Социо-игровые технологии как ресурс развития и поддержки детской инициативы детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО


Классификация игр и формирование групп

Работу всегда следует проводить в небольших группах («группах ровесников»). Наиболее оптимальное количество человек – не более 5. Чтобы при делении не оставить никого из детей в обиде, можно прибегнуть к разным способам, например, задать в качестве разделяющего признака цвет волос или глаз, этаж проживания, наличие того или иного домашнего животного и пр. От лица сформированной группы всегда выступает лидер, который, во-первых, выбирается самими детьми, и, во-вторых, регулярно сменяется.

Воспитатель вовлекает детей в разные виды активности (сидя, стоя, за столами, на улице и пр.) с постоянным изменением темпа и ритма. Так будет происходить пассивное обучение дошкольников умению вести дела сконцентрировано и сосредоточенно, ведь там, где известно про начало и конец, просто не получится проигнорировать существующие ограничения.

Классификация игровых заданий выглядит следующим образом:

  1. Для рабочего настроя. Основная цель – стимулирование интереса к взаимодействию друг с другом, а также мобилизация ресурсов тела.
  2. Для социо-игрового приобщения к делу. Здесь происходит непосредственная коммуникация педагога и детей, во время которой они учатся, запоминают, различают, систематизируют или осваивают какой-либо материал.
  3. Разминки. Их отличительной особенностью является наличие быстро возникающего азарта, смеха, несерьезности. Дети психологически и физически разряжаются, расслабляются, отдыхают.
  4. Для творческого самоутверждения. Здесь итогом должно стать достижение результата, связанного с художественной сферой, – формирование эстетического вкуса, обучение основам рисования, танцев, музыкального исполнения и пр.
  5. Вольные. Обычно такие игры подразумевают нахождение вне комнаты и помещения, т.к. для них требуется больший простор и свобода передвижения.

Однако сразу же начинать освоение игр – дело и рискованное, и не совсем правильное.

Чтобы социо-игровая технология дала ожидаемые результаты, ее воплощение в жизнь необходимо проводить в 3 этапа – это:

  1. Прививание правил и культуры толерантного общения. Ребенок познает, как слушать, слышать и успешно договариваться с партнером.
  2. Отработка полученных навыков в мини-группах. Дошкольник на практике учится организовывать общение, ведь только так он достигнет поставленной перед ним учебной задачи (ответить, найти, предложить и пр.).
  3. Полноценная и плодотворная работа воспитателя с его подопечными, использование общения как эффективного педагогического средства.

Сущность

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) предписывает российским воспитателям подходить к обучению детей с качественно новых сторон. Впредь образовательный процесс должен не равнять всех под одну гребенку, а учитывать как общие возрастные особенности детей, так и их индивидуальные отличия. Главная задача сотрудников детских садов – это выпуск из стен учреждений дошкольников, желающих активно учиться, познавать мир и совершенствоваться. Социо-игровая технология, основанная в 1988 году совместными силами советских педагогов Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатова и берущая за основу такую форму деятельности, как игра, способна успешно справиться с поставленной целью.

Неизменным условием здесь является создание атмосферы взаимного уважения и свободы мыслей, действий, выбора. Происходит отказ от навязывания опыта или знаний взрослого. Искусственное насаждение различных постулатов недопустимо. Необходимо сделать так, чтобы участники доверяли и словам друг друга, и своим собственным ощущениям, а также не испытывали диссонанса между личным опытом и тем, что говорят другие. Только так удастся превратить воспитание и обучение в добровольный, приятный, радостный процесс и добиться формирования ключевых компетенций: навыков дружеской коммуникации, межличностного общения, элементарного самоконтроля и регуляции собственной деятельности. Без долгих и утомительных тренировок выработается умение связно и правильно говорить.

Мастер-класс «Социоигровые технологии в дошкольной педагогике»

Мастер-класс по использованию Социо – игровой педагогической технологии при организации образовательного процесса

Автор: Сильченко Н. В.

Дата проведения:20.03.2018

Технология: мастер-класс.

Цель: Использование Социо – игровой педагогической технологии при организации образовательного процесса

Задачи:

1. Сформировать представление о возможностях применения социо — игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

2. Обучить приемам социо — игровой технологии;

3. Познакомить с играми, направленными на развитие социализации старших дошкольников;

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оснащение:

Ход:

Для того, чтобы присутствующие на мастер – классе познакомились друг с другом и настроились на работу провожу игру «На кого смотрю, тот называет себя»

Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию навыков общения.Социо-игровой стиль обучения или педагогика настроения основана на развитиикоммуникативных навыков у дошкольников. Социо-игровая педагогика основана на принципе организации занятий как игры-жизни между микро-группами детей (малыми социумами).

Принципы, которые лежат в основе социо – игровой технологии:

— это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками;

— это наличие у педагога нового взгляда на ребёнка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

В рамках данной технологии ставим перед собой следующие задачи:

  • Помочь детям эффективно общаться;
  • Сделать образовательный процесс более увлекательным;
  • Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчеств;
  • Воспитывать в дошкольниках — узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативных качеств у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослыми.

Три этапа общения:

  • на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнёра, развивается собственная речь);
  • на втором этапе общение является целью — ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
  • Натретьемэтапеобщение – это

педагогическое средство, т.е. через

общение обучаем дошкольников.

Принципы руководства в работе с детьми по социо-игровой технологии.

– Воспитатель – равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

– Снятие судейской роли с педагога и передача ее детям предопределяет снятия страха ошибки у детей.

– Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

— Смена мизансцены, то есть остановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

– Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

– Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то,что просто,а что трудно- то интересно.

– Движение и активность.

– Жизнь детей в малых группах, в основном шестерках, бывает в четверках и тройках.

