«Методика ознакомления старших дошкольников с краеведением»
Методика ознакомления старших дошкольников с краеведением
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович — организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Что же такое краеведение?
Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это — наследство, оставленное нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это — опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.
Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания любви к родному краю через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающей природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Цель краеведческой работы
с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.
Задачи краеведения:
1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений
:
— Историческое краеведение
— Естественно — научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).
— Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
— Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов).
— Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)
— Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)
— Семейное краеведение.
Работу по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями необходимо строить так, чтобы детям было интересно, доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны
:
Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность
, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;
Беседы
, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;
Экскурсии
, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного села.
Праздники, развлечения
— на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.
Прогулки, путешествия, походы
— эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.
Значимым в работе методом является метод проектов
. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Особое место занимают краеведческие игры
, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например:
«Найди герб»
.
Цель: научить узнавать герб села (района, округа); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
Ход игры: Ребенку предлагается найти герб и рассказать, что он обозначает.
«Собери герб, флаг»
.
Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику;
Ход игры:Предложить собрать картинку. Рассказать о символе, который получился.
«Угадай национальный костюм»
.
Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма и национальных костюмов народов родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.
Ход игры: Перед ребенком выкладываются карточки с изображением людей в национальных костюмах. Среди всех предложенных ребенку необходимо выбрать названный национальный костюм. После того как ребенок отгадал национальный костюм, можно задать ему несколько вопросов: как ты узнал национальный костюм? Какие сходства и отличия есть между костюмами?
«Красный огонек».
Цель: закрепить знания о растениях и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
«Знаешь ли ты?»
.
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.
Ход игры: Воспитатель показывает портреты известных соотечественников, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно — пространственной среды, так называемых — центров краеведения
, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному селу, краю, стране.
Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволяет повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.
Цель создания центров краеведения –
всестороннее изучение родного края, России.
В качестве задач
можно определить следующие:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Благодаря материалам, представленным в центрах, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города. Правильно оформленные центры краеведения в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своего края, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.
В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей
. В рамках патриотического воспитания мини-музей — необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать у детей чувства патриотизма.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края
Спасибо за внимание
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Педагогическая концепция Воспитателя первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 29 комбинированного вида» г. Петропавловска — Камчатского Полищук Оксаны Владимировны по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.
Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.
В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада — с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
На мой взгляд, ощущения ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.
Хочется напомнить замечательные слова известного русского ученого Д.С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это — самый массовый вид науки».
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Знакомство дошкольников с культурными и природными истоками малой Родины становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине.
Особое внимание уделяю развитию любви к родному краю, познавательных способностей и потребностей посредством знакомства детей с растительным и животным миром, формирую у детей интерес к народному искусству, обеспечиваю условия для воспитания детей в духе толерантности.
Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» — эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков
А что эти слова значат для наших детей? С этим вопросом я обратилась к моим воспитанникам. Ответы, которые я получила (это интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя считать себя культурным человеком), позволили мне сделать вывод: ребятам это интересно.
Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Используя краеведческий материал на занятиях, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет разнообразить методику занятий, участвует в патриотическом воспитании дошкольников.
Главной целью моей работы по краеведению является: формировать знания ребенка о мире природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать. Активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. Познакомить с общественной жизнью Камчатки, с бытом и культурой народов, ее населяющих, историей, литературным наследием, символикой.
На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:
- Расширять кругозор воспитанников новыми знаниями о Камчатском крае.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
- Воспитывать бережное отношение к животному миру, чувство сопереживания и сопричастности природе.
- Показать детям значение биоразнообразия животного мира для человека.
Я считаю, что решению задач по ознакомлению дошкольников с родным краем будут способствовать:
- создание в группе расширенного центра по краеведению с различными дидактическими и игровыми пособиями;
- раннее начало обучения дошкольников;
- включение элементов краеведения во все виды деятельности детей.
Развитие работы по краеведению должна осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Изучением краеведения я занимаюсь не только на занятиях, но и в свободную деятельность.
Таким образом, организация краеведческой деятельности есть введение маленького человека в мир малой родины.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Камчатская природа полна очарования не только сама по себе.
Знакомя детей с Камчатским краем, я рассказывала о том, чем он славен: Вулканами, заповедниками, необыкновенной природой, животными. Большое внимание уделяю знакомству с Кроноцким заповедником.
Составила план знакомства детей с Камчатским краем, и план знакомства с Кроноцким заповедником. Подобрала множество литературы для ознакомления детей с камчатским краем, дидактический материал.
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются занятия по познавательному развитию.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, в группе, мною оформлен центр краеведения, где созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей. В центре имеется разнообразный материал: тематические альбомы о Камчатке, о городе Петропавловске — Камчатском, о селах Камчатского края, фотографиями достопримечательностей, материал по Заповедникам Камчатского края.
В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материала и оборудования в уголке способствуют расширению познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического опыта детей.
Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего края, познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира Камчатской земли.
Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта.
Были подобраны и разработаны презентации к каждому занятию по ознакомлению детей с родным краем и Кроноцким заповедником:
Презентации о Камчатском крае:
- Вулканы Камчатки.
- История города.
- Мир дикой природы Камчатки.
- Народы севера.
- Наш город.
- Озера камчатки.
- Памятники камчатки
- Камчатская мода и т.д.
- Животные Камчатки.
Презентации о Кроноцком заповеднике:
- История Кроноцкого заповедника.
- Кто работает в заповедника.
- Долина гейзеров.
- Долина смерти.
- Вулканы Кроноцкого заповедника.
- Вулкан Узон.
- Бурые медведи.
- Дикие северные олени.
- Кроноцкое озеро.
- Морские млекопитающие.
- Пихтовая роща.
- Растения Кроноцкого заповедника и т.д.
Также были подобраны фильмы о Кроноцком заповеднике и о Камчатском крае.
Учитывая ведущую деятельность детей, широко использую различные виды игр в краеведческой работе. Разработала ряд дидактических игр по ознакомлению с Камчатский краем ( «Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было»), природой Камчатской земли ( «Экологический светофор», «Кто живет в лесу» «Съедобное — несъедобное» и др), трудом земляков ( «Кто потрудился?», «Чем богата Камчатская земля?»).
Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт ( «Моряки», «Рыболовы», «Экскурсовод», «Стройка» и т.д)
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок.
Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе,) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.
Мною проведены такие мероприятия как «Праздник хололо», викторина «Люби и знай Камчатский край», «Камчатские народные сказки», «Традиции коренного населения».
Во время моей работы с детьми мы посетили Камчатский краевидческий музей и Камчатский выставочный центр, Камчатский музей «Военной славы», где дети были познакомлены с общественной жизнью Камчатки, бытом и культурой народов Камчатки, историей Камчатки.
Я веду тесное сотрудничество с Кроноцким заповедником. В подготовительной группе с Кроноцкого заповедника приходили гости и провели замечательное занятие о лососях Кроноцкого заповедника и медведях Кроноцкого заповедника.
Важным условием в решении задач по краеведческой работе с дошкольниками, является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. В своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Родители так же участвуют в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников, организации выставок народного прикладного искусства.
Анализ результативности
Результативность педагогического опыта в том, что краеведение пробуждает интерес к культуре родного края. Я считаю, что у детей формируются:
- правильность и полнота представлений о родном крае, о своей национальной принадлежности, о традициях родного края;
- понимание и уважение иных народов, культур;
- интерес к традициям коренного населения;
- осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами.
Следующая > |