Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»
Этап НОД | Содержание этапа |
Цель и задачи | Формировать представление о честности.
|
Оборудование |
|
Вступительная часть | Приветствие и настрой на работу. – Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. – Как ваше настроение? Игра «Найди косточку» – Посмотрите на эти картинки. Тут изображены ягоды. Найдите среди них ягодку с косточкой. Знакомство с портретом писателя. – Посмотрите на этот портрет. На нём изображён Лев Николаевич Толстой. Это великий русский писатель, который подарил нам очень много интересных рассказов, сказок, стихов и даже загадок. Он очень любил детей: открыл школу в Ясной поляне (это усадьба в Тульской губернии), учил их по «Азбуке», которую написал сам. – Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Хотите узнать, о чём он и почему так называется? |
Основная часть | Воспитатель читает рассказ. Вопросы для беседы: — Что купила мама? — Как повёл себя Ваня? — Кто заметил, что сливы не стало? — Почему Ваня решил съесть сливу? — Почему он не признался? — Почему беспокоился папа? — Как Ваня должен был поступить? Физкультминутка Воспитатель читает стих детям и даёт указания по движениям:
— Говорят: «Все тайное рано и поздно становится явным». Вы согласны с этим? Приведите пример из рассказа «Косточка». — Скажите, нужно ли что-то скрывать и быть нечестным, если правду все равно узнают? Словарная работа. — В рассказе было выражение «покраснел как рак». Посмотрите на иллюстрации к сказке. Вы поняли, что оно означает? Как ещё можно было это описать? — Что означает слово «сочла»? Горница — это что? |
Заключительная часть | — Как называется рассказ, который мы сегодня обсуждали? — Почему он так называется? — Как бы поступили вы на месте Вани? — Вы все очень хорошо работали сегодня, молодцы. |
Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы — это залог продуктивной работы каждого ребёнка. Стихи, загадки, дидактические игры — всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения. Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.
Мотивация дошкольников на занятиях
В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:
- Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
- Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
- «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
- «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.
В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).
Вопросы для беседы:
- О чём рассказывается в этой сказке?
- Как лиса попала в кувшин?
- Как она сначала разговаривала с кувшином?
- Какие слова она говорила?
- А как лиса стала потом разговаривать?
- Какие слова она говорила?
- Чем заканчивается сказка?
- Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?
Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.
Игры на развитие интонации:
- Угадай интонацию,
- Скажи ласково,
- Скажи сердито.
При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.
Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.
- Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша… (мама).
- Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? — Очень модная девчонка — Моя старшая… (сестрёнка).
- С веточки на веточку Прыгает, резвится, Ловкая, проворная, А не птица. (Белка).
- Полетала над цветами, Полетала над полями. Весело жужжала. Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе… (пчела).
Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.
Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей
Структура занятия
Каждое занятие с детьми должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из следующих частей:
- Вводная часть (создание мотивации).
- Создание проблемной ситуации.
- Основная часть.
- Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
- Физкультминутка (одна или несколько).
- Заключительная часть (решение проблемной ситуации).
В работе с детьми дошкольного возраста нужно очень грамотно планировать занятие. Чтобы оно оказалось максимально продуктивным, необходимо чередовать различные виды деятельности. Помимо чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную или коммуникативную деятельность.
Любимую сказку можно не только прочитать, но и сыграть
К примеру, одним из обязательных элементов каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, улучшить эмоциональное состояние и проч.
Формы проведения физкультминуток:
- общеразвивающие упражнения,
- подвижная игра,
- дидактическая игра с движениями,
- танцы,
- движения под чтение стихотворения.
На занятиях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать любую из вышеперечисленных форм, но чаще всего в качестве физкультминутки используются движения под чтение стихотворения.
Пример физкультминутки под чтение стиха
Помимо этого, нужно составлять временной план занятия. Воспитатель должен помнить, что занятие, которые длится больше тридцати минут, неэффективно.
Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.
- Вводная часть. 1–2 минуты.
- Создание проблемной ситуации. 2–3 минуты.
- Основная часть. 23–25 минут.
- Заключительная часть. 2–3 минуты
Картотека тем
Картотеки художественной литературы составляют по разным критериям. Например, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/дикие животные, земля/вода и проч.
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,
- Н. Носов «Огурцы»,
- Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».
Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, праздники, гражданин и проч.
- Н. Носов «Мишкина каша»,
- Д. Габе «Моя семья»,
- Я. Сегель «Как я был мамой».
Критерием для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, правила поведения в природе и проч.
- А. Барто «Гроза»,
- О. Смирнов «Степной пожар»,
- Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».
Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Критерии: образовательные области.
Из области нравственного воспитания:
- Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»,
- Русская народная сказка«Заяц-хвастун»,
- Русская народная сказка «Царевна-лягушка»,
- Б. Шергин «Рифмы»,
- Русская народная сказка«Сивка-бурка»,
- Русская народная сказка«Финист — ясный сокол»,
- В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»,
- С. Михалков «А что у вас?»,
- Ненецкая сказка «Кукушка»,
- «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского),
- К. Чуковский «Мойдодыр».
Книга К. Чуковского «Мойдодыр» обязательна должна изучаться в ДОУ