Организация поисковой деятельности дошкольников
Библиографическое описание:
Минуллина, Р. Ф. Организация поисковой деятельности дошкольников / Р. Ф. Минуллина, Р. В. Рыжманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (27). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4848/ (дата обращения: 13.01.2022).
В данной статье раскрываются содержание и методика организации поисковой деятельности старших дошкольников в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС, дошкольное образование, деятельность, проблемная ситуация, познавательная задача.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров, на этапе завершения дошкольного образования «ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».
Научный поиск эффективных средств достижения обозначенных ориентиров представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает поисковая деятельность.
Элементарная поисковая деятельность — это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.
В основе возникновения и развития почти безграничной поисковой, исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира лежит данная самой природой потребность ребёнка в новых впечатлениях. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность проводится в определенной системе. Она начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи, возможна также постановка познавательной задачи детьми. Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки выдвинутых детьми предположений, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.
Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с образовательной программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Для этого важно создание проблемных ситуаций на занятиях или в разнообразной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира.
Проблемная ситуация возникает, когда задача уже есть, но сразу ее решение детям недоступно. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить уже известные факты, сделать какие-то выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ, выявление известного и неизвестного. В результате такого анализа под руководством воспитателя выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений.
Предположения, высказанные детьми, могут быть правильными, ошибочными, и даже противоречивыми. Но при этом все они должны быть обсуждены. Важно выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость. предложить проверить, чье правильнее. Если дети не высказывают предположения, воспитатель побуждает к этому или сам высказывает необходимые предположения.
У детей в ходе анализа и оценки предположений возникает интерес и его надо использовать для перехода к следующему этапу поисковой деятельности — рассмотрению вариантов проверки и к самой проверке.
Дети обычно предлагают разные способы проверки, и педагог тоже может их предложить: кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы и т. д.
Формулирование выводов — заключительный этап поисковой деятельности. Необходимо побуждать детей самостоятельно формулировать выводы, не торопиться им подсказывать, выслушивать все высказывания детей, задавать вопросы для правильного направления мысли. Если выводы детей неправильные, можно организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.
Нами был проведено экспериментальное исследование уровня сформированности поисковой деятельности через определение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Для этого была использована методика В. С. Юркевича «Древо желаний» и стандартизованная анкета «Любознательный, активный» В. С. Юркевича, Ю. А. Барановой.
В ходе проведённой диагностики было выявлено, что уровень развития познавательной активности у детей в основном соответствует среднему и низкому уровню. Для повышения уровня поисковой деятельности дошкольников необходимо разработать ряд мер, которые будут способствовать развитию познавательной активности детей и поддерживанию интереса к поисковой деятельности.
Рекомендуется оформить и оборудовать в группе:
– (картотека занятий на методах исследовательского обучения, чтение художественной литературы: «Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем» и др.).
– Клуб знатоков «Я познаю мир» (обобщение опыта по разрабатываемым темам, составление докладов, мониторинг, презентации научных работ).
– Игровой центр (игры словесные, развивающие игры и упражнения).
– Мини- (экспериментальный уголок).
Таким образом, в процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.
Литература:
- АбдрахмановаА. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.// Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 3. — С. 38–41.
- Исматуллаева М. Г. Формирование познавательной и личностной активности у дошкольников. URL.https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.01.2020).
- Щетинина В. В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.: 2006.-126с.
- Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 83–92
Основные термины
(генерируются автоматически)
: поисковая деятельность, дошкольное образование, познавательная задача, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, повседневная жизнь, познавательная активность детей, проблемная ситуация, старший дошкольный возраст, элементарная поисковая деятельность.
Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Развитие познавательной активности у детей, на сегодняшний день, вопрос актуальный, т.к. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов развивать, любознательность и познавательную мотивацию. Им необходимо сформировать у будущих выпускников детского сада ключевые качества, как творчество и способность к поиску знаний.
Главное в работе с дошкольниками — это ориентировка на возможности развития интереса, направленное на изучение окружающего мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
Поэтому, организовать детскую исследовательскую деятельность необходимо с младшего дошкольного возраста. Для них характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Оно имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. То есть детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.
