Мастер — класс «Метод ТРИЗ – технологии «Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»


Сам себе системный оператор

Метод ТРИЗ-технологии «Системный оператор» как средство развития творческой инициативы дошкольника


Гуманизация, социализация, индивидуализация – основные принципы, закреплённые в нормативных документах по дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения, согласно ФГОС ДО – воспитание поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей.

Именно технология ТРИЗ – РТВ наиболее полно позволяет педагогу реализовывать эти важнейшие принципы в доступной и интересной для детей форме: обучение детей способам самостоятельного добывания информации возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Поэтому ТРИЗ можно назвать школой творческой личности. Мой опыт работы показал, что применение элементов ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.

Я опробовала несколько методов и приёмов, известных в ТРИЗ-технологии, часто применяю их, но особенно мне нравится работать по методу «Системный оператор». Я ставлю перед собой задачу научить детей мыслить большими категориями с помощью «системного оператора», используя таблицы и схемы, развивать представление о строении и этапах развития системы, развивать образное представление творческих потенциалов.

«Системный оператор» – это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему.

Системный оператор позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Он позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.

Регулярное использование приёма «системный оператор» формирует у ребёнка навыки системного анализа, системное многоэкранное мышление. Дети моей группы знают «Волшебный экран» уже почти три года. На первом этапе обучения для детей младшего дошкольного возраста я использовала горизонтальные и вертикальные «трёхэкранки». В средней группе было введено пять экранов. Для детей старшего дошкольного возраста уже доступен самый распространённый вариант – девять экранов.


В младшем дошкольном возрасте

я начинала свою работу с развития умений анализировать и обобщать; развивать воображение, знакомить и обучать, использовать модель «системный лифт». Для анализа я привлекала объекты неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы мебели, транспорта, одежду, игрушки) и объекты живой природы (домашние и дикие животные, птицы). Сначала мы рассматривали подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта), а потом уже определяли, в какую надсистему она входит. Я формировала у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от индивидуальных особенностей детей постепенно увеличивала длину цепочки. В младшем возрасте было достаточно двух-трёх вариантов. Для наглядной демонстрации детям я часто использовала паровозик с вагонами.

В среднем дошкольном возрасте

я продолжала обучать детей использовать компонентный и генетический подходы для закрепления представлений и получение более развернутых знаний о надсистемах и подсистемах объектов живой и неживой природы. Я познакомила детей с моделью анализа объектов с помощью пяти экранов (с волшебным телевизором, где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект). Дети узнали функциональные особенности отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Мы также проводили анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.

Детей старшего дошкольного возраста

я познакомила с названием технологии «системный оператор». Я использую модель анализа объектов пять и шесть экранов для придумывания сказок и рассказов. Я предлагаю детям закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта). И мы начинаем работу с полной версией «системного оператора» – девятью экранами. Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда). Дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться. В старшем дошкольном возрасте мы учимся с детьми соблюдать правильную последовательность, так как она даёт более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему. Используя в работе с детьми «системный оператор», я не всегда рассматриваю все экраны на одном занятии или в одной игре. Рассматриваются только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели.

В ходе работы с использованием метода «системного оператора» я убедилась, что развивается воображение и фантазия, мышление и творческие способности детей; знания, полученные в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивают их прочное усвоение и систематизацию. Методы ТРИЗ позволяют работать на принципах педагогики сотрудничества, ставят детей и педагога в позицию партнёров, стимулируют создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Работа с «системным оператором» формирует у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение, то есть ребёнок получает не хаотичные разрозненные знания, а целостную картину мира.

Елена Сайфуллина, воспитатель МБДОУ ЦРР Д/с № 389, г.Челябинск

ТРИЗ плюс

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер)

Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать не приукрашивая прошлого и не упрощая его.

Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослого в виде «выдачи» готовой информации о настоящем – не желательна.

Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран»

(у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Для малышей используются «урезанные» варианты: Вертикальная трехэкранка, Горизонтальная трехэкранка, Шестиэкранка. Работа с Анти-системой и Не-системой в дошкольном возрасте, как правило, не используется.

Что же представляет из себя «Волшебный экран»

?


«Страшно» выглядит? Но это только на первый взгляд. Давайте разберемся с терминами, рассмотрим их на примерах. (Нужно уточнить, что детей вовсе не обязательно «нагружать» этими терминами, но взрослым, направляющим процесс анализа ребенка, это необходимо)

Система

– это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою
функцию
). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

Подсистема

– это часть системы, или элементы, составляющие ее (например,
система
: Машина,
подсистема
: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др.;
система
: Дождь,
подсистема:
туча, капли воды;
система
: Дерево,
подсистема
: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т.п.), но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.

Надсистема

– это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть
родовой
(дерево может относиться к родовой классификации «растение») или
по месту расположения
(дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.)

Каждый экран

отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.

А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему.

В следующей статье мы рассмотрим «Волшебный экран» более подробно.

Из личного опыта: работа с «Волшебным экраном» только на первый взгляд кажется сложной, непонятной и трудноосуществимой. На самом деле вовсе не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А использовать можно даже словесно: например, Вы приехали с ребенком летом в деревню, и малыш с интересом рассматривает цыпленка. Присоединитесь! «Ой, какой желтенький комочек! Ты знаешь, кто это? Цыпленок! А что у него есть? (лапки, клювик, глазки, и т.п.) А чем он был раньше, откуда появился? Да, представляешь, из яйца вылупился вот такой цыпленок! А когда подрастет, кем будет? (курицей или петухом). А давай посмотрим, где он живет? Как называется его домик? (курятник). А как же можно назвать одним словом цыпленка, курицу, петуха, кто они? (птицы или домашние птицы). Как видите, это не только очень просто, но и полезно: только за одно наблюдение ребенок получил полное представление о цыпленке. А при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа.

Вспомнился один случай из личной практики – на прогулке с 3-4-х летними малышами мы рассматривали голубей, которые невдалеке расхаживали по земле. Когда назвали все видимые части голубя, я спросила: — А где же руки??? Дети внимательно присмотрелись и сказали, что рук нет… Я «подстегнула» их мышление: — Но как же без рук… Вот у нас же есть руки, а почему же у голубей нет? Может быть, они очень маленькие и мы их не видим? Малыши задумались, продолжая рассматривать голубей: может быть, руки под крыльями, или у них лапки вместо рук?… А одна девочка радостно воскликнула, невероятно обрадованная своей сообразительностью: — А у них ВМЕСТО РУК – КРЫЛЬЯ!

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Ход игры:

«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: У «Волшебного светофора»

красный цвет означает
подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать)
перед ребенком, а может убираться после показа.

Педагог показывает картинку с изображением животного.

Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит. Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные»

.

Педагог: Заяц (поднимает зеленый кружок)

.

Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

Педагог: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

Педагог: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети:Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Педагог: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные, и было красиво.

Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.

Если я подниму круг красного цвета — вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг — определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные)

.

Объект — дом.

Цель: Формирование умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, развитие фантазии.

Материал: картинки с изображением предметов живой и не живой природы, предметов рукотворного мира и т. д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]