Аппликация в средней группе детского сада: организация работы с детьми


Суть аппликации: цели и задачи в средней группе

Аппликация — это разновидность изотехники, которая основывается на создании сюжетной композиции при помощи бумажных, тканевых деталей, элементов из природных материалов, крупы или зёрна, расположенных и приклеенных/пришитых на плотную подложку — картонную, бумажную или драпированную тканью.

В средней группе малыши становятся более самостоятельными при выполнении аппликации

Миссия занятий аппликацией заключается в следующем:

  • обогащении представлений детей об окружающем мире, в частности о понятиях формы, оттенков цветов, начальном понимании пропорциональности и расположении элементов на ограниченном пространстве (на листе бумаги или картона);
  • формировании основы критического мышления, то есть умения сравнивать, обобщать, делать простые выводы;
  • развитии логики, образного мышления, речи через составление рассказов по мотивам аппликаций;
  • тренировке моторики рук;
  • пробуждении вкуса к творческой работе, стремления гармонизировать цвет и форму в целостных сюжетах;
  • воспитании инициативности, самоорганизации и умения работать с напарником или в группе.

Задачами занятий по этому виду изобразительного творчества в средней группе является:

  • освоение навыка прямого вырезания в разных (!) направлениях, а также с элементами создания округлых форм путём срезания углов у квадрата;
  • отработка умения комбинировать элементы для получения цельной композиции (если положить квадраты друг над другом, получится башня, а если над квадратом расположить треугольник — домик);
  • тренировка составления сюжетов из разных по размеру геометрических форм (из 10–12 деталей), в частности в форме треугольника, круга, квадрата, прямоугольника;
  • развитие навыка находить эстетически привлекательные сочетания аппликации с другими видами изотворчества;
  • формировать навык работы в парах;
  • воспитывать умение давать оценку своей работы.

Дети учатся работать и просто рядом, и в парах, мини-группах

Новые навыки аппликации в средней группе

Главным «приобретением» среднего дошкольного возраста является тренировка умения пользоваться ножницами. Кроме этого, малыши 4–5 лет:

  • располагают и клеят элементы сюжета на основу, имеющую неправильную форму;
  • учатся формировать нужные по форме и размеру детали путём отрезания углов, обрезания элемента по всему периметру или только снизу/сверху/справа/слева, например, делают круг, обрезая углы квадрата;
  • совершенствуют обрывной вид аппликации, в том числе и во время подготовки материалов (срезают или обрывают углы прямоугольника так, чтобы придать заготовке форму квадрата и пр.).

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Телевизор. Знакомство с профессией телеведущий»

Кузнецова Ольга Васильевна, воспитатель МАОУ «Центр образования №12» г. Череповец, Вологодская область

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей возникновения телевизора, его изменениями, профессиями людей, работников телевидения
  2. Закрепить умение составлять описательный рассказ по схемам- моделям
  3. Развивать умение анализировать, делать выводы путем составления и заполнения морфологической таблицы.
  4. Формировать умение детей формулировать ответы на заданные вопросы полными предложениями.
  5. Воспитывать интерес к профессиям –работников телевидения.

Оборудование: морфологическая таблица, карточки «Имена признаков», картинки разных по виду телевизоров, иллюстрация к сказке «Аленький цветочек», схема-модель для составления описательного рассказа «Фрукты-овощи», муляжи овощей и фруктов, макет экрана телевизора.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку (Иллюстрация к сказке «Аленький цветочек»).

— Иллюстрацию из какой сказки мы с вами сейчас увидели? — Кто является главным героем этой сказки?

— Для чего чудовище дало Насте серебряное блюдечко и наливное яблочко? (чтобы посмотреть другие страны и родной дом)

Какой предмет в наше время может заменить нам серебряное блюдечко и наливное яблочко? (телевизор)

Чудеса по вечерам он показывает нам, На его, друзья, экране то моря шумят в тумане,

То плоды качает сад, есть программы для ребят.

— Что такое телевизор? (ответы детей)

Телевизор – это особый прибор для передачи на расстоянии озвученного изображения.

«теле» — далеко, «визо» — смотрю.

— А кто помнит, когда появился первый телевизор?

  • Первые телевизоры появились около 100 лет тому назад

и выглядели они вот так. (показ картинки). Но со временем стали появляться другие телевизоры.

