Организация и проведение урока по плаванию[править | править код]
С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий признана урочная, оправдавшая себя в длительной практике. В процессе урока взаимодействия между педагогом и занимающимися основаны на непосредственном контакте. Это позволяет преподавателю своевременно контролировать и направлять познавательную двигательную деятельность всех занимающихся.
Учебно-воспитательный процесс на уроке рассматривается как система непрерывных взаимодействий педагога и постоянной по составу группы занимающихся.
Основные преимущества уроков состоят в следующем:
- непрерывность и четкость организации и руководства учебно-воспитательным процессом;
- близкие контакты и возможность лучшего изучения педагогом занимающихся, а занимающимися — друг друга;
- стимулирующее влияние организованного коллектива на каждого.
Урок
— форма организации обучения, который обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность, направленную на решение поставленных задач. Главной особенностью уроков является руководство педагогом в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте, коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся, с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей. Урочная форма занятий по плаванию предполагает руководство педагогом процесса обучения, совершенствования, тренировки, занимаемое определенное время и организованное в специальном месте проведения. Качество урока зависит от подготовки преподавателя к уроку, организации деятельности учащихся на занятии, путей повышения его эффективности. Урок включает в себя содержание, имеет структуру, организационное обеспечение, содержит требования к содержанию и методике проведения, подразумевает подготовку педагога и осуществление им педагогического контроля на занятии.
Уроки по плаванию классифицируют следующим образом:
- по целевой направленности (уроки ОФП, специализированной плавательной подготовки, спортивная тренировка, прикладное плавание, ЛФК и др.);
- по содержанию воспитательной направленности (с избирательной воспитательной направленностью, с многосторонним воздействием, контрольные);
- по программному содержанию занятий (узкопредметные и комплексные);
- с гигиенической направленностью (общеразвивающие и компенсаторные, восстановительные);
- по содержанию образовательной направленности (вводные уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, контрольные и смешанные уроки; комбинированные уроки (методические)).
Существует четыре стороны содержания урока.
1. Задачи и состав физических упражнений (учебный материал). Содержание определяется задачами, которые отражают предмет и направленность занятий, характер деятельности преподавателя и занимающихся, а также проектируемые (ожидаемые) сдвиги в состоянии организма, знаниях, умениях и навыках, качествах и поведении занимающихся. Обычно все содержание урока сводят лишь к совокупности физических упражнений. Однако они составляют лишь предметное содержание урока и должны рассматриваться как одна из важных его сторон.
2. Деятельность педагога. В уроке всегда взаимодействуют учитель и ученик.
3. Деятельность занимающихся в связи с выполнением физических упражнений (слушание педагога, наблюдение показываемого, осмысливание воспринятого, проектирование и выполнение заданных двигательных действий, самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка, взаимопомощь, обсуждение возникающих вопросов и др.).
4. Физиологические и психические процессы, представляющие внутреннюю сторону деятельности занимающихся, приводят к желаемым изменениям в состоянии их организма, знаниях, умениях и навыках, качествах и поведении.
Все стороны содержания урока по плаванию взаимосвязаны и взаимообусловлены. От педагога зависит обеспечение такой согласованности между различными сторонами содержания, которая приводила бы к высокой эффективности занятия. Это достигается правильным построением урока, организацией его структуры.
Для того чтобы урок получил законченное стройное выражение, его многообразное содержание должно быть организовано, упорядочено во времени и облечено в необходимую форму.
Структура урока
— это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы.
В плавании используется структура урока, состоящая из трех частей — вводной (подготовительной), основной и заключительной.
Вводная (подготовительная) часть
урока выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Типичные задачи подготовительной части состоят в следующем:
- организовать занимающихся;
- активизировать их внимание;
- ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока;
- создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние;
- подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам.
В эту часть входят: организация занимающихся (построение, расчет, рапорт, отметка присутствующих и др.); краткое повторение пройденного с разбором общих и индивидуальных ошибок; предварительное объяснение и демонстрация нового учебного материала.
