоззрения. От духовно-нравственного воспитания ребенка зависит также, какова будет его жизненная позиция — активная или пассивная.

Для того чтобы вырастить достойного, нравственно-воспитанного человека, важно участие в формировании личности не только родителей, но и школы, социума, окружающих людей. Но главную воспитательную функцию, безусловно, выполняет семья.

По мнению психологов, самым лучшим примером для ребенка является личный пример. Поэтому считается, что нравственное развитие индивидуума в семье начинается с поведения взрослых в повседневной жизни, их взаимоотношений с окружающими, отношения к делу.

3 важных шага

, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

01

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

02

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

03

Аудио запись: Нейро-аф

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Аудио запись: Нейро-аф

Заберите Ваши подарки!

С самого раннего детства ребенок наблюдает за родителями, повторяет их поведение, старается во всем подражать, перенимает привычки. Другого примера в его жизни нет, поэтому любая форма взаимодействия старших между собой воспринимается как единственно правильная. Даже малыши всегда чувствуют обстановку в семье, как относятся друг к другу мама и папа. Речь идет об интонации, с которой они общаются между собой; манере общения, тембре голоса по время разговора. Любые поступки, жизненные эпизоды, ситуации в семье и способы их решения отражаются на психике ребенка сейчас, и скажутся в будущем. Родители играют настолько важную роль в формировании отношения у ребенка ко всему, что его окружает.

Таким образом, предназначением нравственного воспитания является развитие четких нравственных требований и правил.

Стадии морального развития

Стадия морального развития определяется по тому, какое мы принимаем решение в ситуации морального выбора. Причем решение свободное, когда никто не давит и не принуждает, и при этом решение не приносит явной выгоды. В этом случае выбор осуществляется на основе нравственных принципов.

Понять, на какой стадии морального развития находится человек, помогает шкала Лоуренса Колберга.

  1. Мораль послушания (поступать правильно, чтобы избежать наказания) и мораль выгоды (ты — мне, я — тебе).
  2. Мораль «хорошего мальчика» (поступать правильно ради одобрения) и поддержание порядка и социальной справедливости (все должно быть упорядочено и организовано по правилам, иначе общество развалится).
  3. Целесообразность и полезность (обоснование в каждом конкретном случае логики выбора).
  4. Наконец, самый редкий и высокий уровень морального развития — внутренние моральные принципы: в этом случае человек вырабатывает собственную моральную позицию, которая обоснована, присвоена и непоколебима.

Факторы морального развития

Моральное развитие не подчиняется системе внешних «моральных инструкций». Даже если у нас есть четкий алгоритм, применить его однозначно бывает сложно, потому что в него вмешиваются разнообразные факторы, прежде всего межличностные. Многочисленные коммуникации и взаимодействия осложняют нам процесс моделирования того, что есть Добро, а что Зло. В такой ситуации межличностные коммуникации можно рассматривать как необходимое условие формирования нравственных оценок.

Какие факторы влияют на моральное развитие ребенка?

Система отношений

В ней главное место занимают детско-родительские отношения. Система выстраивается в зависимости от того, как развиваются отношения между ребенком и родителем с самого раннего детства. Сейчас родители стали больше любить своих детей и реже жестоко наказывать, и это отчетливо положительная тенденция. Но при этом мы часто впадаем в другую крайность, когда любовь начинают понимать как вседозволенность, попустительство, тотальную свободу. Это опасный путь, поскольку регуляторные процессы закладываются уже в младенческом возрасте. Младенцу, вцепившемуся в волосы бабушке, нельзя объяснить, почему это плохо; но дать понять, что так делать нельзя — можно и нужно.

Опыт общения со сверстниками

Взаимодействие с «такими же, как я», — школа реального морального выбора. Если взрослые создают правила, некую идеальную модель, учат, как должно быть, то в общении со сверстниками ребенок отрабатывает полученные знания на практике. Так формируются реальные отношения. В тесных взаимоотношениях с ровесниками у детей возникают сложнейшие задачи, которые иногда даже нельзя спрогнозировать заранее.

Внутренние факторы, личностные предпосылки

Иногда тревожный ребенок будет более нравственным в поведении, чем не тревожный, но не потому, что у него есть какие-то глубинные принципы и он вышел на самый высокий уровень морального развития, а потому, что он как раз остался на первом уровне и испытывает сильный страх наказания. Если другой, более мощный страх будет подталкивать его в сторону менее нравственного поведения, его позиция изменится.

Внешние факторы

Внешние факторы — это воздействие среды или тот жизненный опыт, с которым приходится сталкиваться ребенку по мере развития. В наше время сложилась двойственная картина. С одной стороны, качество жизни, качество детства значительно повысились, но с другой стороны, современным детям явно не хватает сложностей. Конечно, речь идет о сложностях посильных, по возрасту — о таких сложностях, с которыми ребенок может справиться и выйти из ситуации с мыслью «Я молодец!». Подобный опыт у современных детей крайне бедный, у них редко возникают ситуации серьезного морального выбора.

Главные правила нравственного развития в семье

Правильное нравственное развитие детей в семье должно пройти три этапа. Только так из маленького человека вырастет сильная личность, невосприимчивая к отрицательному воздействию со стороны.

  • Первый уровень – это мотивация. Важно создать условия, чтобы ребенок хотел развиваться, стремился познать нормы, правила морали.
  • Второй уровень – эмоционально-чувственный. Это корректное воспитание эмоций, ощущений. С эмоциями связаны такие чувства, как жалость, сострадание, сопереживание, отзывчивость. Здесь не обойтись без личного примера взрослых. Нравоучений может оказаться недостаточно. Воспитать чувства можно только через поддержку, а не через наказания.
  • Третий этап – рациональный. У подрастающего человека уже есть определенные знания относительно норм поведения, моральных устоев; он учится различать аморальное поведение от нравственного.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]