Давайте перейдем к столам. Перед вами волшебный экран. Предлагаю поиграть на его волшебных дорожках. В верхней дорожке вставлены картинки телевизоров, слева вы видите, карточки-помощники. Давайте откроем секрет каждой карточки.

(карточки «Имена признаков» — цвет, размер экрана, вес, толщина)

— Теперь по очереди расскажем про каждый телевизор

  1. Изображение на этом телевизоре черно-белое, экран маленький, по весу телевизор тяжелый, широкий
  2. Изображение на этом телевизоре черно-белое, экран большой, по весу телевизор тяжелый, широкий
  3. Изображение на этом телевизоре цветное, экран большой, по весу телевизор чуть легче, широкий.
  4. Изображение на этом телевизоре цветное, экран большой, по весу телевизор легкий, узкий

Как же изменился телевизор со временем?

Дети: Телевизор стал легче, изображение цветным, размер экрана – большим, а по толщине он стал узким.

ФИЗМИНУТКА

— Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий работают на телевидении

Д/Игра «Отгадай загадку»

Я вам загадаю загадки про людей, выполняющих свои профессиональные обязанности на телевидении,

  1. Кто снимает различные репортажи, беседуют с людьми, чтобы познакомить людей с самыми разными событиями, новостями, которые происходят в мире. (Репортёр).
  2. Работник телевидения, читающий перед камерой текст новостей. Всегда на виду, поэтому он красиво и модно одет, причёсан хорошо, правильно и выразительно произносит слова. (Диктор)
  3. Один из создателей телепередачи, производящий её видеосъёмку. (Оператор)
  4. Человек, который показывает текст – подсказку, находящийся рядом с камерой (суфлер)
  5. Тот кто шьет костюмы, подбирает их для дикторов, ведущих (Костюмер)
  6. Работник телевидения и радиовещания. “Лицо” канала или передачи. Он отвечает за проведение теле и радио передач. Им становятся после того как поработалаи корреспондентами. (Ведущий)

— Ребята, сегодня утром в нашей группе я нашла письмо от местного телевидения.

Воспитатель читает: Дорогие ребята, ведущий нашего детского кулинарного шоу заболел. Помочь нам могут, только те ребята, которые умеют говорить четко и ясно, полными предложениями. Где же мне таких найти?

— Ребята, а мы с вами можем помочь?

Вы уверены? Чтобы стать ведущим нужно иметь четкую дикцию

Давайте попробуем. Есть специальные упражнения для дикторов. Повторим

БУ-БО-БА-БИ БО-БА-БИ-БУ БА-БИ-БУ-БО

А теперь мы можем помочь? Тогда начинаем пробы. Вам будет предложен фрукт или овощ, вам нужно составить описательный рассказ, помогать будет суфлер, который будет держать подсказку «схему-модель»

Дети составляют рассказ.

Это яблоко. Оно растет в саду. Яблоко сладкое по вкусу. Оно круглой формы. Это яблоко красное. Может быть зеленым, желтым. Из него можно сварить компот, варенье, испечь с ним пирог.

— Вам понравилось работать на телевидении? Сложно вести передачу?

Ребята, так как все не успели побыть в роли ведущего, я предлагаю вам продолжить игру самостоятельно

Следующая >

Место уроков по аппликации в образовательной программе для средней группы

Аппликация — это не только отдельный урок художественно-эстетического цикла уроков, который включает детальное рассмотрение темы и выполнение аппликации в той или иной технике, но и:

  • способ закрепить изученный материал на занятиях в рамках других образовательных векторов (например, на уроке по развитию речи по теме «Мой город» дети делают геометрическую аппликацию «Моя улица»);
  • задание проектной работы (к примеру, малыши вместе с мамами и папами делают аппликацию на тему «Необычные профессии», которая сопровождается рассказом о представленном таким образом специалисте);
  • суть деятельности кружка по изодеятельности.

Для детей 4–5 лет кружок по аппликации возможен, только если группа смешанная — средне-старшая, так как в средней группе кружок по аппликации уступает место кружку по рисованию.

