Развитие речи в средней группе ДОУ
Развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработку четкого произношения, считается одной из основных задач для дошкольников.
Занятие по речевому развитию
Обратите внимание! Для правильного речевого развития у детей в средней группе воспитатели проводят колоссальную работу. Она базируется на комплексе специальных упражнений и методических приемов, направленных на совершенствование речевых навыков и формирование высокой культуры и вежливости речи.
Для развития речи в средней группе ДОУ используются различные направления:
- углубляются знания и представления детей об окружающих предметах;
- дети знакомятся с деталями и названиями частей вещей;
- изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений;
- пополняется словарный запас в сфере профессий;
- изучаются слова, обозначающие отношения между людьми;
- дети учатся выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.
Для решения поставленных задач в средней группе воспитатель должен ответственно подходить к процессу и целенаправленно вести занятия.
Требования ФГОС по речевому развитию
Все образовательные учреждения, независимо от того государственные они или частные, должны ориентироваться на определенные программные требования, которые указаны в ФГОС.
Что касается речевого развития дошкольников, то требования следующие:
- постоянно должен обогащаться словарный запас;
- ребенок должен в соответствии с возрастом владеть речевыми навыками;
- должен расширяться звуковой и интонационный диапазон выразительности речи;
- развиваться умение воспринимать звуки на слух и при этом слышать, идентифицировать и при наличии ошибок, исправлять их;
- развиваться умение слушать и запоминать сюжетную линию;
- формироваться логически последовательная и осмысленная речь;
- навыки пересказа и обыгрывания диалогов;
- ребенок должен обучаться эмоциональной передаче смысла и чтению стихотворения наизусть с выразительностью;
- должна проводиться работа по расширению кругозора дошкольников о предметах, свойствах, явлениях и понятии системы координат;
- вводится в лексикон обобщающие понятия;
- проводиться обучение совершенствованию грамматического построения предложений.
Обратите внимание! Все обучающие занятия должны проводиться воспитателем так, чтобы они одновременно включали в себя решение поставленных задач и игровые моменты. Только в таком случае детей можно будет заинтересовать и добиться желаемых результатов.
Направления речевого развития (ФГОС ДО)
Возрастные психологические особенности детей средней группы ДОУ
Средний дошкольный возраст в плане развития является продолжением раннего возраста. В этот период дети осваивают мир постоянных вещей, овладевают культурой речи, а также происходит формирование и становление психологического восприятия.
В среднем возрасте дети продолжают активно развивать речь, способность к замещению, мышление и воображение. С помощью речи воспитанники средней группы выражают свои эмоции и делятся впечатлениями.
Обратите внимание! Происходит стремительное развитие запоминания информации и удерживание ее в памяти, а также усиливается способность к концентрации внимания.
Как правило, в этом возрасте в детских садах воспитатели проводят специальные плановые занятия по развитию речи. Они предусмотрены специальными образовательными стандартами. Но, несмотря на это, педагогическая работа в данном направлении, не ограничивается определенными рамками. Самое главное, чтобы при подборе инструментов воспитатель должен учитывать все возрастные особенности своих воспитанников.
НОД по речевому развитию в подготовительной группе по ФГОС
Методические средства
Перед педагогом в рамках требований речевого развития стоят серьезные задачи, которые вынуждают подходить к процессу вдумчиво, ответственно и в соответствии с определенными стандартами.
Основные педагогические приемы
Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно быть основано на определенном педагогическом приеме. В настоящее время выделены три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении. Это словесные приемы, наглядные и игровые.
Их суть заключается в следующем:
- Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
- Ежедневное чтение художественной литературы, которая предусмотрена образовательной программой.
- Проведение работы с детьми в формате беседы.
- Применение игровых технологий.
- Систематическое и ненавязчивое повторение нового слова.
- Мотивирование на выполнение учебного плана.
Обратите внимание! Кроме выполнения перечисленных выше педагогических приемов, воспитатель обязательно должен организовывать для воспитанников физкультминутки. Они тоже являются частью учебного плана и помогают формировать у детей серьезное отношение к физической культуре.
Игры по речевому развитию
К пяти годам дети должны научиться правильно, произносить все звуки. Добиться цели можно благодаря ежедневной дыхательной гимнастике.
Дидактические игры по «Развитию речи»
А сформировать грамматически правильную речь можно благодаря играм и упражнениям:
- «Больше-меньше».
- «Назови ласково».
- «Чья игрушка».
- «Продолжи предложение».
