Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада на тему: Моя семья


Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада на тему: Моя семья

Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах, воспитание любви и уважения к родным и близким. Задачи: Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях. Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению. Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение. Материалы: Макет дома на доске, картинки, обозначающие членов семьи, Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Собрались все дети в круг Я твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Воспитатель: С таким замечательным настроением я приглашаю вас в гости к девочке Даше. Воспитатель: Живёт Даша в этом красивом доме (обращаю внимание детей на макет дома). Но Даша живет не одна. И вот, чтобы нам узнать с кем она живет, нам надо будет отгадать загадки. (при отгадывании загадки детьми правильно устанавливаю в окошки дома картинку, обозначающую членов семьи). Воспитатель: Слушайте внимательно: 1. Кто научит гвоздь забить, Даст машину порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым (папа) 2. Кто стирает, варит, шьёт, На работе устает, Просыпается так рано?- Лишь заботливая ….(мама) 3. Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медом даст оладушки?- Это наша- ….(бабушка) 4. Он трудится не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед- Мой родной, любимый …. (дед) 5. Кто веселый карапузик- Шустро ползает на пузе? Это младший мой…. (братишка) 6. Кто любит и меня и братца, Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка Моя младшая … (сестренка) Воспитатель: А теперь посмотрите, что же у нас с вами получилось. А получилась картина- мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Как можно назвать это одним словом? (Ответы детей: Семья) Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу. Давайте перечислим, из кого состоит семья (Ответы детей: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат, сестра, я.) Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу? (Ответы детей: Любят друг друга, уважают, помогают.) Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково» (я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково) Дочь – доченька, дочурка Сын – сынок, сыночек Папа – папочка, папенька, папуля Мама – мамочка, мамуля. Дед – дедушка, дедуля Бабушка – Бабуля, бабулечка. Сестра – сестренка Брат — братишка Внук – внучок Внучка –внученька Воспитатель: Молодцы, ребята! — Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных. — Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек. — И никогда нельзя их … (Ответы детей — огорчать, расстраивать..) Игра «Солнышко и тучка» Воспитатель: Посмотрите, у вас в корзиночках лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку. — Вы помогли мама вымыть посуду? — На прогулке испачкали куртку? — Убрали за собой игрушки? — Подрался с другом? — Заботишься о бабушке, она заболела? — Разбил мамину любимую вазу? — Поздравил дедушку с днем рождения? — Порвали книгу? — Нарисовали красивую картинку? -Съели манную кашу? Воспитатель: Молодцы, ребята! Совершайте только хорошие поступки и над вами всегда будет светить солнышко. Ребята, вы наверное, устали? Давайте отдохнем. Физминутка. Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте) Всех могу пересчитать: (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо) Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши). Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру. Готовы? Дидактическая игра «Собери цепочку» Воспитатель: Возьмите карточки и разложите их по порядку, в соответствии с возрастом (сначала самый младший, затем тот, кто старше и т. д.). Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы там заметили. (Ответы детей — Что у девочки Даши есть семья.) Воспитатель: Хорошо! — Ребята, а в каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы: Игра «Кто старше, кто моложе» — Кто старше бабушка или мама? — Кто младше ребенок или папа? — Кто старше мама или ребенок? — Кто младше дедушка или папа? -Мама моложе, а бабушка – (старше) -Дедушка старше, а ребенок – (моложе) Воспитатель: Молодцы! Справились. — Ребята, как люди должны жить в семье (дружно, должны заботиться друг о друге) — Верно. А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши бабушки и дедушки, ваши родители всегда, что-то делают по дому. Я буду называть обязанности, а вы будете поднимать карточку того, кто это делает дома. Ходит на работу — шьет – ходит в магазин за покупками – учит уроки готовит пищу – ухаживает за цветами – вытирает пыль – моет посуду – убирает в доме – гладит – играет – стирает – читает сказку на ночь – мастерит – Воспитатель: Молодцы, справились! Ребята у всех есть семья. Мы с вами сделаем и подарим своим родным символ семьи– цветок – ромашка. (из белой бумаги вырезать ромашку, наклеить серединку из желтой бумаги. Воспитатель: Отлично! У вас получились красивые ромашки. Ваши родные очень обрадуются такому подарку. — Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? — Что такое семья? — Как люди должны жить в семье? — Как вы должны относиться к своим родным? Скажем спасибо за гостеприимство девочке Даше и пригласим ее к нам в гости.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект НОД в средней группе «Помоги Петушку» Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто в теремочке живет?» Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка»

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Конспект занятия на тему: «Моя семья» (средняя группа)

Транскрипт

1 Конспект занятия на тему: «Моя семья» (средняя группа) Программное содержание: Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории: Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата; закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов; Развитие мелкой моторики; Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении; Введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия; Развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе; Развитие детского творчества. Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; Воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи. Оборудование: мяч, корзинка. Методы и приемы: беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание рисунков.

