Проект «Ознакомление детей с родным краем, как средство воспитания у дошкольника патриотических чувств».проект (старшая группа) на тему


«Методика ознакомления старших дошкольников с краеведением»


Методика ознакомления старших дошкольников с краеведением

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович — организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Что же такое краеведение?

Краеведение – это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это — наследство, оставленное нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это — опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания любви к родному краю через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающей природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Цель краеведческой работы

с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

Задачи краеведения:

1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений

:

— Историческое краеведение

— Естественно — научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).

— Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

— Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов).

— Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)

— Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)

— Семейное краеведение.

Работу по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями необходимо строить так, чтобы детям было интересно, доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.

Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны

:

Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность

, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;

Беседы

, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

Экскурсии

, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного села.

Праздники, развлечения

— на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.

Прогулки, путешествия, походы

— эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.

Значимым в работе методом является метод проектов

. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Особое место занимают краеведческие игры

, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например:

«Найди герб»
.
Цель: научить узнавать герб села (района, округа); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Ход игры: Ребенку предлагается найти герб и рассказать, что он обозначает.

«Собери герб, флаг»
.
Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику;

Ход игры:Предложить собрать картинку. Рассказать о символе, который получился.

«Угадай национальный костюм»
.
Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма и национальных костюмов народов родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.

Ход игры: Перед ребенком выкладываются карточки с изображением людей в национальных костюмах. Среди всех предложенных ребенку необходимо выбрать названный национальный костюм. После того как ребенок отгадал национальный костюм, можно задать ему несколько вопросов: как ты узнал национальный костюм? Какие сходства и отличия есть между костюмами?

«Красный огонек».

Цель: закрепить знания о растениях и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.

«Знаешь ли ты?»
.
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.

Ход игры: Воспитатель показывает портреты известных соотечественников, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно — пространственной среды, так называемых — центров краеведения

, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному селу, краю, стране.

Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволяет повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.

Цель создания центров краеведения –

всестороннее изучение родного края, России.

В качестве задач

можно определить следующие:

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
  • воспитывать уважение к культуре других народов;
  • формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  • пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Благодаря материалам, представленным в центрах, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города. Правильно оформленные центры краеведения в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своего края, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.

В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей

. В рамках патриотического воспитания мини-музей — необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.

Только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать у детей чувства патриотизма.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края

Спасибо за внимание

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Статья «Концепция работы по знакомству детей с родным краем»

Педагогическая концепция Воспитателя первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 29 комбинированного вида» г. Петропавловска — Камчатского Полищук Оксаны Владимировны по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.

Актуальность изучения краеведения в современном обществе очевидна. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формированию гражданственности.

В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада — с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

На мой взгляд, ощущения ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании детей, которые возникли в последнее время.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах. Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.

Хочется напомнить замечательные слова известного русского ученого Д.С. Лихачева: «Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это — самый массовый вид науки».

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Знакомство дошкольников с культурными и природными истоками малой Родины становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине.

Особое внимание уделяю развитию любви к родному краю, познавательных способностей и потребностей посредством знакомства детей с растительным и животным миром, формирую у детей интерес к народному искусству, обеспечиваю условия для воспитания детей в духе толерантности.

Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» — эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков

А что эти слова значат для наших детей? С этим вопросом я обратилась к моим воспитанникам. Ответы, которые я получила (это интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя считать себя культурным человеком), позволили мне сделать вывод: ребятам это интересно.

Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Используя краеведческий материал на занятиях, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет разнообразить методику занятий, участвует в патриотическом воспитании дошкольников.

Главной целью моей работы по краеведению является: формировать знания ребенка о мире природы родного края, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать. Активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. Познакомить с общественной жизнью Камчатки, с бытом и культурой народов, ее населяющих, историей, литературным наследием, символикой.

На достижение этой цели направлена реализация следующих задач:

  • Расширять кругозор воспитанников новыми знаниями о Камчатском крае.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
  • Воспитывать бережное отношение к животному миру, чувство сопереживания и сопричастности природе.
  • Показать детям значение биоразнообразия животного мира для человека.

