Ознакомление детей дошкольного возраста с пейзажной живописью
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 I.Ознакомление детей дошкольного возраста с пейзажной живописью…….4 1.1.Значение живописи в разностороннем развитии дошкольников……5 1.2. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями живописи…7 II. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью……8
Заключение…………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………14
Введение
Пейзажная живопись – одно из средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады, и таким образом может сравнивать реальные события с картинами. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о пейзажах, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленное ознакомление детей с пейзажной живописью должно осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к пейзажам, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее. Ознакомление старших дошкольников с природой влияет на уровень знаний о явлениях и объектах природы, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских рисунков, использование разнообразных выразительных средств в них. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
I.Ознакомление детей дошкольного возраста с пейзажной живописью
Ознакомлению детей с пейзажной живописью предшествует предварительная работа — совместная деятельность воспитателя с детьми, которая выражается в наблюдениях во время прогулок, любованием природой, в выявлении поэтического образа природы. А затем, основываясь пусть на небольшом, но личном опыте ребенка с опорой на предшествующие наблюдения можно подводить ребенка к ознакомлению с пейзажной живописью. Такое ознакомление проводится в форме беседы в совместной деятельности в средней и старшей группе или как часть познавательного занятия или занятия по изобразительной деятельности. Пейзаж (от фр. paysage — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land — земля и schaft — вид) — общий вид, панорама какой-либо местности. Знакомство с пейзажем, то есть, овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни. Знание сочетаний цвета формирует у детей хороший эстетический вкус не только в живописи, но и в одежде, в создании интерьера. Таким образом, вся работа по ознакомлению детей с пейзажем направлена на формирование эмоционально – целостного восприятия живописи у детей дошкольного возраста, на то, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать окружающий мир. При ознакомлении детей с пейзажной живописью я ставлю следующие задачи:
- Познакомить детей с видом живописи — пейзаж.
- Учить понимать замысел произведения, его содержание.
- Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
- Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
- Научить детей передавать в рисунке красоту окружающей природы.
1.1.Значение живописи в разностороннем развитии дошкольников.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи. Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество. Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами (совершенством формы, разнообразным изменчивым колоритом) природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Учитывая значимость пейзажа в развитии дошкольников, нужно: 1) Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности: создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы; показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных явлений и состояний природы: ветра, дождя, неба в разных погодных и сезонных явлениях. 2)Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисун-ке и сохранять его на протяжении всей работы, развивать композиционные умения, размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины. 3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию. Ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществлять в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых систематических наблюдений. На прогулках обращать внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки. Придавать большое значение художественному слову в эстетическом воспитании детей, так как литература развивает эстетический вкус дошкольников, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заостряю их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт. Знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картина природы, то одновременно демонстрировать яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов помогает более качественно достичь поставленной цели, изучение пейзажа. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
1.2 Задачи ознакомления дошкольников с произведениями живописи
В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное — эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Деятельность детей, связанная с живописью, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность. Задачи ознакомления детей с живописью:
1. Развивать у детей устойчивый интерес к живописи. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. 2. Знакомить с тем, о чем и как говорит искусство. Учить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства. 3. Продолжать работу по формированию навыков последовательного целостного художественного восприятия подлинно художественных произведений искусства. 4. Формировать навыки и умения общаться по поводу искусства с товарищами, взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного. 5. Воспитывать умение любоваться произведениями, понимать настроение героя. Требования по работе с детьми дошкольного возраста: — Доступность содержания живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту. — Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. — Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывает само содержание изображения. — Разнообразие используемых художником средств выразительности: цвет, композиция, ритм. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание.
II. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью
Начиная со старшей группы, в работе с детьми для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы и методы работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны). Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть). Искусствоведческое занятие.
Структура искусствоведческого занятия может быть примерно такой: 1. Вводная часть. Здесь воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Нади ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи). 2 Основная часть. Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержание произведения. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно.После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний. 3. Заключительная часть. В этой части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания, дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии. Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы. Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связано с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание. Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры. Например, как это делает ребенок: «Мне кажется, что здесь стояли высокие сосны. Они были дремучие, лохматые, тянулись вверх. У одних стволы темные, а у других — светлые, как на картине Шишкина, которую мы уже видели. Между ними гулял ветер, сосны скрипели, как будто сердились. Но вот приехал грузовик, привез людей с пилами, и они стали пилить сосны. Все сразу изменилось. Грузовики рычали, пилы звенели. Одну сосну отвезли для встречи Нового года в детский сад, а из остальных построили красивые дома, чтобы людям радостно жилось. ( Шишкин И. «Корабельная роща»). Одним из часто встречающихся методов работы — это образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ. В практике работы со старшими детьми можно использовать работу с дифференцированными подгруппами. В такие подгруппы включаются дети, имеющие одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития и приблизительно одинакового понимающие содержание пейзажей, выражающие свое впечатления в речи. Есть следующие уровни понимания пейзажной живописи ребенка:
1)высокий уровень:
отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину?
2)средний уровень
: отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения.
