Проект «Роль традиций в моей семье»
- 20 апреля 2011
Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Окружающий мир»
В школе на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях мы часто говорим о семейных ценностях, традициях. Мне была очень интересна эта тема, потому что семья – это самое важное для человека.
Когда меня спросили, есть ли у нас в семье традиции, я задумалась. У меня возникли вопросы:
- Что такое семейные традиции?
- Есть ли традиции в моей семье?
- Какое значение имеют традиции в моей семье?
- Действительно ли традиции могут сделать семью крепче?
Цель моей работы: Выяснить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.
Задачи: узнать
1) что такое семейные традиции;
2) какие традиции есть в моей семье;
3) как традиции влияют на взаимоотношения в семье.
Гипотеза: мы предполагаем, что: хорошие традиции делают семью крепкой и дружной; в такой семье вырастают достойные люди.
Получить ответы на вопросы мне помогли методы исследования: наблюдение, опрос, работа со словарями, поиск информации в сети Интернет.
Основная часть
Что же такое семейные традиции?
В одной из статей я прочитала: «Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то на память приходит что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.
Мне очень нравится стихотворение о семье Татьяны Бульковской, которое я нашла в интернете.
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец. Родители – во всём мудрей, Любимый папа – друг, кормилец, А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой сказочной земле!
Такие красивые, тёплые слова о семье мог написать человек, любящий свою семью. В этом стихотворении тоже описаны традиции: совместное проведение праздников, уважение к отцу и матери, тёплые взаимоотношения.
В другой статье я нашла ещё и такое определение: «Семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение».
Если так, то я могу с уверенностью сказать, что традиции – это верные спутники нашей семьи, они тесно переплетаются со всеми событиями нашей жизни.
У меня есть папа, мама, сестренка, бабушки, дедушки. И каждый член семьи ведет свою семейную традицию.
Многие традиции вошли в нашу жизнь не с появлением моей семьи, а пришли к нам из глубины веков, передаваясь из поколения в поколение, это народные казахские традиции. Каждое поколение казахов, вне зависимости от эпохи и условий, в которых оно жило, свято выполняло наказ далеких предков, четко выраженный в пословице: «Алты жыл аш болсаң да, атаңның салтын ұмытпа» (Хоть шесть лет голодай, но обычай отцов не забывай).
Начну с рождения, но не моего, а моей семьи, с того, как мои родители поженились. Свадьба проходила в несколько этапов, в течение месяца. Первым торжественным обрядом было «Саукеле кигизу» (саукеле – головной убор невесты, кигизу – одевать). На торжественный праздник в дом мамы были приглашены родственники папы. Маму нарядили и познакомили с будущими родственниками. Затем родители мамы снова устроили большой праздник «кыз узату» (проводы невесты). На эти проводы приехал папа с друзьями и близкими родственниками, праздник длился всю ночь, а наутро маму с папой провожали в их новый дом. Девушку по обычаю отправляли вместе со сватами утром рано, с восходом солнца. Восход солнца символизировал начало новой жизни. Но на этом история свадьбы моих родителей не заканчивается, осталось самое главное – обряд бракосочетания, «Неке кияр». Этот обряд проходил в мечети, где мои родители дали друг другу клятву любви и верности. А затем, наконец, была свадьба, «той», были собраны все родственники, всего около 200 человек.
Когда на свет появилась я, мои родители, согласно традиции, устроили праздник на который были приглашены родственницы женщины – «бесик той» (бесик-колыбель, той-праздник). Когда меня впервые укладывали в колыбель, проводился обряд «бесикке салу» (укладывание в колыбель). Право осуществить такую ответственную миссию было предоставлено моей прабабушке. К изголовью колыбели привязали тұмap – амулет, который, согласно поверью, будет защищать ребенка от злых духов. Затем в отверстие, расположенное в середине колыбели, где был установлен специальный горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту ребенка (далекий предок памперсов!), бросили конфеты и другие сласти. Их тут же, подставив ладони, разобрали женщины, не имеющие детей.
Еще в нашей семье есть традиция хранить семейные реликвии, памятные вещи. Так у нас сохранилась колыбель, которую делал мой прадедушка для своего сына, моего дедушки. Этой колыбели 58 лет.
А еще у нас сохранился и до сих пор используется по назначению мучной ларь, его делал мой прапрадедушка и этому ларю больше 150 лет.
Каждое воскресенье мы устраиваем семейный обед, вместе готовим разные блюда, а затем дружно все это съедаем. Обычно в этот день к нам приходят гости, и они никогда не уходят без угощения. Казахский народ славится своим гостеприимством. Встретить гостя с почетом, угостить его – знак щедрости.
Каждый год мы всей семьей едем в Казахстан к моим вторым бабушке и дедушке. Мы везем разные подарки, наши поделки и угощения. Там нас очень любят и всегда ждут.
Семейные традиции – это то, что сплачивает семью, делает нас дружнее и крепче. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. А это значит, что семья выдержит любые трудности, и будет идти по жизни смело и уверенно.
Заключение
Когда я выполняла эту работу, то ещё раз убедилась в том, что моя семья крепкая и дружная, потому что меня поддерживали и мама, и папа, и бабушка с дедушкой, рассказывали о традициях нашей семьи.
Теперь я точно знаю, что поддерживать друг друга в делах – это ещё одна традиция нашей семьи, о которой мне не говорили старшие. Я о ней догадалась сама. Это было моё радостное открытие.
Когда я вырасту, у меня будет своя семья. Я думаю, что в свою семью я принесу лучшие традиции. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей, любящих свою семью, свою Родину.
Презентация проекта
Проект «Роль традиций в моей семье»
Автор: Токсанова Мадина, ученица 3 «А» класса МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 35» города Омска. Руководитель: Минина Ирина Валерьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 35» города Омска. Стаж 19 лет.
Формирование семейных традиций и ценностей у дошкольников в ДОУ
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с №4 «Колокольчик»
Доклад на тему:
«Формирование семейных ценностей и традиций у дошкольников в условиях ДОУ»
Воспитатель: Фисун Л.И.
Город Горячий Ключ 2019
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно — нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.
Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение этой проблемы.
Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей так, как только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями — активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, в работе рекомендуется:
- повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребенка.
- создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
- привлекать родителей в работу по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
- предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
- вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
- показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
- воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
В формировании семейных ценностей ведущим видом деятельности является игра. В работе воспитателя по формированию семейных ценностей можно использовать: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, в своей работе можно использовать следующие мероприятия:
- Семейные художественно – творческие проекты:
- «Герб семьи»
- «Генеалогическое древо семьи»
- «Самый счастливый день нашей семьи»
- «Мой ребёнок с самых пелёнок»
- «Маленькие открытия в моей большой семье»
- «Моя мама – рукодельница»
- «Еще идут старинные часы»
- «Моя семья – будни и праздники»
- «Полезное блюдо моей семьи»
Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому главная цель воспитательного процесса по формированию семейных ценностей и традиций — усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.