Я считаю, что решению задач по ознакомлению дошкольников с родным краем будут способствовать:

  • создание в группе расширенного центра по краеведению с различными дидактическими и игровыми пособиями;
  • раннее начало обучения дошкольников;
  • включение элементов краеведения во все виды деятельности детей.

Развитие работы по краеведению должна осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Изучением краеведения я занимаюсь не только на занятиях, но и в свободную деятельность.

Таким образом, организация краеведческой деятельности есть введение маленького человека в мир малой родины.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

Камчатская природа полна очарования не только сама по себе.

Знакомя детей с Камчатским краем, я рассказывала о том, чем он славен: Вулканами, заповедниками, необыкновенной природой, животными. Большое внимание уделяю знакомству с Кроноцким заповедником.

Составила план знакомства детей с Камчатским краем, и план знакомства с Кроноцким заповедником. Подобрала множество литературы для ознакомления детей с камчатским краем, дидактический материал.

Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются занятия по познавательному развитию.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, в группе, мною оформлен центр краеведения, где созданы условия для совместной и самостоятельной деятельности детей. В центре имеется разнообразный материал: тематические альбомы о Камчатке, о городе Петропавловске — Камчатском, о селах Камчатского края, фотографиями достопримечательностей, материал по Заповедникам Камчатского края.

В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материала и оборудования в уголке способствуют расширению познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического опыта детей.

Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего края, познакомить предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира Камчатской земли.

Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта.

Были подобраны и разработаны презентации к каждому занятию по ознакомлению детей с родным краем и Кроноцким заповедником:

Презентации о Камчатском крае:

  1. Вулканы Камчатки.
  2. История города.
  3. Мир дикой природы Камчатки.
  4. Народы севера.
  5. Наш город.
  6. Озера камчатки.
  7. Памятники камчатки
  8. Камчатская мода и т.д.
  9. Животные Камчатки.

Презентации о Кроноцком заповеднике:

  1. История Кроноцкого заповедника.
  2. Кто работает в заповедника.
  3. Долина гейзеров.
  4. Долина смерти.
  5. Вулканы Кроноцкого заповедника.
  6. Вулкан Узон.
  7. Бурые медведи.
  8. Дикие северные олени.
  9. Кроноцкое озеро.
  10. Морские млекопитающие.
  11. Пихтовая роща.
  12. Растения Кроноцкого заповедника и т.д.

Также были подобраны фильмы о Кроноцком заповеднике и о Камчатском крае.

Учитывая ведущую деятельность детей, широко использую различные виды игр в краеведческой работе. Разработала ряд дидактических игр по ознакомлению с Камчатский краем ( «Где я нахожусь», «Узнай и расскажи», «Когда это было»), природой Камчатской земли ( «Экологический светофор», «Кто живет в лесу» «Съедобное — несъедобное» и др), трудом земляков ( «Кто потрудился?», «Чем богата Камчатская земля?»).

Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт ( «Моряки», «Рыболовы», «Экскурсовод», «Стройка» и т.д)

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок.

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе,) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.

Мною проведены такие мероприятия как «Праздник хололо», викторина «Люби и знай Камчатский край», «Камчатские народные сказки», «Традиции коренного населения».

Во время моей работы с детьми мы посетили Камчатский краевидческий музей и Камчатский выставочный центр, Камчатский музей «Военной славы», где дети были познакомлены с общественной жизнью Камчатки, бытом и культурой народов Камчатки, историей Камчатки.

Я веду тесное сотрудничество с Кроноцким заповедником. В подготовительной группе с Кроноцкого заповедника приходили гости и провели замечательное занятие о лососях Кроноцкого заповедника и медведях Кроноцкого заповедника.

Важным условием в решении задач по краеведческой работе с дошкольниками, является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. В своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Родители так же участвуют в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников, организации выставок народного прикладного искусства.

Анализ результативности

Результативность педагогического опыта в том, что краеведение пробуждает интерес к культуре родного края. Я считаю, что у детей формируются:

  • правильность и полнота представлений о родном крае, о своей национальной принадлежности, о традициях родного края;
  • понимание и уважение иных народов, культур;
  • интерес к традициям коренного населения;
  • осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами.
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]