3)низкий уровень:
затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства. Также есть и показатели уровней эмоционально — личностного отношения дошкольников к произведениям пейзажной живописи. В свободное от занятий время или по желанию ребят используют разнообразные дидактические игры по ознакомлению с пейзажами. Например, «Узнай по описанию», «Что было бы, если бы художник изменил . . . ?» «Найди общее», и т.д. Экскурсии. Выставки. Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий в «Зал искусств». В некоторых современных ДОУ есть условия для организации выставок репродукций пейзажей. Здесь дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируется умение обмениваться впечатлениями при просмотре картины спокойно, ровным голосом, а когда нужно сказать громко, руку поднимать не нужно, как это бывает на занятиях. По желанию детей можно подготовить из числа воспитанников «экскурсоводов», которые самостоятельно смогли бы рассказать о 2-3 художественных произведениях, их авторах и своеобразной манере пейзажей.
Индивидуальная работа.
Проводится с детьми, которые на занятиях по изобразительному искусству не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявившими никакого инереса в пейзажной живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. Индивидуальная работа осуществляется и с детьми одаренными, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи и изобразительной деятельности, отличающимися высокой активностью, развитой эмоциональной речью. Если с первыми детьми воспитатель может ограничиться лишь подробным рассматриванием одного — двух произведений, то со вторыми возможно использовать сочетание деятельностей; рассматривание пейзажей, чтение пейзажной литературной лирики и самостоятельная художественная деятельность детей.
Развлечения.
Одной из форм приобщения дошкольников к пейзажной живописи являются развлечения. Структура может быть следующей (разберем на примере одного из них). Развлечение «Как прекрасен наш мир» может состоять из следующих моментов:
- эмоциональный рассказ воспитателя о картинах одного или нескольких художников, о волшебном мире красок (такой рассказ лучше воспринимается на фоне музыки, что усиливает эмоциональное воздействие на детей);
- выставка репродукций картин;
- конкурс на лучший рассказ ребенка о понравившейся картине;
- проведение игры «Музыка и картина», в которой дошкольники упражняются в соотношении музыкального произведения с настроением, выраженным в картине;
- викторина о картинах и их художниках;
- мысленное создание детьми собственной картины по названию, данному картине художника.
Для более глубокого понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художников средств выразительности и манеры использования. Картины разных художников отличаются манерой исполнения, ритмичностью линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией образов, объемным или плоскостным изображением. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринимаемым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в пейзажной живописи: действенная любовь и бережное отношение человеком к земле, природе. Есть еще один принцип, который учитывается при отборе художественных произведений — индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений. Дошкольников знакомят с пейзажами разных художников на одну и ту же тему. Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления различными художниками, выделять их отношение к изображаемому. Одной из основных задач образования является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств. О путях расширения собственного эмоционального опыта детей говорится в Концепции дошкольного воспитания: «Общаясь со взрослыми, ребенок открывает для тебя гамму новых чувств, эмоциональных оттенков … Впервые начинает переживать радость познания…, тревогу за другого, гордость за свой успех, осваивает язык эмоций». Одним из средств достижения этой цели является педагогическая работа по ознакомлению с художественными произведениями, в том числе и пейзажной живописью. В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста. 1. Доступность содержания пейзажной живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту. 2. Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. 3. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывает само содержание изображения. 4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм). Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог, приобщая ребят к пейзажной живописи, учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования ДОУ, его месторасположение (город, село), где растет и развивается ребенок. Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.
Заключение
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться ещё в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создавал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное — эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Деятельность детей, связанная с живописью, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность. Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание. Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Список литературы
1.Ветлугина Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду», М., П., 1985. 2.Зубарева «Дети и изобразительное искусство», М., 1969. 3.Компанцева В.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке», М., 1985. 4.Сокольникова Н.В. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», М., 1999. 5.Стасевич В.К. «Пейзаж. Картина и действительность», М., П., 1978. 6.Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи», М., 1992.
14
История возникновения и развития живописи
История живописи берет свое начало с той поры, когда человек впервые изобразил что-то на поверхности с помощью краски. Случилось это, согласно научным данным, 40-12 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи в пещерах на территориях Южной Франции, Северной Испании и других стран.
Рисунки были выполнены с помощью земляных красок, цвет которых варьировался, в зависимости от примесей в почве. Например, природный желтый пигмент охра «водился» там, где велико содержание железа. Окислившийся же металл придавал земле характерный ржавый оттенок. Коричневую, бурую, зеленоватую краску, известную как умбра, находили в почвах, богатых окислами марганца. Не гнушались древесным углем и сажей.
На стены пещер красящий пигмент наносился кусочками меха, расщепленными палочками, пальцами. Изображения животных, а позднее — охотничьих сцен получались выразительными и правдивыми, несмотря на отсутствие композиционного начала. Первые запечатленные фигуры людей появились в 8-4 вв. до нашей эры. Цветовая гамма стала обширнее благодаря появлению пигментов, добытых методом перетирания в порошок пестрых минералов (лазурит, киноварь). Тогда же, в эпоху неолита появились казеин, альбумин, гуммисмолы и другие связующие. Смешение их с разноцветной каменной мукой давало краски различной консистенции.
