Эффективные формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)


Эффективные формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)

  • 23 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Работа с родителями»

Одним из условий успешного творческого развития ребенка является совместная деятельность родителей, детей и педагогов. Семья и детский сад, имея свои функции, не могут заменить друг друга. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий воспитателя, помощника воспитателя и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания, установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Когда я стала работать по программе «Радуга», меня стали волновать вопросы: какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны и каковы пути их реализации? Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций, я стала использовать новые формы, основной целью которых стало педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательный процесс.

Таким образом, участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

В перечень новых форм, используемых мной, входят:

  • Встреча за круглым столом.
  • Вечера вопросов и ответов.
  • Диспуты.
  • Информационные листки и др.

В своей работе по взаимодействию с родителями я применяю следующие принципы:

  • Целенаправленность.
  • Системность.
  • Учет специфики каждой семьи.
  • Учет опыта родителей.
  • Доброжелательность.
  • Открытость.

Для того чтобы лучше знать семью в начале года составляю «социальный паспорт» группы:

  • возраст родителей.
  • состав семьи (полная, неполная),
  • количество детей в семье,
  • образовательный уровень родителей,
  • социально-экономическая ситуация в семье.

Беседую с родителями, детьми о летних каникулах, о том, что нового произошло у ребенка.

Конечно, не сразу складывались доверительные отношения с родителями. У некоторых родителей отсутствовала мотивация для общения, не было желания выносить семейные проблемы на обсуждение. Я стремилась избегать критики, строить общение на основе диалога, партнерских отношений. Постепенно родители стали понимать, что я искренне заинтересована в решении общих для детского сада и семьи проблем, и, поверив в это, стали внимательно прислушиваться к советам, более критично относиться к себе и своему ребенку.

В начале года было проведено анкетирование на тему «Выявление состояния и развития сотрудничества семьи и детского сада». Эти анкеты помогли мне в дальнейшей работе, а именно я составила перспективный план мероприятий с родителями, учитывая пожелания и их советы.

В индивидуальной работе использую папки передвижки. Например «Конвенция о правах ребенка». Почему именно эта тема, да потому что не секрет, что родители не знают прав своего ребенка и как неприятно об этом говорить встречается жестокое обращение с ребенком. «Подготовка руки к письму» – где были вывешены рекомендации и различные росчерки.

В родительском уголке особенный интерес вызывает у родителей рубрика «Герой дня». В ней, например, помещаю такую информацию:

– Толик сегодня внимательно слушал рассказ Насти. – Гена был вежлив. – Настя идеально выполняла обязанности дежурной в уголке природы.

Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями дало определенный результат. Родители стали активными участниками всех дел. Стали относиться к своему ребенку как к равному, поняли, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Стали проявлять интерес к делам ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке.

Список литературы:

  • Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик, Е.В.Соловьева «Радуга». Программа и методическое руководство по воспитанию и образованию детей 6 – 7 лет в д/с. М. Просвещение, 1997 г;
  • Т.Н.Доронова «На пороге школы»: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6 – 7 лет по программе «Радуга». 3 изд. М. Просвещение, 2004 г.

Описание своей работы за учебный 2010 – 2011 год я бы хотела представить в форме современного, всеми знакомого жанра – увлекательного частного детектива «Исчезновение Ежа Кузи».

Форма, конечно, сказочная, но основана на реальных событиях.

Приложение 1: Работа с родителями.

Приложение 2: Частный детектив «Исчезновение Ежа Кузи».

Автор: Синаева Валентина Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок», п. Преображенский, Назаровский район Красноярского края. Стаж 27 лет. Диплом лауреата регионального конкурса «Профсоюзной премии имени Героя социалистического труда К.А. Миксон». Почетная грамота Министерство образования и науки Российской Федерации. Финалист Всероссийского конкурса «Мой лучший урок 2012-2013 г».

Разработка мероприятия по установлению контакта с родителями.

Аттестационное задание № 3 «Взаимодействие с родителями».

Разработка мероприятия для детей и родителей «1+1=3!»

Выполнила:

Коваленко Вера Павловна

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ГДДТ города Радужный

Пояснительная записка.

