Проект «Ребёнок и книга» по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе через взаимодействие с детской библиотекой


Статья «Знакомство дошкольников с разными жанрами литературы»

Свое отношение к литературному произведению и его героям дети выражают: в рисунке, аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наизусть текста, в разных видах театральной деятельности.

Встаршей группе

дети знакомятся с разными произведениями русского и зарубежного детского фольклора: малые формы (прибаутки, заклички, загадки, небылицы), пословицы, поговорки, сказки (волшебные, бытовые, докучные), былины. Дети знакомятся с классическими и современными поэтическими произведениями (лирические, юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаическими текстами (сказки, сказки-повести, рассказы). Художественные произведения усложняются по смысловой нагрузке. Преобладают рассказы и сказки с нравственным подтекстом. Усложняется язык произведений, его отличает большая образность и выразительность, становятся доступны тексты с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий).

Дети понимают, что содержание литературных произведений является изображение автором разных жизненных ситуаций, в центре которых находится человек и его отношение к окружающему.

Дети начинают осваивать представление о некоторых особенностях таких литературных жанров как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица; знают фамилии трех, четырех писателей, поэтов; отдельные факты их биографий, некоторые особенности их творчества.

Дети понимают, что книга является результатом деятельности писателя, художника и работников типографии; объясняют значение иллюстраций в книге, знают фамилии двух, трех художников-иллюстраторов, некоторые особенности их творчества.

Знают и используют разные способы выражения своего отношения к литературному произведению, его героям в различных видах речевой и художественно-творческой деятельности.

Вподготовительной группе

дети имеют богатый литературный опыт. В круг чтения входят разнообразные жанры произведений русского и зарубежного детского фольклора, классические и современные поэтические произведения, прозаические тексты (рассказы, были, сказки, сказки-повести, детские романы). Дошкольникам интересны произведения со сложным подтекстом, неоднозначными образами героев, основанные на столкновении характеров, противоборстве сил добра и зла. Им становятся доступны тексты с новой познавательной информацией, элементами делового стиля (детские энциклопедии). Дети любят тексты с продолжением, в том числе романы, повести, рассказывающие о новых приключениях знакомых героев.

Дошкольники понимают, что книга является особым способом познания окружающей действительности, человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. В этом возрасте дети знают фамилии пяти-шести писателей, поэтов, отдельные факты их биографии, некоторые особенности их творчества.

Опыт работы воспитателя «Приобщение ребенка к книге»

гульнара хамидуллина

Опыт работы воспитателя «Приобщение ребенка к книге»

Приобщение ребенка к книге

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют его путь. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, а чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.

За период пребывания в детском саду дети прослушивают и пересказывают много сказок, рассказов, стихов. При этом внимание постоянно привлекаем к самой книге. Если воспитатель бережно берет книгу, прежде чем раскрыть её, никогда не перегибает, а аккуратно переворачивает страницы, встретив разрисованные, мятые выражает неудовольствие, то и дети становятся защитниками книги.

Воспитание трепетного отношения к книге начинается с младшего возраста. При оформлении книжного уголка сначала помещаем предметные и сюжетные картинки. Учим детей рассматривать их,отвечать на элементарные вопросы: кто (что)

это? Что делает? Дети с удовольствием отмечают уже знакомые предметы. Большое внимание уделяем устному народному творчеству. Потешки,Солнышко, вёдрышко…”, ,Кисонька — мурысенька …”, ,Жили у бабуси…”, ,Ножки, вы, ножки…” и т. д.) прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используем не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Всё это расширяет кругозор, развивает способность понимать речь взрослых, овладевать родным языком.

На занятиях учим правильно понимать и воспринимать художественное слово. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения (сказки,Репка»”, ,Колобок”, ,Теремок”, стихи (например, А.Барто: ,Я люблю свою лошадку…”, ,Идёт бычок, качается…”, ,Зайку бросила хозяйка…”, ,Наша Таня…” и т. д., они ярко, красочно оформлены, что привлекает внимание ребят, каждый ребёнок может подойти, посмотреть полюбившуюся книгу, поговорить о ней со своим сверстником.

