Интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Музыкальное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение различать и называть времена года («Познавательное развитие»). 2. Продолжать учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки («Речевое развитие»). 3. Продолжать учить видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: квадрат, треугольник, квадрат («Познавательное развитие»). 4. Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения. («Познавательное развитие»). 5. Продолжать учить ориентироваться в двухмерном пространстве. («Познавательное развитие»). 6. Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий. («Социально – коммуникативное развитие»). 7. Развивать эмоциональную отзывчивость(«Социально – коммуникативное развитие»). 8. Формировать чувство ритма, координацию движений. («Музыкальное развитие»).
Методы и приёмы: Наглядные: рассматривание панно «Смешарики в лесу». Словесные: рассказ воспитателя, вопросы детям; проговаривание текста физкультминутки; проговаривание слов считалки и подвижной игры за воспитателем. Практические: физкультминутка, подвижная игра.
Материалы и оборудование: панно со съемными элементами «Смешарики в лесу»
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам сказку «Про Машеньку и смешариков». Жила – была Машенька. Пошла она в лес погулять. А в лесу трава зеленая, Солнышко ярко светит, цветут цветы. Кто знает, когда это бывает? Дети: летом! (хором отвечают) В.: Правильно. Отгадайте загадку. 1.Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает, Когда это бывает? Д.: Летом. 2. Тает снежок, Ожил лужок, День пребывает, Когда это бывает? Д.: Весной. 3. Пусты поля, Мокнет земля, День убывает, Когда это бывает? Ребята, о каком времени года загадка? Ребята, а вы знаете какими цветами можно обозначить каждое время года? Например, Зима – белого цвета. Какого цвета осень? Д.: Желтого. В.: А лето? Д.: Зеленого. В.: Правильно, молодцы. Шла, шла Машенька увидела высокую елку и решила побегать вокруг нее. Вдруг заметила под низкой елкой растут грибы, большой и маленький. — Под какой елкой росли грибы? Д.: Под низкой елочкой росли грибы. В.: Покажите большой гриб. — А еще, какая елочка росла на поляне? Д.: Высокая елочка росла на поляне. В.: Сорвала Машенька большой гриб, потом маленький и пошла домой. Шла, шла, видит на поляне стоит домик, и около домика гуляют Смешарики. Машенька поздоровалась с ними, познакомилась. Их зовут: Нюша, Бараш, Крош и Ёжик. Машенька спросила у них: -Из каких геометрических фигур вы построили свой домик? А смешарики не знают геометрические фигуры. — Ребята, помогите смешарикам. Д.: Из квадрата, треугольника. В.: Верно. Крыша, на какую геометрическую фигуру похожа? Д.: Квадрат. В.: А стены дома? — Какого цвета треугольник? Д.: Голубого. В.: Какую фигуру голубого цвета вы еще видите? Подойдите, покажите на картинке. Д.: Квадрат. В.: Покажите квадрат. Сколько квадратов вы видите? Д.: Два квадрата. В.: На какую фигуру похожи сами смешарики? Д.: На кружочки. В.: Покажите кружочки. — Посчитайте, сколько смешариков? Д.: Четыре. В.: Сколько елочек? Д.: Две. В.: Каких фигур больше? Д.: Кругов, смешариков. В.: Какие елочки вы видите? Д.: Высокую и низкую. В.: Найдите на картине высокую елочку. А травка высокая или низкая? Д.: Низкая. В.: Скажите и покажите у кого из смешариков длинные волосы. Д.: У Нюши. В.: А какие волосы у Бараша? Д.: Короткие. В.: Посмотрите на солнышко. Какие лучики у солнышка? Д. Короткие и длинные. В.: Ребята, давайте посмотрим на картину и назовем предметы по одному. Д.: Домик, Солнце. В.: Какого цвета солнышко? Д.: Красного. В.: Покажите длинные лучики у солнышка. — Если солнце ярко светит, то это какое время суток? Когда это бывает? Д.: Днем.
Физкультминутка.
