Конспект сюжетно — ролевой игры «Семья» в средней группе.


Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья».

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья».

Сюжет «В гости к девочке Залине».

Цель:

формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Образовательные задачи:

— приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;

— выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;

— обогащать словарный запас (касса, чеки, кондитерские изделия); развивать диалогическую речь детей; — обогащать социально — игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).

Развивающие задачи:

развивать интерес к игре;

учить объединятся в группы в игре;

— знакомить детей с правилами поведения в магазине.

Воспитательные задачи:

— воспитывать уважение к труду взрослых; способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.

Игровой материал:

«Семья» — атрибуты для оборудования комнаты; посуда; мебель; сумка; кошелек; деньги; предметы заместители. «Магазин» — одежда продавца; касса; овощи, фрукты, сладости и т.д. «Водитель» — руль; билеты.

Предварительная работа:

— беседа о родном городе, о республике в которой проживают дети;

— рассматривание национальной одежды; посуды; — рассматривание картинок о семье; — чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме; — настольная игра «Семья»; — беседы о профессиях людей; — дидактическая игра «Кто, где работает? »; — изготовление атрибутов для игры; — беседы о культуре поведения в общественных местах; — сюжетно-ролевые игры с детьми «Семья», «Магазин».

Содержание организованной деятельности детей

I.
Организационный момент:
— Ребята, хочу вам сообщить, что мне сегодня принесли очень красивое платье. Но это женский национальный костюм кабардинок. Дети рассматривают костюм. Какие женские имена кабардинцев вы знаете? Дети называют.

А вы знаете, что сегодня девочка Залина пригласила нас в гости. Может все вместе отправимся к ней в гости.

II. Основной ход игры:

Воспитатель:

Кто хочет примерить костюм. Аня, я предлагаю тебе быть мамой, а Камилле дочкой, а папой у нас будет Тимур. Вы будете у нас кабардинская семья, и мы к вам отправимся в гости. Но нам еще нужна еще одна семья. Дети выбирают маму, папу, дочку и сына. Молодцы, роли распределили. А теперь, нам нужно решить, как и на чем мы будем добираться в гости? Дети предлагают отправиться на автобусе.
Воспитатель:
Хорошо, едем на автобусе. Но тогда нам нужен еще водитель. Дети выбирают водителя. Я предлагаю по пути заехать в магазин за гостинцами для друзей. Значит нам нужен продавец. Предлагаю семье Залины идти готовиться встречать гостей. Водитель готовит автобус. А другая семья собирается в гости. Девочки наряжаются. Папа читает газету. Сын играет с машинкой.

Мама перед выходом из дома, напоминает детям правила поведения. Они отправляются в гости, а точнее, сначала идут на остановку. Мама:

Аккуратно садимся в автобус.
Водитель:
Осторожно, двери закрываются, следующая остановка: «Магнит».
Водитель:
Осторожно, двери открываются, остановка «Магнит».
Мама:
Выходим из автобуса аккуратно, не толкаясь, помогаем друг другу. Вышли из импровизированного автобуса. Папа предлагает зайти в магазин и купить гостинцы для Залины.
Мама:
Дети, возьмитесь за руки, идем в магазин, но впереди проезжая часть. Что нам нужно сделать, для того, чтобы перейти дорогу.
Дети:
Сначала, нужно посмотреть в одну сторону, нет ли машин, затем в другую и только после этого переходим дорогу.
Мама:
молодцы, правильно. Заходим в магазин. Дети поздоровались с продавцом. — Здравствуйте. Нам нужны гостинцы для друзей.
Продавец:
Здравствуйте, пожалуйста, выбирайте. Дети и родители выбирают коробочку «Чоко пай», пачку чая и коробочку «Раффаэло». Подходят к кассе. Мама обращается к продавцу: Посчитайте ,пожалуйста сколько ,мы вам должны.
Продавец:
Спасибо за покупку, с вас 250 рублей. Мама рассчитывается с продавцом, и они выходят из магазина.

Переходят через дорогу на остановку. Опять садятся в автобус.

Водитель:

Осторожно, двери закрываются, следующая остановка: «Дружба».

Водитель:

Осторожно, двери открываются, остановка «Дружба».

Подходят к дому. Звонят в дверь. Дверь открывает папа. — Здравствуйте, мои дорогие, проходите. Папа с папой, пожимают друг другу руку. Все заходят в дом, их встречает мама. Все здороваются и приветствуют друг друга.

