Материал на тему «Физкультминутки на уроках физической культуры в начальной школе»


Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз


Комплексы упражнений для физкультминуток и физкульт.пауз

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — о. с. 1—2 — встать на носки, руки вверх, соединив кисти. 3 — опуститься на ступни, дугами вперед руки назад с небольшим накло­ном туловища вперед, «уронить» руки. 4 — и. п. Повторить 4—6 раз. ТМ.
  • И. п. — о. с. 1 — правую на шаг в сторону, руки в стороны, ладонями кверху. 2 — кисти в кулак, с силой согнуть руки к плечам. 3 — приставить пра­вую, руки выпрямить. 4 — свободно опустить руки. То же с левой. Повто­рить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с. 1 — правую ногу в сторону на носок с наклоном вправо, руки через стороны вверх, хлопок ладонями над головой. 2 — и. п., с хлоп­ком руками о бедра. То же влево. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п.—о. с. 1—3 — пружинящий присед, руки на колени, постепенно увеличивая глубину приседания. 4 — и. п. Повторить 8—10 раз. Перейти на ходьбу на месте — 15—20 с.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — о. с. 1—поднимая плечи вверх, руки в стороны. 2 — «уронить» руки, слегка наклониться. 3 — дугами в стороны руки вверх, встать на носки, потянуться. 4 — и. п. Повторить 4—6 раз. ТМ.
  • И. п. — о. с. 1 — правую на шаг в сторону, руки к плечам. 2—3 — два круговых движения согнутыми руками назад. 4 — и. п., руки расслабить. То же с левой. Повторить по 2—3 раза вперед и назад. ТС.
  • И. п. — о. с. 1 — мах левой ногой в сторону, руки в стороны. 2 — выпад влево с наклоном вправо. 3—4 — пружинящий наклон вправо — и. п. То же с правой. Повторить по 3—4 раза. ТС.

И. п. — о. с. Бег на месте—15—20 с. Перейти на ходьбу на месте —15—20 с.

И. п. — о. с. 1 — правую на шаг в сторону, руки к плечам. 2 — наклон вперед прогнувшись, руки в стороны. 3 — выпрямиться с поворотом направо. 4 — и. п. То же с левой. Повторить по 3—4 раза. ТС.

И. п. — о. с, руки на поясе. 1 — правую ногу согнуть вперед. 2 — вы­прямляя ногу вперед, мах назад. 3 — повторить то же, что на счет «1». 4 — и. п. То же левой. Повторить по 3—4 раза. ТС.

И. п. — о. с. 1 —левую назад на носок, правую руку в сторону, левую вверх. 2 — левую ногу приставить, правую руку вверх, левую руку вперед. 3 — сменить положение рук. 4 — и. п., руки расслабить, встряхнуть кистями. Повто­рить по 3—4 раза. Темп постепенно ускорить до быстрого.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — о. с. 1 — дугой внутрь правую руку расслабленно вверх. 2 — ле­вую вверх. 3 — встать на носки, потянуться. 4—и. п., руки расслабить. Повто­рить 3—4 раза. ТМ.
  • И. п. — о. с. 1—2 — сгибая руки перед грудью, два рывка согнутыми руками назад. 3 — рывок прямыми руками назад. 4 — «уронить» руки расслаб­ленно. Повторить 4—6 раз. ТС.
  • И. п. — о. с, руки в стороны. 1 —левую в сторону на носок, правую руку вверх, левую за спину. 2—3 — два пружинящих наклона влево. 4—и. п. То же вправо. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с. Бег на месте — 20—30 с. Перейти на ходьбу на месте с за­медлением темпа — 15—20 с. ТС.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — стойка ноги врозь. 1 — наклон вперед. 2 — выпрямиться, руки в стороны. 3 — с поворотом налево хлопок ладонями над головой. 4 — и. п. То же с поворотом направо. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • — И. п. — о. с. 6—8 махов вперед и назад расслабленной левой ногой с «мазком» носком об пол. Руки произвольно в стороны для удержания равновесия. То же правой.
  • И. п. — о. с. 1 — левую назад на носок, руки за голову. 2 — ногу приста­вить, руки вверх. 3— левую ногу вперед на носок, руки в стороны. 4 — и. п. То же с правой. Повторить по 3—4 раза. Темп ускорить до быстрого.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • 1 И. п. —о. с. 1—2 — правую назад на носок, руки вверх-в стороны, голову назад. 3 — приставить правую, руки к плечам. 4 — и. п. То же с левой. Повто­рить по 2—3 раза. ТМ.
  • И. п. — о. с. 1 — руки за голову. 2 — встать на носки, прогнуться, локти отвести назад. 3 — опуститься на ступни, локти свести. 4 — руки расслабленно вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4—6 раз. ТС.
  • И. п. — о. с, руки на поясе. 1 — правую ногу в сторону на пятку, левую руку за голову, голову повернуть направо. 2—3 — два пружинящих наклона вправо. 4 — и. п. То же влево. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с. 1—присед, руки в стороны. 2—3 — пружинящий присед, руки за голову. 4 — и. п. Повторить 8 раз. Перейти на ходьбу на месте — 15—20 с.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — о. с, руки на поясе. 1 — правую на шаг в сторону, правую ру­ку вперед. 2 — круг правой рукой вниз-назад с поворотом туловища направо. 3 — наклон вперед, правую руку к левому носку. 4 — и. п. То же с левой. По­вторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с. 1 — правую ногу назад на носок, руки в стороны. 2 — мах правой вперед, руки за спину. 3 — то же, что на счет «1». 4 — и. п. То же с левой. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с. 1 — правую ногу в сторону на носок, руки к плечам. 2 — приставить правую, правую руку вверх, левую вниз. 3 — левую в сторону на носок, руки к плечам. 4 —и. п. То же с левой. Повторить по 3—4 раза. Темп постепенно ускорить до быстрого.

