Формы организации эстетического развития детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание реализуется на каждом этапе развития личности. Оно становится тем более результативным, чем раньше ребенок попадает в сферу адресного эстетического воздействия, которое должно быть единым, совмещать все занятия, любые стороны его жизни.

Система эстетического воспитания направлена на:

  1. Создание у детей набора элементарных знаний, впечатлений, на базе которых формируется интерес к эстетическим явлениям, художественным предметам.
  2. Развитие способностей к эстетическим переживаниям, формирование качеств личности, которые позволят оценить высокохудожественные предметы, явления и дадут возможность получать удовольствие от их созерцания, обладания ими.
  3. Пробуждение в учениках творческих способностей. Эстетически развитая личность становится активным созидателем, старается привести свою жизнь, все, что ее окружает к подчинению усвоенным канонам красоты.

Главное богатство для общества – творческая личность

В повседневном труде, в быту, общении взрослые и дети сталкиваются с эстетическими явлениями. Всюду присутствует красивое и безобразное. Свое влияние на разные сферы жизни оказывает трагическое и комическое. Красота радует, стимулирует активность, безобразное отталкивает. Комические явления помогают увидеть недостатки, трагическое заставляет сочувствовать.

Эстетическое воспитание открывает душу ребенка навстречу новым формам, звукам, краскам, помогает более глубокому пониманию мира, благоприятствует гармоничному развитию и раскрытию себя. Развитое творческое мышление способствует поиску новых путей, в том числе, в области науки, экономики, производственной сфере.

Задачи общества выдвигают на первый план новые требования к человеку. Поскольку он становится главной составляющей производительных сил, он должен быть всесторонне развит. Воспитать творческую личность, имеющую потребность творческой деятельности невозможно без усилий общества и специально направленной на это политики. Поэтому важнейшим средством качественного развития человеческой природы является эстетическое воспитание с самого раннего возраста.

Читайте: Средства эстетического воспитания.

Принципы эстетического воспитания

Творческие способности необходимо развивать с рождения. С раннего детства нужно прививать хороший вкус, вырабатывать потребность общения с возвышенным. Эстетическое воспитание направлено на развитие способности видеть красивое и следование правилам хорошего поведения, опыт доброжелательных отношений с окружающими. Его основой являются такие принципы:

  • Взаимодействие. Любое действие должно стремиться к эстетическому совершенству: общение с ровесниками, природой, предметами искусства, самостоятельная бытовая и трудовая деятельность.
  • Комплексный подход. Воспитание дает ощутимые результаты, если творческая деятельность основана на межпредметных связях, соединяет различные виды искусства.
  • Социализация. Эстетико-художественная деятельность не оторвана от жизни. Так формируется адекватное отношение учеников к окружению, они смогут находить красивое в разных его проявлениях.
  • Системность. Общее и эстетическое развитие взаимосвязаны. При таком подходе гармонично развиваются эмоциональная сфера и все познавательные процессы.
  • Самостоятельное творчество. Методика эстетического воспитания наиболее эффективна в применении к детям дошкольного возраста, если они осваивают какие-то творческие занятия сами: танцы, рисование, лепку или пение в хоре.
  • Эстетика должна главенствовать во всей жизни. Маленьким детям необходимо жить в красоте. Основной воспитательный смысл в осознании важности аккуратности, вежливости. На правильное эстетическое развитие влияет красота помещения, одежды.
  • Учитывается возраст воспитанника. Соответственно возрасту, подбираются средства воспитания. Становление личности в более зрелые годы зависит от того, насколько у младших школьников было правильно сформировано эстетическое восприятие.

Музыкальное воспитание в детском саду



Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.


Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.


Детская книга одно из средств эстетического воспитания
Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.


Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Формы организации эстетического воспитания

Методы художественно-эстетического воспитания имеют наилучший результат, когда они между собой взаимосвязаны. Педагоги должны их сочетать и варьировать.

Методы имеют различия в:

  • способах передачи информации;
  • практической форме организации.

Способы делятся на:

  • наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства);
  • словесные (взрослые рассказывают, объясняют);
  • практические (проведение тестирования, творческих работ).


