Масленица: история, обычаи и традиции праздника 2 класс 2 часть


Проект на тему: «Масленица: история, обычаи и традиции праздника» для 2 класса

Цель проекта: В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать детям и младшим школьникам про Масленицу, объяснить значение этого праздника русского народа, описать его основные традиции. Найти информацию о происхождении праздника, узнать, почему Масленицу так называют. Подготовить доклад и презентацию в форме фоторассказа для учеников начальной школы.
План проекта:

  1. Вступление.
  2. История масленицы.
  3. Традиции праздника.
  4. Блинная неделя.
  5. Кукла Масленица – славянский оберег.
  6. Вывод.
  7. Пример готовой презентации

Доклад к проекту

Одним из самых весёлых и народных праздников в нашей стране является Масленица. Иначе её называют Проводами зимы. Ведь она всегда отмечается на стыке между зимой и весной. Празднование длится целую неделю и завершается торжественным мероприятием на центральной площади, во время которого устраиваются потешные бои, игры, сжигание чучела.

История

В настоящее время Мясопустная неделя, как иначе называют этот праздник, привязана к началу строгого Великого поста в православии. Но изначально она не имела никакого отношения к христианству, являясь языческим праздником.

Древние славяне точно также радовались приходу весны. Для них весеннее равноденствие было символом начала нового года. Они с играми и песнями встречали приход весны, и символически убивали зиму, сжигая её чучело.

Когда на Руси приняли христианство, праздник изменился. Его подстроили под новые реалии, он стал вполне себе православным, предвещая начало Великого поста.

Традиции

С праздником Масленицы связано немало традиций. Некоторые давно ушли в прошлое, другие благополучно ассимилировались в христианстве и пользуются популярностью до сих пор.

К основным традициям праздника относятся выпечка блинов, народные гуляния с песнями и прыжками через костёр, сжигание чучела, символизирующего зиму, лазанье на столб за подарками, взятие снежного городка.

В прошлом часто устраивались забавы с медведем, но сейчас эта традиция канула в лету.

Масленица по дням: когда печь блины и к кому ходить в гости

Первые три дня праздника были посвящены хозяйственным заботам. В это время готовились к основным торжествам.

Так, в понедельник, который назывался «Встречи», начинали печь блины, делали чучело Зимы и возили его по улицам, показывая народу. В этот день свёкор и свекровь должны были навестить сватов и угоститься блинами.

Вторник имел название «Заигрыши». Это был день гуляний молодёжи, а на блины звали родных и знакомых.

Среда именовалась «Лакомка». Её основной традицией был поход зятя в гости к тёще, которая должна была от души его накормить.

В четверг начинались непосредственно празднования. Этот день носил название «Разгул». Прекращались хозяйственные работы, начинались игры, катания, кулачные бои и взятия снежных городков.

Пятница называлась «Тёщины вечёрки», и в этот день уже зять зазывал мать супруги к себе в гости и обильно потчевал блинами.

Суббота именуется «Золовкины посиделки». В этот день невестка приглашала в дом всех родственников мужа и готовила угощение.

И наконец, воскресенье. День, завершающий праздники. Он назывался «Проводы Масленицы», а у христиан – Прощёное воскресенье. В этот день весь народ устремлялся на центральную площадь, где и сейчас проводятся весёлые игры, конкурсы, гуляния, а кульминацией торжеств становится сжигания чучела.

Кукла Масленица

Главным атрибутом праздника была и остаётся кукла, которая символизирует зиму. Делали эту куклу из двух перекрещенных жердей, которые обивались соломой. Каракас наряжается в старые, но яркие одежды, на голову повязывается платок, в руки кукле даётся блин или сковородка.

Кукла делается в рост человека, а для большего сходства у неё рисуется лицо углем, с широкой улыбкой.

Но помимо основной, большой куклы, в каждом доме обязательно должна была быть своя, маленькая. Эта кукла считалась оберегом от злых сил и хранилась целый год. Делали её аналогично большой, а на следующий год сжигали.

Вывод

Во все времена люди радовались приходу весны и окончанию жестоких зимних морозов. Весна и для нас является символом возрождения природы, нового рассвета жизни, и поэтому сейчас мы встречаем её так же радостно, как и многие века назад. И главным праздником прихода весны остаётся Масленица.

Проект «Широкая Масленица» для детей старшего дошкольного возраста

Проект Широкая Масленица для детей старшей и подготовительной групп

Материал полезен педагогам дошкольного образования: музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам начальной школы, дополнительного образования, воспитателям продлённого дня Материал предназначен для детей старшего возраста и детей начальной школы. Проект используется как самостоятельное мероприятие, его элементы проводятся в НОД, в свободное время, как досуг или развлечение

Пояснительная записка Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности. Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Цель проекта: Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края. Задачи проекта: Музыкально-дидактические:
— формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица; — познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, хороводы, сказки, игры) — познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла. — познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.
Развивающие:
— способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам; — развивать поисковую деятельность, творческую активность; — развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, НОД; — развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом, — формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей; — активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.
Воспитывающие:
— воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ; — воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа; — воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии. — воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка; — ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, на воспитание у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям родной страны и к культурным особенностям других наций.
Актуальность реализации проекта Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности. В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.