Чтобы вызвать у детей интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа,Из какой это книжки?”, ,Кто это сказал?”. Дети угадывают диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложкам.

Обучаем правилам обращения с книгой,знакомим с новыми: книги брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

В средней группе дети проявляют больший интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями по содержанию сказки, рассказа. В книжном уголке помещаем знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. д. Предлагаем для рассматривания, например, одну и ту же сказку,Репка”, но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым)

. Это побуждает детей высказывать своё впечатление о
книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились.
Дети этого возраста с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки (В, Сутеева,Под грибом”, рус. нар. ск. ,Лиса и журавль”, К. Чуковского,Доктор Айболит”, ,Кошкин дом”, Муха – Цокотуха” и т. д.)с интересом рассматривают рисунки старших дошкольников на темы знакомых произведений: ,Колобок”, ,Теремок”, ,Федорино горе” и др., которые вывешиваются на стенде детского сада, проявляют своё отношение к персонажам.

Для детей проводим литературные викторины,Узнай сказки – загадки в стихах”.

Из какой сказки пришёл?”, отрывки одного автора из разных произведений и т. д.). Предлагаем по обложке узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по прочитанному из неё отрывку.

Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приёмы, например, приход Петрушки, вороны Каркуши, зайки — всезнайки, который напоминает эти правила.

В старшей группе учим детей понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируем осознанное отношение к ним, обращаем внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приёмы и обороты, закрепляем навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания окружающего мира.

В уголке книгустраиваем тематические книжные выставки: ,Поэты об осе-ни”, ,Российская Армия охраняет наше детство”, ,По страницам любимых сказок”, ,Первые в космосе”, ,Наши книги о природе” и т. д., так же выставляем иллюстрации известных детских художников И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др.Продолжаем знакомить с творчеством и произведениями таких авторов как: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов, М. М. Пришвин, В. Бианки, К. И. Чуковский, С. В. Михалков, А. Л. Барто, С. Маршак и т. д.

На занятиях проводим обобщающие беседы на темы: ,Что мы знаем о книге”, ,Книга – лучший друг” и др. Организуем специальные занятия, посвящённые творчеству отдельных писателей, поэтов (например, А. С. Пушкина и др., художников – иллюстраторов (например, В. Лебедева и др.)

.

В подготовительной группе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя детей с художественным произведением, мы добивается, чтобы они поняли главную идею, могли определить жанр, отметить особенности произведения.

Детей этого возраста учим понимать мотивы поступков героев, позицию авторов и его отношение к своим героям. Дети получают более глубокие знания о том, как создаётся книга, сколько людей трудиться над тем, чтобы она дошла до читателя. Проводим познавательные занятия на тему,Как рождается книга?” или,Откуда пришла книга”,раскрыть и закрепить эти знания помогают материалы таких авторов как: Т. Шорыгиной, К. Нефёдовой, Л. Санкиной, Г. Блиновой, О. Дыбиной, Н. Алёшиной, Л. Селиховой, В. Волчковой и т. д. Показывая иллюстрации, говорим о писателях, художниках, работниках типографии, которые с помощью специальных машин печатают книги и одевают их в прочное платье – переплёт,постепенно дети усваивают такие слова как: обложка, страница, корешок. После того как дети знакомятся с процессом создания книги,они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей.

В этом возрасте обращаем особое внимание на содержание книжного уголка.Здесь помещаем:

-книги, рекомендованные программой;

-наборы открыток, связанных с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

-игры для развития речи: ,Закончи сказку”, ,Расскажи сказку”, ,Узнай ге-роя”, ,Побери картинки”;

-портреты писателей и поэтов;

-рисунки детей по мотивам любимых произведений.