  • И. п. — стойка ноги врозь, руки вверх, кисти сплетены. 1—2 — перенося тяжесть тела на правую ногу, небольшой наклон влево. То же вправо, перенося тяжесть тела на левую ногу. Повторить 8—10 раз. ТМ. Затем руки вниз, рассла­бить.
  • И. п. — о. с, придерживаясь правой за опору. 1 — полуприсед на пра­вой, левую согнуть вперед-внутрь, левую руку вверх. 2 — выпрямляя ноги, мах левой назад, левую руку в сторону. 3 — мах левой вперед. 4 — и. п. Повторить 4—6 раз. ТС. То же, стоя на левой.
  • И. п. — о. с, руки на поясе. 1 — передать тяжесть тела на правую ногу, расслабить левую. 2 — то же на левой ноге. Повторить 8—10 раз. ТС.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — о. с. 1—правую вперед на носок, руки вверх. 2 — передать тя­жесть тела на правую ногу. 3 — руки вниз, расслабить левую ногу и руки. 4 — и. п. То же с левой. Повторить по 3—4 раза. ТМ.
  • И. п. — о. с, правая на опоре, левая на поясе. 1 — мах левой ногой вперед-внутрь. 2 — мах левой в сторону. Повторить 6—8 раз. То же правой. ТС.
  • И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1—4 — круговое движение тазом вправо. То же влево. Повторить по 4—6 раз. ТС.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — о. с. 1 — правую на шаг в сторону с поворотом направо, ле­вую руку вперед, правую в сторону, слегка прогнуться, смотреть через левое плечо. 2 —и. п. То же в другую сторону. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с, руки вверх, ладонями вперед. 1 — левую на шаг вперед, полуприсед, круг руками слева. 2 —и. п. То же с шагом правой. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с. 1 — правую ногу согнуть вперед, левую руку вперед, пра­вую в сторону. 2—3 —пауза. 4 —и. п. То же, сменив положение. Повторить по 3—4 раза. ТМ.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — о. с. 1—шаг левой вперед, полуприсед, руки в стороны с не­большим наклоном вправо. 2 — оттолкнувшись левой, и. п., руки свободно скрестить перед грудью. То же в другую сторону. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с. 1 — правую назад, правую руку вверх, левую вперед. 2 — и. п., руки за спину. 3 — наклон прогнувшись. 4—и. п. То же с левой. По­вторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с. 1 — выпад левой вперед, руки вперед-книзу. 2 — встать на носок левой, правую согнуть назад, руки влево. 3 — то же, что на счет «1». 4 — и. п. Выполнять слитно. То же с правой. Повторить по 3—4 раза. ТС.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — о. с. 1—правую ногу с пристукиванием в сторону на носок с наклоном вправо, правую руку на пояс, левую за голову, голову повернуть на­право. 2—3 — пружинящий наклон вправо с пристукиванием каблуком об пол. 4 — и. п. То же влево. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с, руки вверх. 1 — полуприсед с поворотом налево, руки в сто­роны. 2 — выпрямиться, руки вверх с хлопком над головой. То же в другую сторону. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — о. с, руки на поясе. 1 — левую ногу вперед на носок, левую руку вперед. 2 —левую ногу в сторону, левую руку в сторону. 3 —левую ногу назад на носок, руку на пояс. 4 — и. п. Выполнять слитно. То же в другую сторону. Повторить по 4—6 раз. ТС.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • 1. И. п. — о. с. 1 — с шагом правой в сторону, с поворотом направо, поднимаясь на носок, мах левой ногой назад, руки вверх-наружу. 2 — и. п. То же в другую сторону. Повторить по 3—4 раза. ТМ.