Наблюдая за детьми, следует обратить внимание на то, что у детей младшего возраста недостаточно сформирована познавательная активность, Такая несформированность отражается на развитии речи, логического мышления, памяти, внимания. Дети не всегда активно проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Поэтому педагогическую деятельность следует строить на проведение целенаправленной систематической работы с использованием детского экспериментирования.
Для достижения цели следует решать следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по детской поисково–экспериментальной деятельности;
2. Организовать развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с программными требованиями;
3. Расширить представления детей об окружающем мире;
4. Развивать связную речь и активный словарь в процессе экспериментальной деятельности;
5. Побуждать детей к рассуждению, учить задавать вопросы и обращаться с просьбами;
6. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов и детских исследований;
7. Обогащать детский опыт.
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» и изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, нами были намечены пути осуществления будущей работы по данной проблеме.
На первом этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно-пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Для этого в группе мы создали экспериментальный центр, в его оснащение вошли:
— лупы, ведёрочки, мерные стаканчики, песок, камешки, ракушки, детские книги с иллюстрациями о жизни животных, настольные игры, семена растений, гербарии и многое другое.
Групповое пространство мы спланировали удобным для самостоятельного выбора и принятия решении и открытий. При этом среда развивала детскую инициативу и предоставила возможность для проявления творчества и экспериментирования. Все это позволило сформировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления в деятельности.
На втором этапе работы мы разработали перспективное планирование по экспериментальной и исследовательской работы на учебный год. В основу взяли календарно-тематическое планирование для второй младшей группы.
Систему работы выстроили из взаимосвязи трех основных блоков:
— непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;
— совместная деятельность педагога, родителей и детей;
— самостоятельная деятельность детей, которая способствует активной познавательной деятельности.
Непосредственно-образовательную деятельность, построенная на принципах развивающего обучения, направлена она на развитие личности в целом, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления и творческих способностей.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши были заинтересованы и для поддержки активности мы использовали специальные развивающие игры.
Экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками вызвали восторг у детей. У них возникло желание обследовать сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. В таких играх и экспериментах дети приобрели опыт поисковых действий.
Игры, пособия, модели, книги которые использовались на занятиях и в совместной деятельности способствовали стимулированию к поисково-познавательной работе.
В развитии познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста мы придерживались некоторых правил и принципов:
— не заставляли ребенка играть, а создали условия для возникновения интереса к игре;
— не запрещали детям активно двигаться;
— поощряли детскую инициативу;
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста являются проведение простых опытов.
Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается в следующем:
во-первых, в характере решаемых задач опыты доступны детскому пониманию и способствуют развитию познания;
во-вторых, в процессе проведения опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
в-третьих, в такой работе используется обычные бытовые предметы и игровое оборудование
Такая образовательная деятельность с применением опытов способствует удовлетворению познавательных интересов детей, поиску и умению анализировать, сравнивать и делать маленькие, но очень важные открытия малышам.
В нашей практике, по изучению свойств воды, глины, воздуха, мы широко используем дидактические игры.
При помощи игр «Чистые ручки» и «Наш помощники», дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Знакомясь со свойствами песка, мы играли в игру «Испечем пирожки и пирожное». Дети в процессе лепки из сухого и мокрого песка подводили итоги о том, как сухой и мокрый песок принимают форму. А при проведении дидактической игры «Следопыты», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети пытались поймать воздух в полиэтиленовые пакеты, и убеждались в том, что воздух прозрачен и невесом. В игре «Буря» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода выталкивает воздух. А игра «Мой веселый звонкий мяч» способствовала пониманию того, что в мяче тоже находится воздух.
Во время занятий с камнями мы проводим игры «Легкий — тяжелый» и «Какой формы камешек?», на которых дети получили представления о том, что камни имею разный веси имеют разнообразную форму.
При помощи опытов с бумагой дети узнали, что она легкая: ее можно скомкать, подуть на неё, и она может сдвинуться с места, бумага тонкая и может рваться и прочее.
Игры-эксперименты способствуют сенсорному развитию детей, расширяют кругозор, углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.
В работу по развитию познавательных интересов мы подключили родителей наших малышей. Они охотно приняли наши советы и рекомендации и включились вместе с нами в увлекательную игру по экспериментированию.
