Программа «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития детей»
05.12.2015 в 15:41
Илита Абдулаевна, добрый вечер. Внимательно познакомилась с представленной программой. Я всегда за то, чтобы педагоги сами составляли и представляли профессиональному сообществу программы различного направления для того, чтобы можно было ими активно пользоваться другим педагогам. Такое распространение опыта еще и экономит время педагогов, поэтому Вашу инициативу я поддерживаю. У меня возникли некоторые вопросы. которые бы я хотела, с Вашей помощью, снять. В ПЗ отсутствует нормативно — правовое основание для составления программы. Здесь же, Вы констатируете, что «ведущей деятельностью детей — дошкольников является игра, поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику современны игровых технологий». Сама деятельность данной возрастной категории детей обязывала и обязывает педагогов во все времена, а не только в последнее время, использовать игровые технологии. Следующий абзац звучит так: «Разыгрывание запланированных воспитателем сценариев или прямая организация и руководство взрослым игровыми действиями не является игрой и не имеет развивающего эффекта». И тут же следующий абзац: » Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания…». Я думаю, что на «игру слов» необходимо было обратить внимание. А вот такое Ваше мнение «Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами..» меня немного смутило. Если это статистика, то нет ссылок на документы, где этот факт отражен в научной литературе. В разделе «Новизна программы» присутствует интересная формулировка «В программе представлены методы активации родителей с целью повышения педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр..». Поясните, пожалуйста. В вот и блок «Ожидаемые результаты». Я думаю, что представленная формулировка не профессиональна: «Система работы не ставит целью достичь высоких результатов». Какая же система без целеполагания, ведь «Программа «Сюжетно-ролевая игра как социально-личностное развитие детей» является составной частью образовательного плана дошкольного учреждения, частью образовательного процесса»? Интересен блок «Факторы успешности реализации программы». Только, где все это обозначено, как отследить обязательное использование данных факторов? В пункте 3.1 «Основные направления работы с родителями» страдает стилистика. И еще, много воды, повторяющихся фраз со страницы на страницу. Программу можно пересмотреть, оптимизировать, наполнить конкретностью и получится замечательное руководство к действию. Удачи в конкурсе.
Приложение 3 (4 неделя)
Познавательно-исследовательская (конструктивная) деятельность – конструирование «Что запомнилось интересного во время экскурсий по детскому саду» (строительство зала и группы).
Цель: Формировать умение конструировать здания в зависимости от их назначения.
Задачи:
- Учить передавать замысел в постройках.
- Учить детей строить помещения детского сада.
- Развивать умение придумывать способы конструирования помещений сада, так, чтобы всё стояло прочно.
- Развивать собственные конструктивные замыслы детей.
- Воспитывать умение договариваться и строить вместе.
- Воспитывать у детей уважение к труду взрослых строителей, которые строят социально значимые объекты для людей.
Приёмы:
- Беседа с детьми о помещениях детского сада.
- Совместное обсуждение строительства помещений. (Решение строить группу и спортивный зал).
- Вспомнить, какое оборудование находится в зале?
- Что из мебели стоит в группе, из какого строительного материала можно построить (стол, стул, диван и т.д.)
- Договор детей о строительстве.
- Выполнение «строительных работ».
- Помощь детям (словесная, действенная).
- Итог – что получилось? Хотелось бы вам обыграть эту постройку?
- Трудно ли было выполнять строительные работы из деревянного конструктора?
- Предложить детям поиграть в построенных помещениях.
Литература
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Москва: «Мозаика-Синтез», 2014 год.
- Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» Москва: «Мозаика-Синтез», 2014 год.
- Куцакова Л.В. «конструирование из строительного материала » Москва: «Мозаика-Синтез», 2014 год.
- Ягодинский В. Н. «Как себя вести». Москва: «Знание», 1991 год.
- Купина Н.А. «Азбука поведения». Свердловск: «Издательство Уральского университета», 1991 год.
- Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду» (Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине-времени).
- Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» Москва: «Просвещение», 1985 год.
- Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Ростов: «Феникс», 2007 год.
- Рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой».
- Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».
- Рассказ Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить».
- Рассказ Ю. Яковлева «Больной»
- Рассказ Ю. Синицина «С человеком беда».