2 Дидактическое обеспечение: Семейные фотографии детей, иллюстрации к сказкам. Активизация словаря: Семья, забота, обязанности, члены семьи. Предварительная работа: Рассматривание с детьми семейных фотографий; Наблюдение и запоминание, какие обязанности. Какую работу выполняю дома члены семьи; Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей; Чтение художественной литературы о семье: сказок «Три медведя», «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»; Дети с родителями рисуют рисунки на тему «Моя семья»; Беседы с родителями детей; Привлечение родителей к участию в изобразительной деятельности ребенка; Разучивание пальчиковой игры «Кто приехал?». Использованная литература: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы и др. О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение. Воспитатель читает стихотворение:

3 Есть в доме любом семейный альбом Как в зеркале мы отражаемся в нем Пускай, не всегда мы красивы, Зато эти фото правдивы. Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете, что такое семья? Ребенок 1: Семья это мама, папа, брат и я. Ребенок 2: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают? Ребенок 1: Мою маму зовут МиляушаРасиховна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Рамиль Альбертович, он тоже врач. Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она учитель. Папа Игорь Дмитриевич. Он работает строителем. Воспитатель: У кого есть братья и сестры? Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Алмаз. Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький. Ребенок 3: У меня есть старшая сестра — Эвелина. Воспитатель: Дружно ли вы живете? Ребенок 1: Мы всегда дружим. Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.

4 Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших? Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин. Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску. Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими. Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно. Очень бабушку свою, Маму мамину люблю, У нее морщинок много- И на лбу седая прядь, Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. О ком эти строки? Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка — это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа это ваши родители. Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки? Дети выполняют задание. Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки? Ребенок 1: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк. Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.

5 Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела. Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел. Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните. Ребенок 1: Надо позвонить! Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости! Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом? Дети говорят: Семья! Воспитатель: Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про Красную Шапочку, где внучка пошла навестить свою больную бабушку и понесла ей гостинцы. Но по дороге встретила волка а что было дальше? Дети: Волк съел бабушку и внучку. Воспитатель: Правильно! Если б девочка знала, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми и говорить свой домашний адрес или адрес близких людей, то все бы были живы и здоровы. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

6 Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я. Например, ходит на работу — Кто? Ребенок договаривает: Мама и папа Воспитатель: Учит уроки Ребенок: Сестра, брат. Воспитатель: Моет посуду Ребенок: Мама и бабушка. Воспитатель: Мастерит Ребенок: Папа, старший брат, дедушка. Воспитатель: Ходит в магазин за покупками — Ребенок: Бабушка, мама, папа. Воспитатель: Убирает в доме Ринат: Мама, сестра, бабушка. Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками. Физкультурная минутка. Пальчиковая игра «Кто приехал?». Дети выполняют все движения по показу воспитателя. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Кто приехал? (большими пальцами «хлопают») Мы, мы, мы (4-мя пальцами, кроме больших) Мама, мама, это ты? (большими пальцами)

7 Да, да, да (указательными пальцами) Папа, папа, это ты? Да, да, да (большими пальцами) (средними пальцами) Братец, братец, это ты? (большими пальцами) Да, да, да (безымянными пальцами) Ах, сестричка, это ты? Да, да, да (большими пальцами) (мизинцами) Все мы вместе, да, да, да! (всеми пальцами) Воспитатель: Молодцы! Детки, давайте встанем кругом. (дети встают кругом по середине группы) Ой, посмотрите какая красивая корзинка! (берет и показывает корзинку). Это не простая корзина, а волшебная. А теперь давайте распределим обязанности в семье. Кому на ладошку поставлю корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые дома делает вся семья. Договорились? Игра «Давайте справедливо распределим обязанности» Воспитатель: Зиля, папа что делает? Зиля: Зарабатывает деньги, делает ремонт. Воспитатель: Карим, мама что делает? Карим: Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит. Воспитатель: Илана, сын что делает? Илана: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит. Воспитатель: Альберт, дочь что делает? Альберт: Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.