Наглядные методы (рассматривание картины, прослушивание музыкального произведения вместе) предполагают эмоциональную наполненность момента. Знакомство с предметами искусства должно произвести на малыша яркое впечатление, чтобы это запомнилось.

Форма организации бывает следующей:

  • когда взрослые показывают пример действия, приглашают малыша повторить стихотворение или спеть песенку;
  • воспитатели предлагают малышу самостоятельно определить способ исполнения задачи: что-то вылепить, вырезать или нарисовать.

Нужно помнить, что эстетическое воспитание дошкольников несколько отличается от методов работы с детьми школьного возраста. У малышей акцент ставится на зрительное восприятие, их плавно подводят к осознанию значимости чистоты и порядка. Дети постарше умеют воплотить свои творческие способности. Дошколята учатся оценивать, а школьники уже создают продукт, имеют творческий подход в процессе создания какого-либо предмета.

Методы эстетического воспитания

К основным методам, способствующим развитию у детей эстетических чувств, умению оценивать, применять творчески полученные знания, навыки относятся:

  1. Метод убеждения. Применяется только тогда, когда изучаемое явление прекрасно. У воспитанников возникает эмоциональный отклик при встрече с произведениями искусства, участии в празднике. Метод можно считать в равной степени словесным, т.к. наблюдения детей получают комментарий взрослого, будят мысли и чувства.

Воспитатель должен подобрать самые впечатляющие художественные произведения, позаботиться о соответствующем душевном настрое ребят. Предмет должен быть хорошо освоен педагогом, а речь точна и выразительна. Когда внимание акцентируется на прекрасном, воспитатель дает понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

  1. Метод приучения. Подразумевает практическое действие, упражнение, направленное на изменение окружающей обстановки, привитие принятых в обществе навыков культуры поведения. Содержание метода состоит в том, чтобы научить ребенка видеть и ценить прекрасное, действовать соответственно.


Систематические упражнения, художественная детская практика способствует активности детей.

  1. Метод проблемных ситуаций. Дает пробудиться творческим способностям, желанию действовать. Воспитатель предлагает воспитанникам самим найти способ претворить художественный замысел. К примеру, после прослушивания сказки детям предлагается изобразить кого-то из персонажей. Задача может быть простой или усложненной неудачным выбором героя. Ребенок сам учится думать, приходит к самостоятельному решению, как лучше воплотить задуманное: нарисовать, вылепить, сочинить стишок.
  2. Побуждение к сопереживанию. Отзывчивый человек, который умеет сопереживать, сострадать испытывает радость от общения с людьми, вместе с ними празднует удачи, победы. Дети, умеющие сочувствовать, более открыты и доброжелательны, у них больше друзей, они реже попадают в конфликтные ситуации.

Здесь поможет эмоциональное чтение сказок, обсуждение иллюстраций, кукольного спектакля или музыкального номера.

Традиционные методы воздействия на воспитанников

Рассказ. Он должен быть эмоциональным, иметь сюжетную канву, быть познавательным, влиять на воображение, но не мешать самостоятельной оценке.

Средства эстетического воспитания

Лекция. Посвящается более сложным темам, уместна на занятиях с ребятами постарше. Большую образность придаст оснащение урока наглядным материалом. Допустимо поднять проблемные темы, столкнуть учащихся в обсуждении, склонить к высказыванию своей точки зрения.

Беседа. Это не монолог учителя перед детьми, а взаимный эмоциональный обмен мнениями. В ходе беседы воспитатель использует наглядный материал, толкует научные понятия, подчеркивает те или иные прекрасные характерные черты в произведениях искусства, труде, реальных и вымышленных героях литературы, театра, кино.

Диспут. Призван обнаружить и столкнуть разные точки зрения, поднять проблему, привлечь детей к ее обсуждению. Задача взрослых провести серьезную подготовительную работу, чтобы помочь выявить позиции, стимулировать диалог, направить спор в культурное русло.

Средства и методы эстетического воспитания дошкольников.

Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться на следующих принципах.

• Эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении.

• Принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит раз­вивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравствен­ное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным.

• Детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все мно­гообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художествен­ной деятельности.

