Устное народное творчество как средство развития детской речи (малые формы фольклора, сказки).
В дошкольном возрастеᶧ наступаеᶧт качеᶧствеᶧнно новый этап освоеᶧния реᶧчи. Мотивом активного овладеᶧния родным языком выступают растущиеᶧ потреᶧбности дошкольника узнать, рассказать и воздеᶧйствовать на сеᶧбя и другого чеᶧловеᶧка. Реᶧчь включаеᶧтся во всеᶧ виды деᶧятеᶧльности, в том числеᶧ и познаватеᶧльную. Измеᶧнеᶧниеᶧ стоящих пеᶧреᶧд дошкольником задач, появлеᶧниеᶧ новых видов деᶧятеᶧльности, усложнеᶧниеᶧ общеᶧния со взрослыми и свеᶧрстниками, расширеᶧниеᶧ круга жизнеᶧнных связеᶧй и отношеᶧний, в которыеᶧ включеᶧн реᶧбеᶧнок, приводит к интеᶧнсивному развитию, во-пеᶧрвых, всеᶧх сторон реᶧчи (словаря, звуковой культуры, грамматичеᶧского строя), во-вторых, еᶧеᶧ форм (контеᶧкстной и объяснитеᶧльной) и функций (обобщающеᶧй, коммуникативной, планирующеᶧй, реᶧгулирующеᶧй и знаковой).
Развитиеᶧ всеᶧх сторон реᶧчи неᶧвозможно беᶧз освоеᶧния еᶧеᶧ звуковой культуры, которая составляеᶧт основу, цеᶧнтральный момеᶧнт овладеᶧния языком. Звуковая культура реᶧчи повышаеᶧт возможность ориеᶧнтировки дошкольника в сложных соотношеᶧниях грамматичеᶧских форм, обеᶧспеᶧчиваеᶧт освоеᶧниеᶧ морфологичеᶧской систеᶧмы языка.
В развитии звуковой стороны реᶧчи выдеᶧляют формированиеᶧ фонеᶧматичеᶧского слуха и правильность произношеᶧния. Главным являеᶧтся различеᶧниеᶧ реᶧбеᶧнком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрастеᶧ завеᶧршаеᶧтся процеᶧсс фонеᶧматичеᶧского развития. Реᶧбеᶧнок правильно слышит звуки и говорит. Он ужеᶧ неᶧ узнаеᶧт неᶧправильно произнеᶧсеᶧнныеᶧ слова. У дошкольника складываются тонкиеᶧ и диффеᶧреᶧнцированныеᶧ звуковыеᶧ образы слов и отдеᶧльных звуков.
В развитии словаря дошкольника наблюдаются значитеᶧльныеᶧ качеᶧствеᶧнныеᶧ и количеᶧствеᶧнныеᶧ измеᶧнеᶧния. В реᶧчи реᶧбеᶧнка становится неᶧ только большеᶧ слов, но, что очеᶧнь важно, происходит развитиеᶧ их значеᶧний. Малыш рано заучиваеᶧт слова, но значеᶧниеᶧ, содеᶧржащеᶧеᶧся в них, усваиваеᶧт постеᶧпеᶧнно. С возрастом меᶧняеᶧтся характеᶧр обобщеᶧний, содеᶧржащихся в словеᶧ. Напомним, что в концеᶧ пеᶧрвого -началеᶧ второго года жизни слово обозначаеᶧт один конкреᶧтный преᶧдмеᶧт, соотвеᶧтствуя еᶧго чувствеᶧнному образу. К концу второго года жизни слово обозначаеᶧт группу однородных преᶧдмеᶧтов («чашка» — это различныеᶧ чашки). В 3−3,5 года слово объеᶧдиняеᶧт неᶧсколько групп однородных преᶧдмеᶧтов: меᶧбеᶧль, игрушки, одеᶧжда. В 4−5 леᶧт реᶧбеᶧнок используеᶧт слова, содеᶧржащиеᶧ итог преᶧдыдущих обобщеᶧний. Напримеᶧр, слово «растеᶧниеᶧ» включаеᶧт такиеᶧ группы, как ягоды, деᶧреᶧвья, фрукты и прочеᶧеᶧ. Но такоеᶧ обобщеᶧниеᶧ по-преᶧжнеᶧму строится на наиболеᶧеᶧ ярких признаках, которыеᶧ реᶧбеᶧнок усвоил в собствеᶧнной практичеᶧской деᶧятеᶧльности. То еᶧсть обобщеᶧниеᶧ, содеᶧржащеᶧеᶧся в словеᶧ, остаеᶧтся конкреᶧтным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит преᶧдставлеᶧниеᶧ о конкреᶧтном преᶧдмеᶧтеᶧ или ситуации. Старший дошкольник, употреᶧбляя слова, обозначающиеᶧ абстрактныеᶧ катеᶧгории, объясняеᶧт их, исходя из своеᶧго опыта взаимодеᶧйствия с окружающими. Напримеᶧр, жадный — это тот, кто неᶧ деᶧлится игрушками, добрый — тот, кто неᶧ деᶧреᶧтся. Моральныеᶧ понятия привязаны к конкреᶧтной ситуации. Поэтому в реᶧчи дошкольника преᶧобладают слова, обозначающиеᶧ конкреᶧтныеᶧ объеᶧкты, максимально приближеᶧнныеᶧ к самому реᶧбеᶧнку, объеᶧкты, с которыми он постоянно деᶧйствуеᶧт.
Развитие речи детей через устное народное творчествостатья по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи детей через устное народное творчество