Как распределяется время работы над аппликацией в средней группе

Занятие в рамках творческого курса учебно-воспитательного процесса длится 20 минут, и всё это время отводится на подготовку — до 3 минут, выполнение — до 12 минут, и оценку аппликации — до 3 минут (оставшиеся минуты остаются для организации работы группы). В этап подготовки вводится пальчиковая гимнастика, а на стадии выполнения поделки обязательно (!) проводится физкультпауза — до 2 минут.

Пальчиковая гимнастика является обязательным элементом занятия по аппликации

Если аппликация является отдельным видом работы на уроках не творческого направления, то на её выполнение обычно отводится четверть времени занятия. Как правило, аппликация является частью этапа закрепления материала, то есть выполняется в конце урока.

Обычно проект, конечной целью которого является выполнение аппликации, в средней группе ограничивается довольно большим временным промежутком — от двух дней до недели. К тому же проект подразумевает активное содействие родителей. Однако если проектная аппликация — это задание, которое выполняется в ходе учебно-воспитательного процесса в группе, то хронометраж её создания будет таким же, как и на обычном занятии.

Работа над аппликациями в деятельности кружка может проводиться по сценарию урока или проекта в зависимости от темы занятия.

В чём заключается участие педагога

В работе с детьми 4–5 лет воспитатель озвучивает задание, показывает образец, а затем поэтапно выполняет поставленную задачу, которую дети пошагово повторяют. Кроме этого, педагог:

  • оказывает практическую индивидуальную помощь с выполнением отдельных деталей композиции, например, вырезает мелкие детали (например, листья винограда в аппликации «Фрукты на тарелке»);
  • помогает расположить элементы композиции на подложке;
  • контролирует аккуратность нанесения клея, придавливания элементов;
  • даёт рекомендации по наиболее гармоничному использованию декоративных элементов (так, для бумажной «Матрёшки» украшения сарафана могут быть сделаны из пластилина, пуговиц, а вот стразы, пайетки стилистику народного костюма будут нарушать).

Видео: деятельности педагога на занятии по аппликации на тему «Тюльпаны» в средней группе

С какими изобразительными техниками комбинируется аппликация

К средней группе дети знакомы со всеми изобразительными техниками, обозначенными как программные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Однако уровень владения многими из них ещё на низком уровне. Например, конструирование освоено на начальном этапе. Поэтому аппликация комбинируется только с рисунком или с пластилинографией.

Фотогалерея: примеры вариантов комбинаций аппликаций с другими видами изотехник


Чтобы работа смотрелась аккуратно, пластилиновых элементов не должно быть много


В некоторых поделках не только изотехники сочетаются, но и разные виды аппликации


Рисованные добавления в аппликацию в виде несолжных элементов дети средней группы могут делать сами

Таблица: виды аппликации для детей среднего дошкольного возраста

ТехникаВид аппликации, материалОсобенности использования в средней группе
ТрадиционнаяПлоская — вырезанные из бумаги цельные элементы наклеиваются на подложку.Во второй младшей группе дети использовали детали, которые подготавливал педагог, в средней — сами вырезают крупные детали без лишних изгибов. Кроме того, дети 4–5 лет осваивают навыки многослойной аппликации, когда детали перекрывают одна другую.
Мозаичная — нарезанные кусочки бумаги выкладываются в границы рисунка. Осваивается параллельно с ленточной.На мозаичном виде аппликации дети тренируют прямое движение ножницами для вырезания деталей. Ленточный вид заключается в том, что дети складывают бумагу гармошкой, а затем режут её на детали.
Геометрическая — композиция составляется из элементов геометрической формы.Дети 4–5 лет практикуются в выкладывании сюжетов треугольниками, квадратами и прямоугольниками разного размера. В прошлом году для составления композиций использовались детали одной формы, в средней группе малыши комбинируют несколько.
НетрадиционнаяИз салфеток — элементы или отдельные детали выполняются из салфеток, часто сложенных в несколько слоёв для придания изображению объёма.В средней группе ребята учатся складывать салфетки так, чтобы получилась многослойная деталь.
Обрывная — бумага или салфетки рвутся на детали разного размера, которыми затем выкладывается картинка.Знакомый с прошлого года вид аппликаций в средней группе может усложниться тем, что дети из оторванных деталей скручивают ладошками шарики, которые затем выкладываются мозаикой в контурах изображения.
Из ваты или ватных дисков — изображением заполняется кусочками ваты или дисками (целыми или обрезанными).В средней группе вата и диски становятся дополнительным элементом аппликаций других видов.
Ладошковая — композиция составляется из обведённых и вырезанных ладошек малышей.Вырезанием ладошек занимается педагог, так как дети 4–5 лет не владеют ножницами на таком уровне, чтобы вырезать закруглённые детали.
Из крупы, зерна — отдельные элементы композиции заполняются гречкой, рисом, манкой и пр.Малыши знакомы с этим видом поделок со второй младшей группы, в средней дети учатся комбинировать крупы в одной композиции.
Тканевая, то есть предполагающая, что некоторые элементы вырезаются из ткани.Работа с тканью очень хлопотное занятие, поэтому тканевые элементы готовятся педагогом заранее, дети только наклеивают заготовки на основу.
Из сухих листьев, хвои — изображение или его элементы выкладываются природным материалом.При выполнении таких аппликаций важно нанести нужное количество клея, чтобы летали «не утонули», поэтому технику выполнения дети осваивают под руководством воспитателя.
Квиллинг — картинка или её детали выкладываются элементами из скрученной разными способами бумаги, обычно в виде кругов или свободных кругов.Ребята 4–5 лет учатся скручивать тугие круги, свободные, то есть со смещённым центром, делает педагог.