Мы становимся все выше, Достаем руками крыши, Раз – два поднялись, Раз- два руки вниз. (повторить)
Смешарикам так понравилось, как вы делали зарядку, и они хотят поиграть в «Прятки». Чтоб начать игру нужно посчитаться. Воспитатель и дети хором: Один, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять Что нам делать, как нам быть? Надо зайчика ловить. Снова будем мы считать: Один, два, три, четыре, пять. Вот всех посчитали, смешарики прячутся. В.: Ребята, давайте вместе с Машенькой поищем кто, где спрятался? (Воспитатель показывает зверюшек, дети отвечают) Д.: Нюша спряталась в домик. -Крош запрыгнул на пенек. -Бараш спрятался за домик. — Ёжик зарылся по пенек. ( затем поменять местами смешариков, повторить игру). В.: Машенька и мы нашли всех смешариков. — Сколько всего смешариков? Д.: Четыре. В.: А солнышко откуда светит? Где оно находится? Д.: Сверху. Солнышко над домиком, над елочками. В.: Вам понравилось заниматься со смешариками? Давайте мы возьмем кроша и поиграем с ним в веселую игру.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит, Вот так, вот так он ушами шевелит, Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп надо лапочки погреть, Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Прыг скок, прыг скок надо зайке поскакать. Кто — то зайку напугал, Вот и зайка ускакал. В.: Машеньке очень понравились смешарики. А вам понравились? Пригласим их еще раз на занятия? Д.: Да, приходите к нам еще! В.: А сейчас Машеньке пора домой. Ребята. Давайте попрощаемся. Д.: До свидания, Машенька и смешарики!
НОД по познавательному развитию «Все увидим, все узнаем»
Конспект НОД по познавательному развитию «Все увидим, все узнаем»
Тема
: «Все увидим, все узнаем (искусственные материалы и химические вещества необходимы)»
Цель
: создать условия для формирования знаний детей о некоторых свойствах искусственных материалов и химических веществ.
Задачи:
создать условия для изучения детьми некоторых свойств современных материалов: резины, пластмассы, поролона; создать условия для изучения детьми некоторых свойств химических веществ: сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель; создать условия для взаимодействия детей друг с другом, развития любознательности, тактильной памяти, внимания, мышления; создать условия для бережного отношения детей к своему здоровью.
Оборудование:
пластмассовый кубик, резиновый мяч, поролоновая губка, резиновые шарики, пластиковая бутылка, сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель, гуашь, кисти, карандаши, бумага, мультимедийная презентация.
Активизация словаря:
искусственные материалы, резиновый, пластмассовый, поролоновый, химические вещества.
Ход непосредственно образовательной деятельности: Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе «Доброе утро!» — останется с нами.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Воспитатель:
Ребята, посмотрите, наш чудесный мешочек приготовил вам какой-то сюрприз. Интересно, что в нем? Закройте глаза и потрогайте руками. Воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать рукой предметы.
Также интересное занятие в старшей группе:
Конспект НОД образовательная область «Познание» в детском саду (старшая группа) «Ознакомление детей со свойствами дерева и металла»
Воспитатель:
Дамир, что же там такое? Что ты почувствовал, какой это предмет? Расскажи о нем: твердый он или мягкий, гладкий или шероховатый, легкий или тяжелый? Какого размера, какой формы?
Ребенок называет и отгадывает: это предмет твердый, легкий, гладкий, маленький; это кубик.
Воспитатель:
Дамир, покажи ребятам кубик. Ребята, посмотрите и потрогайте, проверьте, правильно ли Дамир назвал признаки предмета. Дети обследуют, соглашаются, дополняют, что кубик синего цвета. Этот признак они определили глазами.
Воспитатель:
Ребята, кто еще хочет загадать всем загадку, назвать все признаки предмета, но не называть его, а мы будем отгадывать. Игорь, расскажи о предмете ребятам, а они пусть отгадывают. (
Это круглое, небольшое, гладкое, мягкое, легкое.)
Воспитатель:
Ребята, что же это в мешочке спряталось? На что похоже? Что бывает таким? Дети отгадывают.
Воспитатель:
Сейчас проверим, кто был прав. Ребенок достает из мешка мячик. Дети обследуют его, проверяют, действительно ли он обладает такими признаками.
Воспитатель:
Мячик мягкий, легкий, гладкий, круглый, красный. Закрепляют признаки хором.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Ну что же. Посмотрим, что же еще в чудесном мешочке осталось. Кто желает отгадать? Катя, загадай детям загадку, расскажи о предмете, но предмет не называй.
(Этот предмет очень мягкий, легкий, шершавый, небольшой, имеет форму кирпичика.)
Воспитатель:
Что это? Ответы детей.
Воспитатель:
А теперь посмотрим, угадали мы или нет. Ребенок достает из мешка губку.
Воспитатель:
Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли Катя назвала признаки предмета. Давайте повторим эти признаки.
Дети
: Губка мягкая, шероховатая, очень легкая, небольшая, имеет форму кирпичика, желтая.
Воспитатель:
Ребята, кто знает, из какого материала сделаны эти предметы? Ответы детей.
Воспитатель:
Мяч из какого материала сделан?
(Из резины).
Мяч какой?
(Резиновый.)
Из чего сделан кубик?
(Из пластмассы.)
Кубик какой?
(Пластмассовый.)
Мочалка из чего сделана?
(Из поролона.)
Мочалка какая?
(Поролоновая.)