8 Воспитатель: Алия, бабушка что делает? Алия: Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками. Воспитатель: Егор, дедушка что делает? Егор: Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками. Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на коврик. (садятся на ковер). Вы очень много рассказали о своей семье. А какая она у вас: большая, веселая? Игра «Какая у вас семья?» Дети поднимают руку и отвечают: Дети: Большая, дружная, маленькая, заботливая, хорошая, крепкая, счастливая. Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер. Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться. Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга. Ребенок 4: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать. Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями. Звучит песня «Моя семья»,муз. А. Ермолова, сл. А.Бочковской. Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».

9

НОД на тему «Моя семья» в средней группе

(Воспитатель МАОУ СОШ № 43 Кучеренко М.Н..)

Программное содержание: — Закрепить представления детей о семье.

— формировать у детей элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом.

— все члены семьи обязаны защищать своего ребенка.

— воспитывать любовь ко всем членам семьи.

Материал к занятию: словарное слово пожилые, иллюстрации семьи. Рассказы детей, которые они сами сочиняли дома с родителями на тему «Моя семья», картинки из сказок с семьей, созданные ситуации. Рисунки своей семьи.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я вам принесла загадку. Вы ее отгадаете и поймете, о чем мы сегодня будем разговаривать. 7-я.

Загадка: Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «Я» Что получится? (Семья)

Дети: Семья

Воспитатель: Молодцы! У каждого человека есть своя семья. Поднимите руку те, кто считает, что он живет в семье. Скажите, а кого вы называете членами своей семьи?

Дети: бабушка, дедушка, мама, папа, братья, сестры.

Воспитатель: давайте рассмотрим фотографии некоторых семей (воспитатель листает альбомные листы). На них мы видим мужчин, женщин, девочек и мальчиков (воспитатель говорит с остановкой, ждет, чтобы дети ему помогали договаривать). А теперь обратите внимание на работы ваших семей, которые вы сделали дома – молодцы! Кто желает рассказать о своей семье ?

— Дети рассказывают (3-4 ребенка).

Воспитатель: скажите, в семье мужчинами кто может быть? Дети: папа, дедушка, брат (сын) Воспитатель: а кто в семье может быть женщиной? Дети: мама, бабушка, сестра (дочь) Воспитатель: по возрастам люди делятся на кого? Дети: дети, взрослые и пожилые. Воспитатель: обращается к кому – либо из детей, например, Никита, кого ты отнесешь к пожилым людям?

Физкультминутка:

стоя, дети проговаривают, массажируя пальчики о всех членах дружной семьи.

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папенька, Этот пальчик – маменька, Этот пальчик – Я, Вот и вся моя семья.

Воспитатель: расскажи, как о тебе заботятся в твоей дружной семье? — приятно ли тебе это и почему? — какие чувства ты испытываешь, когда находишься дома?

Дети отвечают на вопросы воспитателя. Сейчас вы назвали чувства, которые испытываете в семье, такие как радость, любовь, заботу, ласку, чувство защищенности.

В народе есть очень много пословиц о семье, о матери. — вся семья вместе, так и душа на месте! — нет роднее дружка, чем родная матушка

А вы какие знаете пословицы? Дети зачитывают. Молодцы!

А сейчас я вас прошу обратить внимание вот на эти иллюстрации. Кого ты видишь на них? Дети говорят по иллюстрациям. Воспитатель делает вывод: художники очень любили изображать семьи, отдельно маму с ребенком и др. О семье еще и написаны стихи Воспитатель: а вот послушайте стихотворение о семье

Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Воспитатель: очень важно, когда члены семьи заботятся о своем ребенке. Ведь даже звери живут семьями и заботятся о своих детях. Посмотрите вокруг себя и найдите в группе фрагменты из сказок, где животные живут семьей и заботятся о своих детенышах.

Дети видят и называют сказки: Три поросенка, Три медведя (ситуация из игрушек), иллюстрации: «Волк и семеро козлят»

Воспитатель проводит итоги занятия: «У нас у всех тоже есть семьи. Вы для своих родителей сыновья и дочери, для бабушек и дедушек – внуки и внучки. У некоторых из вас есть братья или сестры, для которых вы тоже брат или сестра. Мы все очень любим своих родных, стараемся заботиться о них, не огорчать и не расстраивать, жалеть их, помогать им, говорить добрые и ласковые слова».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]