Яркие краски природы, приятные звуки привлекают внимание детей и тем самым вызывают эмоции, оказывают положительное влияние на развитие восприятия, воображения и стимулируют творческую деятельность.
Для эстетического восприятия природы важны наблюдательность и фантазия. Дети на своем уровне описывают эту красоту, по-своему выражают свои эмоции и чувства. На первом воспитательном этапе эти чувства будут простыми, но важно, чтобы ребенок смог увидеть, почувствовать эту красоту и эмоционально ее пережить. Для целостного восприятия можно добавить литературные произведения о природе.
Трудовая деятельность
Важным средством в воспитании эстетики является труд. Умственный и физический труд активно влияют на эстетическое развитие учащихся. Это происходит через процесс труда, содержание труда и его результаты, а также формирующимися отношениями в процессе трудовой деятельности. Эстетическое чувство у воспитанников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, пропорция, гармония. Эстетическое чувство проявляется в способности видеть прекрасное в созидательном труде, получать радость от участия в трудовой деятельности, создавать эстетическую обстановку для такой деятельности. Правильно организованный труд порождает чувство удовлетворения и наслаждения.
Избежать превращения труда в тягость и обузу можно наделив его общественно значимой целью, планированием и экономией времени, вдохновением, увлеченностью.
Художественное-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста
екатерина клёнова
Художественное-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста
«Художественное — эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.»
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного.», в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано.В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
— развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
1. развитие художественно графических умений и навыков;
2. развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
3. развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
4. становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
5. получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
6. воспитание зрительской культуры;
7. возможное раскрытие начал профессиональной художественно — изобразительной деятельности.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве — важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались также специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В. Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.)
.
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по- иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста путем аппликации из бумаги необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение»
чувств маленького человека,
развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Поскольку данная проблема актуальна, темой данной курсовой работы является «Аппликация из бумаги на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста».
Предмет – процесс осуществления эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста на занятиях по аппликации.
Объект — эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.
Гипотеза – мы предполагаем,что занятия аппликацией будут успешны при следующих условиях:
— если будут соответствующие материалы;
— если воспитатель будет хорошо подготовлен;
— если будет благоприятная психологическая обстановка;
— если у детей будет соответствующая мотивация.
Исходя из поставленной цели,необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность и содержание занятий по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста;
— внедрить средства и способы развития у детей знаний, умений и навыков, необходимых на занятиях по аппликации из бумаги;
— изучить роль мотива в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста аппликации из бумаги
Сущность эстетического воспитания
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством)
. Философы-материалисты
(Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский)
считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д. Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К.Марксом: «Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б. Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности (17; 42)
. Творчество
дошкольника имеет свои особенности.
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К. И. Чуковский, Дж. Родари, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Творчество дошкольника имеет свои особенности.
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. (Е. А. Флёрина, Г. В. Лабунская, М. П. Сакулина, К. И. Чуковский, Дж. Родари, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, О. А. Христ и др.). И это — вторая особен-ность детского творчества.
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов)
является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей
(если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых)
. Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто при-водит к положительным результатам
(Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г. В. Урадовских)
. И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения
(К. В. Тарасова)
. И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.
Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.
Творческое развитие дошкольников.
Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.
Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой формы — произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Вместе с тем, детям еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.
Становление мышления в этом возрасте в значительной степени связано с возможностью оперировать представлениями на произвольном уровне, которая существенно повышается к 6 годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование этих способов в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Как отмечал Н. Н. Поддьяков, в возрасте 4—6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения [35]. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей. Накопление фактов и сведений об окружающем мире создает основу для формирования представлений и понятий. К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма мышления как высший этап в развитии наглядно-образного. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития являются схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение.
Наглядно-схематическое мышление создает возможности для освоения внешней среды, выступая средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями. В то же время она становится основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.
Предмет, содержание, задачи и методы эстетического
воспитания
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика — это приобщение к искусству.
