Дидактическая игра «Овощи и фрукты»
Цель дидактической игры «Овощи, фрукты» – формирование представления о садовых и огородных растениях, месте и способе их произрастания, закрепление в памяти правильных названий плодов, развитие умения отличать овощи по внешним признакам от фруктов.
Играет в познавательную игру средняя группа детсадовцев.
Для занятия необходимо подготовить из плотного материала макеты дерева и огородных грядок, вырезать узнаваемые изображения фруктов и овощей.
Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с плодами, просит их назвать, рассказать, где они растут – на деревьях или огородных грядках. Задача воспитанников – правильно определить место произрастания культуры, прицепить ее к муляжному дереву или положить на грядку.
Возможен другой вариант игры: педагог размещает все картинки на дереве, спрашивает у детей, все ли плоды висят правильно, какие нужно переместить на огород.
Для старшей группы детсадовцев можно усложнить задание, предложить:
- разделить фрукты и корнеплоды по цвету;
- назвать геометрическую форму овощей и плодов;
- спросить, что можно положить в десертную вазу, а из чего приготовить салат.
Картотека дидактических игр на тему «Фрукты и овощи»
Транскрипт
1 Картотека дидактических игр на тему «Фрукты и овощи» 1. Дидактическая игра «В борщ или в компот» Цель: учить классифицировать овощи и фрукты, знакомить со спецификой приготовления борща и компота. Развивать речь и память. Игровые правила: На доске или мольберте выставлены картинки «кастрюля» и «банка». Дети получают по 2-3 предметные картинки с изображением овощей и фруктов. Каждый ребенок, называя картинку, помещает ее соответственно либо «в борщ» ( «в кастрюлю»), либо «в компот» (в «банку»).
2 2. Дидактическая игра «Волшебный сундучок» Цель: Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. Материал: настоящие фрукты и овощи, коробка с прорезью. Игровые правила: Воспитатель берет мешочек и кладет в него фрукты и овощи,(перемешивает). Всех детей рассаживает на стульчики. Ход игры. Желающий ребенок подходит к сундучку, опускает руку в прорезь и нащупывает там какой-либо объект (фрукт или овощ). Далее, не вынемая этот предмет пытается догадаться, что именно он нащупал, используя при этом только тактильные ощущения.
3 3. Дидактическая игра «Подбери одежку» Цель: формировать у детей представления об овощах и фруктах (форма, цвет), развивать речь, мышление, восприятие. Материалы: разноцветные карточки, соответствующие тем или иным цветам фруктов и овощей, трафареты фруктов и овощей. Ребенку дают трафарет (фрукт или овощ), спрашивают, на что похоже это контурное изображение и предлагают найти для него «одежку», т.е. представить этот фрукт (овощ) в реальности и подобрать характерный для него цвет. Приложить трафарет к выбранной карточке, показать результаты и озвучить свой выбор.
4 4. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Задачи. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственновременные, логические связи. Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь. Воспитывать внимательность Материалы: карточки с изображением четырех объектов, один из которых не подходит под общую классификацию. Задание детям: найти и назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний.
5 5. Дидактическая игра «Вершки и корешки», Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей. Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару. Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения. Ход игры. Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры: — Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети делятся на две группы.) Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком. Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал: «Корешки, найдите свои вершки!». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
6
7 6. Дидактическая игра «Угадай по описанию», Цель: закреплять знания детей о фруктах и овощах, развивать образное мышление, память, учить устанавливать логические связи, умение слушать и анализировать речь воспитателя. Материалы: муляжи фруктов, овощей или их картинки. Игровые правила. Детям четко и внятно описывают тот или иной фрукт или овощ, называя его характерные признаки, особенности использования и др. Дети, анализируя полученные сведения, пытаются догадаться, о каком объекте идет речь, называют его. За правильный ответ ребенок получает какое-либо поощрение (карточку, фишку и т.п.). Воспитатель показывает угаданный фрукт или овощ и еще раз проговаривает его особенности и свойства.
8 7. Дидактическая игра «Отгадай по вкусу, запаху» Цель: закреплять знания детей о фруктах и овощах, развивать сенсорные навыки, вкусовые ориентиры, развивать образное мышление, речь Материалы: вымытые фрукты и овощи, разложенные на подносе, нож, салфетки Игровые правила: дети сидят полукругом возле подноса с овощами и фруктами. Воспитатель предлагает детям узнать по запаху или вкусу тот или иной овощ или фрукт. Вызывается желающий, ему завязывают глаза. Воспитатель при всех отрезает кусочек от чего-либо, лежащего на подносе. Ребенку дают сначала понюхать этот кусочек. Если по запаху узнать фрукт (овощ) не удается, то дают попробовать. Ребенок должен назвать то, что это было. За правильный ответ ребенок получает какое-либо поощрение (карточку, фишку и т.п.).
9 8. Дидактическая игра «Сложи картинку» Материалы: карточки размером 15/15 с изображением фруктов и овощей, разрезанные на 4 части. Цель: учить детей составлять целое из частей, опираясь на цвет, форму. Знать названия овощей и фруктов. Игровые действия: Сначала перед детьми выкладывают несколько целых картинок, на которых нарисованы овощи и фрукты. Затем все картинки перемешивают. Дается задание найти части, составляющие картинку и сложить еѐ.
«Вершки и корешки»
Для закрепления знаний о способе произрастания культурных растений можно сыграть в подвижную игру, для которой понадобятся муляжи или изображения огородных и садовых плодов.
Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный плод. На вопрос, где он произрастает, отвечают физическими действиями:
- на дереве (фрукты) – вытягивают руки вверх;
- на земле (овощи) – вытягивают руки вперед;
- под землей (корнеплоды) – садятся на корточки.
Отгадай по описанию
Дидактическая игра про фрукты и овощи строится в форме вопросов и ответов. Педагог называет признаки, спрашивает, какой овощ он описал, а дети должны догадаться и ответить. Например:
- красный, круглый, сочный, мясистый (помидор);
- острый, жгучий, белый внутри, с желтой шелухой, с тонкими листьями (репчатый лук);
- зеленый, овальный, хрустящий, покрытый пупырышками (огурец);
- большая, круглая, оранжевая, с толстой коркой, с полезными семечками (тыква);
- длинная, треугольная, оранжевая, растет в земле, с кудрявой зеленью (морковка).
Штампы из овощей и фруктов
Вырезать и сделать печати из кожуры овощей и мякоти фруктов – игра и веселое развлечение. Создать свой неповторимый узор или целый рисунок в такой необычной технике сможет даже тот, кто не умеет рисовать. С помощью таких принтов можно украсить скатерть или сумку, создать оригинальную оберточную бумагу, оформить подарочную открытку, а можно – маркировать банки с домашними консервами.
Что понадобится: кусочки картофеля, моркови или тыквы, красивые оттиски дают лук, цветная капуста, сельдерей, цитрусовые. А также краска, бумага или ткань.
Что развивает: мелкую моторику, координацию движений, художественное воображение.
Ребенку легче всего будет вырезать простейшие геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Поэкспериментируйте с формочками для печенья. Разрежьте большую картофелину вдоль пополам, из половины формочкой вырубите фигуру и по контуру обрежьте лишнюю мякоть. Обмакните фигуру в краску и сделайте отпечаток на листе бумаги. Ножом можно попробовать вырезать более сложные фигуры неправильной формы – листья, деревья, цветы.