«Планирование образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»


Все идет по плану: 20 отличных идей планирования для детей и взрослых

Тема ежедневного планирования дел всегда была для меня актуальна и интересна. Недавно я нашла в сети различные инструменты для подобных целей, которыми будет удобно пользоваться. А еще и сделать их можно как самостоятельно, так и вместе с малышами, и превратить повседневные обязанности и рутину в увлекательную игру или даже соревнование. Хочу поделиться с вами самыми интересными экземплярами. В основном, я взяла варианты планирования для детей, но многие идеи придутся по вкусу и взрослым!

Список дел для малыша — по мере выполнения заданий картинки нужно закрывать на магнитный клапан:

В этом списке из фетра задание содержится внутри каждого шарика мороженого. Иногда, да простят меня родители, можно менять местами их очередность :)

Такая же идея, но на магнитах, подойдет для холодильника или доски в детской:

Еще один вариант для самых маленьких — план повседневных дел на неделю малыш заполняет стикерами:

Для тех, кто постарше и умеет читать: распечатанный лист помещается в рамку и дела помечаются смываемым маркером для досок:

Такой же вариант, но на всю неделю:

Мне очень нравятся двухсекционные варианты «Сделать —> Сделано». Для малышей — с картинками:

Здесь дела разделены на утренние и вечерние:

Для старшего возраста подойдет вариант с прищепками:

Здесь напоминания того, что нужно обязательно делать по утрам и вечерам. И всегда под рукой (ручкой )

Обязательные задания на каждый день и на всю неделю: завершил задание — переместил трубочку. Можно сделать такой же вариант с бусинками, цвет которых будет означать степень важность дела:

Планировщик обязанностей для всех членов семьи с перевешивающимися карточками. На карточках можно писать подробные инструкции:

А вот отличный вариант доски для стикеров, такая точно пригодится не только дома, но и в офисе. Листочки по завершении задания можно с удовольствием уничтожить!

Для подростков хорошией мотивацией делать серьезные дела по дому служит поощрение. Деньги можно заменить на карточки с разрешениями чего-либо, например, +20 минут на улице с друзьями, лишнее мороженое, одна поездка на карусели, серия любимого мультфильма, десять минут разговора с подружкой по телефону:

Очень наглядное распределение времени. Такой инструмент избавит всех от вопросов «Ну можно еще минуточку?!» :)

В таком деле, как уборка дома, определенно нужна непредвзятость. В этом вам поможет рандомайзер. Его легко применить и к другим делам по дому. Участвуют все!

А этот вариант для тех, у кого накопилось много дел и трудно выбрать с чего начать. Тянем мячик и вперед!

Отличная идея — выделить одну стену под общий планировщик для всей семьи:

Надеюсь, эти варианты вам не только понравятся, но и пригодятся. Грамотное распределение времени — это ведь тоже творчество!

Вдохновения вам. Спасибо за внимание!

Как и когда учить ребёнка планированию и при чём тут проектный менеджмент


Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти»
У современных детей очень насыщенные будни: школа, кружки, спорт, домашка, хобби. При этом за планирование, как правило, отвечают родители: составляют график дня, собирают рюкзак, следят, чтобы сделал уроки и не забыл форму. Наш блогер Марьям Царенок рассказывает, как делегировать все эти задачи ребёнку.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Планирование для детей — одна из тех вещей, которая нужна в первую очередь маме. В этой статье предлагаю взглянуть на этот процесс с точки зрения проектного менеджмента — со всеми присущими ему атрибутами и свойствами.

Сначала посмотрим, как происходит планирование на проектах, а потом попробуем переложить полученную информацию на повседневность ребёнка. Планирование в рамках управления проектами состоит из нескольких ключевых этапов: определение задач и их декомпозиция, риск-менеджмент, оценка сроков каждой из задач, составление расписания, оценка стоимости выполнения каждой задачи, подсчёт бюджета проекта. (Впрочем, сегодня бюджета мы касаться не будем — в рамках этой статьи этот пункт пока неактуален.)

Качественная декомпозиция требует знаний в области, к которой относится задача, и опыта выполнения этой и/или аналогичной задачи. Грубо говоря, это ответ на вопрос «Какие шаги мне нужно выполнить в рамках решения данной задачи?». Чем детальнее декомпозиция, тем больше шансов на точную оценку — времени и стоимости.

Риск-менеджмент — это процесс выявления возможных рисков, которые могут повлиять на проект. Если для этапа декомпозиции иногда достаточно только знаний, то оценка сроков требует опыта. Только при наличии опыта выполнения этой или аналогичной задачи мы сможем ответить на вопрос «а сколько времени это займёт?».

Ну вот простой пример: приготовление омлета. В рецепте сказано: общее время приготовления омлета из пяти яиц — 15 минут. Достаточно ли нам этого знания, чтобы оценить, сколько времени МЫ будем готовить омлет? И да, и нет. С одной стороны это то количество минут, которое в среднем тратит среднестатистический пользователь этого рецепта. Но, допустим, вы привыкли мыть яйца непосредственно перед готовкой. А ещё омлет вы едите без желтков — надо их удалить и придумать, куда убрать. А у меня, например, редкий случай, когда я разбиваю яйца так, что не приходится потом вылавливать скорлупу из чашки. А ещё чашку, в которой яйца взбивались, хочется сразу помыть. А ещё сковорода такая, что дно омлета подгорает постоянно — надо прямо вот стоять и следить (в этот момент ни зелень для омлета не порежешь, ни посуду на стол не разложишь). Надеюсь, мне получилось объяснить, почему без опыта качественную оценку сделать фактически невозможно.