Иногда составляем,книгу” из рассказов детей. Периодически оформляем тематические выставки,Весёлые книжки”, ,Книги о нашей стране”, ,Е. Чарушин – писатель и художник” и т. д. В их организации принимают участие и дети. Так для выставки,Моя любимая книга” предложили ребятам принести из дома свою книгу.Но при этом поставили условия: каждый должен хорошо знать её название, автора и уметь коротко рассказать содержание. Дети с удовольствием рассказывали о своих любимых произведениях.

Беседы с детьми сочетали с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр – драматизаций. Часто возвращались к ранее прочитанным книгам – ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Герои книг оживают в рисунках и лепке ребят (лепим сказочных героев, рисуем обложки любимых книг, иллюстрации к сказкам, делаем закладки для книг и т. д.). Лучшие рисунки рассматриваем, обсуждаем, даём оценки и сравниваем с иллюстрациями в книгах – это вызывает большой интерес и побуждает к творчеству.

Очень нравятся детям экскурсии в библиотеку (которые ранее проводились регулярно)

. Мы обращаем внимание на то, что здесь много разных интересных
книг, которые можно брать домой и читать. В результате проводимой работы у детей появлялся интерес к с- р игре,Библиотека”.Ребята справедливо подходили к вопросу распределения ролей: библиотекарем становился тот, кто мог рассказать содержание того или иного произведения, назвать автора, предложить,читателю” интересную книгу.
Среди старших дошкольников стали популярны дидактические игры,Узнай героя”, ,Найди друга”, ,Кто автор?”. В группах мы организовывали и мастерскую по ремонту книг. Во время совместного труда они вспоминали содержание книг, делились впечатлениями о поступках героев, высказывали мнение об иллюстрациях.

Несколько слов хочется сказать о театре в жизни детей. Увиденное и пережитое в театре, вызывает потребность рассказать об этом товарищам, родителям. Способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме, т. к. чаще всего инсценируются известные детские произведения, то появляется желание найти книгу, рассмотреть её, сравнить с увиденным. Интересной формой является прослушивание художественных произведений с дисков, кассет. Дети мысленно рисуют события, героев, картины природы, т. е. соотносят слова с предметами и явлениями внеязыковой действительности. Это способствует интересу к данному произведению, тогда появляется желание рассмотреть саму книгу, иллюстрации, а может быть послушать вторично.

Безусловно, в любом возрасте важно, каким образом воспитатель доносит то произведение, которое он читает или рассказывает. Правильно ли выбраны тембр и темп голоса, мимика, жесты, интонации и т. д., т. к. мы выступаем партнёрами детей по восприятию содержания, поэтому необходимо проявлять соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и пр. Такие элементы помогут лучше понять и донести тот смысл, который передал автор, значит проявить интерес к книге, а монотонное чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.

Большая и разносторонняя работа проводится и с родителями по воспитанию у детей интереса к книге. Это, прежде всего, рекомендации, что и как читать, какую литературу. Предложение посещать книжные магазины, ярмарки детских книг, по возможности записаться в библиотеку. В папках – передвижках предлагаем информацию, как воспитывать бережное отношение к книге, приучать детей следить за порядком на своих книжных полках.

Проводимая в системе работа даёт ощутимые результаты. Дети, в большинстве своём, знают и выполнят правила обращения с книгой. Мы надеемся, что интерес к книге будет расти. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

На протяжении многих лет дети старшей и подготовительной группы нашего детского сада посещают занятия в библиотеке, где знакомятся с творчеством писателей, поэтов.Это знакомство проходит в разнообразных формах: театрализованные представления, конкурсы, литературные часы, эко — часы, игровые программы и др. Готовясь к очередному занятию в библиотеке, воспитатели читают детям литературные произведения, беседуют по содержанию, дети заучивают стихи, инсценируют произведения, рисуют по теме.