Важной проблемой современного общества является духовно — нравственное воспитание подрастающего поколения. В Концепции модернизации образования подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Определя-ющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Объединение усилий семьи и различных социальных ин-ститутов, в том числе учреждений дополнительного образования, открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению гра-ниц межличностного общения. Наиболее распространенными проблемами семей в вопросах воспитания являются занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей; наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку воспитания, отличающихся от принятых в обществе; невысокий уровень образования и культуры родителей и др. Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует совершенствованию семейного воспитания, вносит осознанность в действия родителей, повышает уровень положи-тельного отношения и доверия к представителям педагогической общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в образовательно-воспитательный процесс.

Одной из важнейших задач деятельности педагога дополнительного образования является установление контакта с родителями учащихся. Контакт между педагогом и родителями возможен тогда, когда обе стороны осознают, что у них общая цель — это хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общи-ми усилиями.

Основными целями организации взаимодействия с родителями учащихся явля-ются повышение роли семьи в воспитании и развитии детей, создание сплоченного и дружного коллектива, а также организация сотрудничества родителей и педагога в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.

На сегодняшний день вопрос взаимодействия педагогов, родителей и воспитан-ников должен решаться комплексно и системно, необходимо искать новые пути сотрудничества. Используемые активные формы организации деятельности с роди-телями, такие как праздники, конкурсы, отчетные концерты и другие мероприятия для родителей объединяют и позволяют реально влиять на качество семейного вос-питания, способствуют созданию атмосферы взаимного доверия и понимания в от-ношениях всех участников образовательного процесса. Необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознатель-ной, целенаправленной, творческой работы педагога, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтере-сованными в успехе воспитания детей. Для лучшей осведомлённости родителей об образовательной деятельности была избрана форма, где взрослые и дети вместе вовлечены в образовательно-воспитательный процесс.

Актуальность

совместных мероприятий с родителями очевидна. Общаясь с ро-дителем, педагог больше узнаёт о нем и о ребенке, старается учитывать в процессе обучения его особенности, запросы и внутренние стремления. Родители всегда мо-гут получить совет, как разрешить сложившуюся проблемную ситуацию, обратиться за помощью в деле воспитания. Не зря многие родители в анкетах и в личном обще-нии обращают внимание на то, что в домашних условиях ребёнок не так прилежен и усидчив, как на занятиях с педагогом. Многие родители даже не знают, как ведут себя их дети в социуме. Совместные мероприятия с родителями не только оставля-ют эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием. Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает мероприятие ярким событием в жизни ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и стать «равным» ребенку.

Новизна

подхода к содержанию мероприятия в том, что мероприятие прово-дится как шуточное занятие с детьми, совместно с родителями, в условиях, когда родители выполняют роль учеников наравне с детьми. Как правило, родители более старшего возраста стесняются выступать в таком амплуа, таких в мероприятии всегда меньше участвует, нежели родителей более молодого возраста, однако, такой подход организации мероприятия дает возможность родителям быть в среде детей на равных позициях, общаться с педагогом на эмоционально близкой дистанции, побыть в условиях занятия, непосредственно ощутить на себе педагогическое воздействие
.
Достаточно одной предварительной встречи с родителями для прак-тического освоения несложных упражнений и желающих участвовать в меропри-ятии становится больше. Шутки и смех, неизменно сопровождающие подобную деятельность, создают эмоционально расслабленную атмосферу, положительно влияющую на доверительные отношения с педагогом. Родители начинают лучше понимать педагогический процесс изнутри, становятся его участниками, вместе с детьми преодолевают трудности обучения, таким образом, у родителей возникает уважение к образовательному труду детей
,
желание практически содействовать их успеху. Задания должны быть несложные, легко выполнимые для родителей.

Цель:

Вовлечение детей и родителей в образовательно-воспитательную деятель-ность, направленную на установление доверительных отношений..

Задачи:

— сплотить родительский коллектив, создать позитивный настрой, атмосферу общности интересов детей, родителей и педагога, создать условия педагогического просвещения родителей;

— выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их решения;

— внедрить в работу нетрадиционные формы взаимодействия с родителями и детьми;

— сформировать у учащихся представления о семье как о близких людях, которые всегда придут на помощь, заинтересованы в успехе своего ребенка;

— создать положительную мотивацию у родителей для активного участия в воспита-нии своих детей.

— развить творческий потенциал детей.

Подготовительный этап с родителями:

демонстрация рекламного буклета, организация общения родителей с педагогом по решению организационных вопро-сов, даты и времени проведения мероприятия, ознакомление со сценарием предсто-ящего праздника, обмен идеями; распределение ролей и обязанностей; обсуждение домашнего задания, практическая подготовка, атрибутика для конкурсов и учебных заданий (мягкие игрушки).