Эстетическое воспитание включает:
— знание законов, по которым создаются произведения искусства;
— воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;
— развитие творческих способностей.
Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.
В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка.
Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:
— рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.
— эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т. к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.
— ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.
Существует несколько программ воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста,среди них выделяют следующие программы: «Детство»
,
«Радуга»
,
«Развитие»
. Эти современные программы предоставляют рекомендации по организации занятий аппликацией
детей среднего дошкольного возраста. Методическое обеспечение многих программ нового поколения просто уникально – это и библиотека программы «Детство»
, и комплект учебно-наглядных пособий к программе
«Радуга»
, пакет методических пособий к программе
«Развитие»
. Как правило, они решают одни и те же задачи по данному направлению, соответствуют стандарту
дошкольного образования, однако по применяемым методологическим подходам имеют свои специфические отличия.
Задачи эстетического воспитания по программе «Детство»
(под редакцией Логиновой, Бабаевой)
:
1. Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т. е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.
2. Воспитывать эстетику поведения.
3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т. д.
1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
3. Формировать основы эстетического навыки детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4. Развивать художественно-творческие способности детей
Выделяют следующие общие методы художественно-эстетического воспитания.
1. Методы формирования эстетического сознания – методы побуждения к сопереживанию (формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному, метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.
2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях,направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.
3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детейк творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.
Искусство
Важным средством эстетического воспитания является, безусловно, искусство. Произведения искусства заставляют человека видеть жизнь через образы. Эстетическое наслаждение при созерцании произведений искусства возникает в результате переживания сопричастности творчеству художников. Искусство позволяет нам вносить в повседневную жизнь художественное начало.
Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности личности, делает развитие разносторонним. Искусство способно снимать напряжение и стресс от учебы, труда, спорта. Искусство увлекает и переносит человека в мир новых эмоциональных состояний, которые переключают психическую деятельность, создают разрядку.
Воспитание ребенка в деятельности – закономерная особенность воспитания. Художественная деятельность подразумевает различные театрализованные игры или представления, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, работу над дизайном. Все перечисленные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.
Литература — это искусство художественного слова. Литература помогает воспроизводить образы художественных произведений в своем воображении, характеризовать героев и анализировать их поступки. В результате овладения культурой чтения, ученики начинают задумываться над тем, чему учит книга, переживают глубокие и яркие впечатления.
Музыка как средство эстетического воспитания учит воспринимать музыкальные произведения и обеспечивает приобретение простейших навыков исполнительства. Музыка порождает в человеке лирические чувства, развивает музыкальный слух, гармонию, художественный вкус, осуществляет воздействие на различные сферы личности.
Изобразительное искусство знакомит с художественными произведениями; элементами искусствознания, способствующими формированию навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.
Введение
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка дошкольного возраста.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно — эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно — эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом реализация процесса художественно – эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели курсовой работы, определяем следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам художественно — эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- Обосновать значение живописных произведений в качестве средства художественно – эстетического воспитания.
3. Экспериментально проверить серию занятий и дидактических игр по
формированию основ художественно — эстетического вкуса у детей старшего
дошкольного возраста посредством живописи.
В ходе работы применялись следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Беседа.
4. Диагностические задания.
5. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что формирование основ художественно — эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи, будет эффективным если проводятся занятия, дидактические игры, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Методологическую основу исследования составили:
— концептуальные идеи, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов о характере и специфических особенностях детского художественного творчества как эстетического явления (Д.В. Бакушинский, Е.И. Флерина, Н.П. Сакулина);
— положения педагогики и психологии о значении, взаимосвязи и взаимозависимости восприятия и творчества в детской изобразительной деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов и др.);
— концепция понимания детского искусства как части мировой художественной культуры (Б.П. Юсов, Н.Н. Фомина).