Фотогалерея: примеры аппликаций разных видов в средней группе


Для аппликаций из ваты дети 4–5 лет учатся отщипывать маленькие кусочки ваты


Ватные диски для придания аппликации объёма можно накладывать в два слоя


При выполнении плоской аппликации дети самостоятельно выбирают расположение элементов композиции


Тканевые элементы готовятся педагогом, дети лишь располагают их на картинке и клеят


Работа с листьями требует от малышей внимательного отбора материала по форме и размеру


Обрывной вид — самый часто используемый тип аппликации в средней группе


Дети сами пробуют скручивать детали в технике квиллинг


Для аппликации из салфеток дети скатывают шарики из кусочков тонкой бумаги и выкладывают ими картинку


Геометрические аппликации знакомы малышам со второй младшей группы


В средней группе малыши выкладывают крупой элементы, требующие разграничений линиями контура


Ладошки для аппликаций этого вида вырезает педагог


Мозаичная аппликация чаще всего совмещается с обрывной

Видео: занятие по плоской аппликации на тему «Флаг» в средней группе

Видео: занятие по плоской многослойной аппликации на тему «Цветы» в средней группе

Важные вопросы индивидуализации работы с детьми

Ключевым фактором, определяющим степень участия взрослого в выполнении аппликации, является степень уверенности владения малышом ножницами. Если ребёнок хорошо справляется с вырезанием крупных силуэтов, ритмично сжимает и разжимает ножницы для выполнения поступательных движений, то он сможет работать и в ленточной аппликации. А вот если малыш не удерживает ножницы, с трудом режет, то ему стоит потренироваться: чаще выполнять пальчиковую гимнастику, вырезать силуэты с прямыми углами, постепенно переходя к круглым формам.

Из своего опыта могу сказать, что навык вырезания отлично тренирует упражнение «Лабиринт»: педагог на листе плотной бумаги рисует линии (в случае с малышами 4–5 лет линии должны быть прямыми, с поворотами под углом 90º), а ребёнок «ищет выход» из лабиринта, прорезая ход. При этом во втором полугодии, когда навык уже освоен, этим тренажёром детей можно готовить к знакомству с основами вырезания округлых силуэтов. Для этого ребята, в том числе отрабатывают и величину надреза бумаги: широко размыкая ножницы, делают «шаги великана», а едва раскрывая лезвия – «идут карликами».

Мелкие детали аппликации вырезает педагог

Авторское дидактическое пособие «Телевизор»

Работая воспитателем на разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (группу посещают дети 3-7 лет), я постоянно испытываю необходимость в развивающих играх и пособиях, с помощью которых я могла бы качественно осуществлять коррекцию развития каждого ребенка, исходя из уровня их актуального развития, решая конкретные задачи Программы.

Ведущей и привлекательной деятельностью детей дошкольного возраста, как известно, является игра. Не секрет, что сегодняшние дети много времени проводят у телевизора или компьютера. Я решила не противоречить интересам и желаниям детей, и сделать такое пособие, которое привлекало бы детей. Именно, исходя из интересов своих воспитанников, я придумала такое пособие в виде телевизора.