  • И. п. — ноги врозь. 1 — руки в стороны. 2 — руки за голову. 3 — сгибая левую, наклон влево. 4 — и. п. То же правую. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — у опоры, придерживаясь левой рукой, правая на поясе. 1 — мах левой ногой в сторону. 2 — согнуть левую перед правой. 3 — то же, что на счет «1». 4 — согнуть левую за правой. Повторить 4—6 раз. То же правой. ТС.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя, руки расслаблены, 1—4— четыре круговых движения плечами вперед. То же назад. Повторить по 2—3 раза. Опустить руки и рас­слабить плечи. ТМ.
  • И. п. — сидя, руки расслаблены. 1 — руки в стороны, кисти сжать в ку­лаки. 2 — кисти разжать, пальцы развести. 3 — руки вверх, встряхнуть кистями.
  • 4 — «уронить» руки, плечи расслабить. Повторить 4—6 раз. ТС.
  • 3. Самомассаж плечевых суставов и надплечий. И. п. — сидя, левая рука расслабленная на бедре. Правой рукой выполнить: (от позвоночника) поглаживание прямолинейно и кругообразно; растирание кругообразно; разминание кончиками пальцев; поглаживание. 50—60 с. То же, сменив положение рук. Затем встряхнуть расслабленные руки.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя, руки на поясе. 1—2 — плечи вперед. 3—4 — плечи и голову назад, лопатки свести. Повторить 4—6 раз. Затем руки на бедра, рас­слабиться. ТМ.
  • И. п. — сидя. 1—4 — поднимая руки вверх, одновременно круговые движения расслабленными кистями вперед. 1—4 — опуская руки, круговые движения кистями назад. Повторить 3—4 раза. ТМ. Затем расслабить плечевой пояс.
  • Самомассаж плеча и локтевого сустава. И. п. — сидя, левое плечо рас­слабить, слегка наклонившись влево. Правой рукой выполнить (от локтя к плечу): поглаживание и разминание наружной и внутренней поверхности пле­ча; затем поглаживание и растирание локтевого сустава. 50—60 с. То же, сме­нив положение рук.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п.—сидя. 1—руки в стороны, предплечья книзу, кисти в кулаки. 2 — руки в стороны. 3 — «уронить» предплечья. 4 — «уронить» руки, плечи расслабить. Повторить 4—6 раз. ТМ.
  • И. п. — сидя. 1 — поднять левое плечо, голову повернуть направо. 2 — и. п. То же, сменив положение. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — сидя, руки на бедрах. 1 — руки в стороны. 2 — кисти в кулаки, прогнуться. 3 — руки к плечам, локти вперед, голову на грудь. 4 — руки «уро­нить» на бедра, расслабить. Повторить 4—6 раз. ТМ.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя на переднем крае сиденья, упор сзади. 1—2 — выпрямить руки и ноги и напряженно прогнуться. 3—4 — и. п., расслабиться. Повторить 4—6 раз. ТМ.
  • И. п. — сидя, руки расслабленно внизу. 1—2 — руки в стороны, два рывка руками назад. 3—4 — два рывка руками вперед-внутрь, то правую, то левую сверху. Повторить 4—6 раз. ТС.
  • Самомассаж предплечья и лучезапястного сустава. И. п. — сидя, пра­вая рука на бедре, ладонью кверху. Левой выполнить (от периферии к цент­ру): поглаживание, выжимание ребром ладони, разминание подушечками пальцев; поглаживание. То же, повернув руку ладонью вниз. В этом же по­ложении проводят растирание лучезапястного сустава щипцеобразно (боль­шим и указательным пальцами, ребром ладони). 50—60 с. То же на левой руке.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п.— сидя. 1—руки вперед, соединить кисти. 2 —руки согнуть перед грудью, не разъединяя ладоней, повернуть кисти пальцами к груди. 3 — не разгибая рук, повернуть кисти пальцами вперед. 4 — «уронить» руки, рас­слабить. Повторить 4—6 раз. ТС.