Мама Залины:

Проходите, проходите. Вы, наверное, устали с дороги. Присаживайтесь. Я сейчас поставлю чайник (мама, выходит, якобы, поставить чайник). Возвращается. Ну, рассказывайте, как у вас дела, как успехи в школе, в садике?
Дети:
возьмите, пожалуйста, мы вам принесли, гостинцы к чаю.
Мама Залины:
Спасибо, большое. Я испекла наше национальное блюдо лакумы. Затем они все дружно пьют чай с лакумами, пирожными.
Мамы:
дети могут пойти поиграть в игры, а мы пока приготовим обед. А папы пойдут в магазин за продуктами. Вот вам список продуктов.
Мама:
Детки, а что вы хотите на обед?
Дети:
я хочу пирожки; а я хочу сосиску.
Мама:
Хорошо. Дети выходят из – за стола и начинают игру с игрушками. Папы уходят в магазин. А мамы приступают к приготовлению обеда. Дети самостоятельно придумывают дальнейший разворот событий.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Снопко Елена Александровна Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/с 30 г.Соликамск, Пермский край

Цель – познакомить детей с вариантом сюжетно-ролевой игры «Семья» Задачи: 1. Формировать навыки ролевого общения. 2. Развивать культуру общения. 3. Закрепить знания о семейных традициях. 4. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к старшим. Место – зона для игр «Домик» Время – от 15 минут. Количество детей – от 5 человек. Материал – посудка, корзинка с фруктами, коробки в подарочной упаковке, нарядно одетая кукла, искусственные цветы; материал для творчества. Ход занятия.

1 часть. Ребята, посмотрите, как красиво одета кукла Машенька. Как вы думаете с чем это связано? (у Маши праздник, День рождения). А как красиво накрыт стол в доме, почему? (она ждёт гостей) А мы поздравим Машу? (да). Но нам нужно стать семьёй для Маши. Договоритесь, кто какую роль на себя возьмёт (мама, папа, крёстная, сестра, брат, тётя, дядя и т.д.) А как поздравляют? (дарят подарки, говорят тёплые и приятные слова). Мама, тётя и сестра останутся готовить праздничный обед и позовут вас когда всё будет готово, а вы подумаем о подарке. Где нам взять подарок? (изготовим сами открытку). 2 часть. Изготавливаем открытку из разных материалов, на усмотрение детей. Воспитатель помогает сервировать стол, красиво выложить фрукты, украсить комнату плакатами и цветами. Просим всех за праздничный стол (рассадить детей, посадить куклу во главе стола, включить негромко музыку). Уважаемые гости, по случаю дня рождения нашей Машеньки угощаем вас чаем. Отведайте фруктов, вам добавить чая? (весь процесс обеда ведёт воспитатель) А сейчас настал момент поздравления! Маша, принимай подарки. А сейчас можно потанцевать. Спасибо вам, ребята, было очень вкусно и весело. Затем предложить детям убрать со стола, вымыть посуду, уложить Машу спать. 3 часть. Ребята, какой праздник мы с вами отметили? (День рождения Маши) А какие праздники ещё отмечают дома? (Новый год, Масленица, Пасха, Рождество) . Все перечисленные праздники – семейные. Почему их так называют? (отмечаются группой родственников – семьёй) А какие дарят подарки на эти праздники? (на масленицу – блины, стряпню; на пасху – яйца, на рождество – сувениры). А какой праздник скоро наступит? (Пасха) Какие подарки вы подарите вашим близким? А какие подарки хотите получить сами? (ответы детей). Ребята, никогда не забывайте поздравлять своих родственников с праздниками, говорите больше комплиментов в день рождения имениннику, обнимайте чаще своих бабушек и дедушек, в праздничные дни ведите себя воспитанно и культурно, тогда ваши семейные праздники будут запоминаться надолго.

Следующая >

Конспект занятия в средней группе по теме «Семейные традиции»

Ход занятия

1. Психологический настрой.

Становитесь, дети в круг, у меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу вам его передать, давайте за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся. – Почувствовали тепло в своих руках? Это моё настроение вам передалось.
2. Мотивационно – ориентированный этап.
Обращаю внимание детей на дом. На поляне дом стоит, Ну, а к дому путь открыт. Мы ворота открываем. В этот домик приглашаем! А кто в домике живёт, Узнаете, если загадку отгадаете. 3. Поисковый этап.