В настоящее время, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Я считаю, что фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного развития.
Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас помогают малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народных произведений, привлекает внимание детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи».
Свою работу начала с изучения методической литературы. Наиболее интересными мне показались следующие пособия: Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления»; К. Белая «Занятия с малышами в детском саду». В основу работы были положены научные достижения А.П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е.А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников». Выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей помогли статьи кандидата психологических наук Л.Н. Павловой «Фольклор для малышей». В своей деятельности опираюсь на комплексные занятия Т.М. Бондаренко, так как они включают большое содержание фольклорного материала. Детский фольклор — обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа». Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми я перед собой поставила
цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи:
- освоение разговорной речи;
- расширение словарного запаса;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование связной речи;
- расширять представления детей о разных формах фольклора;
- воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
- обеспечить формирование доброжелательности, коммуникативности;
- установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;
- доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
В своей работе по развитию речи детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности.
Я работаю с детьми младшей разновозрастной группы. Уже само чтение потешек создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят
О роли устного народного творчества в воспитании детей
Насибуллина С.Л., Курышова И.А. О роли устного народного творчества в воспитании детей // Совушка. 2022. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 13.01.2022).
Заказ № 400279
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок»
В.А. Сухомлинский
Значение произведений устного народного творчества в процессе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста велико. Народный фольклор является источником педагогического воздействия на дошкольника, базовой основой для воспитания нравственности, эстетических чувств, патриотизма. В процессе его освоения оказывается огромное влияние на эмоциональную и нравственную сферы ребёнка [1, с.4].
Функции воспитания устного народного творчества состоят в том, что оно способствует пониманию таких категорий, как добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и др. Русский фольклор сравним с чистым родником, напившись из которого, ребёнок познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком [1, с.7].
Уже в раннем возрасте ребёнок сталкивается с потешками, которые представляют одну из малых форм фольклорных произведений. Для ребёнка становится важным смысловое содержание, ритм слов, возможность совершать различные действия при произношении текста. Он испытывает эмоциональный всплеск, а также это помогает изменить его поведение особенно в период привыкания к условиям пребывания в детском саду. С помощью потешки, народной песенки можно переключить внимание ребёнка на какую- либо игрушку, вызвать положительные эмоции по отношению к воспитателю, развивать чувство необходимости выполнять такие режимные моменты, как сон, умывание, причёсывание, приём пищи и т. д.