Планирование — основа инициативности детей дошкольного возраста

Марина Пинчугова

Планирование — основа инициативности детей дошкольного возраста

«В российской дошкольной образовательной практике сложилась ситуация диктата плана: план пишется воспитателями и исполняется как обязательный документ, вне зависимости от сложившейся ситуации. Это происходит в том числе и потому, что воспитатели не привыкли пользоваться информацией, полученной от детей. В психологии процесс получения информации от партнера по общению называется «обратная связь»

, и только взаимодействие, построенное на
основе «обратной связи»
, может считаться адекватным. Воспитателями обратная связь от ребенка игнорируется, особенно в процессе
планирования. Таким образом, возникает проблема противоречия планирования и ситуативного реагирования, импровизации, планирования и реальных интересов и потребностей детей.
Обучение ребенка происходит не только и не столько на формальных занятиях, сколько в активной, выбранной им самим деятельности, особенно в совместной со сверстниками и взрослыми. Кроме того, предлагая тему, ребенок учится отстаивать свои интересы. Принимая тему, предложенную другими, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей. Предлагая способы познания, виды деятельности учится инициативе, самостоятельности. Выбирая из предложенного, учится анализу». [3]

Таким образом. Взрослый должен быть способным изменить образовательную деятельность так, чтобы оно способствовало поиску ответов на детские вопросы, гибок в отношении планов дня и организации конкретной деятельности.

В поиске решении данного противоречия, в своей деятельности решила включать детей в планирование деятельности. Предполагая, что совместное планирование позволит поддерживать детскую инициативность посредством работы с их интересами.

Накануне выбора новой темы в свободном общении с детьми веду разговор о том, что они знают по этой теме; что хотят узнать; что нужно сделать. Чтобы узнать (используя «Модель трёх вопросов»

). Это является эффективным средством подготовки и мотивации
детей на предстоящую деятельность, позволяет детям рассуждать о том, что их интересует, тревожит и занимает. Часто к предстоящей работе воспитанники привлекают родителей, тем самым вовлекая их в совместную деятельность. (Приложение 1)
.

Так я получаю первичную информацию о базовом запасе знаний у детей, что помогает подобрать возможные формы и содержание предстоящей работы. Поскольку данная информация помещается в родительский уголок, родители определяют, что интересует ребёнка на данный момент.

Затем, чаще при проведении группового сбора, обсуждаю с детьми то разнообразие деятельности, которое можно и необходимо сделать в рамках темы. После ребята определяют центр (уголок, который наиболее подходит к данному виду работ, и выбирают ответственного за реализацию задуманного.

Чтобы не забыть запланированное, дети зарисовывают идеи, которые предстоит воплотить в заранее подготовленную таблицу. Для этого все больше используют символы, значки, советуясь с товарищами, какие из них из них будут поняты другим. На этом этапе воспитатель может предлагать свои идеи наряду с воспитанниками. Свои идеи чаще записываю печатными буквами. (Приложение 2)

.

Изучение заполненных таблиц дает обильный аналитический материал: настолько инициативен тот или иной ребенок, чья инициатива преобладает – детей или взрослых, какие виды деятельности чаще предлагаются, какие центры пользуются наименьшей популярностью, что вызывает затруднения. Это позволяет осмыслить жизнь группы.

Составленный план вывешивается на доску. В ходе реализации совместного планирования моя задача и родителей – дополнить идеи детей,помочь подобрать разнообразные материалы для их реализации: игрушки, игры, книги, задания, ориентированные на разную степень сложности и интересы воспитанников.

Очень важно не пустить все на самотёк выполнения плана, не ждать, что дети все сделают без помощи. Необходимо заметить нерешительность детей при реализации идей, обратить внимание на сложные задания, с которыми ребёнок может самостоятельно не справится. Вмешательством в деятельность детей может являться простое напоминание о запланированном, дополнительное разъяснение. При наибольших затруднениях в форме «показать»

или
«научить»
меня данной деятельности. Ещё одним
основанием вмешательства может быть конфликт, не решаемый самими детьми.
На итоговом групповом сборе рассматриваются результаты деятельности, анализируются достижения, успехи и трудности. На этом этапе предлагаю всем желающим рассказать о своих планах и выполненной работе, о том, что мешало и помогало, что планируют доделать, как можно использовать работу и другое.

Таким образом, инициативное поведение детей проявляется, прежде всего в том, что они планируют свои действия, ставят перед собой задачи и последовательно решают их. Дошкольники учатся инициировать интересные дела в рамках конкретной темы, принимать решения, работать с разными источниками информации, самостоятельно анализировать полученные результаты, находить общие интересы со сверстниками, формируя навыки коммуникативного общения.

Данный вид совместной деятельности с детьми можно применять, начиная со средних групп в любых дошкольных организациях не только в работе по тематическому планированию, но и при организации проектной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Свирская Л. В. «Утро радостных встреч»

. Методическое пособие. – М.: Линка – Пресс, 2010 – 120с.

2. Свирская Л. В. «Детский совет»

. Методические рекомендации для педагогов. – М.: Национальное образование, 2015 – 80с.

3. Свирская Л. В. Дорогой малокомплектный // Детский сад со всех сторон – СПБ.: – 2002.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]