• Интеграция разных видов искусства и художественной деятель­ности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ре­бенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или создан­ных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, спе­цифичной для той или иной деятельности (музыкальной, изо­бразительной, театрально-игровой).

• Художественно-эстетический принцип отбора материала опре­деляет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитате­ля и ребенка на то, что пред ними произведения словесного ис­кусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учатся понимать прекрасное в жизни.

• Принципы народности и культуросообразности, соответствия мо­делируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познако­мить детей дошкольного возраста с культурой разных народов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений на­родного творчества и художественной литературы.

• Индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспита­нии, основанный на выявлении индивидуальных различий де­тей и определении оптимальных путей развития творческих ху­дожественных способностей каждого ребенка и др.

• Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольно­го и младшего школьного возраста.

Вышеперечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эс­тетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий со­держание эстетического воспитания.

Содержание эстетического воспитания включает в себя два ком­понента:

• содержание воспитательной деятельности по развитию художе­ственной деятельности детей;

• содержание воспитывающих влияний по художественно-эсте­тическому развитию воспитанников в процессе образователь­ной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Содержание обоих компонентов в конкретном дошкольном обра­зовательном учреждении определяется образовательной программой ДОУ, современными концепту­альными подходами к определению сущности и содержания эстети­ческого развития ребенка.

2. Методами эстетического воспитания являются:

Словесные методы: объяснение, анализ, пример взрослого, описание. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств. Бес­страстный, неэмоциональный воспитатель не сможет про­будить в ребенке чувства, отношения. Важная профессио­нальная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, — артистичность.

Практические методы: показ, наблюдение,упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания. Интересны и эффективны творческие задания. Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффек­тивный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес. Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам ху­дожественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творчес­кое при всей условности понимания данного термина при­менительно к дошкольникам.

Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответст­вии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

• Эстетическое общение — особое условие и средство эстетиче­ского воспитания. Главной задачей педагога в процессе эстетического общения является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, раз­вить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповто­римость, веру в то, что он пришел в мир творить добро и красо­ту, приносить людям радость.

• Природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эсте­тических свойств и благодаря этому имеет огромные возможно­сти разностороннего воздействия на ребенка.

• Искусство как одно из наиболее универсальных средств. Искусство (музыка, литература, театр, произведения художест­венно-декоративного творчества) играет огромную роль в фор­мировании духовно развитой личности ребенка, в совершенст­вовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Это не только спо­собствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эсте­тическое сознание, т. е. позволяет человеку от психофизическо­го отношения к произведениям искусства перейти к аналитиче­скому отношению к нему. Общение детей с искусством совер­шенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.

• Окружающая предметная среда. Оборудование и оформление детского сада, облик детей и педагога должны быть культурными и красивыми. Не только красивые предметы сами по себе эсте­тически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботли­вое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходи­мо воспитывать». В свою очередь, эстетически организованная обстановка жизни, труда и общения со взрослыми и сверстника­ми повышает активность, результативность, творческий харак­тер художественно-эстетической деятельности дошкольников.

• Самостоятельная художественная деятельность детей (музы­кальная, изобразительная, художественно-игровая). Развитие самостоятельной художественной деятельности рас­сматривается как процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, развитие потребности в художественно-творческой деятельности, фор­мирование мировосприятия ребенка средствами искусства.

• Разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжет­но-ролевые, игры-драматизации.

• Разные виды труда детей в детском саду.

• Физические упражнения и элементы спортивных игр.В процессе развития разных видов художественной деятельно­сти детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания. Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение дан­ного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошколь­ников выступает как психолого-педагогическое условие, спо­собствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия.

Важным средством эстетического воспитания детей Е.А. Флерина считала праздники. Основное в празднике — идея, оформ­ление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове — все это вместе способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

3. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому фор­мы ее организации очень разнообразны:

1. Игры.

Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания де­тей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов ис­кусства и художественно-творческой деятельности детей (Г.Г. Гри­горьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны.

Специфика детского рисования заключается в том, что, ри­суя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Толь­ко в качестве предметов-заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в ри­сунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление ребенка выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику проте­кания всех этапов творческого процесса у дошкольников.