Одной из целей подготовительной части урока является развитие двигательных качеств. Это достигается с помощью упражнений, не требующих длительного времени на подготовку и выполнение, легко дозируемых. К ним относятся ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, направленные на подготовку организма занимающихся к более успешному выполнению упражнений основной части урока.
Особенность подготовительной части урока плавания заключается в том, что кроме организации учащихся и подготовки их к основной части урока в нее включаются показ и выполнение имитационных упражнений, чтобы обучаемые ясно представляли себе эти движения еще до входа в воду, выполнение ранее изученных и новых вспомогательных упражнений.
После подготовительной части урока, перед входом в воду, обязательно проводится поименная перекличка.
Основная часть
урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания (учебно-воспитательные, физического развития). К ним относятся следующие задачи:
- формировать знания в области двигательной деятельности;
- обучать двигательным умениям и навыкам общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;
- развивать общие и специальные функции опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формировать и поддерживать хорошую осанку; закаливать организм;
- воспитывать нравственные, интеллектуальные, волевые и эстетические качества.
В основной части решаются главные задачи урока, направленные на овладение техникой спортивного плавания, развитие и совершенствование двигательных качеств занимающихся. В эту часть включаются: упражнения для изучения и освоения элементов техники способов плавания и их согласования, техники стартов и поворотов, упражнения для совершенствования техники изучаемого способа плавания, а также игры и развлечения в воде, повышающие эмоциональное состояние занимающихся.
В заключительной части
урока предусматривается постепенное снижение нагрузки и повышение эмоциональности занятий.
Типичные задачи третьей части урока состоят в следующем:
- привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку;
- подвести итоги учебной деятельности;
- познакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.
Обычно в заключительной части урока проводят игры, эстафеты, прыжки в воду, ныряния, свободное плавание, выполнение понравившихся упражнений и др.
По окончании практических занятий в воде занимающиеся организованно выходят из воды, строятся, рассчитываются по порядку, тренер делает краткие замечания и указания по качеству выполнения упражнений занимающимися на данном уроке и отдельные замечания, имеющие воспитательное значение. Он дает общие и индивидуальные задания для самостоятельных занятий дома.
Основной особенностью проведения урока по плаванию является то, что подготовительная часть проводится преимущественно на суше и частично в воде, основная — полностью в воде, заключительная — в воде, затем на суше.
Неурочные формы организации занятий различаются по направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу занимающихся, регулярности их посещения, времени и условиям проведения, руководству (самостоятельные или под руководством преподавателя). Их особенность — упрощенная структура, занятие требует инициативы, самостоятельности, заинтересованности, склонности.
Основными задачами активного отдыха является укрепление или восстановление здоровья, сохранение или восстановление работоспособности, развитие двигательных качеств. В зависимости от численности занимающихся выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы занятий, которые по периодичности могут быть регулярными, эпизодическими.
На первых занятиях по обучению плаванию объяснение и исправление ошибок при выполнении имитационных упражнений требуют больше времени, чем на последующих, поэтому подготовительная часть может быть довольно продолжительной (до 30 мин).
Если занятия проходят на открытом водоеме и температура воды невысокая (18 — 20 °С), продолжительность пребывания в воде сокращается; за счет этого можно увеличить продолжительность занятий на суше. В прохладную погоду моторная плотность подготовительной части должна быть более высокой.
Во время занятий плаванием преподаватель должен находиться на том месте, откуда он хорошо видит всю группу и всех занимающихся, а находящиеся в воде видят его. Совершенствуя технику плавания, преподаватель должен наблюдать за учащимися из различных мест бассейна: спереди, сбоку, сзади и, если есть возможность, даже сверху (обычно с трамплина).
По окончании занятий на открытых водоемах необходимо быстро провести поименную перекличку учащихся; после этого предоставить им возможность проделать легкие гимнастические упражнения, вытереться и одеться.
При подведении итогов урока отмечаются успехи группы и ошибки, которые необходимо исправить в дальнейшем.