Методические рекомендации по развитию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста


Методические рекомендации по развитию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

Ольга Александровна Рябцева

Методические рекомендации по развитию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В процессе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д.

В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условия. И из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

В дошкольном возрастеформируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.

Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО. При написании программы детского сада необходимо учитывать специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. (Приложение 1)

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Социокультурное развитие тесно связано с воспроизводством общепринятых норм и правил, с помощью которых обеспечивается сохранения традиция народов. Ведь традиция — это «ценностная социокультурная коммуникация между поколения ми людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Известны работы многих исследователей по социокультурныму развитию (Н. Я. Большунова, Т. В. Соколова, К. И. Чижова, С. В, Каганович и др.). Они отмечают, что Социокультурное развитие определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами. Они должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, в проведении праздников, чтении и инсценировка сказок, пословиц и поговорок, потешек, проведение игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и мн. др., которые должны быть в системе дошкольного образования. (Приложение 2,3)

Ведь проведение праздников, чтение народных сказок и т. д. — это коммуникативное событие, он обеспечивает дошкольникам познание культурных ценностей своего народа.

Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. При приобщении детей дошкольного возраста к русской культуре, необходимо обозначить содержание, которое будет доступно дошкольнику.

На начальном этапе важно определить уровень социокультурного развития детей с помощью различным методик (например: Н. И. Попомнящая «Предметные картинки»

,
«3 вопроса»
; О. А. Орехова
«Домики»
и т. д.). Они позволяют понять те духовные
ценности, личностные отношения (пища, сон, отдых; мир вещей, животные; игра; родные, друзья; явления окружающего мира, путешествия; учеба, труд, досуг; профессия; искусство, наука; чувства человека и др., которыми дошкольник уже обладает, и, соответственно, построить свою работа в правильном ключе.
В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей и т. д., тем самым осваивая социокультурные нормы.

Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условия, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. А. С.Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». В формировании ребенка как личности, становлении его нравственной позиции, Главная роль принадлежит семье, именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления и правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.

Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду.

В образовательной деятельности детского сада важно определить проблему,которую в дальнейшем необходимо решить: это во-первых восприятие общечеловеческих нравственных ценностей (добро, зло, дружба, вежливость, совесть, любовь и мн. др.)

.

У дошкольников в процессе грамотного социокультурного воспитания, приобретаться опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышать педагогическую культуру родителей. При этом одним из главных условий достижения результата является грамотно сформированные социокультурные ценности педагогического состава детского сада.

При соблюдении вышеперечисленных требований дошкольники без проблем освоят систему социокультурных ценностей, у них будут развиты коммуникативные умения (слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться и мн. др., у детей будут развиты: речевое взаимодействие; мотивация к общению, самоконтроль, самостоятельность и т. д.

Список использованной литературы

1. Захарова Л. М., Пурскалова Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] /https://teoria-practica.ru

2. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69 – 74.3.

3. Кутырева С. И. Методическая разработка проектной деятельности по социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста «Живем вместе»

[Электронный ресурс]/ https://nsportal.ru/detskii-sad

4. Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] / https://maam.ru/detskijsad

5. Чижова К. И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания [Электронный ресурс] / https://dissercat.com

Перспективный план радела «Приобщение к социокультурным ценностям»

Наталья Дворская

Перспективный план радела «Приобщение к социокультурным ценностям»

Приобщение к социокультурным ценностям

Число Тема Программное содержание.

Источник

1.09.14 «Моя малая родина Тема «Моя малая родина»

Программное содержание. Уточнить знания дошкольников о названии родной станицы, главных ее достопримечательностях. Познакомить с главными достопримечательностями. Вызывать чувство восхищения красотой родной станицы. Воспитывать любовь к родной станице. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Стр. 13

15.09.14 Тема «Золотая осень»

.

Программное содержание. Вспомнить о смене времен года, выделить характерные приметы осени.Активизировать словарь: листопад, ненастье, погода, слякоть.

Воспитывать любовь к природе. О. А. Скоролупова.

Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях

часть 1. — М.: ООО Издательство «Скрип-торий 2003»

, 2007, стр. 12

29.09.14 Тема. «Детский сад наш так хорош — лучше сада не найдёшь»

Программное содержание. Уточнить знание детей о детском саде. Расширять знание детей о людях разных профессий. О. Б. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014, стр. 28

13.10.14 Тема: «Путешествие в прошлое одежды»

.

Программное содержание. Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.

О. Б. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014, стр. 47

27.10.11 Тема «Путешествие в прошлое кресла»

Программное содержание. Закреплять знания предметов домашнего обихода

(табурет, стул, кресло)

; развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов
(части,Форма)
.

О. Б. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014, стр. 43

17.11.14. Тема. «Моя семья»

Программное содержание. Ввести понятие семья. Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье, каждый ребёнок одновременно сын и дочь, внук, внучка, брат, сестра, мама, папа. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям_- членам семьи. О. Б. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014, стр. 20

1.12.14 Тема. Рассматривание картины «Катаемся на санках»

Цель: учить видеть и называть предметы и действия на картине, находить причинно-следственные связи, подводить к пониманию пользы для здоровья прогулок. Н. С. Голицина. ОБЖ для младших дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003»

, 2010.-стр. 45

15.12.14 Тема. «Расскажи о любимых предметах»

Программное содержание. Закреплять умения детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке, формировать умение описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал

О. Б. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014, стр. 19

12.1.15 Тема. «Петрушка идет трудится»

Программное содержание. Учить группировать предметы по назначению, совершенствовать координацию и точность движений О. Б. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014, стр. 22

26.01.15 Тема «Знакомим детей с обобщающим понятием посуда»

Программное содержание. Учить называть и различать предметы посуды, группировать и объединять предметы по сходным признакам. Находить различия и сходство между предметами. Учить детей называть слова по аналогии. Обратить внимание, что все предметы сделаны руками детей и поэтому к ним надо относиться бережно. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Стр. 51.96

9.02.15 Тема «Будем спортом заниматься»

Программное содержание. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физкультурой. Закрепить названия некоторых видов спорта. Н. С. Голицина. ОБЖ для младших дошкольников. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003»

, 2010 стр. 56

2.03.15 Тема «Наша Армия»

Программное содержание. Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие защитники Отечества. Познакомить с некоторыми военными профессиями. О. Б. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014, стр. 37

23.03.15 Тема «В мире пластмассы»

Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы. Воспитывать бережное отношение к вещам О. Б. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014, стр. 40

6.04.15 Тема «Что такое улица»

Программное содержание. Развивать элементарные представления об улице. Закреплять знания о названии улицы на которой находится детский сад О. Б. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014, стр. 32

20.04.15 Тема «Знакомим детей с обобщающим понятием транспорт»

Программное содержание. Познакомить детей с обобщающим понятием транспорт». Учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. Средняя группа. Стр. 57
25.05.15 Тема «Узнай все о себе воздушный шарик»

Программное содержание. Познакомить детей с качеством и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. О. Б. Дыбина. Ознакомление с предметным и
социальным окружением. Средняя группа. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014, стр. 33

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2005. 2. Зеньковский В.В. Психология детства. — М.: Академия, 1998. 3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. — М.: Педагогика, 1986. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1989. 5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. — М.: Просвещение, 1991. 6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1973.

Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, октябрь 2014.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]