Опыт работыТема: «Современные формы взаимодействия с родителями»


Формы и методы взаимодействия с родителями в ДОУ

Современные подходы и формы взаимодействия с семьями воспитанников
Семья и дошкольная образовательное учреждение – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают педагоги и родители? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? В основе ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Цель взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС: формирование педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса, обеспечение открытости дошкольной образовательной организации. Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи: 1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами. 2. Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников. 3. Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей. 4. Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях. 5. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектива. 6. Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия. 7. Создать условия для творческой самореализации родителей и детей. 8. Способствовать формированию педагогической компетентности родителей. Для решения поставленных задач мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы и подходы сотрудничества с родителями. В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения. Партнерское взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников предполагает: — взаимопомощь, — взаимоуважение и взаимодоверие, — знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями — условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении, — обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Условия успешной работы с родителями: — изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска; — дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; — целенаправленность, систематичность, плановость; — доброжелательность и открытость
Формы взаимодействия с семьей

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи
выделяют: 1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей. 2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток. 3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов. 4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные. Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду: «Педагогическая гостиная» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель–ребенок–детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки. «Педагогическая конференция» При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме «Кризис 3-х лет». Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» «Педагогическая конференция — аукцион» Подготовка такой встречи проводится так же, как и при проведении педагогической конференции, отличием является то, что обмен опытом проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, воспитатель дает понятие «кризиса трех лет», совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Затем предлагает поделиться родителям опытом, как они преодолевали данный период, или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, также оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» «Семинар-практикум» На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации. Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей могли помочь своим детям «Душевный разговор» Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. «Мастер-класс» Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. Затем можно дать тему нескольким родителям, которые смогут объяснить или продемонстрировать на практике, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться и т.д. В конце встречи подводиться итог. На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д «Ток-шоу» Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы – плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это – хорошо, а другая – мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это – плохо. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила. «Тренинг» Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине. «Игровое моделирование» Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.
Методы активизации родителей

На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей:
«Мозговой штурм» — это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы. «Реверсионная мозговая атака, или Разнос» — этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков. «Ассоциации» — на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы. «Коллективная запись» — каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного. «Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого. Таким образом, важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное — не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников

Библиографическое описание:

Шмонина, С. Г. Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников / С. Г. Шмонина, И. В. Белоусюк. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 7 (34). — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5443/ (дата обращения: 13.01.2022).


В статье авторы предлагают эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: взаимодействие, родители, дети и педагоги.

Одной из основных задач в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Но что, же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают?

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение — сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений, достигает высокой результативности воспитательно — педагогического процесса в ДОУ.

К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, характеризующееся порциальностью, четкими границами и формальностью общения, нехваткой времени и нежеланием работать в сотрудничестве, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющимися иногда место недоверием родителей к воспитателям, педагогической пассивностью родителей, с непониманием родителями своей воспитательной функции, с нежеланием установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, с обсуждением проблем в социальных сетях. Все это затрудняет развитие отношений в семье, а значит и развитие ребенка. Таким образом, проанализировав ситуацию, мы пришли к необходимости нововведений во взаимодействии с родителями. Необходима была разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Для этого мы разработали программу взаимодействия с семьями воспитанников.

Цель установление партнерских отношений участников образовательного процесса, раскрытие их потенциала, используя современные и эффективные формы взаимодействия с родителями.

В работе с родителями выделили следующие задачи :

– приобщить родителей к жизни детского сада;

– объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка;

– предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями;

– привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организации современных форм работы;

– вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей;

– активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей;

– создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Разработали этапы взаимодействия с родителями :

1 этап — Подготовительный (диагностический):

– Изучение семьи ребенка.

– Изучение детско-родительских отношений.

– Анкетирование родителей.

– Наблюдение за формами взаимодействия педагогов с родителями.

– Подбор методической, справочной литературы.

2 этап — Основной:

Разработка программы по взаимодействию с родителями (по направлениям).

3 этап — Заключительный

Физическое направление «Здоровей-ка!»

