Конспект занятия по ТРИЗ технологии «Температура, влажность, рельеф»


LiveInternetLiveInternet

ТРИЗ https://forum.razumniki.ru/showthread.php?t=360 ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуалъного труда прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как «озарения» у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве — теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления. Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент — воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом — на формирование культуры мышления. Культура мышления — это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни. Биография Г.С.Альтшуллера: Родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Затем жил в Баку. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Первая публикация (совместно с Р. Шапиро), посвященная теории изобретательства — Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. «О психологии изобретательского творчества»//Вопросы психологии, 1956, №6. Изобретатель, Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработчик деловой игры «Жизненная Стратегия Творческой Личности» (ЖСТЛ), системы приемов по развитию творческого воображения (РТВ). Писатель. Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация — рассказ «Зиночка» в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов. Автор «Регистра фантастических идей» (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики). Умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта 2. Игры на определение линии развития объекта 3. Игры на выявление над-системных связей. 4. Игры на определение под-системных связей объекта 5. Игры на объединение над- и под- системы объекта 6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта 7. Игры на сравнение систем 8. Игры на классификацию объекта 9. Универсальные системные игры. ——————————————————————————— ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Педагогической наукой проанализирована сущность понятия «творческое мышление» (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.А. Григорович, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков, Е.Е. Сапогова и др.). Определено, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование — уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.). Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. В сборнике представлен игровой комплекс, который необходимо использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время. За основу построения комплекса взято понятие системности, разработанное Г.С. Альтшуллером (1947 г.). Системное мышление по отношению к объекту — это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции: выбрать объект и определить его функцию; определить линию развития как собственно объекта, так и его функции; выявить составляющие объекта; определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект; осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам. Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом формирования каждого составляющего: объект — функция (ресурсы); объект — подсистема; объект — надсистема; развитие объекта во времени; сравнение систем по ряду признаков. Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира. Положительные результаты дает работа по развитию высокого уровня воображения. Организовывать ее целесообразнее в процессе проведения каждой игры, но с условием деления картин мира на фантастические и реальные. Игры представлены как описание предполагаемых диалогов воспитателя (В) и детей (Д). 1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта 1.1. «Что умеет делать?» (игра для детей с 3-х лет) Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Примерный ход: В: Телевизор. Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться. В: Что может мяч? Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать. В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку » Колобок». Как он может помочь Колобку? Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект. Ознакомление с окружающим миром. В: Что может светофор? Д: Управлять движением машин и пешеходов. Он может переключаться. Если красный свет зажжется, все машины будут стоять, а для пешеходов в это время будет гореть зеленый свет и они смогут перейти дорогу. В: Что еще может светофор? Д: Перегореть, сломаться. В: Что тогда может случиться? Д: Машина может столкнуть человека, может столкнуться с машиной, то есть случится авария. В: Давайте пофантазируем. Вот светофор попал в сказку… и какое дело себе там нашел? (Варианты ответов детей). Базис личностной культуры. В: Вежливый человек — это какой и что умеет делать? Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести. В: Еще? Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека. Экология. В: Что может растение? Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться. В: Что может слон? Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает. В: Что может дождь? Д: Растворить лед. В: Когда и почему? Д: Когда ярко светит солнце, тепло. В: Что еще может лед? Д: Лед может расколоться, треснуть. В: А какие полезные функции у льда? Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед. В: Что можно делать со льдом? Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки. В: Что может дождь? Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить. Музыкальное воспитание В: Что может песня? Д: Песня поднимает настроение, а если она грустная, то настроение пропадет. Песню можно слушать и петь. В: Что может звук? Д: Оглушить, усилиться, убавиться, звук может произвести эхо, создать музыку. Изобразительная деятельность. В: Что может краска? Д: Она оставляет след на бумаге, красит, брызгается, рисует, закрашивает воду и получается другой цвет. Краска может закончиться, засохнуть. В: Что может художник? Д: Рисовать картины, раскрашивать, смешивать краски, испачкаться красками, точить карандаши. В: Что может глина? Д: Лежать в земле. Намокать. Засохнуть и разбиться на мелкие кусочки. Глина липнет к рукам. Она может быть мягкой и тогда из нее можно лепить чего-нибудь. Математика. В: Что может цифра «4»? Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой. В: Что может треугольник? Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы. В: Что может знак «+»? Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]