Используя это дидактическое пособие, я решаю задачи образовательных областей ФГОС ДО («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»). А затем дети могут перенести полученные в совместной с педагогом знания и умения в самостоятельную игровую деятельность.


Знакомство с темой «Осень в лесу» (использов. самод. атриб.)


Рассматривание иллюстраций и беседа по содерж. с мл. детьми

Цель пособия «Телевизор»: создание условий для коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного с задержкой психического развития.

Задачи, которые решаю, используя дидактическое пособие «Телевизор»:

— развитие высших психических функций;

— развитие сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками, воспитание навыков взаимодействия в процессе совместной деятельности;

— формирование коммуникативных способностей;

— активизация эмоциональной сферы и коррекция имеющихся отклонений путем использования театрализованной деятельности, рассматривания иллюстраций к произведениям художественной литературы, игры на музыкальных инструментах,

— воспитание положительного эмоционального отношения и интереса к музыке, расширение музыкальных впечатлений.

Данное пособие использую с воспитанниками группы от 3 до 7 лет в совместной деятельности: рассматривание иллюстраций и беседа по содержанию произведений . В самостоятельной деятельности дети также с удовольствием «играют в телевизор».

Необходимые игрушки и атрибуты: различные виды театра (настольный, варежковый, театр игрушек и др.), составляющие самодельных тематических игровых макетов, книжки или иллюстрации к произведениям, музыкальные инструменты и др.

Пособие изготовлено из картонной коробки, самоклеющейся пленки, для основы-подставки – обрезок пластиковой панели. На задней панели прикручены две «вертушки» для крепления открывающегося экрана.

Образцы конспектов уроков по аппликации в средней группе

Занятие по аппликации в средней группе проводится один раз в неделю и, как отмечалось выше, длится 20 минут. Это время включает:

  • вводный этап, на котором педагог актуализирует имеющие у детей знания по теме — 2–3 минуты (обычно в форме разгадывания загадок, чтения стихотворений или просмотра мультфильма);
  • основной этап, подразделяющийся на подготовительный — заготовку фона, материалов, инструментов для аппликации, проведение пальчиковой гимнастики — и выполнение поделки — дети с помощью взрослого создают, вырезают детали, наклеивают их на подложку — 15 минут (в середине основного этапа проводится физкультпауза);
  • заключительный этап — воспитатель благодарит детей за работу, даёт оценку их деятельности — 2 минуты.

Примером реализации всех трёх этапов может быть занятие по геометрической аппликации на тему «Украшение платочка» О. Рассейкиной. Образец конспекта занятия, в котором комбинируется аппликация с рисованием, представлен в работе И.Е. Ульяниной «Лыжники». Интересный вариант методики отработки прямого движения ножницами представлен в конспекте В. Золотарёвой «Цветные кубики».

Обрывная аппликация занимает особое место в системе занятий этим видом творчества, так как детям очень нравится рвать бумагу, а это, в свою очередь, является отличной тренировкой мелкой моторики. К тому же поделки из обрывков бумаги или салфеток оригинально смотрятся. Пример занятия по обрывной аппликации можно найти в конспекте «Письмо незнакомого друга» О.Г. Лебедевой.

Сюжеты для аппликации в средней группе

Композиция для аппликаций в средней группе подбирается под тематику занятий цикла «Художественно-эстетическое творчество», обозначенных ФГОС, а также под тематику уроков других направлений, если этот вид работы уместен для её раскрытия.

В список тем уроков по аппликации среди прочих входят:

  • «Детский сад»;
  • «Сад. Фрукты»;
  • «Овощи. Огород»;
  • «Лес. Грибы. Ягоды»;
  • «Деревья»;
  • «Дикие животные»;
  • «Мебель»;
  • «Транспорт. ПДД»;
  • «Зима»;
  • «Птицы»;
  • «Игрушки»;
  • «Посуда»;
  • «Космос»;
  • «День Победы»;
  • «Скоро лето».

На занятиях по развитию речи аппликация привлекается на таких темах:

  • «Дружба» (малыши делают ладошковую аппликацию «Дерево дружбы»);
  • «Профессии» (ребята наклеивают заготовки инструментов на «чемоданчики» представителей той или иной профессии);
  • «Мой город» (дети выполняют поделку «Зима укрыла дома на моей улице», используя геометрические фигуры и ватные диски).