В исследованиях Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М.Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБУ лицея № 67 с/п детский сад № 172 « Русалочка», в нем принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Игра
Важным средством эстетического воспитания является игра. Игровая деятельность создает особое эмоциональное поле, в котором ребенок, естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Сегодня очень популярны игры, которые способствуют развитию эстетической направленности личности ребенка, выявлению фактического уровня обученности. Спектр игр, применяемых с целью эстетического воспитания велик (Рис.2).
Рис.2
Формы организации эстетического воспитания
Методы имеют различия в:
- способах передачи информации;
- практической форме организации.
Способы делятся на:
- наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства);
- словесные (взрослые рассказывают, объясняют);
- практические (проведение тестирования, творческих работ).
Наглядные методы (рассматривание картины, прослушивание музыкального произведения вместе) предполагают эмоциональную наполненность момента. Знакомство с предметами искусства должно произвести на малыша яркое впечатление, чтобы это запомнилось.
Форма организации бывает следующей:
- когда взрослые показывают пример действия, приглашают малыша повторить стихотворение или спеть песенку;
- воспитатели предлагают малышу самостоятельно определить способ исполнения задачи: что-то вылепить, вырезать или нарисовать.
Нужно помнить, что эстетическое воспитание дошкольников несколько отличается от методов работы с детьми школьного возраста. У малышей акцент ставится на зрительное восприятие, их плавно подводят к осознанию значимости чистоты и порядка. Дети постарше умеют воплотить свои творческие способности. Дошколята учатся оценивать, а школьники уже создают продукт, имеют творческий подход в процессе создания какого-либо предмета.
Методы эстетического воспитания
К основным методам, способствующим развитию у детей эстетических чувств, умению оценивать, применять творчески полученные знания, навыки относятся:
- Метод убеждения. Применяется только тогда, когда изучаемое явление прекрасно. У воспитанников возникает эмоциональный отклик при встрече с произведениями искусства, участии в празднике. Метод можно считать в равной степени словесным, т.к. наблюдения детей получают комментарий взрослого, будят мысли и чувства.
Воспитатель должен подобрать самые впечатляющие художественные произведения, позаботиться о соответствующем душевном настрое ребят. Предмет должен быть хорошо освоен педагогом, а речь точна и выразительна. Когда внимание акцентируется на прекрасном, воспитатель дает понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.
- Метод приучения. Подразумевает практическое действие, упражнение, направленное на изменение окружающей обстановки, привитие принятых в обществе навыков культуры поведения. Содержание метода состоит в том, чтобы научить ребенка видеть и ценить прекрасное, действовать соответственно.
Систематические упражнения, художественная детская практика способствует активности детей.
- Метод проблемных ситуаций. Дает пробудиться творческим способностям, желанию действовать. Воспитатель предлагает воспитанникам самим найти способ претворить художественный замысел. К примеру, после прослушивания сказки детям предлагается изобразить кого-то из персонажей. Задача может быть простой или усложненной неудачным выбором героя. Ребенок сам учится думать, приходит к самостоятельному решению, как лучше воплотить задуманное: нарисовать, вылепить, сочинить стишок.
- Побуждение к сопереживанию. Отзывчивый человек, который умеет сопереживать, сострадать испытывает радость от общения с людьми, вместе с ними празднует удачи, победы. Дети, умеющие сочувствовать, более открыты и доброжелательны, у них больше друзей, они реже попадают в конфликтные ситуации.
Здесь поможет эмоциональное чтение сказок, обсуждение иллюстраций, кукольного спектакля или музыкального номера.
Традиционные методы воздействия на воспитанников
Рассказ. Он должен быть эмоциональным, иметь сюжетную канву, быть познавательным, влиять на воображение, но не мешать самостоятельной оценке.
Лекция. Посвящается более сложным темам, уместна на занятиях с ребятами постарше. Большую образность придаст оснащение урока наглядным материалом. Допустимо поднять проблемные темы, столкнуть учащихся в обсуждении, склонить к высказыванию своей точки зрения.