- «Какой».
Оборудование речевого уголка
Чтобы стимулировать самостоятельность и неформально игровое общение с детьми согласно требованиям ФГОС должна быть создана эстетически привлекательная, комфортная и специальная предметно-развивающая обстановка, в которой дети не будут бояться, а наоборот чувствовать себя легко и непринуждённо.
Важно! Речевой уголок лучше всего располагать удаленно от игровой зоны в хорошо освещенном месте. Он обязательно должен быть оборудован дидактическими и наглядными пособиями, а также необходимыми материалами, которые используются воспитателем во время занятий.
Речевой уголок
Таблица: заполнение речевого уголка по разделам
Раздел | Содержание |
Грамота | Схемы слов, предложений и соответствующие игры («Сложи слово», «Подбери слово»), ребусы и кроссворды. |
Связная речь | Сюжетные картинки, «Играем в профессии», «Угадай по описанию». |
Грамматика | Игры «Назови ласково», «Один-много». |
Лексика | Картинки, лото, пазлы. |
Звукопроизношение | Игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков. |
Дыхание | Дудочки, пузырьки, шары для надувания. |
Мелкая моторика | Карандаши, пазлы, мозаика, волчки. |
Фонетический слух | Игры на дифференциацию звуков. |
Артикуляционная гимнастика | Картинки, комплексы упражнений, методическая литература. |
Высшие психические функции | Домино, разрезные картинки. |
Обратите внимание! Помимо всего прочего специалисты рекомендуют иметь в речевом уголке книгу Ушаковой «Развитие речи» В ней подробно рассмотрены все проблемы развития речи детей средней группы, подобраны методические рекомендации и составлены конспекты занятий.
Валентина Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе детского сада
Планы занятий
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой
Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.
От автора
Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.
Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
Пособие «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).
Особенности развития речи детей пятого года жизни
В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их качеств и свойств (цвет, форма, величина, фактура и т. д.), а также понятий, характеризующих пространственные и временные отношения.
Детей учат использовать в речи обобщающие слова, например: одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные
; группировать знакомые предметы и классифицировать их (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя).
Словарь дошкольников пополняется за счет слов, отражающих взаимоотношения между людьми.
Дети начинают использовать в речи названия воинских профессий: моряки, пограничники, летчики
и т. д.
Овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. На пятом году жизни дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.
В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.
Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и
, а также сложноподчиненными предложениями (как правило, с придаточными дополнительными и придаточными времени). Возрастает количество сложноподчиненных предложений с придаточными причины.
Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, дети затрудняются одновременно следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании простых предложений, входящих в состав сложного.
Программа предусматривает обучение детей пятого года жизни умению пользоваться грамматически правильными формами слов, в ответах и рассказах выражать свои мысли законченными предложениями, смысл которых понятен окружающим. Решение этих задач требует планомерной, целенаправленной работы воспитателя.
Требования программы по обучению четырехлетних детей разговорной (диалогической) речи сводятся к формированию у них умения слушать и понимать обращенную к ним речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно следует воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность – качества, необходимые человеку в общении с окружающими.
Воспитатель должен учить детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, стараясь при этом не нарушить живость и эмоциональность речи, ее своеобразие. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность высказываний обусловливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.
Занятие развитие речи в средней группе
Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.
Занятия по сказкам
Структура занятия
Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:
- Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
- Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
- Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
- Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.
Звуковая культура речи в средней группе детского сада
План индивидуальной работы с ребенком средней группы по развитию речи
12 сентября 14
Х. В. 06.10.10
ниже возрастной нормы
ниже возрастной нормы
ниже возрастной нормы, слабые ассоциативные связи
формообразовательные модели языка не усвоены в пределах возрастной нормы,
неадекватное употребление предлогов, ошибки формообразования.
стойкий морфемный аграмматизм
понимание смысла синтаксических конструкций затруднено
не сформирован, трудности различения основных фонем речи
грубо нарушено,грубые нарушения слоговой стр-ры слов, смягчение и смешение согласных звуков
– – – – – – – – – – – – – + + + + + + + + + + + + + + + – – – –
– – – – – – – – – – – – – – –
укороченная уздечка языка, неправильный прикус, отсутствие передних зубов
оральная апраксия, повышенный тонус артикуляционных мышц
нарушен темп речевого дыхания, повышенная утомляемость голоса
нарушение ритма речи, допускает ошибки ударения, речь интонационно не выразительна, неправильное интонационное членение, не понимает логическое ударение