Новизна проекта Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми. Тип проекта: по количеству детей – групповой, разновозрастной по доминирующему методу – игровой, творческий; по образовательным областям – интегрированный (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие) по продолжительности – краткосрочный (09.03.2021 – 12.03.2021) Обеспечение проекта: — Научно-методическое: подбор необходимой научно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов, составление сценария развлечения, консультаций для родителей, составление плана организации и проведения проекта, подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр. — Материально-техническое: аудиосистема, теле- и видео-оборудование, ИКТ; — Наглядно-дидактическое: произведения декоративно-прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации, мультимедийные презентации, мультфильмы; — Предметно-пространственная развивающая среда: актовый зал с соответствующей ППРС (музыкальный уголок, физкультурный уголок, ППРС для театрализованной деятельности), мини-музей «Русская изба», «Уголки ряженья» в групповых комнатах, соответствующее тематическое оформление книжных уголков, изо-уголков, уголков национальной культуры, родительских уголков, оформление территории (зала) ДОУ. Формы организации 1. Беседа, общение. 2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные. 3. Моделирование. 4. Экскурсия. 5. Слушание и разучивание фольклорных произведений. 6. Развлечение. 7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
• определение цели и задач проекта; • подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме; • определение основных направлений работы над проектом; • составление плана основного этапа проектирования; • подбор и изготовление наглядно-дидактического материала; • создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта. • составление сценариев развлечений, консультаций для родителей; • подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, нотного материала; • подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа. • информирование родителей о предстоящем мероприятии; • индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.
2. Основной этапВторник 09.03.21 «Масленица!»


Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Содержание работы — беседа «Что за праздник Масленица?» — рассматривание иллюстраций о празднике Масленица — поговорки про масленицу — заучивание стихотворений «Масленица» — создание мини-музея «Русская изба»


Работа с родителями Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица», поручение родителям собрать материал по дням недели и масленичным названиям, подготовить раскраски для работы дома Среда 10.03.21 «Лакомка»


Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен масленичной недели и праздничной кухней. Работа с детьми — презентация «Русская изба» — разучивание подвижных игр — разучивание хороводных игр — разучивание масленичных закличек — экскурсия в мини-музей «Русская изба» Работа с родителями Принести из дома предметы русского быта для оформления ППРС на Масленичную неделю


Четверг 11.03.21 «Широкая Масленица» Создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Работа с детьми — презентация «Праздник Масленицы в живописи» — игры и хороводы по теме Масленицы — чаепитие с блинами Работа с родителями Фотоотчёт и видео презентации для родителей о проведении экскурсии в мини-музей «Русская изба»


Пятница 12.03.21 «Зиму провожаем, весну встречаем» Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Создать радостную атмосферу праздника. Работа с детьми — мультфильм «Масленица» («Смешарики») — подвижные игры и хороводы о весне и Масленице Работа с родителями Оформление материала проекта «Масленица широкая» Раздать листовки с рецептами блинов 3. Завершающий этап
• Оформление материалов проекта; • Составление картотеки народных игр; • Составление сборника стихов, закличек, песен, сказок, посвященных Масленице; • Подготовка презентации проекта.
Планируемые результаты проекта — Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. — Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленица даст им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. — Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. — Повышение познавательного интереса к родной истории. — Дети знают и с удовольствием поют народные песни, частушки, узнают народные мелодии, рассказывают потешки, сказки. — Дети умеют играть в подвижные народные игры, с удовольствием участвуют в тематических развлечениях, НОД, используют полученные знания в самостоятельной и совместной деятельности. — Дети имеют представление о народном быте, традиционной одежде, народной кухне. — Дети и родители с удовольствием согласны дальше работать в данном направлении.


Практическая значимость Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть использованы в педагогической практике и отдельные составляющие данного проекта (подвижные игры, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, презентации и другие материалы). Перспективы дальнейшего развития проекта Планируется использовать данный проект как основу для ежегодного проведения Масленичной недели, а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучении истории традиций и обрядов как нашей страны, так и нашего родного края (с учетом национально-регионального компонента и национального состава детского коллектива ДОУ).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия на Масленицу для детей старшей — подготовительной группы Сценарий праздника Масленица для детского сада. Старшая и подготовительная группа Конспект НОД в старшей группе на Масленицу Конспект интегрированного занятия на Масленицу в старшей группе детского сада

Похожие статьи:

Сценарии на Масленицу в детском саду

Стихи на Масленицу для детей 5-7 лет

Сценарий праздника на Масленицу в подготовительной группе детского сада

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]