В античный период «наскальная» живопись была уже на более высоком уровне. Связанная, как правило, с заупокойным культом, она носила повествовательный характер. Появилась композиционная завязка: соотношение, расположение человеческих фигур указывало на имевшую место иерархию от господина до раба; бытовые, батальные сцены рассказывали о перипетиях жизни людей той эпохи.
От античности до наших дней
Искусство передачи светотени принадлежит древним грекам, далеко продвинувшимся в направлении реалистичной живописи. Однако популярность наполненных объемом и чувственностью монументальных произведений быстро угасла, уступив место вазописи. Зато новый прием полюбился римлянам, питавшим страсть к украшательству интерьеров. В высокохудожественных росписях стен прослеживается использование воздушной и линейной перспектив.
Живопись в средние века обрела религиозный характер. Художники более не стремились отображать на холстах реальность. Стала важна передача духовности. Даже если произведение не являлось иконой, все равно оно было лишено объема и перспективы. Персонажи располагались на одной линии и выглядели плоскими, примитивными.
Все изменилось с приходом эпохи Ренессанса. Художники, следя за настроениями в обществе, старались угадать модные тенденции в живописи и следовать им. Пейзаж и портрет стали независимыми жанрами. Появились новые техники. Все выглядело чинно и благородно вплоть до 17-18 вв., когда католическая церковь утратила былую значимость и власть. Мастера живописи, не опасаясь более инквизиции, начали писать максимально правдивые картины, отображающие истинный облик людей той эпохи, их обыденную жизнь.
В этот же период формируются новые стили: рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Появился и романтизм, вскоре сменившийся более эффектным и неоднозначным импрессионизмом. Кардинальные перемены история живописи претерпевает в начале 20 века. Возникает абстракционизм — направление, призванное донести до зрителя эмоции художника, состояние его души в момент создания полотна.
Больше нет необходимости писать согласно канонам. Художники стремятся к самовыражению. Их фантазия дает толчок к зарождению новых стилей и их направлений, ответвлений. Несмотря на это, даже в нынешнем 21 веке любовь к классической живописи остается в силе.
Портрет (фр. portrait — изображение)
Этот жанр подразумевает изображение внешнего или внутреннего облика одного человека или нескольких людей. То есть это не только повторение форм и линий конкретной фигуры, но и идейно-художественная работа над внутренним миром человека. Сам термин portrait изначально применяли к любому объекту, который можно изобразить, пока в семнадцатом веке не стали применять его только к человеку.
В Древнем Египте портреты (вначале скульптурные) создавали только для того, чтобы вернувшаяся после судилища душа умершего могла найти погребенное тело и поселиться в его мумии (скульптуре). С X-XII веков портрет применяли для надгробий, чеканили на монетах, изображали в книгах. Чаще всего этого удостаивались знатные особы. Расцвет жанра начался с эпохи Возрождения, когда человеку отводилась особая роль в мире. В России жанр портрета развивался в эпоху Средневековья, а первые портреты относятся к 11-13 векам.
Портреты делят на парадные и камерные. В первых художник должен возвеличить важную персону, потому ее обычно изображают в праздничной одежде в роскошных интерьерах или пейзажах в полный рост. Во вторых фон бывает менее помпезным, а самого человека изображают только по плечи, грудь или пояс. Парадные портреты создавали, например, Б. Кустодиев, В. Боровиковский, О. Кипренский, а с камерными вариантом работали А. Харламов, П. Челищев, А. Самохвалов, А. Яковлев и другие.
Отдельно стоит выделить портреты-миниатюры, которые вставляли в медальоны, носили в футлярах или табакерках. Одним из виртуозов в этом жанре был В. Боровиковский. И еще жанр автопортрета, когда художник изображал сам себя. Такая картина во многом позволяет понять мировоззрение художника, его видение себя. Большинство мастеров хотя бы однажды рисовали автопортрет, а некоторые создавали их десятками (например, В. Попков).
С развитием авангардизма портретный жанр также коснулись коренные преобразования. Вместо классических вариантов на сцену вышли раздробленные кубофутуристические портреты Ю. Анненкова, А. Богомазова, Н. Гончаровой, А. Лентулова, модернистские портреты Б. Григорьева, яркие импрессионистские картины К. Коровина и А. Архипова, орфические версии С. Делоне, скульптурная живопись В. Ермилова и многие другие.
Анимализм (лат. animal — животное)
Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.
Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, В. Васнецов и В. Серов. Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. И. Шишкин хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.
В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине В. Боровиковского императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах К. Маковского, З. Серебряковой, К. Брюллова и других русских художников.
У примитивистов Н. Пиросмани и Л. Гудиашвили животные выходили особенно трогательно с живыми глазами, словно бы они оживали на картинах.
Примеры картин известных русских художников в жанре анимализма
Картина В. Васнецова «Богатыри». 1881–1898 гг.
Картина В. Серова «Купание лошади». 1905 г.
Картина В. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». 1794 г.
Картина И. Шишкина и К. Савицкого «Утро в сосновом лесу». 1889 г.
Картина Н. Пиросмани «Белая корова на черном фоне».