Подготовка педагога к мероприятию:

изготовление рекламного буклета, шу-точных вставок для бейджиков родителей, организация изготовления вывески с названием мероприятия «1+1=3!», стенд
а
с фотографиями детей с концертов и выступлений, разработка анкеты для родителей по результатам мероприятия, разработка вопросов самоанализа по проведению мероприятия
.
Подготовка детей к мероприятию:

повторение упражнений мероприятия на занятиях, психологический настрой положительной мотивации.

Участники мероприятия:

учащиеся объединения «Непоседы» МАУ ДО ГДДТ в возрасте 7-10 лет, родители учащихся, педагог дополнительного образования, педагог-организатор (звукорежиссер).

Дата и время проведения мероприятия:

конец октября, первая половина дня, воскресенье..

Условия проведения мероприятия:

музыкальное сопровождение, зал достаточ-ной вместимости, мультимедийное оборудование, места для учащихся и родителей, принимающих участие в мероприятии как зрители. Продолжительность проведения мероприятия – 60 минут.

Ожидаемые результаты:

— установление между детьми, педагогом и родителями доверительных отношений; — создание мотивации активного решения педагогических проблем в процессе вос-питания и обучения детей;

— повышение уровня педагогической коммуникации педагога и родителей;

— усиление положительной мотивации посещения занятий детьми.

Сценарий мероприятия «

1+1=3!»,

Начало мероприятия: построение участников в шахматном порядке на середине зала. Форма одежды—спортивно-танцевальная.

  1. Педагог:

«Да здравствуют танцы разные — Балетные и эстрадные, Народные и классические, Спортивные и величественные! Быстрые и медленные, Временем проверенные, Старинное, современное — Искусство танца волшебное!

Здравствуйте, дорогие участники и зрители! Вот и начинается наше необычное занятие под названием «1+1=3!»! Вам только кажется, что это название для математического занятия, на самом деле, это про нас, про танцоров! Даже если сейчас вам кажется это странным и неправильным, когда наше занятие будет подходить к концу, вы все сможете сказать, почему так называется наше мероприятие! Сегодня мы все вместе будем овладевать волшебством танцевального искусства, учиться выполнять танцевальные задания, работать в команде на общий результат! Прежде, чем мы начнем наше занятие, хочу познакомить вас с вновь прибывшими учащимися! Пожалуйста, познакомьтесь! (Представляет родителей в шуточной форме, например, Машенька Петрова, Светочка Иванова и т.д.) Становитесь, дети, на места, мы начинаем занятие с поклона». (Звучит вступление для поклона) «Пять, шесть, семь, восемь…» (Все делают поклон). «Итак, прежде чем приступить к активным движениям, сначала нужно сделать разминку, разогреть наши мышцы для работы, прошу всех встать в общий круг».

(Дети и родители встают в общий круг, звучит вступление для разминки. Педагог проводит разминку из простых движений, таких, как ходьба на полу-пальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп, поднимание колена, хлопки в ритм музыки. Педагог считает ритм, помогает детям и родителям). Цель: разогреть мышцы, освоиться в новой группе, эмоционально расслабиться при исполнении упражнений. Звучит музыка. Разминка. Педагог помогает участникам.

2. Педагог: «Молодцы, ребята, вы хорошо размяли свои ручки-ножки, а теперь приступим к изучению танцевальных упражнений, которые помогут нам быть красивыми в танце и уверенными в себе. Становитесь, ребята, в шахматном порядке, предлагаю сыграть в игру «Танцевальная точка»». (Педагог объясняет и показывает принцип поворота и удержания головы в нужном направлении. Звучит музыка, дети и родители в течение 1-2 минут исполняют упражнение на месте в правую и левую стороны. Зрители, изображая «Точки», держат руками на головах мягкие игрушки. Педагог помогает выполнять упражнение детям и родителям советом и комментариями. Цель: эмоционально расслабиться в процессе исполнения упражнения, освоиться в новой группе, приобрести танцевальные навыки). Звучит музыка. Игра. Педагог помогает участникам.