  • И. п. — сидя, руки на сиденье. 1 — упор руками, приподнять таз над сиденьем. 2 — и. п., расслабить плечи. Повторить 4—6 раз. ТС. Встряхнуть рас­слабленные руки.
  • И. п. — сидя, руки на бедрах. 1—4 — руки в стороны, круговые дви­жения руками вперед. То же назад. Повторить по 2—3 раза. ТС. Руки опустить расслабить.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя, руки на бедрах, 1 — руки вперед. 2 — напрягая мышцы, повернуть ладони наружу. 3 — «уронить» кисти. 4 — и. п., руки расслабить. Повторить 3—4 раза. ТМ
  • 2. И. п. — сидя, руки согнуты, ладони соединить, правая пальцами вверх, левая пальцами вниз. 1—3 — пружиня, нажимать на пальцы. 4 — руки вниз, встряхнуть расслабленными кистями. То же, сменив положение. Повторить по 3—4 раза. ТС.
  • 3. И. п. — сидя, руки согнуты, предплечья вертикально вверх. 1—5 — по­очередные щелчки напряженными пальцами. То же в обратном порядке. Повторить по 2—3 раза. ТС. Опустить руки, встряхнуть кистями.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя, руки согнуть перед грудью, ладони соединить. 1—на­давливая, повернуть кисти пальцами к груди. 2 — повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4—6 раз. ТМ. Затем руки расслабленно вниз, потрясти ки­стями.
  • И. п. — руки согнуть перед грудью, пальцы сцепить. 1—2 — «растянуть» руки, не разъединяя пальцев. 3 — руки вниз. 4 — встряхнуть кистями. По­вторить 4—6 раз. ТС. Руки расслабить.
  • Самомассаж кистей. И. п. — правая рука на бедре ладонью вниз. Вы­полнить (от периферии к центру) поглаживание; выжимание обхватывающими приемами; растирание межкостных мышц большими пальцами и основанием ладони. На ладонной поверхности: поглаживание, выжимание обхватывающими приемами; растирание гребнем кулака. На каждом пальце применяют погла­живание и растирание большим пальцем. 1—1,5 мин. То же на левой.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя, руки согнуты предплечьями вперед. 1—напряженно раз­вести пальцы. 2 — согнуть пальцы как для царапания. 3 — расслабить пальцы. 4 — «уронить» кисти. Повторить 4—6 раз. ТС. Затем опустить руки, встряхнуть кистями.
  • И. п. — сидя, руки соединить перед грудью, разведенные пальцы пра­вой и левой руки касаются друг друга. 6—8 пружинящих нажиманий на паль­цы, стремясь мягко соединить ладони. Затем руки вниз и встряхнуть кистями. Повторить 2—3 раза. ТС.
  • И. п. — сидя, руки согнуты предплечьями вверх. 1—4 — поочередно соединять пальцы. То же в обратном порядке. Повторить 2—3 раза. ТС. За­тем опустить руки и покачать расслабленно.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя, руки согнуты перед грудью, пальцы переплетены. 1—2— ладонями вперед, руки пружинящим движением вперед. 3 — руки вверх, разъ­единив пальцы, прогнуться. 4 — руки вниз, плечи расслабить. Повторить 4—6 раз. ТМ.
  • И. п. — сидя, руки вперед. Волнообразные движения кистями. 1—4 — последовательно сгибать кисти во всех суставах на себя. 1—4 — последователь­но разгибать кисти во всех суставах. Повторить 3—4 раза. Затем встряхнуть ки­стями. ТС.
  • И. п. — сидя, руки в стороны. 1 — кисти поднять. 2 — кисти «уронить». 3—4 — то же. 5—6 — круговые движения кистями вперед. 7—8 — то же назад. Повторить 3—4 раза. Затем опустить руки, расслабить плечи, кисти. ТС.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя, руки вверх. 1—4 — круговые движения расслабленными кистями, опуская руки в стороны. 1—4 — то же обратным движением рук вверх. Повторить 3—4 раза. ТМ.