Физкультурные мероприятия в детском саду, да еще и с родителями — это всегда долгожданное событие для дошкольников, где можно показать свои спортивные достижения родителям, порадоваться успеху друзей по команде, вместе с родителями интересно провести время. В увлекательной наглядно-практической форме они развивают интерес не только детей к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни и у родителей. Физкультурно — оздоровительная работа является наиболее ценной для общения и укрепления здоровья. Каждый сезон мы проводим семейный спортивный выходной день: туристические походы, посещение семейной сауны в спорткомплексе «Олимп», лыжные прогулки, «Веселые старты», ватрушки, каток, «Дни здоровья», «Папа, мама, я — спортивная семья» — одни из наиболее активных форм совместного отдыха. Это наиболее активные формы совместного отдыха, а также общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка. Данные мероприятия сближают родителей и детей, дают возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Трудовое направление «Трудовичок»

Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй. Без данной взаимосвязи невозможно гармоничное развитие ребёнка, ведь оно происходит не только на основе физического, нравственного, умственного, эстетического, но и обязательно трудового воспитания. Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к доступной форме трудовой деятельности, а также к положительному отношению к труду взрослых. Для того чтобы ребёнок проявлял желание и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно. Для этого в нашем детском саду были организованны совместные с родителями и детьми мероприятия: участие в городской акции «Маевка», создание альбома «Профессия моих родителей», экскурсии, создание словаря профессии «Работа моих родителей», различные субботники, постройка снежной горки, беседы «Знакомство с профессиями», экскурсии на работу к нашим родителям как обычные так и виртуальные с помощью фото и видеозарисок.

Волонтерское направление «Наши добрые дела»

Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, дети из семей социального риска, ветераны, бездомные животные, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и заботе.

Надо объяснять детям, что милосердие — это не слабость, а сила, что волонтеры — это сильные люди, способные прийти на помощь. Участие детей и родителей в эко-марафоне «Сдай батарейку — спаси ёжика!», в экологических субботниках «Маёвка», «Помоги пернатым зимой!», «Помощь приюту для бездомных животных», «Помощь детям из семей социального риска», клумба ДОУ, Принимаем участие в акции по сбору макулатуры, посвященной Дню Победы «Мы помним героев», игрушки и книги для группы и другие добрые дела проводились в нашей группе. Все это развивает у детей интерес и желание бережно относиться к живой природе посредством тесного общения с ней. Немаловажная задача — научить детей с любовью относиться к окружающему миру, быть ответственными, внимательными и дружелюбными по отношению к живому миру и проявлять заботу о нем.

Патриотическое направление «Я горжусь, что живу в России»

Совместные мероприятия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию позволяют формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей; гармонизировать детско-родительские отношения; установить партнерские отношения с семьями воспитанников; развивать коммуникативные качества ребенка — свободное общение с взрослыми и детьми; создавать благоприятную атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Работа по патриотическому воспитанию детей будет успешной только при активном содействии родителей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности были проведены: создание герба семьи, генеалогического древа семьи, ежегодной акция памяти «Бессмертный полк», акция «Мой папа солдат» (стенгазета), игра «Зарница», патриотическая квест-игра «Стань генералом», акции «Город читает», акции рисунков на асфальте «Дети рисуют Победу!», выставка поделок «Военная техника», конкурс рисунков «День Победы!». Родители и дети в них принимают активное участие.

Социальное направление «Клуб выходного дня»

На наш взгляд «Клуб выходного дня» — интересная форма взаимодействия педагогов, родителей, детей, позволяющая решать различные образовательные и воспитательные задачи. Организация «Клуба выходного дня» помогла родителям преодолевать барьер недоверия к детскому саду. Проводимые нами мероприятия с детьми и родителями: посещение выставочных залов (выставки «Лесное царство», «Береста», «Русская изба» и другие), мастер — классов, детской библиотеки — творческая мастерская «Улыбка», помогли установить психологический контакт с семьей ребенка, узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения, создать тесные и доверительные отношения, как с семьями воспитанников, так и с самими воспитанниками.

Реализация программы по взаимодействию с семьями воспитанников проводилась в течение трех лет в группе «Непоседы», начиная со среднего возраста. Формы взаимодействия с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любая из них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумывается и готовится.

Заключительный этап

Анализ проведенной работы по взаимодействию с семьями воспитанников показал, что используемые формы оказались эффективными и достигли свое цели: у родителей сформировались доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами; активизировалась деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении; родители стали больше участвовать в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, родителей.

Таким образом, систематичное использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно — образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития собственного ребёнка. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Литература:

  1. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекоменда ции. — Мн., 2001.
  2. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
  3. Громыко Н. М., Лапицкая И. В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — Мн., 2000.
  4. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41–48; № 2. — С. 44–49.
  5. Детский сад и семья /Под ред. Т. А. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Про свещение, 1986.
  6. Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А. П. Халиповой, Н. Ф. Телепиевой. Из опыта работы. — Мозырь, 2004.
  7. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. — Мн., 1997.
  8. Ерошенко В. Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду. — Мн.: «МЕТ», 2002.
  9. Лобанок Т. С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: родитель, семья воспитанников, детский сад, ребенок, взаимодействие, выходной день, семья, трудовое воспитание, активное участие, дошкольное учреждение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]