Уроки по ФЭМП можно разнообразить выполнением аппликации на изучении таких тем:

  • «Форма. Цвет» (ребята выполняют аппликацию из геометрических фигур «Светофор»);
  • «Простейшие геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг» (если эта тема близка к празднованию Дня народного единства, то малышам можно предложить сделать поделку из цветных салфеток «Флаг России»);
  • «Количественный и порядковый счёт. Сутки» (дети выполняют плоскую аппликацию «Ночь»).

Ещё одним образовательным циклом, где аппликации очень уместны для закрепления материала, являются занятия по ознакомлению с окружающим миром. В частности, такие темы, как:

  • «Пожар» (ребята выполняют аппликацию «Пожарная машина»);
  • «Урожай» (дети выполняют аппликацию из бумаги и семечек «Золотые подсолнухи»);
  • «Зимушка-зима» (воспитанники средней группы делают снеговиков из вырезанных из ватных дисков заготовок).

Фотогалерея: образцы готовых работ на занятиях по аппликации


В теме «Игрушки» особое внимание уделяется матрёшкам как виду народного творчества


Выполняя аппликацию «Скоро лето», малыши для головки цветка скручивают небольшие обрывки салфеток


Для аппликации по теме «Огород» ребята сами вырезают блюдо


Выполняя аппликацию по теме «Овощи», ребята делают морковку для зайки


При работе над темой «Птицы» дети сами выбирают цветовые комбинации деталей


Работая над заполнением контуров посуды обрывками бумаги, дети учатся комбинировать два цвета


Аппликация ко Дню Победы может быть оформлением открытки


Тема «Деревья» в нетрадиционной технике аппликации может быть заданием проекта


Геометрическая аппликация «Ракета» представляет своего рода пазл, который ребята сначала складывают, а потом приклеивают к основе


В средней группе на теме «Дикие животные» дети учатся комбинировать два вида крупы или зерна


При выполнении аппликации на плоскости «Грибы» задача детей правильно расположить детали на подложке под коллективную аппликацию

Фотогалерея: примеры аппликаций на уроках по развитию речи


Создавая коллективную аппликацию на тему «Дружба», педагог помогает вырезать ладошки


Одним из вариантов аппликации на тему «Профессии» является создание композиции из инструментов представителей разного рода деятельности


В аппликации «Дома на нашей улице» малыши комбинируют несколько видов изотехники: аппликацию на плоскости, геометрическую и из ватных дисков

Фотогалерея: примеры аппликаций на занятиях по ФЭМП


Для плоской аппликации «Светофор» дети используют три круглые и один прямоугольный элемент


Ночь в аппликациях показывается фоном, то есть чёрным или тёмным листом цветной бумаги


В аппликации «Флаг России» дети повторяют геометрические фигуры в процессе нарезания элементов для заполнения границ изображения

Фотогалерея: примеры аппликаций на уроках по ознакомлению с окружающей средой


В аппликации «Золотые подсолнухи» дети комбинируют обрывную технику с многослойной


Для выполнения аппликации «Пожарная машина» дети сами вырезают корпус машинки и окно, остальные элементы помогает педагог


Аппликацию «Снеговик» можно сделать из нарезанных белых листов, которые выкладываются в границы изображения

Методика подготовки открытого занятия по аппликации в средней группе

Работа по составлению сценария открытого урока по аппликации в средней группе мало чем отличается от написания конспекта обычного занятия: те же три этапа, то же распределение времени между ними. Однако есть ряд особенностей на уровне содержания:

  • открытый урок обязательно должен иметь сюжетную основу, в средней группе удобно работать со сказками, герои которых приходят к малышам за помощью или за советом по теме;
  • чтобы занятие прошло успешно, отрабатываемый вид аппликации должен быть уже знаком ребятам;
  • на заключительном этапе урока малышам нужно дать возможность оценить свою аппликацию — нравится/не нравится и почему.

С позиции реализации этих условий интересен конспект открытого занятия по аппликации на тему «Самый лучший дом» Е.А. Иютинской.