Беседа. Это не монолог учителя перед детьми, а взаимный эмоциональный обмен мнениями. В ходе беседы воспитатель использует наглядный материал, толкует научные понятия, подчеркивает те или иные прекрасные характерные черты в произведениях искусства, труде, реальных и вымышленных героях литературы, театра, кино.
Диспут. Призван обнаружить и столкнуть разные точки зрения, поднять проблему, привлечь детей к ее обсуждению. Задача взрослых провести серьезную подготовительную работу, чтобы помочь выявить позиции, стимулировать диалог, направить спор в культурное русло.
Эстетика быта
Важно пробудить у воспитанников стремление утверждать красоту всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки вокруг себя. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Среда, в которой ребенок живет и развивается, играет важную роль в воспитании эстетических чувств. Если обстановка эстетична, красива, если между людьми красивые отношения, речь, которую слышит ребенок правильна и чиста, то он будет принимать эстетическое окружение как норму и стремиться к этому. Поэтому важно уделять внимание эстетике быта. Эстетика быта включает и внешний вид человека. Эстетика быта является фоном, закрепляющим или разрушающим складывающиеся представления о красоте.
Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду
Короткова Светлана
Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду
Средства и методы эстетического воспитания детей в детском саду.
Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. К общим вопросам эстетического воспитания детей относятся: организованная среда, в которой растет и воспитывается ребенок, использование в оформлении помещения дошкольного учреждения произведений искусства (репродукций картин, эстампов, скульптур и др., привлечение детей к художественной деятельности, учет интересов, наклонностей детей.
Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности.К ним относятся:
1. Эстетика быта.
Призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.
2. Произведения искусства.
Их используют в оформлении быта, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи, графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации, малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева, произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др.)
.
Разнообразные мероприятия в детском саду обязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т. п.)
.
3. Природа.
Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года»
П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.).
Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам эстетического воспитания.
4. Специальное обучение.
Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр кино и телепередач, спектаклей и т. п.
5. Самостоятельная художественная деятельность детей.
Является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.
Развитие самостоятельной художественной деятельности стимулируют такие факторы:
— процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;
— художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;
— педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;
— поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;
— опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.
Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры)
с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности
детей,сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.
6. Праздники.
С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.
Интересные замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания дошкольников могут достичь своих целей правильным подбором и комбинированием его методов,которые классифицируют по различным критериям:
— по главной педагогической цели.
К таким методам относятся: убеждение; упражнения в практических действиях, направленных на преобразование окружающей среды; проблемные ситуации, побуждающие к творческим и практическим действиям; побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительному отклику на прекрасное, негативное отношения к безобразному;
— по общей и специальной направленности.
К этой группе относят общепедагогические и специальные методы, отбор которых зависит от вида искусства, которому педагог стремится приобщить детей;
— методы обучения художественной деятельности.
Среди них выделяют наглядные (образец, показ приемов выполнения действий, словесные (беседы, инструкции, указания, советы, оценка и самооценка результатов деятельности детей);
— методы развития художественно-творческих способностей детей.
Основываются они на выработке у детей умения действовать при решении проблемно-поисковых задач, в нестандартных ситуациях.
Исследователи предлагают использовать в эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях, что создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, повышает качество работы и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.
Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен прежде всего на игру, необходимо,широко использовать в целях развития его творчества разнообразные игровые приемы:
— игровые ситуации, которые помогают развить познавательно-творческую активность;
— песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;
— демонстрацию эпизодов кукольных спектаклей, которые сосредоточивают внимание, вызывают положительные эмоции, интерес к изображаемому, углубляют эстетическое удовольствие, но не влияют на результаты работы;
— рассказы — рисование с элементами сказки; поисковые ситуации; воображаемые ситуации.