2. Занятия.

Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетиче­ской деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, апплика­ции. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей — имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную. Эти части присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, про­граммного содержания занятий, уровня подготовки детей.

Во время обследовательской части занятия проводится рассматри­вание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, ана­лиз изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руковод­ство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части занятия дети в большинстве слу­чаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зави­симости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, по замыслу детей, по заданной теме. Роль воспитателя или педагога ИЗО-студии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце занятия — в оценочной его части — педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно по­мочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.

3. Выставки детских работ.

Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. Они способству­ют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, вы­ставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемо­сти ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, на­глядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

4. Экскурсии.

Экскурсия включает:

• подготовку воспитателя (разработку программных задач, под­бор оборудования и др.) и детей к экскурсии;

• использование взрослым разнообразных методов и приемов ор­ганизации детского восприятия на экскурсии, когда есть воз­можность проводить наблюдения и изучение различных пред­метов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках;

• организацию разнообразной художественно-эстетической дея­тельности детей на экскурсии или после нее.

5. Праздники и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнооб­разно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные ве­чера или «посиделки» (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музы­кальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.

Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экс­курсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.

По мнению А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников, которые отличаются как по по­строению, так и по методике подготовки и проведения.

Первой формой вышеназванные педагоги называют «затейниче­ство», в основе которого лежит игровая идея, «затея», соответствую­щая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сю­жете.

Вторая форма — наиболее популярная в настоящее время — «кон­церт самодеятельности», демонстрирующий «таланты», индивидуаль­ные возможности юных артистов.

Третья форма — «театрализованное представление», в основе которого — игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное — сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выучен­ного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ».

И, наконец, четвертая форма организации праздников, по мне­нию авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняет­ся культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типич­ных из них (Масленица, Рождество, Святки) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соот­ветствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, по мне­нию А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, явля­ются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и ис­кусствоведами (Г.М. Науменко, Н. Шангиной и др.).

4. Взаимосвязь эстетического с другими направлениями воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематиче­ский процесс воздействия на личность ребенка в целях развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Основной результат эстетического воспитания они видят в формировании эстетической культуры ребенка.

Эстетическая культура включает в себя формирование культуры общения, поведения и деятельности в процессе эстетического восприятия искусства и действительности, художественно-творческой деятельности, изобразительного искусства и изобразительной дея­тельности и т. д. Благодаря этому у ребенка развивается способность к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасно­го в действительности и искусстве, не только расширяется художест­венный кругозор, но и по-другому организуются чувства, осуществ­ляется духовное развитие личности и формируется творческое отно­шение к жизни. Потому что «смысл искусства не только в отражении действительности, но и стремлении к ее преобразованию, измене­нию, улучшению в соответствии с идеалами художника». В связи с этим в процессе формирования эстетической культуры особенно важ­но эстетизация предметно-развивающей и пространственной среды развития детей и пересечение линий социально-нравственного, об­щеинтеллектуального и общекультурного направлений развития лич­ности ребенка. Поэтому эстетическое воспитание оказывается тесно связанным с другими направлениями воспитательно-образователь­ной работы в детском саду.

Например, эстетическое воспитание в процессе физкультурно-оздоровительной работы предполагает гармоничное развитие детей разных форм телосложения, формирование у них простоты и изяще­ства движений, грации, усвоение детьми ценностей и представлений о здоровом образе жизни как о проявлении гармонии физического и эстетического развития. В этом отношении средства физического и эстетического воспитания могут быть интегрированы. Это обуслов­ливает роль движений, игры и музыки в физическом и эстетическом воспитании. Особое значение в связи с этим можно уделить эстетиче­ской характеристике народных подвижных игр (игровые зачины, диа­лог, считалки, оригинальные обороты речи, неповторимая русская напевность, ритмическая четкость.