3. Педагог: «Молодцы, ребята, все справились с учебным заданием, вот мы и узнали, что должна делать наша голова и шея, когда мы выполняем танцевальный поворот, а сейчас я хочу вам предложить конкурс, где мы на практике выполним данное упражнение. Итак, прошу всех разделиться на 2 команды и построить 2 круга». (После построения педагог объясняет и показывает принцип игры: в кругу возле каждого участника справа стоит другой участник. Требуется сделать танцевальный поворот с удержанием «точки» и передать эстафетный атрибут (мягкую игрушку) стоящему справа участнику. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. Цель: разбудить эмоции, снять напряжение в группе и настроить на работу). Звучит музыка. Конкурс. Педагог помогает участникам.

4. Педагог: «Если вам с утра не спится, Сон куда-то убежал, Так и тянет в пляс пуститься — Значит, танца день настал! Мы станцуем непременно Вальс, латину и фокстрот, Танго, брейк и макарену, Этот день не зря пройдет!

Молодцы, ребята, командный дух крепок в стане танцоров, нас не сломить!!!После такого конкурса мы готовы на все: и латину станцевать и присядку! Нам ничего не страшно! Мы вот сейчас как встанем в общий танец, да как споем! Ой… как станцуем! Мы и наклониться можем и присесть, то есть, выполнить шаг в положении деми плие! Предлагаю в музыкальной игре «Ручеек» продемонстрировать все свои танцевальные качества!» (Педагог объясняет цель и содержание игры «Ручеек»: дети с родителями разбиваются в пары и встают в 2 колонны. Последняя пара каждой колонны начинает движение внутри колонны. Побеждает та колонна, которая быстрее закончит движение. Цель: слаженно действуя в командах по 2 человека «ребенок-родитель», побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию). Звучит музыка. Игра. Педагог помогает участникам.

5. Педагог: «Хочу похвалить наших новичков, такие ловкие и сильные к нам пришли ученики, нам такие танцоры в коллективе очень нужны, да, ребята? Молодцы, Машенька Петрова, Светочка Иванова! А еще у танцоров очень хорошо развита пространственная координация, то есть, мы должны уметь держать выбранное направление при исполнении рисунков танца: знать направление по часовой стрелке и против часовой стрелки, внутрь круга и наружу из круга, уметь делать построения и перестроения в линию или любую другую фигуру, держать дистанции! Я предлагаю всем участникам сыграть в танцевальную игру «Трансформер»», помогайте друг другу, направляйте! (Педагог объясняет суть игры: учащиеся должны по команде: построиться в колонну, шеренгу, диагональ: сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга; сделать два круга — круг в круге: встать по парам, тройкам и т. д. Таким образом, группа «трансформируется», принимая различные фигуры и положения.

Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве). Звучит музыка. Игра. Педагог помогает участникам.

6. Педагог: «Поздравляю вас, танцоры! В танце нет у вас раздоров, В танце слаженность у вас, Вы — танцоры просто класс! Вот такая замечательная командная работа у нас получилась, не все было идеально гладко, но мы преодолели все трудности, потому что мы очень хотим научиться танцевальному мастерству, научиться быть командой, все делать вместе: выступать, участвовать в разных мероприятиях, учиться быть красивыми, умными, сильными! Молодцы, ребята!

Взявшись за руки, бегом мы зигзагом в пляс пойдем Замелькает хоровод, Из под ног земля уйдет! А сейчас последняя игра нашего замечательного занятия – это игра «Плетень». Прошу всех участников построится таким образом: новенькие ученики (родители- прим. автора) строятся в цепочку во главе с педагогом, дети строятся в линию перед зрителями. (Педагог объясняет суть игры: ведущий ведет свою «цепочку» взявшихся за руки родителей между учениками зигзагом, будто «плетет плетень», закончив линию, родители строятся в такую же линию позади детей. Теперь дети начинают идти между родителями зигзагом, пока не закончат линию. Таким образом, нужно «заплести» несколько рядов, чтобы закончить на другой стороне импровизированной сцены. Игра заканчивается, когда заканчивается музыка. Побеждает та команда, которая сделает больше линий.). Цель: сплотиться командами, во главе с педагогом (ведущий у команды родителей), исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт; развить быструю реакцию). Звучит музыка. Игра.