  • И. п. — сидя, руки вниз. 1 — движением внутрь повернуть кисти наружу. 2 — сжать кисти в кулак. 3—4 — движением внутрь повернуть кисти наружу, разжав кулаки. Повторить 3—4 раза. Затем потрясти расслабленно кистями. ТС.
  • 3. Самомассаж предплечья и лучезапястного сустава, правая рука на бедре ладонью книзу. Выполнить к центру поглаживание, выжимание ребром ладони, разминание подушечками 4 пальцев, поглаживание. То же повторяют в положении руки ладонью вверх. В этом положении проводят растирание лучезапястного сустава щипцеобразно (большим и указательным пальц­ами) и ребром ладони. 50—60 с. Затем выполнить круговые движения кистями. То же на левой.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя, руки вперед, ладони книзу. 1—поднять кисти пальцами вверх. 2 — сжать кулаки. 3 — выпрямить пальцы. 4 — «уронить» кисти. По­вторить 3—4 раза. ТС. Затем руки вверх и потрясти расслабленными кистями.
  • И. п. — стоя, с опорой о сиденье стула или стол, t—4 — перекат с ос­нования ладоней до кончиков пальцев (мягко). Повторить 4—6 раз. Затем встряхнуть расслабленными руками. ТМ.
  • И. п. — сидя, руки согнуть перед грудью, кисти соединены, пальцы раз­ведены. Поочередно разъединять и соединять одноименные пальцы в само­стоятельно заданной последовательности. Повторить 3—4 раза. ТС.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • Закрыть глаза. Отдыхать 10—15 с. Открыть. Повторить 2—3 раза. ТМ.
  • Движение глазными яблоками вправо-вверх, влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3—4 раза. ТМ. Затем закрыть глаза, отдыхать 10—15 с.
  • Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения поду­шечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги и нижнюю часть глазниц от носа наружу. 20—30 с. Затем сидеть спокойно с закрытыми глазами 10—15 с.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • Закрыть глаза. Отдых — 10—15 с. Открыть. Повторить 2—3 раза. ТМ.
  • Открыть глаза, посмотреть далеко. Закрыть глаза на 5—6 с. Открыть глаза, посмотреть близко (на кончик носа). Закрыть глаза на 5—6 с. Повто­рить 3—4 раза. ТМ.
  • Самомассаж. Закрыть глаза. Легко надавить подушечками указательных пальцев на глазные яблоки. Держать 4—5 с. Затем резко отпустить. Повторить 5—6 раз. ТМ.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • Закрыть глаза. Отдыхать 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.
  • Круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить по 2—3 раза. ТС.
  • Закрывать и открывать глаза, крепко смеживая веки. Повторить 5—6 раз. Затем сидеть с закрытыми глазами, расслабив веки, 10—15 с. ТМ.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя, руки на поясе. 1—2—плечи вперед, локти свести. 3—4 — плечи, локти отвести назад, прогнуться, соединив лопатки. Удерживать напря­жение 6—12 с. Вернуться в и. п, Отдых — 10 с. Повторить 2—3 раза. ТС.
  • И. п. — сидя, руки на поясе. Правой рукой из-за головы взяться за ле­вое ухо, повернуть туловище налево. Удерживать напряжение 6—12 с. При­нять и. п., отдыхать 10 с. То же в другую сторону. Повторить по 2 раза. ТС.
  • 3. И. п. — сидя. Голову наклонить назад, сильно напрягая мышцы шеи. Удерживать напряжение 6—12 с. Отдыхать 10 с. Повторить 2—3 раза. ТМ.
  • 4. И. п. — сидя, руки на поясе. Напрячь мышцы спины, руки опустить, ладони разогнуть, плечи отвести назад, прогнуться. Удерживать напряжение 6— 12 с. Вернуться в и. п. Отдыхать 10 с. Повторить 3—4 раза. ТМ.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