Критерии оценки открытого занятия проверяющими

Показательный урок оценивается и самим педагогом, и присутствующими по единой схеме:

  • соответствие целей, задач занятия теме и требованиям ФГОС;
  • действенность приёмов;
  • наличие подходящей и доступной для понимания малышами наглядности;
  • логичность видов работы, объяснений педагога;
  • проведение физкультпауз на занятии (гимнастики для пальчиков и физкультминутки);
  • формы осуществления индивидуального подхода;
  • общая атмосфера урока, его темп;
  • оценка готовых работ;
  • рекомендации педагогу (какие уровни методической работы нужно откорректировать).

Если анализ присутствующими предполагает письменную форму, то необходимо вначале указать ФИО, регалии педагога, а также возраст детей и количество присутствующих на занятии.

В средней группе малыши учатся давать собственную оценку своей работе на занятии

Методическая литература по аппликации

При подготовке занятий по аппликации педагогу будут полезны следующие пособия:

  1. Аппликации и поделки из бумаги. — М.: Стрекоза, 2012.
  2. Григорьева Г. Использование игровых приёмов в руководстве изобразительной деятельностью./Дошкольное воспитание, 1991.
  3. Гусакова, М.А. Аппликация. — М.: Просвещение, 1987.
  4. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. — М.: Астрель, Сова, 2012.
  5. Дубровская Н.В. Аппликации из семян и косточек. — М.: АСТ, Сова, 2013. Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. — М.: Детство-Пресс, 2013.
  6. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М., Просвещение, 1991.
  7. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов — М.: Просвещение, 1987.
  8. Малышева А.И., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – М.: 2000.

Образцы составления планов занятий по аппликации можно найти в пособиях:

  1. Колдина, Д. Н. Аппликация с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий. – М.: 2008.
  3. Конспекты занятий по аппликации в средней группе.

Творческому развитию детей 4–5 лет в образовательной программе детского сада уделяется много времени. При этом особое значение имеют занятия по аппликации, позволяющие малышам не только научиться пользоваться ножницами, отработать навыки работы с клеем и кисточками, но и узнать об изобразительных возможностях бумаги и других материалов для поделок. Всё это формирует у ребят важные учебные навыки и приобщает к интересному занятию, пробуждающему фантазию.

Телевизор в детском саду: что о нем говорят воспитатели, родители и эксперты?

Нужен ли телик дошкольникам? А воспитателям? Что по этому поводу думают врачи и родители? НЭН собрал мнения трех главных сторон конфликта вокруг телевизора и попытался разобраться, действительно ли мультики в саду — вселенское зло.

Что говорят воспитатели?

Коротко: мнения воспитателей расходятся

Одни не видят в дозированном просмотре мультиков ничего дурного.

Я считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы иногда включать мультики. Вот представьте: в группе 32 человека, а нам нужно накрыть на обед. А если нянечки нет? Воспитателю разорваться, но не включать телевизор? Ничего плохого не случится, если дети эти семь-десять минут будут смотреть мультик, тем более, какой-нибудь хороший, советский, поучительный.

Валентина М.

Интересное по теме

Советские мультфильмы, которые зашли нашим детям: опыт редакции

Другие честно признаются, что используют телевизор только для просмотра образовательных роликов.

Я работаю воспитателем в старшей группе детского сада, и иногда нам нужно делать презентации. Будет ли интересно ребенку слушать меня, если я распечатаю кучу карточек и стану каждую из них описывать? Половина группы уже через пять минут начнет ерзать и отвлекать остальных. На телевизоре я могу показать деткам сюжет на ту же тему, они хотя бы заинтересуются.

Елена С.

К коллегам, которые регулярно включают мультфильмы вместо прогулок и творческих занятий, сами воспитатели относятся с непониманием.

Слышала о таком, но на практике не сталкивалась. Не знаю, как в других садах, а в нашем включить телевизор на час и уйти заниматься своими делами просто невозможно. Заведующая каждый день сама ходит по группам, старший воспитатель тоже. И у нас есть образовательная программа, которой мы должны придерживаться. Очень хочу посмотреть на тех воспитателей, у кого детки с утра сидят в телевизоре, при этом успевают все остальное.

Елена С.

Интересное по теме

Как и когда детям можно смотреть мультики? Отвечают педиатры, офтальмологи и психологи

Что говорят врачи?

