Конспект ООД «Что мы знаем о птицах?» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)


Конспект занятия в старшей группе на тему: Птицы

Конспект занятия. Тема: «Поговорим о птицах»

Конспект предназначен для воспитателей ДОУ.
Цели занятия: • углубить и расширить знания детей о птицах; • объяснить причину перелетов птиц; • учить отличать птиц от других животных; • обогащать и активизировать речь детей; • Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период. Предварительная работа: • наблюдение за птицами на прогулке; • рассматривание иллюстрации с птицами; • разучивание подвижной игры «Птицелов»; • загадывание загадок • чтение художественной литературы о птицах.
Ход занятия:

— Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии. Загадывание загадки: «Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом. Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать. Нас зимой вы подкормите. Дети, кто мы? назовите». (птицы) — Каких птиц знаете? (дети по очереди называют по одной птице) — Молодцы, много птиц знаете. Значит, вам не трудно будет
отгадать мои загадки. 1. Как бы мне пошла корона! — Важно каркнула (Ворона) 2. Кто без нот и без свирели лучше всех наводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей) 3. Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт.(Жаворонок) 4. Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло. (Сова). 5. Стучу — голова болит, А не стучу — голодный. (Дятел). 6. Живёт в лесу, Ухает как разбойник, Люди его боятся, А он людей боится. (Филин). 7. Всё время стучит, Деревья долбит, Но их не калечит, А только лечит. (Дятел) 8.Пёстренькая птичка В чужое гнездо снесла яичко. (Кукушка). 9. Летом за пахарем ходят, А под зиму с криком уходят. (Грачи). 10. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаёте? Это… (Цапля). 11. И петь не поёт, И летать не летает, За что же тогда Его птицей считают? (Страус). 12. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?.. (Соловей). 13. Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) — А что произойдёт, если у нас не будет птиц?(ответы детей) — Что мы можем сделать, чтобы птицы не исчезли? Как мы можем им помочь?(построить скворечники, сделать кормушки и т.п.) Чтоб от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря Всегда, в любое время года Берегите всяких птиц, друзья. — С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой: Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, И скворечник опустел, Аист крыльями полощет – Улетает, улетел. Лист качается узорный, В синей луже на воде. Ходят грач с грачихой черные В огороде, по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи, Улетают, улетели, улетели и грачи. — Ребята, о каких птицах это стихотворение? (о перелетных) — Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными. — В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие. — Давайте попробуем полетать, как птички Физминутка. Летели птички Собой невелички. Как они летели Все люди глядели. Как они садились Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели Песенки запели. — А когда вернутся птицы? (весной) — Поиграем в игру «Прилетели птицы!» и узнаем, какие птицы прилетят к нам весной. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу, то нужно захлопать в ладоши. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… (дети хлопают, мухи) А мухи – это кто? (насекомые) Прилетели птицы: Голуби, синицы. Аисты, вороны, Галки, макароны! (дети хлопают, макароны) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи. (дети хлопают, ужи) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. (дети хлопают, окуни -рыба) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.(дети хлопают, корова — зверь) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи Комары, кукушки… (дети хлопают, комары — насекомые) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Лебеди, скворцы… Все вы молодцы! — Птица-это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок. — Ребята, а какие вы знаете сказки, где встречаются птицы?(ответы детей, воспитатель дополняет) — Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов». Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят: В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке, Птички весело поют. Ой! Птицелов идет! Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу. — Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (зимующие, оседлые) -Каких вы знаете зимующих птиц? (перечислят зимующих птиц нашего края). — А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей) — Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей) — Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей) — Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело. Релаксация. — Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз) — Ветер поднялся, все труднее птицам лететь! — Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки) — Очень трудно птицам. — Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя. — Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны) — Так устали наши птички, что не пошевелиться им! — Согрелись наши птички. Высохли перышки. — Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми. — Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми. — Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми. — Головки согрелись, и они теплыми стали. — Так хорошо нашим птичкам отдыхать. — Спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство» Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада

Похожие статьи:

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Как живут птицы зимой?

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Ястреб-тетеревятник

Как появится ястреб-тетеревятник, в лесу переполох: надо прятаться. Даже зайцы затаиваются на земле. Быстро летит тетеревятник между деревьями, высматривает добычу, а за ним с писком, с криками летят лесные птицы: сойки, синицы, чижи. Белка зазевается, не успеет юркнуть в дупло — схватит её тетеревятник. С большой высоты видит тетеревятник и лесную мышь, и тетёрку, если она плохо затаилась. Ястреб-тетеревятник — лесной хищник.

Глухарь

Глухарь — житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками.

Камушки-жернова перетирают их. Весной, как сойдёт снег в лесу, глухари начинают токовать — петь свои весенние песни. Глухарь ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает, будто нож на бруске затачивают. В конце песни глухарь глохнет, потому его и назвали глухарём.

Сыч-воробей

Сыч-воробей — маленький ночной хищник. Как стемнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, над огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на неё и схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло старого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мёрзлых мышей — это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а сычик помогает сохранить урожай.

Кедровка

Кедровка — таёжная птица. Назвали её так потому, что больше всего кедровок в кедровой тайге. Как поспеют кедровые орешки, кедровка с утра до вечера делает запасы. Набьёт в зоб орешков, а потом засовывает их в трещины в скалах, прячет в дуплах деревьев, зарывает в землю.

Весной, как сойдёт снег, кедровка часто забывает, где зарыла свои запасы, а находит орешки других кедровок и кормится. Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши. Но много орешков так и остаётся лежать в земле. Из них вырастают маленькие кедры. Так кедровка сажает кедровые леса.

Ворон

Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеёк. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мёртвую рыбину на берегу, — сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук- кррук», — несётся над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашёл добычу.

Никогда не спутаешь серую ворону с лесным вороном. У серой вороны перья серые и чёрные, а ворот весь чёрный. Ворона зимой прилетает поближе к деревне, клюёт что-нибудь на свалке, а ворон никогда не приближается к человеческому жилью, он — дикая птица лесных просторов.

Вальдшнеп

Вальдшнеп — лесной кулик. Глаза у него большие, как две смородины, чтобы видеть в сумерках. Начнёт темнеть, выберется вальдшнеп из кустов на лесную дорогу и ходит по земле, кормится. Запустит клюв в мягкую землю и клювом чувствует: если близко червячок или жучок зашевелился, он сразу его ловит и глотает.

А днём вальдшнеп затаивается под кустами, рядом пройдёшь и не увидишь. Если потревожить альдшнепа в гнезде, то он покинет гнездо, а маленьких птенчиков перенесёт на новое место. Летит над лесом и в лапах держит птенца. Пока всех птенчиков не перенесёт, вальдшнеп не успокоится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]