Дети, у которых выявлены определенные навыки, интересы к художественно-изобразительной деятельности, образуют контингент дошкольных учреждений художественно-эстетического направления, в которых под руководством педагогов с художественным образованием функционируют кружки, студии, творческие мастерские. Привлекают к участию в них детей, согласно их задатков и интересов. Художественная деятельность создает серьезные возможности для проявления индивидуальности ребенка, поэтому его знания, развитие художественных способностей является первоочередным условием осознания ребенком себя как наделенной творческим потенциалом личности, воспитание в себе ответственности за свой талант, как Божий дар, стремление, преодолевая жесткие испытания, неповторимо реализовать свой талант. История мировой культуры знает много примеров, когда все это ребенок начинал осознавать в раннем возрасте. Поэтому каждый педагог должен исходить из того, что, возможно, и его воспитанники вынашивают такие мечты.
Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Мигалева Марина Владимировна, воспитатель МБДОУ ДС №72 «Акварель» г. Старый Оскол, Белгородская область
Понятие эстетическое воспитание органично связано с термином эстетика. Эстетика (от греческого aisthetiris – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) есть наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности [11].
История эстетики начинается с Древней Греции. У древнегреческих философов мы находим много интересных суждений о прекрасном и об искусстве. Одним из первых, кто попытался дать определение красоты, был Пифагор. В своих суждениях об эстетике он остался математиком и пытался подсчитать и измерить красоту. Гераклит в основе прекрасного видит гармонию, но считает, что красоту нельзя свести к низменным законам числовых отношений, как это было у Пифагора. Другие исследователи основным фактором эстетического воспитания рассматривается либо характер или социальная реальность.
Рассмотрим понятие эстетического воспитания в работах педагогов
Автор Определение
Аристотель Прекрасное – свойство самих предметов, вещей, явлений. Он считает обязательным для произведений искусства целостность, единство, пропорциональность, соответствие формы и содержания.
- Л. С. Выготский Эстетическое воспитание зависит от специфики возрастного развития и полностью ею определяется.
- Ю. К. Бабанский Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры дошкольников.
- В. Н. Шацкая Эстетическое воспитание – целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
- А. Ильинов Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного формирования у человека способности понимать и ценить прекрасное и комическое, чувствовать и переживать трагическое, создавать красоту во всех сферах жизни.
Мнение автора Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. В — четвертых развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Наиболее удачно отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М. М. который считает: «Конечная цель (эстетического воспитания) — гармоничная личность, всесторонне развитый человек…образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». [18; 142 c.]
Таким образом, изучив множество определений «эстетического воспитания» нельзя не согласиться со словами русского драматурга А. П. Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». [20, 256 с.]
По мнению ученых, мощным средством эстетического воспитания является природа.
Именно в ней можно увидеть гармонию — основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа — это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.
Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).
Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. [20]
Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.
Еще одним средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны — ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Все названные выше средства эстетического воспитания — быт, природа, искусство, деятельность — эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.
Изучив наиболее эффективные средства эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации, перейдем к изучению методов эстетического воспитания.
Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач [2].
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. [19]
Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. Чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей [2].
Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения. Примером послужит разучивание стихов или песен, которое потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий, повторного неоднократного исполнения детьми текста и так далее. На практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.
Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: — метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире [2].
Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними. Эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями.
Таким образом, рассматриваемые нами средства и методы эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по – своим, детским, но законам красоты. На современном этапе данные средства и методы являются эффективными и способствующими формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.
В целом лишь комплекс методов и средств может обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка.
Список использованной литературы
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. -127с.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998. -242с.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
- Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч. пособие для ст-в высш. уч. зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2005. -240с.
- Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. — №6. — С.57-67.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. -829с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980. -384с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
- Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар. асвета, 1985. –128с.
- Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А. Джидарьян. – М.: Наука, 1986. -191с.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. — №2.
- Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985. -186с.
- Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет. сада / Т.Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1995.
- Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6. — с.17-29.
- Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т. Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998.
- Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания дошкольников.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1997.
- Надеждин Н.И. Сочинения: В 2 т. Т.1: Эстетика / Н.И. Надеждин / Под ред. З.А. Каменского. – СПб.: Питер, 2000.
- Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992. -263с.
Следующая > |