«Методические рекомендации по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста»
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель:
Бирюкова Екатерина Юрьевна
МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка»
г. Тамбов
Что же такое активность в познавательной деятельности или что такое познавательная активность?
Познавательную активность дошкольника можно характеризовать как проявление самостоятельности, инициативности, творчества в процессе деятельности. Это и стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной задачи.
Предпосылка, физиологическая основа познавательной активности, безусловно, ориентированный рефлекс: «Что такое?» Но предпосылка может развиваться в качество, именуемое познавательной активностью, только при определенных благоприятных условиях. Главная задача педагогики именно в том, чтобы создать такие условия.
Сюда можно отнести, прежде всего, развитие мотивов учебной деятельности, а также знаний, умений и эмоционально-положительного фона учения.
Активность проявляется главным образом:
— в умении видеть и самостоятельно ставить познавательную задачу;
— составлять план и отбирать способы решения задачи с использованием возможно более надежных и эффективных приемов;
— достичь результата и понять необходимость его проверки.
Уже эти положения показывают: познавательную активность детей нельзя рассматривать как действие волевое, целенаправленное, где цель чаще всего выходит за рамки непосредственной ситуации.
В таком случае познавательная активность – это мобилизация интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил на достижение конкретных целей обучения. Мы исходим из положения: активность в процессе обучения определяется не моторной деятельностью, не степенью занятости, а уровнем мыслительной активности, которая несет в себе элементы творчества.
И совершенно необходимо помнить о том, что возрастные особенности детей (даже старшего дошкольного возраста) позволяют организовать активное состояние в процессе учения, а скорее связанность в процессе учения, связанность с отдельными основными задачами конкретного задания.
Известно, что познавательная деятельность начинается с живого созерцания в широком смысле – с ощущений и восприятий.
Дети наблюдают, слушают, рассматривают, накладывают, измеряют, обследуют форму предметов и др. Уже этот этап обучения характеризуется активностью. Однако, в этих случаях правильнее будет говорить об общей умственной активности.
В начале у ребенка формируется умение видеть, слышать, сравнивать конкретные предметы непосредственным путем, определять их цвет, величину, форму. Несколько позднее появляются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и др. При этом умственные действия приобретают особый оттенок – стремление к самостоятельности.
По каким показателям воспитатель может судить об активности детей в процессе учения? Это, прежде всего:
— увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание);
— явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания;
— желание продолжить занятия (нередко такие дети сами являются инициаторами игр, совместной познавательной деятельности со взрослыми: предлагают поиграть, рассмотреть, найти способ);
— проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижений результата, осуществлении контроля;
— использование знаний в самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, конструктивной);
— обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательные интересы;
— качество знаний и умений (осознанность, гибкость, оперативность).
В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполняли действие и почему именно так («Почему ты считаешь, что эта задача дана на сложение?» — «Потому что в задаче сказано, что дети взяли на прогулку три больших и два маленьких мяча. Надо узнать, сколько всего мячей они взяли? Для этого их надо сложить»).
В процессе математического развития большое внимание уделяется формированию знаний и чрезвычайно мало овладению способами деятельности.
Математические знания в самостоятельной деятельности: (дети сооружают постройки, игнорируя соотношения предметов по величине, играют в «магазин», не прибегая к счету, накрывают стол без должной ориентировки на количественные отношения), схемы, диаграммы, таблицы, где есть возможность сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать.
В индивидуальной работе с каждым воспитанником педагог может максимально активизировать познавательную деятельность, выявить особенности этой деятельности, опереться на достигнутое и помочь подняться выше, используя для этого стремление к самостоятельности.
Познавательная активность формируется главным образом в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями детей. Педагогически правильно организованная деятельность с наибольшей эффективностью способствует ее формированию. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в то же время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и как условие достижения цели.
В своей педагогической работе мы исходили из положения: познавательная активность всегда носит индивидуальный характер. У одних детей она выше, у других – ниже, для одних нужны одни средства, для других – другие. И, тем не менее, как показывает опыт, повысить познавательную активность всех детей и каждого в отдельности можно следующим путем. Это:
— строгий отбор содержания учебного (познавательного) материала для каждого занятия, аргументированная, логическая связь между частями данного материала;
— адекватность (соответствие) методов и методических приемов обучения программному содержанию занятия;
— создание оптимальных условий для самостоятельной работы;
— сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной (познавательной) деятельности на занятиях и вне занятий.
Комплексируя программные задачи для каждого занятия, мы стремимся к тому, чтобы учебная деятельность детей одновременно влияла на интеллектуальную, эмоциональную и нравственно-волевую сферу личности каждого. Это обязывало прежде всего совершенствовать средства и методы обучения, увеличивать время и разнообразные задания для самостоятельной работы. Чтобы дети осознали целевую установку занятия, — а это мы считаем главным, — педагог, сообщая тему и основные познавательные задачи занятия, четко выделял, что нового они узнают сегодня, чему научатся. При этом он не спешил давать готовые знания, сразу показывать приемы выполнения, а всегда предоставлял возможность для самостоятельного поиска, творческого решения задачи.
Познавательная активность детей должна находиться в строгом соответствии с основными задачами занятия и этапом формирования знаний и умений. Так, на первом этапе – формирование знаний и умений – активность педагога должна быть более высокой. Он обязан показать приемы выполнения деятельности, последовательность действий и т.д. На втором этапе – закрепление – вполне закономерно представить большую самостоятельность и активность детям.
Разумеется, особое внимание он уделяет детям, которые труднее других усваивают материал. Как правило, с ними воспитатель проводит работу, предваряющую изучение нового материала. Так, за день до предстоящего занятия воспитатель говорит ребенку: «Скоро мы будем знакомиться с новой фигурой, еще никто не знает, как она называется, а я тебе сейчас скажу, только ты постарайся запомнить – это ромб (конус)». Ребенок повторяет название геометрической фигуры, вместе с воспитателем обследует ее. Накануне занятия можно еще раз вспомнить, как она называется и чем отличается от уже известных.
После такой подготовки, естественно, легче справиться с заданием и, как правило, ребенок на занятии проявляет активность.
На каждом занятии, организуя познавательную деятельность, педагог стремится к тому, чтобы в индивидуальной работе у детей формировались умения анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать. Важно создавать условия для проявления самостоятельности, творчества, предоставлять детям возможность проявлять инициативу, находить свои способы решения познавательной задачи.
Дополнительная литература:
1. «Устный счет в страшилках и смешилках» Т. Рик.
Я вообще скупила все книги этого автора.( По русскому языку очень советую ее сказки)
2. «Как выучить таблицу умножения. И не только!»
Книга мне очень понравилась, много в ней идей не только для изучения таблицы умножения, но и другой школьной ( и не только) информации.
Во-первых, с помощью этой книги вы сможете определить ведущий тип памяти своего ребенка ( да и любого взрослого) и выбрать для него наиболее подходящие методы запоминания.