7. Педагог: «Вот и закончилось наше удивительное занятие, все вместе мы приобрели знания, умения, навыки, поняли, какой это труд, какими дружными мы должны быть, какими единомышленниками, чтобы достичь той цели, когда в красивых костюмах наши с вами дети будут успешно участвовать в будущих конкурсах и фестивалях нашего города и не только- на сценах нашей страны. Мечтать—это прекрасно, но чтобы мечты осуществились, нужно трудиться, трудиться много и не покладая рук! У меня есть вопрос к родителям и учащимся: а все-таки почему наше мероприятие называется так «1+1=3!»? (Ответы родителей и детей). Правильный ответ: мы считаем не людей, не цифры, а понятия. Одна единица – это родители ученика, вторая единица – это сам ученик, а откуда взялась треться единица, ведь там же написан итог «3»? Правильно, «три»—это педагог, он третий в команде родителей и ученика, потому что только в таком тандеме мы добьемся больших успехов и результатов, общими усилиями!)

Я хочу пожелать нашим дорогим ученикам, нашим детям:

Сегодня праздник у тебя, Так пусть с тобой его разделят Родные, близкие, друзья… Все, кто в тебя безмерно верит!

Прекрасны вы в чудесном вашем танце, Движения отточены, легки! И хочется лишь только любоваться, И посвящать вам лучшие стихи. Хочу сегодня искренне поздравить Всех тех, кто танцу время отдает, Желаю счастья и хочу добавить — Пускай душа танцует и поет.

А нашим дорогим родителям я от всей души хочу сказать огромное спасибо за поддержку своих детей, за помощь в организации этого замечательного мероприятия и пожелать:

Родители, с успехом поздравляю, и пусть был хлопотным для вас, но всё равно, С детьми же этот праздник разделяя, Вы с ними улыбаетесь давно. И гордость за детей переполняет, А удовлетворение — вдвойне! Терпения огромного желаю, Усердия в учебной кутерьме, Пусть полон дом всегда весёлым смехом И радости пусть не мешает труд, Желаю вашим детям я успеха, Пусть от учебы меньше устают!

Дорогие родители, с целью улучшения качества образовательно-воспитательного процесса, я предлагаю вам заполнить анкету.

АНКЕТА

по результатам проведения совместного мероприятия «1+1=3!»

Уважаемые родители! С целью улучшения качества образовательно-воспитательного процесса, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение

«Непоседы»?

всегда
иногда
нет
2. Как вы оцениваете взаимоотношения педагога с детьми?
Педагог наладил взаимопонимание с детьми
Мероприятие было детям интересно
Учитывает индивидуальные особенности детей
Дети не слушают педагога
Плохая дисциплина
другое (укажите, что именно)
3.
Какую оценку Вы поставили бы данному мероприятию по 10-бальной шкале?
4.
Что вам понравилось в мероприятии?
5. Что вам не понравилось в мероприятии?
6.
Понравилась ли Вам работа Вашего ребенка на мероприятии?
да
нет
затрудняюсь ответить
другое (укажите, что именно)
7. Готовы ли вы принимать участие в других совместных мероприятиях?
да
нет
затрудняюсь ответить
6.
Что привлекает Вас в педагоге выбранного Вами объединения?
профессионализм
интеллигентность
высокий рейтинг среди других педагогов
другое (укажите, что именно)
8. Укажите факторы, которые Вас не устраивают в работе педагога
все устраивает
низкий уровень профессионализма
недостаточное внимание по отношению к детям
другое (укажите, что именно)

Благодарю за участие! До свидания, до новых встреч!

Список источников

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001.

2. Дыбля, А.П. Организация взаимодействия с родителями учащихся https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/507018/

3. Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.).

4. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Уч. пособие. — М.: Пед. общ-во России, 2002.

5. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский , 2004.

6. Педагогический Интернет портал «О детстве» o-detstve.ru

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2022 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660)

9. Троянская С.Л. Педагогическая коммуникация: методология, теория и практика. 10. Учебное пособие. Ижевск: УдГУ, 2011 – 148с.

11. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

12. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2011/03/05/metodicheskie-rekomendatsii-po-podgotovke

13.https://vip.1obraz.ru/?utm_source=resobr.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=resobr.ru_refer_rubr_roditeli/#/document/16/3218/

14. https://rudance.pro/rubriki/tancevalnaja-psihologija/287-50-tancevalnyh-igr.html

15. https://vip.1obraz.ru/#/document/16/4790/bssPhr1/?of=copy-9000eff2d8

16. https://vip.1obraz.ru/#/document/16/3218/bssPhr1/?of=copy-2f7aeac257

Подпись Коваленко Вера Павловна

16.02.2020

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]