  • И. п. — сидя, руки на столе, ладонями вниз. Надавить пальцами на поверхность стола, удерживая напряжение 6—10 с. Затем быстро расслабить кисти. Отдыхать 10 с. Повторить 3—4 раза. ТС.
  • И. п. — сидя, руки на поясе. Быстро напрячь ягодичные мышцы и мыш­цы передней поверхности бедер. Расслабить мышцы. Повторить 5—6 раз. ТБ.
  • И. п. — сидя на краю стула, руки на поясе, ступни поставить н а носки. Выполнить круговые движения пятками внутрь и наружу, не отрывая носков от пола. Повторить по 8—10 раз. ТБ. Затем расслабить мышцы ног.
  • И. п. — сидя, руки на поясе. Поочередно ступни ставить на пятки и на носки, перекатываясь по сиденью вперед и назад. Повторить 8—10 раз. ТБ. Затем расслабить мышцы ног, встряхнуть поочередно ноги.

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

Гимнастика для улучшения слуха

  • Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения.
  • Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ухо. Уши должны стать теплыми.
  • Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обоих ушей — отпустили, нажали, отпустили.
  • Нажали пальцами на мочки, помассировали, отпустили.
  • Массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторо­ну, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.
  • Сделали веточку из безымянного и указательного пальцев, засунули туда уши и — вверх-вниз, вверх-вниз — так, чтобы передняя и задняя стороны ваших ушей хорошенько массировались.
  • Начинаем дергать себя за уши — сначала 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем вверх тоже 20 раз.
  • Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько ее помасси­руйте.
  • Потяните уши в сторону — снова 20 раз.
  • Теперь выгибаем их вперед, а затем в обратную сторону (20 раз).

Комплексы упражнений для физкультминуток и физкультурных пауз

Спасибо за внимание!

Преподаватель физической культуры ГБПОУ МО

« Ступинский техникум им. А.Т.Туманова» Манишина Елена Николаевна

Физкультминутки на уроке в начальной школы помогают деткам снять напряжение от учебного процесса, слегка размяться от долгого сидения за партой, сменить вид деятельности и потом лучше усваивать новый материал. Физкультминутки- это небольшой комплекс физических упражнений: наклонов, потягиваний, поворотов, прыжков. Все действия выполняются под стихотворный текст. Важно, чтобы стихотворение для физкультминутки было подобрано соответственно возрасту ребенка.

Учителю важно помнить, что упражнения и сопутствующее стихотворение нужно периодически менять.

*** Ветер дует нам в лицо, — детки машут ручками себе на лицо Закачалось деревцо. — поднимаем руки вверх и качаемся Ветер тише, тише, тише. — приседаем Деревцо все выше, выше. — встаем, тянемся руками вверх.

*** Буратино потянулся, — поднимаем ручки вверх и встаем на мысочки Раз – нагнулся, — наклоны вперед, доставая пальчиками до пола Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел, — разводим руки в стороны Ключик видно не нашел. — качаем головой Чтобы ключик нам достать, — поднимаем ручки вверх Нужно на носочки встать. — тянемся вверх, вставая на мысочки.

***

Мы — веселые мартышки, — дети встают со своих мест Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, — топают ногами (ходьба) Все руками хлопаем, — хлопают в ладоши Надуваем щечки, — надувают детки щеки Скачем на носочках. — прыжки Дружно прыгнем к потолку, — высокий прыжок Пальчик поднесем к виску — подносим оба указательных пальца к виску И друг другу даже Язычки покажем! — показывают языки Шире рот откроем , — открывают рот Гримасы все состроим. — строят гримасы Как скажу я слово три, Все гримасы убери. Раз, два, три!- садятся на места

*** Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.

*** Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуться, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть.

*** Дети повторяют за учителем упражнения, а заодно повторяют понятия право-лево.

Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!

*** Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали.

*** Все подняли руки — раз! На носках стоит весь класс, Два — присели, руки вниз, На соседа повернись. Раз! — И вверх, Два! — И вниз, И к соседу повернись. Будем дружно мы вставать, Чтобы ногам работу дать. Раз — присели, Два — поднялись. Кто старался приседать, Может уже отдыхать.

*** Раз, два – наклонимся мы слегка. Три, четыре – руки в боки, будем делать многоскоки. Пять, шесть – на лесенку надо влезть. Семь, восемь – пробежаться вас попросим. Девять, десять – вот и всё. Скоро встретимся ещё.

*** С добрым утром, детвора! — детки поднимаются из-за парт и становятся в проход Просыпаться всем пора! Потянулись – потянулись. — потягиваются на мысочках Вот уже почти проснулись. Руки в стороны, вперёд, — руки разводим в стороны и сводят вперед А теперь наоборот. Наклонились до носочков, — наклон к носочкам Пробежались на мысочках. — тихонечко бежим на месте Прыгай дружно прыг да скок. — прыжки на месте Продолжаем свой урок. — дети садятся за парты.

*** Утром дети в лес пошли — дети шагают, высоко поднимая ноги И в лесу грибы нашли — выполняют приседания, Наклонялись, собирали — наклоны вперёд, По дороге растеряли — разведение рук в стороны.

*** У меня спина прямая, — дети встают и расправляют плечи Я наклонов не боюсь — наклоны вперед. Выпрямляюсь, прогибаюсь, Поворачиваюсь. — делаем повороты. Раз — два, три — четыре. Три — четыре, раз — два. Я хожу с осанкой гордой. — поворачиваются в стороны Прямо голову держу, — поклон вперед Никуда я не спешу. — руки за спину и ходьба на месте Раз — два, три — четыре, — повороты туловищем Три — четыре, раз — два. — снова ходьба на месте Я могу и поклониться. — поклон И присесть, и наклониться, — приседание и поклон вперед Повернись туда — сюда! — повороты Ох, прямешенька спина! Раз — два, три — четыре, — повороты туловищем Три — четыре, раз — два. — снова ходьба на месте.

Доклад «Физкультминутка в ДОУ и её значение»

Физкультминутка в ДОУ и её значение

В последнее время все более широкое применение в детском саду находят здоровьесберегающие технологии. Одним из направлений этих технологий является использование в дошкольных учреждениях методов по активизации мышечного тонуса и моторно — координаторных систем. Физкультминутка, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Физкультминутка — это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т.е. на оздоровление организма детей. Комплексы — это упражнения, составленные из разных движений, направленные на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. В комплексы, помимо, физических упражнений, могут входить элементы массажа, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения для глаз.

Цель проведения физкультминутки (динамической паузы) — повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение.

Воспитывать детей физически совершенными — значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.

Для решения задач, улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания, в т. ч. и физкультминутки. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействует на детский организм.

Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий. Строится она из 4-5 упражнений для рук, туловища, ног, не требующих сложной координации.

Тематические физминутки на уроках в начальной школе

Тематические физкультминутки на уроках в начальной школе

Учитель начальных классов Дудина Лилия Ивановна
Цель физминуток — активно изменить деятельность детей, ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий. Основные задачи: 1)снять усталость и напряжение; 2)внести эмоциональный заряд; 3)совершенствовать общую моторику; 4)вырабатывать четкие координированные действия по взаимосвязью с речью; 5)тренировка скоростных навыков и выполнения мыслительных операций. В своей работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии, среди которых особо выделяю тематические физминутки. Считаю, что данный материал будет полезен любому учителю, идущему на урок в начальные классы.

1.Физминутки на уроках окружающего мира

«Где много витаминов?» Дети встают в круг. Я бросаю мяч любому ученику, называя продукт. Если в этом продукте много витаминов, то ученик ловит мяч, а остальные хлопают в ладоши. Если витаминов нет в продукте, отбрасывают, все топают ногами. «Травы, кустарники, деревья» Называю различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья. «В Светофор мы поиграем» Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы писать. (Потягивания.) В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.) Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.) Красный свет нам «Стой!» — кричит, Ждать зеленого велит. Чтобы было ждать не скучно, Наклоняемся мы дружно. И назад. И вперед. (Наклоны.) Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.) Вот и желтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.) Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.) Вверх поднимем, Вниз опустим, Пролетим как самолет. (Прыжки.) Вот зеленый загорелся, Можно нам идти вперед. Левой, правой, Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.) Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.) Светофор — помощник славный Уставать нам не дает. На уроке по теме «Как развивается растение» можно провести игру «Как росло растение»: предлагаю детям представить, что они маленькие семена, попавшие в почву (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек). Далее рассказываю, как развивается из семени растение. — Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться (мышечное напряжение, глаза зажмурены). Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи (расслабление мышц). Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