– Принцип полифонии. За 133-мя

зайцами погонишься, глядишь и наловишь десяток.

6 «Золотых правил» социо – игровой технологии:

(по В. М, Букатову)

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах — самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативных качеств, взаимопонимания.

Можно поделиться:

— по цвету волос, глаз, одежды;

— чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

— кто на каком этаже живет;

— четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

— найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;

— кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

2 правило: «Смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.(игра Волшебные очки»)

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен

, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: Смена темпа и ритма

. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило–социо — игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности,

что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д. (
Показать на примере игры «Волшебная палочка»,
)

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. (
«Слово на одну букву»)
Используя «золотые» правила социо — игровой технологии, дети научаются:

  • слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развивается речевое взаимодействие;
  • формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;

отсутствует чувство страха за ошибку.

Раскрывая содержание социо – игровой технологии, я постаралась показать ее актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками. А для практической применимости «золотых правил» социо – игровой технологии, я предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной.

«Буквы-загадки»

1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.

2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.

3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)

«Слова на одну букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя

«Тело в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Вариант:

-дополнить «фотографию» своим пониманием

-показать «фотографии» до и после задуманного

Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок. Смысл игры – установление

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся»

, следующий должен предложить свой вариант
«Я не люблю, …».
Против часовой стрелки игра продолжается
«Я люблю, …»

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Социо-игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 Колпинского района Санкт-Петербурга

Составила: старший воспитатель Шумакова Галина Анатольевна Октябрь 2013 г.

Нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с цитаты Вячеслава Букатова, автора книги «Шишел-мышел, взял да вышел», по социо – игровым технологиям: «Делать условия обучения дошкольников более человеческими и более соответствующими особенностям их психики помогают не столько инновации (которые для воспитателей частенько являются «котом в мешке»), сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы». И такими способами могут стать социо – игровые технологии».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образовательная программа дошкольного образования должна строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Сам термин «социо-игровой стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо-игровой педагогики (Е. Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

«У социо-игровой педагогики хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле…»

Социо-игровая технология – это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

Различия традиционной и социо-итровой педагогики:

Социо — игровая педагогика Традиционная педагогика

Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата. Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ

Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект — субъектные отношения) Диктат воспитателя (субъект — объектные отношения)

Развитие самостоятельности Послушное повторение формулировок

Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом) Наличие дискретности — дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты)

Занятие-игра — жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая») Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре

Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе. Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть

Равноправие детей и взрослых — основа социо -игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения

Суть социо — игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т. к. одной из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Взрослый предлагает группе равных какое-то дело, и дети умеют организоваться так, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. Деятельность дошкольников в малых группах — самый естественный путь к возникновению сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Дети умеют сопереживать друг другу, оказывать поддержку, чувствуют ответственность друг за друга. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, развивается воображение, скорость реакции, умение совместно выполнить любое задание. Активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. А что делать, когда кто-то стремиться постоянно, быть лидером, а кто-то не хочет им быть? Из практики работы можно сказать, что ребенок, который не хочет быть лидером, он все равно в течение года бывает им несколько раз, а дети – лидеры не редко уступают свои позиции менее активным сверстникам.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило – социо — игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т. д.

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. А педагогу потребуется убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Пусть неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу». И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель педагогического неумения. Наоборот – это показатель педагогического мастерства.

Используя «золотые» правила социо — игровой технологии, дети научаются:

  • слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развивается речевое взаимодействие;
  • формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым, происходит сближение педагога с детьми;
  • отсутствует чувство страха за ошибку.

Социо-игровая технология способствует:

  • Реализации потребности детей в двигательной активности.
  • Сохранению психического здоровья.
  • Преодолению нерешительности и неуверенности робких детей.
  • Формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативных навыков у дошкольников.
  • Повышению уровня познавательных и творческих способностей.

Классификация игр социо-игровой направленности:

  • игры для рабочего настроения
  • игры разминки (разрядки)
  • игры социо-игрового приобщения к делу
  • игры творческого самоутверждения

— игры вольные.

1. Игры для рабочего настроения.

Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

В процессе таких игр детям легче преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и заниматься вообще.

2. Игры разминки (разрядки).

Игры данной группы объединяет принцип доступности, элемент соревновательности и смешного несерьёзного выигрыша. В играх доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха.

3. Игры социо-игрового приобщения к делу.

Используются в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-либо различать, запоминать или систематизировать, то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу.

4. Игры творческого самоутверждения.

При выполнении этих игр больше учитывается художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные.

Выполнение этих игр требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в группе.

Раскрывая содержание социо – игровой технологии, мы постарались показать ее актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками. А для практической применимости «золотых правил» социо – игровой технологии, предлагаем вам немного побыть в роли детей и поиграть.

Первая игра называется «Радио».

Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.

Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик) … (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.

Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

Следующая игра называется «Чемодан».

Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход: Для того чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти свое место в команде.

Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого отводится 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

Предлагаю сыграть ещё в одну игру «Подарки».

Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».

Ход: Для того чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов, в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают), а теперь рассчитайтесь на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий отдаёт ему свой жетон, если нет – отгадывающий отдает жетон. У каждого игрока по 3 жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.

Сегодня, на нашей встрече мы постарались познакомить вас с социо – игровой технологией и в завершении нашей встречи, мне бы хотелось услышать ваши мнения, предложения, пожелания, замечания. (Участники встречи высказывают свое отношение к представленному материалу).

Вопросы для рефлексии:

  1. Какие отличительные черты социо — игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
  2. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо — игровой технологии?

По завершении встречи участники получают памятки с «золотыми» правилами социо – игровой технологии.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]