Список литературы

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998. Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. — №2. – С. 68. Богомовская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. — №5. – С. 45. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991. Грищенко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М., 2004. Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.

Дьяченко О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. — №11. – С. 43.

Зенкевич Т. Д., Михайлов А. М.Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. – СПБ., 1996.

Наумчик В. Н. Воспитание творческой личности. – Минск., 1998.

Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. — М., 1997.

Соломенникова О. А. Радость творчества. – М., 2005.

Субботский Е. В. Ребёнок открывает мир. – 1991.

Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 1999.

Фесюкова Л. Б Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.

Организация чтения художественной литературы в детском саду

Консультация для воспитателей. «Организация чтения художественной литературы».
Автор: Башкирова Оксана Евгеньевна Должность и место работы: воспитатель ДОУ г. Мценска «Детский сад № 10».
Консультация для воспитателей. «Организация чтения художественной литературы».
Описание: материал будет интересен воспитателям, родителям. Цель: обучение воспитателей правильному чтению художественной литературы. В работе с книгой выделяют следующие задачи: – подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей с тем, чтобы дети в книге увидели источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова; – обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги; – обращаться к художественным текстам при развертывании других форм совместной деятельности взрослого и ребенка, используя тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, игры, проводя аналогии между событиями, происходящими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью ребенка. – Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора текстов, так и от правильной организации чтения как совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В связи с этим представляется целесообразным определить некоторые методические требования. – Чтение художественной литературы должно быть ежедневным. – Время для чтения ( всегда одно и тоже) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет 10 минут—во 2 младшей группе, 10-15минут — в средней группе, 15-20 минут — в старшей группе и 20-25 минут — в подготовительной группе. – Чтение должно проходить в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: заниматься делами тихо, не мешать остальным. – Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания; монотонное механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу. – Воспитатель сам подбирает, подходящие для детей его группы ,художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного чтения — малые литературные формы для непродолжительного; также целесообразно чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам. – Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд, так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий, «вжиться» в воображаемый мир книги. Все это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или один и тот же текст читается с большим перерывом. Ежемесячно воспитатель читает детям 1-2 большие произведения. – В период между чтением двух больших художественных текстов используются короткие произведения. Это фольклорные и авторские сказки, реалистические рассказы. Здесь возможны сочетания нескольких текстов по жанрам или тематической направленности. – Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения. Обсуждения должны носить непринужденный характер. Они уместны после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнить коллизии текста с реальными событиями. Педагог может через некоторое время вспомнить с детьми прочитанные тексты, обсудить их при развертывании других видов деятельности, поскольку обращение к книге помогает стимулировать активность детей — осмыслить и прояснить какие-либо факты, события. – Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может найти на 2-3 месяца вперед, осуществив сбалансированный выбор из разных разделов рекомендательного списка с учетом интересов большей части детей группы. Этот предварительный план корректируется по мере необходимости. – Короткие произведения подбираются на неделю — месяц, также с охватом разных разделов рекомендательного списка. Кроме того, при подборе и планировании последовательности чтения коротких текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями, тематическими циклами, намеченными для познавательно-исследовательской деятельности, и направленностью актуальных интересов детей группы. Список подобранных текстов постоянно корректируется педагогами, с учетом появляющихся у детей вопросов, возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой. – В каждой группе должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка, из которых воспитатель, реагируя на актуальную ситуацию, может в любой момент выбрать подходящее произведение. Дополнительно педагог может пользоваться хрестоматией для детей дошкольного возраста, но она не должна быть единственным или основным источником художественных текстов. – Книги для длительного чтения целесообразно хранить в общей библиотеке детского сада с тем, чтобы ими могли воспользоваться все группы по мере необходимости.

Рекомендуем посмотреть:

Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Родительская компетентность

Похожие статьи:

Экологическое воспитание в детском саду

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»

Изучение английского языка в ДОУ

Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]