2. Физминутки на уроках математики

На уроках математики в первом классе провожу игру «Море волнуется …», потом показываю рыбку с примером и называю ответ. Если правильно, то дети хлопают, если нет, то топают. Текст произносится до начала выполнения упражнений. – До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. — стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх — в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз)) – Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед — вниз) – Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. — стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны) – Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. — стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед) – На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. — основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх — в стороны, потянуться) – Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. — основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны — вверх, ладони ниже уровня плеч) – Будем считать, Грибы собирать (и. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов) – Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. — стоя, руки на поясе, прыжки на носках) – Ягоды считаем, Дружно приседаем, (и. п. — основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая) Мы семь раз в ладоши хлопнем, Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи – Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.) Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

3.Физминутки на уроках письма и русского языка

В первом классе чтобы дети быстрее запомнили прописные буквы, использую минутку «Угадай букву» один ребенок стоит спиной ко всем и в воздухе волшебной палочкой записывает прописную букву, а остальные угадывают. Ведущий меняется с тем, кто угадал. Минутки с мячом кидаю, называю слово дети — делят на слоги, — называют синонимы, антонимы, — ставят ударение.
«Мягкий разделительный знак» Если услышите в слове мягкий разделительный знак, вы присядете, если его нет – прыгнете. «Мягкий знак» Бежишь, спешишь, поешь, о мягком знаке вспоминаешь? «Имена существительные» Услышите существительные мужского рода — надо похлопать, если женского надо подпрыгнуть, если среднего развести руками. «Имя прилагательное» Попробуйте движениями, мимикой, жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, веселый, высокий, маленький и т. д. «Фразеологический зверинец» Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Дети называют животных и пантомимой или мимикой изобразить их. Голоден, как … (волк). Хитёр, как …(лиса). Труслив, как … (заяц). Надут, как … (индюк). Неповоротлив, как … (медведь). Упрям, как …(осёл). Здоров, как … ( бык). Колюч, как … (ёж). Если буква гласная вызвала сомнения, Ты её не медленно ставь под ударения. Я ТЫ, ОН, ОНА — вместе дружная семья. Вместе учимся читать, вместе учимся писать. И конечно, и конечно — звук от буквы отличать. Раз, два, раз, два – написать нам звук нельзя. Звук мы произносим, слышим, А в тетради буквы пишем. Состоят из букв слова . Знает это он, ты, я. Раз, два, три, четыре, пять- Надо четко всем нам знать. Буквы мы читаем, пишем, Звуки произносим, слышим. Звук от буквы отличай И пятерки получай Раз, два, три, четыре, пять- Это всем нам надо знать. Сочетанье ЖИ и ШИ Пишем только с буквой И. Чаща, роща- здесь ЧА- ЩА Дружит только с буквой А. Щуку я тащу, тащу , И от счастья всем кричу- ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ Все пишите с буквой У. (Проговаривая слова физминутки, дети повторяют за учителем движения) Запомни раз и навсегда, Что гласные Е,Ё,Ю,Я, В начале слова, как всегда Обозначают звука два. Вот в слове ЕЛКА букв четыре, А если звуки посчитать, То их, конечно, не четыре . А в ЕЛКЕ звуков будет пять. И если в слове после гласной Окажутся Е, Ё, Ю, Я. То будет в каждой такой букве Звук не один, а целых два. Нужно слитно написать. «Части слова» На доске записан текст. Прежде чем выполнить физические упражнения, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки. Милым детям нужно _стать, Руки медленно _нять. Пальцы _жать, потом _жать, Так секунду _стоять. Руку плавно _пустить. Всё ещё раз повторить С при – приставкою присесть, С по – приставкою подняться, С под – подпрыгнуть, подмигнуть, С по – приставкой посмеяться. С вы- вытягиваем руки. С о – опустим их опять. Вот и все. Настало время С за – зарядку завершать Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»

Рекомендуем посмотреть:

Комплекс минуток — отдыха для начальной школы Космическая физкультминутка для детей 5-6 лет Физминутки для младших школьников Анимационные физминутки для глаз в программе PoverPoint пошагово с фото

Похожие статьи:

Гимнастика для глаз. Упражнения для детей

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]