Совместные усилия родителей и педагогов детского сада помогли добиться положительного результата в воспитании у дошкольников познавательных интересов к окружающему и развить их сенсорный опыт.
У ребят повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их развития в целом.
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Библиографическое описание:
Воронкова, Н. В. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста / Н. В. Воронкова, Т. И. Силина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (27). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4696/ (дата обращения: 13.01.2022).
Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей.
М. Монтессори
Дошкольный возраст — это важнейший период в становлении личности человека. В соответствии с требованиями ФГОС ДО перед каждым образовательным учреждением стоит задача в создании условий для развития у дошкольников умения добывать знания из источников, мыслить самостоятельно и творчески. Основные задачи, которые поможет решить Федеральный государственный образовательный стандарт, это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Предметно пространственная развивающая среда формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования, учитывается также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач.
Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать. Педагогу необходимо постоянно вести наблюдения за деятельностью детей, своевременно замечать происходящие изменения в их развитии. Дети по своей природе — исследователи. Им интересно все, внимание всегда направлено на то, что интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Познавая новое, ребенок реализует себя самостоятельно, приобретает навыки и умения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить ребенку поддержку в становлении чувства уверенности, развивать в ребенке самоуверенность, утверждаться в себе как в активном деятеле и развитии собственного образа «Я». Наши наблюдения показали, у детей появляется любознательность и интерес. Обучение становится более интересным за счет того, что не мы передаем детям свои знания, а ребенок добывает их сам в самостоятельной деятельности. Ребенок является «строителем» самого себя. Познавая новое, он самостоятельно реализует себя, сам приобретает новые навыки и умения.
Сухомлинский В. А. утверждал: «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями». [3]
Для того, чтобы дети экспериментировали, самообразовывались и добывали сами знания, мы постарались создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.
В мы поместили «Сундучок исследователя». В него собрали принадлежности для несложных опытов и экспериментов: лупу, мерные ложки, стаканчики для измерения и взвешивания. Содержимое «Сундучка исследователя» дети могли изменить сами, добавив туда те предметы, которые, по их мнению, нужны были им для опытов и исследований.
В мы показали детям алгоритм игр-экспериментов «Ветер по морю гуляет», «Изготовление цветных льдинок», «Надувание мыльных пузырей». Дети с удовольствием «красили» воду в различные цвета. Посмотрев мультфильм «Про маленькую Капельку», дети узнали, какая песенка у воды. Из собственных опытов дети узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, что легкие предметы не тонут в воде, а такие тяжелые как камешки — тонут.
К экспериментам с водой добавили игры с песком. Песок и вода обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Игры в песочнице развивают у детей тактильную чувствительность, которая является основой «ручного интеллекта». Кроме того, что песок и вода могут просто развлечь ребенка, в играх с песком развиваются все познавательные функции: восприятие, память, мышление, внимание. Самыми популярными у детей стали игры «Цветной песок», «Рисуем пальчиком», «Пересыпание песка», «Песочные часы». Поставленные нами задачи: расширять представления о свойствах песка, развитие речи, мышления, любознательности, решались успешно с помощью . Когда у детей возникали вопросы, мы не всегда торопились с ответом, а давали ребенку время, чтобы дети ответ находили самостоятельно через поиск и опыты.
С помощью экспериментирования детям легче установить закономерности в окружающем нас мире. Детскую любознательность необходимо развивать с раннего возраста, поэтому мы составили основное содержание исследований, направленных на формирование представлений:
О материалах: песок, бумага, ткань, дерево;
О природных явлениях: солнце, вода, снег и ветер;
О мире растений и способах их выращивания из семян, листа или луковицы.
О предметном мире, его закономерностях.
Педагогам необходимо помнить о том, что познавательный интерес у детей должен рождать добрые чувства, быть повернутым в правильное русло. Детям для исследований мы предлагали простые материалы, относящиеся к типу образно — символических, продвигающих ребенка на уровень образного познания мира. Мы предлагали детям наборы разрезных картинок и кубиков: «Животные», «Растения и плоды», «Бытовые предметы», простые сюжетные картинки.
Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи. Педагогический анализ является действенным орудием воспитания педагогического коллектива, методической подготовки педагога и оказывает сильное и непосредственное воздействие на конечный результат деятельности. Поэтому, за основу реализации образовательной деятельности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности нами было взято «Планирование содержания образовательной деятельности на языке образовательных действий»
Цели образовательной деятельности | Действия ребенка(зависят от особенностей образовательной области) |
Знание | Запоминает, воспроизводит |
Понимание | Объясняет, рассуждает, делает выводы. |
Применение | Использует в знакомых ситуациях, в новых условиях, действует по алгоритму |
Анализ | Сравнивает, различает, упорядочивает, классифицирует, устанавливает связи, раскрывает причины и следствия, находит ошибки |
Синтез | Планирует, самостоятельно использует знания для решения проблемы, обобщает |
Оценка | Высказывает суждение, оценивает. |
Таким образом, правильно организованная познавательно-исследовательская деятельность, помогает детям лучше узнать и усвоить общие закономерности природы, создает хорошую почву для развития любознательности у детей. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Изменилась роль педагога: главная роль в познавательно-исследовательской деятельности стала принадлежать детям, а у педагога роль помощника, в чьи задачи входит правильно научить ребенка добывать знания, а также наблюдать за достижениями ребенка.
Литература:
- Монтессори М. «Дом ребенка. Метод научной педагогики» [Текст] М. Монтессори — М: Астрель: АСТ.2006.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118580/ (дата обращения 22.12.2017)
- Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» https://www.livelib.ru/author/237524/quotes-vasilij-suhomlinskij
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, вод, задача, знание, образовательная деятельность, педагогический анализ, песок, познавательно-исследовательская деятельность.
Глина, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала. Взрослый организует выставку глиняных игрушек. После рассматривания ее детьми выясняет, из чего сделаны все игрушки; какой материал был при этом использован; что еще дети хотели бы узнать о нем. Затем предлагает им подставки с лежащими на них кусочками глины и спрашивает, что можно из них вылепить и почему. Дети скатывают шар (глина мягкая, пластичная, ее можно мять: из шара сделать лепешку и т.д.). Кладут небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за ее размоканием. Взрослый демонстрирует, как глиняная игрушка легко разбивается. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.
ЧЕЛОВЕК
Веселые человечки играют
Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот; волосами. Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), “чудесный мешочек”, зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы). Взрослый предлагает детям поиграть в игру “Чудесный мешочек”: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из, них узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.), Для эмоционального проживания и активизации обследования тела можно провести музыкальную игру “Где же, где же наши…” (название частей тела) и “Измерялки”, когда дети мерятся и выясняют, у кого длиннее или короче ноги, руки, кто выше). Можно также предложить игру “Покажи (сделай) то, что я скажу” (попрыгать на одной ноге, показать ухо и т. д.).
Починим игрушку
Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение). Образцы контура тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея, голова (с ушами); изображения эмоциональных состояний человека (разные выражения лица); изображения причесок; одежда для девочки и мальчика. Взрослый предлагает детям починить игрушки, которые сломались; при этом объясняет необходимость подбора всех частей по размеру, как на образце в виде контура. Когда все части подобраны и наложены на контур, взрослый предлагает детям приклеить их на образец. При выборе головы обращает внимание детей на то, что все лица неодинаковые, и выясняет у них, чем они
отличаются (разным настроением), и как дети догадались (но линиям рта, бровей и пр.). Взрослый предлагаетвыбрать лицо, например веселое или грустное; подумать, мальчик это или девочка; приклеить подходящую прическу; подобрать одежду. Придумать им имена.
Примечание:
всех кукол оставить для дальнейших игр (вырезать их по контуру и подписать предложенные имена на обратной стороне), сделать два гардероба (для мальчиков и для девочек). В дальнейшем для развития игры можно добавлять мебель, посуду и т.д.
Наши помощники
Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств. “Чудесная коробочка” (с дырочками, чтобы уловить запах, в которой находится лимон; коробочка с бубном; “чудесный мешочек” с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой. Взрослый предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют. Взрослый беседует с детьми о том, что у людей есть помощники, которые позволяют человеку узнавать про все на свете. Вместе с детьми размышляет о том, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было, и как их сохранить (опасные ситуации, правила охраны органов чувств).
ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫИ МИР
СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ
Бумага, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая это бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.
Древесина, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, торит, не бьется, не тонет в воде). Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала. Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается – значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.