- Рассказ И. Туричина «Человек заболел»
- Сказка «Доктор Айболит» К.И. Чуковского.
- Стихотворение З. Александровой « Катя в яслях»
- Стихотворение «Детский сад»(Н. Ярославцев )
- Стихотворение «Дошколята» (И. Гурина)
- Стихотворение «Второй ваш дом» (Г. Шалаева)
- Стихотворение «Детский сад» (О. Высоцкая)
- Стихотворение «В детский сад» (А. Вишневская)
- Стихотворение «Наш любимый детский сад» (Е. Груданов).
- Песня « Детский сад» слова Т.Волгиной, музыка А. Филиппенко.
- Песня «Дом окнами в детство» (Н. Агошкова)
- Песня «Детский сад» (Т. Керстен)
Перейти к содержанию краткосрочного проекта «Наш любимый детский сад»
Приложение 2 (4 неделя)
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Цель: Закрепить знания детей о работе медицинской сестры, прачки, повара, дворника и других работников детского сада.
Задачи:
- Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой
- игре.
- Продолжать учить детей распределять роли, договариваясь и следуя
- предложенному сюжету.
- Формировать умения творчески развивать сюжет игры.
- Обогащение словаря за счёт слов, употребляемых в ситуации
- общения друг с другом по теме «Детский сад».
- Развитие чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать
- им посильную помощь.
- Воспитывать интерес и уважение к труду сотрудников детского сада.
Приемы:
- Рассматривание иллюстраций о детском саде.
- Экскурсии по помещениям детского сада.
- Беседы «Кто и как работает в детском саду», «Соблюдение режима дня».
- Дидактическая игра «Чем занимаются дети?»
- «Кукольный детский сад».
- Чтение стихов о детском саде.
- Индивидуальные поручения.
- Дежурства.
- Совместная игра детей и педагога (в первое время), помощь в распределении ролей, отслеживание сюжетной линии.
- В последующие дни возможно объединение 2 и 3 сюжетно-ролевых игр «Больница», «Дом») одним сюжетом.
Во время игры дети имитируют, чем занимаются в детском саду (гимнастика, завтрак, умывание, игры и т.д.)
Приложение 1 (4 неделя)
Знакомство с прогулочными участками разных групп.Цель: сформировать у детей представление о детском саде. Продолжить знакомство с территорией детского сада: главным зданием, прогулочными и спортивным участками.
Задачи:
- Учить детей ориентироваться на территории детского сада.
- Знать нахождение своего участка и участков других групп.
- Активизировать речь детей с использованием слов, употребляемых в
- ситуации общения детей друг с другом.
- Развивать память и познавательные интересы у детей.
- Познакомить детей с правилами общения, и правилами поведения в
- общественных местах.
- Воспитывать уважение к труду людей, которые обеспечивают нам чистоту и
- порядок в детскому саду.
Приёмы:
- Беседа с детьми о том, что мы сейчас пойдём в гости к детям других групп.
- Уточнить с детьми правила поведения, с которыми они уже знакомы.
- На участке поздороваться, спросить разрешение у воспитателя и детей о
- том, чтобы посмотреть участок и поиграть вместе.
- Познакомиться с воспитателем и детьми.
- Предложить посмотреть, что находится на детских площадках разных
- групп.
- Уточнить название металлических конструкций и оборудования, их
- местонахождение и цвет.
- Предложить поиграть вместе с детьми группы, к которой мы пришли в
- гости.
- В процессе игры, обращать внимание на доброжелательные отношения друг
- с другом, словесно поощрять за оказанную помощь.
- В конце поблагодарить воспитателя и детей за гостеприимство, пригласить
- их в гости на свой участок.
- На своём участке поговорить о том, понравилось ли детям? Хотят ли они
- дальнейшего общения с детьми других групп? Что им больше всего
- запомнилось и понравилось?
Итог – мы посетили участок другой группы, познакомились с детьми, поиграли в разные игры. Помогали новым друзьям, если нужна была наша помощь, договаривались с ними. Нам всем было весело и интересно.
И так посетить все участки детского сада, знакомясь с воспитателями, детьми, названием группы и местонахождением и оборудованием участков.