Дидактическая игра «Отгадай загадку». — Перед сном, надев пижаму, почитать мы просим… (маму) — Ароматное варенье, пирожки на угощенье, вкусные оладушки у любимой… (бабушки) — Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной любимый … (дед) — Кто научит гвоздь забить, даст машину порулить и подскажет, как быть сильным, смелым, ловким и умелым? Все вы знаете ребята, это наш любимый … (папа) — Кто весёлый карапузик – шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка – это младший мой… (братишка) — Кто так любит наряжаться? Очень модная девчонка, старшая моя… (сестрёнка). По мере отгадывания загадок, дети находят и выставляют картинки – отгадки. Выясняем, что в доме живёт большая семья, а членов семьи называют одним словом – родственники.
4. Игровое упражнение « Продолжи предложение:
«Я живу с…».
Дети по очереди называют своих членов семьи (родственников). 5. Игровое упражнение «Кто старше, кто моложе?»
— Денис, а кто старше ты или папа? — Ева, кто моложе мама или ты? И т.д.
6. Малоподвижная игра с мячом «Скажи ласково».
— С давних времён, существует традиция, когда ребёнок рождается, ему дают имя. Вот и у каждого из вас есть своё имя. Пока вы маленькие, как вас называют? А когда вырастите, как будут называть? — В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что любят, а как можно ласково назвать сына? (дочь, внука, маму, деда, внучку, папу, брата, и т.д.). Игра проводится с мячом, каждый должен образовать уменьшительно-ласкательную форму.
7. Двигательная минутка.
Мы во двор выходим дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку вместе делаем зарядку. Мама руки поднимет, Папа бодро приседает. Повороты вправо-влево, Делает мой братик Сева. Ну, а сам бегу трусцою И качаю головою.
8. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».
Чтобы уточнить, кто является членом семьи, я предлагаю определить, кто из этих людей является лишним: — мама, соседка, бабушка, сестра — бабушка, подруга, сестра, мама — сестра, бабушка, продавец, брат, — дедушка, папа, водитель, сын, — дворник, папа, брат, дедушка.
9. Дидактическая игра «Дочки матери».
— А сейчас вы выберете себе роль (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра) с помощью эмблемы и предмет (молоток, посуда, лейка, нитки, удочка, погремушка, кукла, книга и т.п.). Расскажите, что будите делать в данной роли сегодня вечером. Например, я – дедушка, вечером буду читать книгу, я – папа, вечером пойду на рыбалку и т.п.
10. Рефлексивно — оценочный этап.
— Ребята, о чём мы сегодня говорили? (в помощь предлагаю мнемокарточки) — Что вам понравилось? — Молодцы, вы очень постарались!
Ожидаемые результаты:
обогащение и систематизация представлений о своей семье, осознание себя членом семьи; расширение представлений о семейных традициях; эмоциональное и познавательное включение детей в процессе индивидуального и коллективного взаимодействия с действительностью; демонстрация определённых умений, опираясь на свои знания и умения в конкретной деятельности.

Значение сюжетных игр

Развитие маленького человечка невозможно без разнообразных игр. В раннем возрасте малышу достаточно взять в ручки погремушку и потрясти ее. Взрослеют дети, их привлекают новые игрушки, усложняются игровые правила. Малыш стремится вовлечь в игровой процесс окружающих, сначала маму, потом других детей. Проявляется творческое начало в личности дошкольника.

В игровой деятельности появляется сюжет: ребятня начинает распределять игровые роли, договариваются о правилах. Сюжетно-ролевые игры дошкольников в старшей группе уже становятся более конкретизированными по теме: не просто «поиграть в куклы», а изобразить сюжетную сцену, например, чаепитие с гостями, где у каждого ребенка есть конкретная роль или разыграть сценку непослушания. Ребенок создает воображаемую ситуацию, которая позволяет примерить на себя любую роль, почувствовать себя главным действующим лицом.

В своих действиях дошкольник абсолютно самостоятелен: он может воображаемым ножом отрезать хлеб, маленькой палочкой, представив ее ключом, открыть замок в двери. Малыш представляет себя в больнице, в школе, в магазине, разыгрывая различные ситуации. Самовыражение ребенка проявляется особенно ярко в сюжетных игровых ситуациях.

Специалисты выделяют сюжетно-ролевые игры как отдельный творческий вид, которые характеризуются обязательным наличием сюжета, распределением ролей, при этом подчиняются определенным игровым правилам. Любой игровой процесс с сюжетом и распределенными ролями – это игровая деятельность коллектива. Здесь принимают участие несколько человек.

Значимая социализация происходит именно в совместной деятельности, когда дошкольники взаимодействуют друг с другом в соответствии с принятыми ролями. Малыш учится нормам социального, нравственного поведения, развивается коммуникативность. Непоседа учится проявлять самостоятельность, находить выход из запутанных ситуаций, идти на конструктивное общение во время конфликтов. У ребенка появляется опыт поведения в разных ситуациях.

К характерным особенностям всех сюжетно-ролевых игр старших дошкольников многие специалисты относят двойственность характера игрового процесса, которая проявляется в соединении вымышленного, воображаемого мира взрослых с реальностью действий дошкольников в игре. Например, малыш сидит на стуле, и одновременно в игровой реальности этот ребенок – водитель автобуса.

Игровые предметы заменяют в воображаемом мире предметы, которые присущи миру взрослых. Двойственность ситуации позволяет дошкольникам получать информацию и усваивать знания о неизвестных им ранее сторонах действительности. Малыш не может вылечить больного, вырвать зуб, но в игровом процессе он узнает, что делает врач, как надо вести себя в больнице, о том, что помогать людям – это хорошо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]