Викторина для детей 6-7 лет на тему «Перелётные птицы»методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)


Игра – викторина в старшей группе на тему: Птицы

Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

Автор: Мельникова Л.В.
Цель: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пределах 10. Развивать логическое мышление, быстроту реакции. Упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями игроков своей команды, соблюдать правила викторины. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей; формировать экологическое осознанное отношение к природе к её обитателям, воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам – нашим друзьям. Словарная работа: пернатые, перелётные, зимующие, гнездо, скворечник, фишки, край, область, слайд, экран. Материал: карта Самарской области; макет дерева, плоскостные изображения птиц к нему; магнитофон, аудиозапись с голосами птиц; аудиозапись музыки М.Глинки «Жаворонок»; экран, проектор, подборка слайдов на компьютере с изображением: сороки, павлина, аиста, щегла, пеликана, страуса, соловья, клёста, стрижа, пингвина; 2 набора бумажных деталей скворечника, магнитная доска, магниты; медали — золотые и серебряные по количеству игроков в командах; костюм сороки; фишки; шапочки птиц (сова, синица, воробей, ласточка). Предварительная работа: наблюдение за птицами; беседы о жизни пер-натых; экскурсии к месту гнездования птиц; рассматривание карты Самарской области; изготовление родителями воспитанников кормушек и скворечников; участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Встречаем скворцов»; разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о птицах; изготовление атрибутов к викторине; создание слайдов по теме занятий; дидактические игры о птицах.
Ход викторины:

Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Дорогие друзья! Посмотрите, мы с вами живём в удивительном, замечательном крае (показывает на карте). Скажите, как называется область, в которой мы живём? Дети: Самарская область. Воспитатель: Молодцы! Правильно. Как вы думаете, чем богат наш край? Дети: Лесами, животным миром, реками, озёрами. Воспитатель: Умницы! Да, у нас очень богатый растительный и животный мир. Много озёр, рек, лесов, лугов, к которым нужно бережно, заботливо относиться. А ещё в нашей области живёт много птиц. Скажите, почему мы называем птиц нашими друзьями? Дети: Птицы уничтожают вредных насекомых и гусениц, сохраняя листву деревьев и кустарников. Они радуют нас своим чудесным пением. Воспитатель: Почему птиц зовут пернатыми? Дети: Потому что их тело покрыто перьями. Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в игре – викторине «Наши пернатые друзья» и проверить, насколько хорошо вы знаете птиц родного края. Согласны? Дети: Да. Воспитатель: Сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время проведения викторины. Дети: — Слушать вопрос до конца. — Поднимать руку, не выкрикивать с места. — Не перебивать товарищей. — Не подсказывать. — Можно дополнить того, кто отвечает. — Фишки подсчитывать в конце игры. Воспитатель: Пожалуйста, разделитесь на две команды и придумайте название им. Название должно быть связано с названием нашей викторины «Наши пернатые друзья». Не забудьте выбрать капитанов команды. Дети делятся на команды и рассаживаются друг против друга. Затем представляют свои команды и капитанов. Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на дерево прилетели птицы, живущие в Самарской области. Каждая птичка принесла с собой конкурсное задание. Один игрок от команды называет птицу и снимает её с дерева, а я читаю задание. За победу в конкурсе команде вручается фишка. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек. Начинаем. Птица поползень. Конкурсное задание «Отгадалки». Каждой команде предлагается отгадать по 3 загадки о птицах. Победителем становится команда, которая отгадает все загадки. -Всех перелётных птиц черней, Чистит поле от червей. (Грач) -На одной ноге стоит, На всё болото кричит. (Цапля) -Всё вертится, суетится, Ей на месте не сидится, Это бойкая…(Синица). -Целый день на суку, На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка) -Старательный работник, Лесной носатый плотник. (Дятел) -Звонкие трели весной прилетели. (Соловей) Птица чайка. Конкурсное задание «Назови пословицы, поговорки о птицах». Команды по очереди называют пословицы, поговорки. Выигрывает та команда, которая назовёт их больше. -Увидел грача – весну встречай. -Грач, на горе – весна на дворе. -Лес без птиц и птицы без леса не живут. -Птицы – украшение леса. -Птиц мы будем беречь от губительных встреч. -Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить! Птица сова. Конкурсное задание «Угадай птицу по голосу». Каждой команде предлагается угадать трёх птиц, прослушав аудиозапись их голосов. Выигрывает та команда, которая правильно назовет всех птиц. Птица кукушка. Поэтический антракт. Дети из каждой команды читают 2-3 стихотворения о птицах. Соловей. Прилетевший соловей С каждым часом веселей, Льются трели без конца… Чуть-чуть обидно, Что крылатого певца В зарослях не видно. В.Мусатов. Люблю птиц. Я, ребята, птиц люблю. Никогда их не ловлю Ни ловушками, ни в сети Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону Ни сороки, ни вороны, Ни скворца, ни воробья Не обидел в жизни я. А. Ладонщиков Синица. Ты с модницей с этой, Конечно, знаком: Вертушке На месте Никак не сидится- Все хвастает Синим своим сюртуком И шапочкой синей Гордится синица. Е.Ильина. Снегирь. От простуд он не страдает, Не страшится злобных вьюг И к зиме не улетает На далёкий, знойный юг. Пусть покроют снега груды И пригорок, И пустырь- Рад красавиц красногрудый Житель севера- снегирь. Е.Ильина. Птица скворец. Конкурс капитанов «Сделай скворечник». На магнитной доске из готовых бумажных деталей капитаны выкладывают скворечники. Выигрывает тот, кто быстро и точно справится с заданием. Птица снегирь. Конкурсное задание «Не ошибись». Каждой команде предлагается на экране с помощью проектора изображения 5 птиц. Надо выбрать из них, птиц Самарской области. Выигрывает команда, которая правильно назовет птиц Самарской области. Примерный перечень птиц: -сорока, павлин, аист, снегирь, пеликан; -страус, соловей, клёст, стриж, пингвин. Физминутка. Игра «Раз, два, три птицу покажи». Под музыку М.Глинки «Жаворонок», дети «летают» врассыпную. Музыка останавливается, дети замирают, изображая птиц нашего края. Ведущий спрашивает, какую птицу дети изображают. Игра повторяется три раза. Птица ворона. Конкурсное задание «Назови приметы связанные с птицами». Команды по очереди называют приметы. Выигрывает та ко-манда, которая назовёт их больше. -Вороны садятся на снег – к оттепели. -Вороны садятся на вершины деревьев- к морозу. -Ласточки летают низко- пере дождём. -Вороны и галки садятся на низкие ветки- к ветру. -Увидел грача – весну встречай. Птица ласточка. Конкурсное задание «Как человек заботится о пти-цах». Игроки каждой команды перечисляют действия людей, обозначающих их заботу о птицах. Победителем становится команда, которая назовёт больше действий. (Оберегают гнёзда, заготавливают корм на зиму, подкармливают птиц зимой, изготавливают и вывешивают кормушки, скворечники). Птица галка. Конкурсное задание «Объяснялки». По два игрока от команды заходят за ширму, надевают шапочки птиц (сова, воробей, синица, ласточка) и загадывают описательные загадки про этих птиц игрокам другой команды. После того, как команда дала ответ, ребёнок выходит из-за ширмы. Выигрывает команда, которая отгадает загадки. Птица кукушка. Конкурсное задание « Отвечай быстро». Каждой команде предлагается быстро ответить на 5 вопросов. Выигрывает команда, которая даст правильные ответы. Вопросы для первой команды: -чем птица рулит? (Хвостом); -какая птица приносит весну? (Грач); -как зовут детёныша птицы? (Птенец); -как называется домик скворца? (Скворечник); -как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Зимую-щие). Вопросы для второй команды: -как называют птиц, которые улетают осенью в тёплые края? (Перелёт-ные); -какую птицу называют лесным доктором? (Дятел); -как называется дом ласточки? (Гнездо); -какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка); -чем покрыто тело птицы? (Перьями). Воспитатель: Посмотрите, ребята, все птички с нашего дерева улетели. Наша викторина подошла к концу. Со всеми заданиями вы справились отлично, молодцы! Вы много знаете о птицах нашего края. Давайте посчитаем, сколько фишек набрала каждая команда. Дети считают фишки, в этот момент влетает сорока (подготовленный ребёнок ). Сорока: Я тут мимо пролетала Вас, ребятки, увидала. Очень рада я за вас Много знаете про нас. Я хочу вам дать совет Береги природу с малых лет! Где гнездимся, не шумите, Гнёзда наши берегите! Птиц, зверей оберегайте И всегда им помогайте! Ребята, пожалуйста, запомните правила. Не подходите близко к гнёздам птиц, не трогайте их, не разоряйте. Не ловите и не уносите домой птенцов, в природе о них заботятся птицы. Воспитатель: Спасибо тебе, сорока – белобока за полезные советы. Кто же у нас стал победителем? Капитан каждой команды объявляет количество фишек. Называется победитель викторины. Сорока: Я поздравляю команду победительницу и вручаю им золотые медали. А другой команде – серебряные, они тоже блестят. Воспитатель: Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Рекомендуем посмотреть:

Викторина для подготовительной группы детского сада Викторина для дошкольников. Средняя группа Художественная викторина для детей подготовительной группы Викторина по сказкам Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи:

Литературная викторина для старших дошкольников «В гостях у сказки»

Игра – викторина для детей 5-7 лет «Путешествие в сказку»

Викторина по загадкам для детей для детей средней группы

Театральная викторина для старшей группы

Музыкальная викторина для дошкольников 4-6 лет

Викторина » Перелетные птицы»

УТКА АИСТ
ГРАЧ ЦАПЛЯ

Воспитатель:

Что общего в названии этих птиц?
(ответы детей)
Какие птицы называются перелетными?
(ответы детей)
Чем перелетные птицы отличаются от зимующих? Почему перелетные птицы улетали в теплые страны? Почему с приходом весны они возвращаются обратно?
(ответы детей)
Воспитатель:

Мы с вами много беседовали о перелетных птицах. Сегодня я предлагаю вам проверить, как вы запомнили и усвоили материал по данной теме. Я предлагаю вам поучаствовать в викторине. За каждый правильный я буду выдавать жетон. У кого в итоге окажется большее количество жетонов, тот становится победителем нашей викторины.

I
тур
Вопросы викторины

  1. Какие перелётные птицы вам знакомы? (ответы детей)
  2. Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая — никогда.)
  3. В народе говоря: «У этой птицы волшебное пение, да скромное оперение» (соловей)
  4. Чем питаются соловьи? (гусеницами, личинками, червяками)
  5. Определите птицу по описанию: «Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост, и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми перышками» (трясогузка)
  6. В народе эту птицу называют «ледоломкой» (трясогузка).

    Объясните почему?
    (птичка бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком.)

  7. Птенец, какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)
  8. Кто «воспитывает» маленьких кукушат?
  9. Какая лесная птица делает гнездо на земле? (Пеночка).
  10. Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка — единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц.Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)
  11. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)
  12. Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)
  13. Чем питается грач?(насекомыми, червяками, полевыми мышами, улитками, (может поймать молодого зайчонка).
  14. Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка.)
  15. Кто является врагом ласточки?(воробей.Он нередко атакует и захватывает ласточкины гнёзда, выкидывая оттуда крошечных птенцов)
  16. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)
  17. Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)
  1. Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточки)
  2. Где гнездятся скворцы? (в дуплах, в скворечниках)
  3. В какие календарные периоды у скворца блестящее черное оперение с зеленоватым отливом, а в какие крапчатое (с белыми пятнышками), с характерным

металлическим блеском?(черное – весной и летом, в пятнышках – осенью и зимой)

  1. Человек, который изучает птиц и их повадки – это… (Орнитолог)
  2. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
  3. « Закончи предложение»

— воробей маленький, а журавль…….

— ворона большая, а синица…..

— у синицы хвост короткий, а у трясогузки….

— у дятла клюв длинный, а у снегиря …..

— утка серая, а лебедь……

II
тур «Угадай птицу по пению».
Воспитатель:

У каждой птицы свое особенное пение, отличающееся от других птиц. Попробуйте сейчас на сух определить какая птица поет.
(Включаю запись с голосами птиц.Дети должны определить птицу по пению и назвать ее)
III
тур «Ребусы».
Подведение итогов: победитель получает награду, все участники сладкий приз.

Подвижная игра «Превратись в птицу»

Ведущий:

«Раз, два, три, вокруг себя повернись и в птицу превратись» (в воробья- дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в журавля, ласточку)

Подведение итогов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]