Коротко: педиатры и офтальмологи не одобряют телевизор в детском саду, но и запретить его не могут

Все медицинские постановления, распространяющиеся на садик, регулирует СанПиН. Если в нем прописан тот же телевизор, то врач может быть сколь угодно несогласным, но самовольно выкинуть телик из группы не получится.

Вот что говорится о телевизорах в действующем СанПиНе:

Телевизор в детском саду может использоваться для просмотра обучающих и развивающих фильмов и телепрограмм. При этом расстояние от экрана до ребенка, сидящего в первом ряду, не должно быть меньше двух метров, но и не больше пяти с половиной метров для последних рядов. Время просмотра телевизора — не чаще двух раз в день, в общей сложности до 20 минут в младшей и средней группах, до 30 минут — в старшей и подготовительной.

Врачи и психологи напоминают: указанное в СанПиН время — суточный максимум, если ребенок уже смотрел телевизор с детском саду, то не должен включать его дома. ВОЗ придерживается аналогичной точки зрения. Такие ограничения обусловлены тем, что длительный просмотр телепередач тормозит физическое и психическое развитие, препятствует нормальному взаимодействию с живыми людьми.

Что говорят родители?

Коротко: у родителей нет единого мнения

Часть мам и пап не видит в телевизоре ничего плохого, если тот используется время от времени или для трансляции образовательного контента.

Когда мой сын перешел из младшей в среднюю группу, было собрание, на котором воспитатель подняла вопрос с телевизором и четко объяснила, с какой целью его будут включать. Я — одна из немногих, кто высказался «за». А что плохого в том, что группа будет смотреть познавательные передачи?

Анонимно

Интересное по теме

Манифест в защиту мультиков (и мам, которым они нужны даже сильнее, чем детям)

Я против того, чтобы включать детям мультики на целый день, но и против полных запретов. И потом: мультики ведь тоже разные бывают, не обязательно показывать детям Симпсонов. Уверена, что у большинства родителей, которые считают телевизор в детском саду абсолютным злом, ребенок вечерами не отлипает от мультиков, когда сидит дома.

Ирина П.

Другая половина настроена негативно. Родители уверены, что воспитатели должны обходиться без помощи телевизора, вне зависимости от количества детей в группе. В качестве альтернативы просмотру мультиков называют прогулку, подвижные и спокойные игры, творческие занятия.

Я категорически против мультиков в саду. Дома, у бабушек, в гостях — пусть смотрит, но не в садике. Это же образовательная организация, мы туда детей ведем за знаниями, а не телек смотреть! Почему-то в школах никому не приходит в голову включать мультфильмы вместо уроков, хотя и возраст не сильно больше, и детей в классе по 25-30 человек.

Анонимно

Так можно детям смотреть телик в саду или нельзя?

Коротко: можно, но не дольше прописанного в СанПиН времени. А если родители сами не согласны на просмотр телевизора, то воспитатель не имеет права его включать (даже в образовательных целях).

С согласием родителей все тоже довольно сложно. Кто-то может отказаться еще на этапе сбора денег. В этом случае воспитатель не имеет права заставлять скидываться — родитель вполне может пожаловаться на поборы в прокуратуру, и будет прав.

Интересное по теме

Детский сад: как выбрать, чего ожидать и как получить льготы

А что с неконтролируемым просмотром мультиков? Отследить этот момент довольно сложно, так как редкий родитель будет часами дежурить под окнами сада, высматривая, что происходит в группе. Если возникли сомнения — напишите заявление на имя заведующей с просьбой проверить, соблюдается ли СанПиН. Можно составить обращение в надзорные органы — но обычно это делается в тех случаях, когда руководитель садика игнорирует ваши требования.

Редакция НЭН считает, что телевизор, как и другие гаджеты, зачастую здорово облегчает всем нам жизнь (кто не включал ребенку мультики, чтобы наконец-то спокойно почистить зубы или приготовить обед?). Строго дозированный просмотр познавательных передач в саду точно не принесет вашему ребенку вреда, зато поможет расширить кругозор и получить ответы на многие вопросы об окружающем его мире.

Еще почитать по теме

Вместо «как прошел твой день»: 10 вопросов, которые стоит задать ребенку после дня в детском саду Как смотреть мультики с ребенком: советы эксперта «Нет прямых доказательств, что просмотр телепередач перед сном негативно влияет на сон детей»: отрывок из книги «Бодрые»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]