Несомненна и связь эстетического воспитания с умственным воспитанием. Об этом говорят результаты исследований Е.А. Флериной, P.M. Чумичевой, Н.А. Курочкиной, Н.М. Петрухиной и др. Пересечению линий эстетического и умственного воспитания способствуют:

• формирование представлений о гармонии;

• обучение детей пониманию, о чем рассказал автор, что он хотел выразить, т. е. выделять личностный смысл создания художест­венного произведения;

• обучение детей восприятию и оценке художественных средств, используемых автором;

• включение опыта познания, переживания и преобразования (в воображаемом плане) в процесс восприятия художественного произведения с последующим выражением данного опыта в деятельности и др.

Не менее очевидна связь эстетического и нравственного воспита­ния детей. По мнению Н.А. Ветлугиной, ее формирование выступает важнейшей задачей воспитания ребенка-дошкольника. «Научить раз­личать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красо­ту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, нрав­ственнее, содержательнее», — писала она.

Формирование нравственно-эстетических представлений вклю­чает в себя:

• формирование представлений о внешнем виде человека как эле­менте его нравственного облика, уважительного отношения к ак­куратности и чистоте и формирование представления о внутрен­ней красоте человека как о проявлении его нравственной воспи­танности, важности единства внешней и внутренней красоты;

• развитие способности критически относиться к несоответствию между внешним обликом человека и характером его поведения, способности критически относиться к проявлениям дурного вкуса;

• установление взаимосвязи между нравственными поступками и эстетическим отношением человека к тем или иным предметам, явлениям окружающего мира;

• знакомство с естественной красотой природы, воспитание уме­ния замечать и эмоционально реагировать на эту красоту, бе­режно относиться к природе; воспитание потребности в дея­тельности, имеющей целью сохранение и приумножение при­родных богатств.

Главным результатом такого пересечения линий эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются: эмо­циональный отклик детей на доступные их пониманию явления со­циальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участ­вовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; по­требность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.

Таким образом, эстетическое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в до­школьном учреждении. Как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, тогда эстетическое воспитание оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психоло­гического новообразования детей дошкольного возраста.

⇐ Предыдущая15Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспитание искусством

Какими бы ни были приемы воспитания, важно, чтобы им были обеспечены необходимые условия:

  • развивающая среда;
  • тесное взаимодействие с природой, искусством;
  • условия для реализации творческого начала.

В младшем возрасте эстетическое воспитание отличается тем, что дети воспринимают все окружающее чувствами. Для них форма и содержание предмета неразрывны. Если ребенку что-то нравится, он испытывает восторг, радость. Задача воспитателя направить это простое душевное движение от обычного восприятия к глубокому пониманию гармонии, красоты, формированию эстетического вкуса.

Важно

Правильное музыкально-эстетическое воспитание учит детей не только разбираться в прекрасном, но и находить красивое в повседневной жизни: бытовых явлениях, природе, работе, одежде.

Приобщение к искусству. Методические рекомендации

Понимание искусства качество не врожденное, его воспитывают. Чтобы малыш научился воспринимать классическую музыку, он должен слушать ее с раннего детства. Ее нужно тщательно подбирать, включать нечасто. По достижении 3-4 лет, можно попробовать обсуждать услышанное, рассказывать ребенку о музыке и музыкальных инструментах.

Малыши начинают знакомиться с живописью, просматривая иллюстрации к сказкам. Чуть позже художественные произведения подбираются с учетом возраста. Лучше, если это будут близкие и понятные сюжеты, герои или животные.

Знакомство с театром можно начать с 1,5 лет. Театр кукол делает представления не дольше получаса, самые маленькие не успевают утомиться.

Музеи, филармонию, балет дети посещают с 4-5 лет. Лучше выбирать детские тематические музеи, представления, концерты.

Когда родители собираются с ребенком в театр или музей, нужно объяснить ему, как следует себя вести в этом важном месте. Перед мероприятием следует покормить малыша, чтобы потом чувство голода не мешало восприятию прекрасного. Желательно, чтобы путь к обители муз не был слишком утомительным. Одежда должна быть продуманной и красивой, это подчеркнет важность события, запомнится.

После культурного мероприятия обязательно нужно обсудить с малышом увиденное, услышанное. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, ответит, хочет ли еще в будущем побывать на выставке или в театре. Если ребенок не выказывает восторга, не стоит торопиться с организацией следующего культпохода. Возьмите паузу, организуйте мероприятие через некоторое время.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]