Любопытство – это естественное состояние любого малыша.«Мама, а почему идет дождь? Почему небо синее? Почему свечка горит?» И так бесконечно. Знакомая история? Естественно, ребенку хочется все узнать. Предлагаем вам интересные эксперименты с воздухом, которые удовлетворят детское любопытство и объяснят законы природы на доступном для малышей уровне.
1. Мы дышим воздухом
Расскажите ребенку о том, что мы дышим воздухом. Он вокруг нас, но невидим. Предложите сделать эксперимент: наполните стакан водой, возьмите трубочку для коктейля и подуйте в нее. Получатся пузырьки воздуха в стакане.
2. Парашют
Сделайте с ребенком небольшой парашют. Возьмите носовой платок, к каждому углу платка прикрепите с помощью иголки нитки одинаковой длины. Все концы прикрепите к игрушке. Расскажите ребенку, почему парашют спускается плавно: воздух под куполом распирается и поддерживает его.
3. Взвешиваем воздух
Все имеет свой вес, воздух тоже. Предложите ребенку его взвесить. Возьмите линейку, найдите ее центр и привяжите к ней веревочку. Надуйте шарики одинакового размера и завяжите нитками одинаковой длины. Теперь вешаем шарики по краям наших «весов». Весы уравновешены. Прокалываем один шарик – надутый шарик опускается вниз – он тяжелее.
4. Есть ли запах у воздуха?
Давайте проверим – имеет ли воздух запах. Предложите малышу понюхать воздух – не слышно запаха. Теперь обрызгайте комнату туалетной водой или апельсином. Скажите малышу, что воздух может запахи передавать.
5. Холодный или горячий?
Расскажите ребенку о том, что воздух может нагреваться и охлаждаться. Возьмите пластиковую бутылку и поставьте на некоторое время в холодильник открытой. Достаньте, наденьте на горлышко воздушный шарик. Теперь поставим бутылку в тарелку с горячей водой. Что происходит? Шарик сам начал надуваться. Почему? Потому что воздух при нагревании расширяется. И если вы снова поставите бутылку в холодильник, то шарик сдуется.
6. Почему не лопается?
Наверняка, ваш ребенок знает, что случится, если шарик проколоть. Он лопнет. Предложите крохе эксперимент. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. Прокалываем скотч иголкой. Что происходит? Шарик не лопается.
7. Надуваем шарик в бутылке
Для этого опыта вам понадобятся две пластиковые бутылки. В одной из них делаем отверстие немного выше дна. Вкладываем в каждую бутылку по шарику, края натягиваем на горлышко и пытаемся надуть шарик. У кого же это получится – у папы или малыша?
8. Полет в космос
Делаем ракету – сворачиваем бумагу трубочкой, один конец склеиваем и прикрепляем три треугольные опоры. Поставьте на любую опору ракету, вставьте трубочку одним концом в ракету, а вторым — в пустую пластиковую бутылку. Горлышко герметично заклейте скотчем. Установите ракету. Бутылку положите на землю и расположить ракету на длину вытянутой трубочки.
— На старт! Внимание! Марш!
Пусть ваш ребенок разбежится и со всей силы наступит на бутылку. Ракета должна взлететь в космос.
9. Упадет или не упадет?
Возьмите воронку, переверните ее широкой частью вниз. Вложите в нее шарик для пинг-понга и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.
Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо больше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила. Попробуйте.
Персональный сайт Булыгиной Валентины Николаевны
Уважаемые родители!
У вас есть уникальная возможность поучаствовать в создании нашего мини- музея.
Подумайте, как и где использует человек воздух и его свойства? Поищите с детьми в окружающей обстановке предметы, в которых мы используем воздух. Все они могут стать экспонатами нашего мини-музея. Будем рады принять любую помощь в создании мини-музея «Воздух- невидимка»!
Кроме этого мы предлагаем следующие игровые упражнения и мини-опыты, которые помогают определить свойства воздуха. Вы можете использовать их как весёлое, а главное, полезное времяпровождение со своими детьми дома. Это поможет закрепить знания, полученные в детском саду и повысить интерес к мини-музею:
«А ну-ка, подуй»
С помощью трубочки для коктейлей сдуть со стола или с ладошки бумажный мячик. Можно предложить поиграть в игру «Футбол». Всё теми же бумажными мячиками, только поставить ворота.
Воздух в рот мы наберём И на мячик дуть начнём. Мячик словно оживёт, Ногами по столу пойдёт.
«Ищем невидимку»
Расскажите малышу, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться, что он действительно есть? Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, воздух-невидимка!
«Ловушка для невидимки»
А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается, да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки (так будет смешнее). Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь…
Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его?
Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.
«Буря в стакане»
Предложите ребёнку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
«Пузырьки-спасатели»
Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите малыша бросить и туда, и туда бросьте кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки.
Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, то плавно, длительно, то побыстрее и следить за движением корабликов.
«Бабочка (птичка)»
На верёвочке укрепите бумажную бабочку (птичку). Предложите ребёнку плавно подуть ртом, не надувая щек, – бабочка полетит.
«Снежинка»
Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумажку.
«Ветерок и листья»
Вырежьте из тонкой бумаги несколько полосок (7-10) и укрепите их на палочке, предложите ребёнку подуть «ветерком» и «листья» будут колыхаться.
Не забудьте, что ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох тоже должен быть спокойным.
05.07.2021 в 22:11. Рубрики: Консультации для родителей.
Эксперимент «Объем теплого воздуха»
Все наше пространство заполняет воздух. Думал ли ваш ребенок когда-нибудь о том, что в любой момент он может ощутить его присутствие? Вы можете невероятно увлечь вашего юного исследователя, если расскажете ему о тех «чудесах», которые способен творить воздух. Например, он может сжиматься и расширяться. Его поведение изменяется в зависимости от температуры. Возможно ли это? Проведите этот веселый научный эксперимент для детей, и вы узнаете, что произойдет с воздушным шариком, если нагреть воздух внутри него. Предваряя эксперимент, поинтересуйтесь у ребенка, что такое воздух? Попросите его описать воздух простыми словами. Ощущаем ли мы его? Можем ли мы увидеть воздух? Каким он бывает? Всюду ли он может проникнуть? Порассуждайте с ребенком о воздухе, и его ответы вас приятно удивят. Что вам потребуется для эксперимента:
- Пустая стеклянная или пластиковая бутылка.
- Воздушный шарик.
- Кастрюля горячей воды (но не кипятка).
Что вам нужно будет делать: 1. Возьмите пустую стеклянную бутылку. Вы можете в этот момент спросить у ребенка, так ли она пуста на самом деле и есть ли в ней воздух? Затем возьмите воздушный шарик и плотно натяните его на край горлышка бутылки. Объясните ребенку, что для чистоты эксперимента все должно быть герметичным, чтобы объем воздуха в бутылке остался неизменным. 2. Подождите немного, чтобы понаблюдать, произойдет ли что-то само по себе, если вы не будете каким-либо образом воздействовать на бутылку. Когда ребенок убедится, что ничего не происходит, приступайте к следующему шагу. 3. Поставьте бутылку вместе с натянутым на ней шариком в кастрюлю с горячей водой. Пусть ребенок внимательно следит за тем, что будет происходить с шариком. 4. Спустя несколько минут попросите ребенка описать результат эксперимента. Что произошло с шариком? Спросите вашего удивленного ребенка, почему, на его взгляд, шарик начал надуваться. Откуда в нем появился воздух? 5. Вы можете продолжить эксперимент, поставив бутылку с шариком в холодильник, после чего ребенок сможет наглядно пронаблюдать обратный процесс и убедиться в полученных знаниях.
Что происходит? Когда воздух внутри бутылки нагревается, он начинает расширяться. Так как с повышением температуры увеличивается кинетическая энергия молекул воздуха, они начинают двигаться быстрее и отдаляются друг от друга. Расстояние между молекулами увеличивается и это заставляет воздушный шарик растягиваться. При этом количество воздуха внутри шарика и бутылки остается тем же, что и было, он просто расширяется при нагревании и занимает больший объем. Следовательно, теплый воздух занимает большее пространство, чем то же количество холодного воздуха. Теплый воздух весит меньше, чем холодный, занимающий то же пространство, т. к. в нем меньше молекул. Этот принцип можно наблюдать в действии, если полететь на воздушном шаре.