Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: Птицы весной
Занятие в старшей группе на тему: Весна
Автор: Юмшанова Ирина Филипповна, воспитатель МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района. Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Птицы весной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект ННОД направлен на содействие познавательному развитию детей.
Цель: Содействовать познавательному развитию детей Задачи: 1) Расширить знания о жизнедеятельности перелетных птиц; 2) Обучить умению составлять небольшой рассказ о птицах; 3) Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам; 4) Развивать воображение; Ход занятия Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня очутиться в весеннем лесу и послушать звуки весеннего леса. Что вы услышали? Дети: Птицы поют, весело… Воспитатель: Конечно, птицы весело и громко поют свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой, откуда же прилетело столько птиц? Дети: из теплых стран, с юга. Воспитатель: Это главное чудо весны – именно весной к нам прилетают наши пернатые – друзья, приносят весну на своих крыльях. А как, дети, называют птиц, которые прилетают к нам весной обратно? Дети: перелетные. Воспитатель: обратите внимание на чудо – дерево, но птиц на нем не видно. Я предлагаю вам спеть закличку, чтобы позвать птиц. Закличка «Пташечки, щебетушечки Прилетайте к нам Весну ясную, весну красную Принесите нам»В это время на дереве оказались перелетные птицы.Воспитатель: Каких вы птиц узнали? Дети: соловей, скворец, ласточка, грач Воспитатель: еще кукушка, иволга, жаворонок. Отгадайте загадку про одну из этих птиц: «Прилетела к нам с теплом Путь проделав длинный Лепит домик под окном Из травы и глины» О ком эта загадка?Дети: Ласточка Воспитатель: Посмотрите, у ласточки крылья, голова, спинка – черные, грудка белая, носик маленький, острый. Хвост как две косички. Отгадайте следующую загадку: «Его трели любой узнает, Он же песни чужие поет Удивительный певец Всеми любимый наш…»Дети: скворец Воспитатель: Посмотрите, как выглядит скворец: он черный, клюв острый, грудка в белую блестящую крапинку. А вот и красавица иволга, у нее желтое оперение, крылья и кончик хвоста – черные. Дети вместе с воспитателем рассматривают и сравнивают остальных птиц.Воспитатель: Чем нас радуют птицы? Дети: песнями, красотой Воспитатель: Да, птицы радуют нас своим оперение, чудной окраской, своим пением, как вы думаете, ребята, о чем поют птицы весной? Дети: радуются, наверное, что вернулись домой. Воспитатель: Конечно, они рады, что вернулись на свою родину, поют о том, какие чудесные страны они повидали, о том как труден был их путь домой, рады встрече с вами. Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Волшебные превращения» (Превращаемся в перелетную птицу и составляем небольшой рассказ об этой птице) Ребята, а что произойдет, если птицы не вернуться к нам весной? Дети: нам будет грустно без них, некому будет петь песни Воспитатель: Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай овощей и фруктов. Некому будет разносить семена ягод, трав, цветов. Мы не услышим их песен. Поэтому мы должны беречь птиц, помогать им. Воспитатель читает стихотворение«Чтоб от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря Всегда в любое время года Берегите птиц друзья»
Весной у птиц много забот, они строят гнезда, высиживают птенцов. А знаете ли вы, из чего строят гнезда птицы?
Дети: из травы, веток, листьев Воспитатель демонстрирует изображения различных гнезд и рассказывает о них.
1. Ласточка гнездо лепит под коньком крыши, носиком глину приминает, в речке ее купает, носиком носит. 2. Гнездо певчего дрозда просто загляденье, снаружи все зеленым мхом украшено, внутри оно как чашечка гладкое: из древесной трухи со слюной. 3. Птичка ремез — пух с ивы собирает, делает себе гнездышко, оно у нее пуховое, мягкое, что варежка, вьет его над водой, на тростинке молодой. 4. Птица козодой не вьет гнезд, он делает ямку между кочек и высиживает в ямке яйца, в гнезде-ямке три красивых мраморных яйца, сначала вылупились два птенца, сколько еще не вылупилось? 5. Гнездо иволги похоже на корзиночку, она его устраивает на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек. 6. А соловей поселяется в зарослях черемухи, гнездо прямо на земле делает.
Проводится физкультминутка «Прилетели журавли Танцевать они пошли Долги ноги выставлять Плавно крыльями махать»Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на чудо-дерево прилетела еще одна птица. «К нам сорока-белобока Прилетела издалека Не сказала где была, Интересные факты вам принесла»Воспитатель зачитывает факты:
1. Знаете ли вы, что скворец мастер подражания голосам разных птиц. 2. Есть птицы, которые любят говорить. 3. Аисты стучат одной половинкой клюва. 4. Бекасы – стремительно спускаясь вниз, распускают перья на хвосте и крыльях, и воздух, проходя через них, гудит.
Воспитатель: Ребята, а какая еще забота у птиц? Дети: отложить яйца, вывести птенцов Воспитатель: а то заботится, высиживает, согревает, бережет яйца Дети: мама – птица Воспитатель: самка, а кто кормит маму? Дети: папа – птица самец Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам выложить из игры «волшебный квадрат» птицу и рассказать, какая это птица и где она строит себе гнездо, что интересного вы запомнили о птице. Дети выкладывают птиц, воспитатель подходит к каждому и спрашивает, что это за птицаВоспитатель: Молодцы ребята, у вас получились прекрасные птицы, я думаю, что вы будете хорошими друзьями для птиц.