Воспитатель:
Ребята, мы с вами уже знаем, что дерево и кожа – это природные материалы. А как вы думаете, откуда берут резину, пластмассу, поролон? (Дети высказывают свои предположения.) Эти материалы получают искусственным путем. Их называют
искусственными материалами
, или синтетическими.
Резина
– это широко распространенный материал. Ее раньше получали из каучука. Это смола особых тропических деревьев. В нашей стране такие растения не растут, и раньше приходилось покупать каучук в других странах. Однажды русский ученый С.В. Лебедев изобрел способ получения искусственного каучука. Это сложный химический процесс из спирта и нефти. Теперь и во многих других странах используется это изобретение.
Воспитатель:
Ребята, какие предметы вы знаете, которые сделаны из резины? Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, а какие предметы сделаны из пластмассы? Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, много предметов назвали. Какие вы внимательные! В природе нет пластмассы. Само название «
пластмасса
» означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путем размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу наподобие пластилина. Из такой массы прессуют на специальных машинах различные формы (посуду, расчески, детали для аппаратуры и т.д.). Остывшая деталь устойчиво сохраняет свою форму.
Поролона
в природе тоже нет, его также получают химическим искусственным путем.
Физминутка (игровой самомассаж) «Хорошее настроение»
В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли. Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок. Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим. Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть. Руки надо растереть, чтобы больше не болеть. И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть. Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим быть веселыми, красивыми, здоровыми».
Дидактическая игра «Рассели гостей»
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением предметов, сделанных из различных материалов и картонный трехэтажный дом (гостиница).
Воспитатель:
К нам приехали гости. Этих гостей необходимо расселить в доме. На первом этаже гостиницы будут жить те предметы, которые сделаны из резины. На втором – из пластмассы. На третьем этаже – из поролона. Дети расселяют гостей.
Воспитатель:
Молодцы! Всех расселили правильно.
Экспериментальная деятельность Воспитатель:
А теперь давайте еще поиграем. Посмотрите, какие красивые разноцветные шарики. Из чего они сделаны.
Дети:
Из резины.
Воспитатель:
Попробуйте их надуть. Дети надувают шары.
Воспитатель:
Какие красивые, разные по цвету и форме. А почему они получились разные по форме? Ответы детей.
Воспитатель:
Тот, кто смог вдуть в шарик больше воздуха, тот и растянул его больше. Если шарик не завязать ниткой, что с ним будет?
Дети:
Он сдуется.
Воспитатель:
Правильно, резина не только растягивается, но и обратно сжимается. Резина упругая, эластичная. А теперь давайте попробуем налить в шарик воду. Дети наливают воду.
Воспитатель:
Что происходит? Вода не выливается?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Значит, резина не пропускает воду, также не пропускает и воздух. А теперь нальем воду в пластмассовый стакан. Что происходит? Протекает ли вода?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Значит пластмасса прочная, не пропускает воду. А если мы нальем воду на мочалку из поролона? Дети экспериментируют.
Воспитатель:
Губка набирает воду, вся размокает, становится тяжелой и опускается на дно тазика.
Воспитатель:
Ребята, помимо этих химических веществ из которых изготавливают пластмассу, резину и поролон существует еще множество различных веществ, которые мы используем в своей жизни. Например: различные моющие вещества (шампуни, стиральные порошки, мыло), различные красители. А также вещества, которые можно добавлять при приготовлении пищи, например: сода, уксусная кислота.
Нужно помнить!
Любые вещества и материалы могут быть опасными! Например: неприятный запах у пластиковых игрушек или различные кислоты и пищевые добавки. Запомните это и
никогда не берите без разрешения взрослых незнакомые жидкости и порошки, так как это опасно для жизни и здоровья человека!
Воспитатель:
А сейчас я хочу показать вам интересный опыт. Дамир, вспомни, когда на улице было много снега ты с ребятами построил большую горку, а наверху этой горки сделал углубление и все сказали, что очень похоже на вулкан. И вы сказали, что хотели бы посмотреть на извержение вулкана.
Дети:
Да!
Воспитатель:
С помощью химических веществ мы попробуем воспроизвести извержение вулкана. Я начала делать модель вулкана, но не успела. Ребята, вы поможете мне его доделать?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Тогда берите кисти и краски, давайте раскрасим наш вулкан! Наша модель вулкан состоит из пластиковой бутылки и картона. А теперь давайте делать лаву для извержения. В бутылку наливаем воду, добавляем соду, моющую жидкость, красный краситель и уксусную кислоту.
Дети:
Ура! Извержение вулкана!
Воспитатель:
Вот как здорово и интересно получилось! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше запомнилось? Ответы детей.
Воспитатель:
А теперь зафиксируйте свои наблюдения в блокнотах. Спасибо всем за работу.