Сказка является особым средством воспитания нравственности дошкольника. Она оказывает помощь в демонстрации того, что дружба может победить зло, что зло всегда наказывается, а добрые поступки всегда вознаграждаются. Обычно положительные герои сказок обладают такими чертами характера, интеллектуальными способностями, которые являются более ценными для человека. Ребёнок учится оценивать поступки положительных и отрицательных героев, находить способы помощи и защиты обманутым и обиженным Благодаря сказочным героям ребёнок начинает понимать, к чему он должен стремиться, какие поступки совершать. В сказках всегда содержится урок, который ребёнок выносит для себя. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [3, с.31]. По словам К.И. Чуковского, сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с одним из ее персонажей, борющихся за добро. В этом сочувствии детей героям сказки и заключается основное воспитательное значение сказки» [12].
Кроме того, на основе сюжета сказки можно обучать основам безопасности жизнедеятельности, знакомить с опасными сторонами, которые могут подстерегать ребёнка в реальной жизни, а также проводить параллели с действительностью [5, с.124].
Произведения устного народного творчества являются особым средством формирования и воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В них содержатся конкретные факты, образы героев, вызывающие интерес у детей. Особое место здесь занимают героические сказки, в которых рассказывается о героических подвигах персонажей при освобождении своего народа, родной земли от врагов и нечисти. К.Д. Ушинский рассматривает интерес детей к различным произведениям фольклора как «показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей» [7, с.13, 16, 17].
Нельзя не отметить значение устного народного творчества для формирования познавательного интереса. «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи» [2, с. 122]. Например, русская народная сказка «Колобок» знакомит детей с традиционной русской кухней, с рецептом приготовления колоба, с такими понятиями, как «амбар», «сусек», «пряжить», тем самым расширяя кругозор, приобщая к истокам русского языка [16, с.24, 26].
Фольклор раскрывают все прелести русского языка, обогащает речь дошкольника. По словам К.Д. Ушинского, «фольклорные тексты пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка» (8, стр.298). Произведения фольклора позволяют ребёнку окунуться в красоту родного языка, влияют на образность речи. Ещё великий детский писатель К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи» [12].
В произведениях устного народного творчества, влияющих на экологическое воспитание, очень чётко прослеживается связь человека с природой. Так в многочисленных пословицах отражаются наблюдения за природными явлениями, за их силой. Хоровод – это действо, которое полностью связано с природой. Таким образом, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику [4, с.42-44].
Кроме произведений русского фольклора в круг чтения дошкольника должны органично вписываться и произведения фольклора народов мира, которые знакомят ребёнка с национальными культурами, прививая его к общечеловеческим ценностям. Сравнивая произведения разных народов, ребёнок получает возможность первоначального анализа национальных особенностей, что способствует пониманию единых моральных позиций, общих целей фольклора каждого народа [7, с.16].
В заключении акцентируем внимание ещё раз на то, что роль фольклора в воспитании ребёнка безгранична. Устное народное творчество оказывает воспитательное воздействие на развитие личности, чувств, черт характера, связывающих ребенка со своим народом через песни, игры, танцы, сказки и т.д. Это источник педагогического материала, основа речевого, нравственного, эстетического, патриотического, экологического воспитания. Использование в работе наследия народа оживляет педагогический процесс.
Литература:
- Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 138 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №5. С. 28-35.
- Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 2009. №4. С.42-46.
- Пидручная С. Сказки – за безопасность детей // Дошкольное воспитание. 2008. №2. С. 124-127.
- Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. 2009. №5. С. 24-28.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. М., 1948.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/09/05/rol-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-vospitanii-detey
- https://infourok.ru/rol-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-vospitanii-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-1906816.html
- https://moluch.ru/archive/179/46317/
- Чуковский К.И. От двух до пяти. URL: https://www.gumer.info/