Рекомендуем посмотреть:
Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ Рисование на тему Весна в 1 классе пошагово Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Мониторинг детей старщего возраста по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему «Путешествие по сказке Колосок»
Весенние игры для детей в детском саду. Старшая-подготовительная группа
Праздник весенних именинников в детском саду. Старшая группа
Хороводная игра на тему «Весна» в старшей группе
Интегрированное развлечение в старшей группе весной
Конспект ООД в детском саду. Старшая группа. Весна. Перелетные птицы
Конспект Организованной образовательной деятельности в детском саду . Старшая группа.
Автор: Осина Ольга Анатольевна, воспитатель. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребенка — детский сад «Чайка». Описание материала: Предлагаю вам конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 — 6 лет) по теме «Весна. Перелетные птицы». Это конспект познавательного занятия с использованием приемов мнемотехники. Данный материал будет полезен воспитателям, методистам, студентам педагогических факультетов.
Конспект ООД в старшей группе. Тема «Весна. Перелетные птицы».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Цель: формирование знаний детей о характерных признаках весны и перелетных птицах. Задачи: Образовательные: формировать умение составлять описательный рассказ о весне, используя приемы мнемотехники. Развивающие: развивать элементы логического мышления. Речевые: активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы (капель, ледоход, проталины, первоцветы), употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие). Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: мнемотаблицы, загадки, карточки с птицами, запись птичьих голосов, маски птиц. Методические приемы: игровая ситуация, беседа — диалог, рассматривание мнемотаблиц и беседа по ним, динамическая пауза «Найди перелетную птицу», физкуль, подведение итогов. Ход организованной образовательной деятельности: Организационный момент. Воспитатель. Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. — Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение. Основная часть. Воспитатель. На дворе звенит капель, По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. С. Маршак. Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне) Воспитатель. Правильно, о весне. Сейчас у нас какое время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Сейчас какой месяц? — Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки из конверта. (Дети по картинкам — символам составляют рассказ о весне: достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на доску).
Дети. Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы — первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда. Воспитатель. Каких вы птиц знаете? (Ответы)
Дети, посмотрите в окно, кто заглянул в гости?
(на шторке прикреплены рисунки птиц: с одной стороны перелетные, с другой зимующие).
— Посмотрите внимательно на птиц. Может кто — то знает, почему птицы распределены по разным стайкам?
(Если они затрудняются ответить, то им необходимо помочь).Воспитатель. Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие). Воспитатель. Найдите зимующих птиц и назовите их. (Выполняют)Воспитатель. Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (Перелетные). Воспитатель. Что общее есть у всех птиц? (Выставляет картинки — символы, дети по очереди рассказывают)
Дети. У всех птиц есть клюв, 2 крыла, 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца. Воспитатель. Чем отличаются друг от друга?
Дети. Цветом оперения, величиной, формой хвоста. Воспитатель. У нас в гостях перелетные птицы. Чтобы узнать, какие именно, давайте отгадаем загадки. Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад — перед по пашне скачет, А зовется птица… (грач). Эту птицу всякий знает: На шесте её дворец, Червяков птенцам таскает Да трещит весь день …(скворец) Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно Пуховую перину. (ласточка) Трое детей берут маски грача, скворца, ласточки.Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Найди перелетную птицу» Встаем вокруг птиц. (Дети разбиваются на три группы. Каждая образует круг вокруг одного из детей в маске.)
Запомните своих птиц. Сейчас под музыку они будут летать, и клевать зернышки. Когда музыка закончится, вы должны найти свою птицу и окружить её. Выиграет та группа, которая быстрее образует кружок.
Звучит музыка. С её окончанием дети ищут и находят свою птицу.Воспитатель. Молодцы! Хорошо играли. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам)
Ласточка, воробей, грач, скворец. Ворона, аист, голубь, воробей. Грач, синица, ласточка, кукушка. Сорока, воробей, дятел, ласточка. Голубь, кукушка, цапля, журавль.
Воспитатель. Почему этих птиц называют перелетными? (Потому что осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.) Воспитатель. Что для перелетных птиц страшнее: холод или голод? (Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.) Воспитатель. Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (Строят гнезда, выводят птенцов, кормят птенцов.) Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови птенцов» Как называются птенцы у утки — утята, у гуся — гусята, у аиста — аистята, у грача — грачата, у скворца — скворчата, у соловья — соловьята, у журавля — журавлята, у кукушки — кукушата. На доску выставляется картинка с изображением скворечника.Воспитатель. Как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Физкультминутка. По лесу мы гуляем, за природой наблюдаем (ходьба на месте с поворотами головы вправо, влево)
Вверх на солнце посмотрели, и нас лучики согрели
(поднимаем голову вверх)
Птички в гнездышках сидят
(приседают)
Птички по небу летят
(взмахивают руками)
И по кочкам скачут
(подпрыгивают на месте)
И никто не плачет
(улыбаются)Воспитатель. Ребята, для чего нужны птицы? (Уничтожать насекомых — вредителей. Радовать нас своим пением.) Воспитатель. Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, что нельзя делать и почему. (Дети составляют предложения по картинкам — символам).
Дети. Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми. Нельзя разрушать гнезда, потому что птицы выводят в них птенцов. Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить. Подведение итогов. Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение? Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись. Руку правую подали, руку левую пожали и сказали «Молодец».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД в старшей группе по теме «Что такое осень?» Конспект ООД для средней группы. Посадка лука Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе ЗПР Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы
Похожие статьи:
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы