Экология и воспитание — суть понятий
Часто самым непонятным кажется наиболее очевидное. Понятие «экология» давно уже стало обычным, привычным, а главное — универсальным. Проблема состоит в том, что экология — это очень сложная наука, сформировавшаяся на стыке биологии, географии, химии и, в некоторой степени, физики. А если еще точнее, то экология — это частное проявление общей теории систем.
Если спросить человека, далекого от науки, что такое экология, то обычно мы получим ответ: « Это что-то про чистоту на планете». Как-то так получилось, что это понятие от сложной системной науки низвели до действий по очищению территории от мусора.
Не вдаваясь в подробности такой трансформации, приведем сугубо научное определение экологии: это наука о закономерностях функционирования экологических систем. Логично продолжить это определение понятием экологических систем. Это такие живые системы, функциональными единицами которых являются организмы разных видов в их взаимодействии друг с другом и с компонентами неживой природы. Таким образом, объектом науки экологии является вся живая материя планеты.
Однако не стоит путать биологию с экологией. В биологии объектом является организм во всех его проявлениях кроме психики. В экологии объектом является процесс взаимодействий организмов друг с другом. Поскольку эти взаимодействия носят постоянный характер, они и образует экологическую систему.
Таким образом, если упростить определение, то экология — это система знаний о том, как организмы, взаимодействуя друг с другом, образуют экологическую систему.
Прежде чем перейти к проблемам экологического воспитания, необходимо затронуть еще одно понятие — экологическая среда. Многие полагают, что экологическая и окружающая среда — это синонимы. Однако это не так. Окружающая среда — это понятие не совсем корректное. Среда — это то, что посередине, что окружает объект. Таким образом, мы получаем тавтологию.
Корректнее было бы применять термин экологическая среда, который трактуется как специфическая среда, созданная взаимодействием живых объектов. Поскольку любой организм может жить только в такой среде, то это определение можно трактовать несколько иначе. Экологическая среда — это такие параметры внешней для данного организма среды, которые сформированы деятельностью различных организмов в их взаимодействии друг с другом.
А понятие «окружающая среда», несмотря на свою некорректность, вошла в учебники и законы. По этой причине оно является скорее юридическим термином, касающимся безопасности жизни человека, чем научным понятием.
Сущность и содержание экологического образования дошкольников
Экологическое образование – это приобретение индивидом экологических знаний, умений и навыков.
Экологическое воспитание – это усвоение индивидом не только экологических знаний, но и особой экологической этики и перехода их в жизненную позицию, в связи с чем оно включает интеллектуальный и моральный аспекты.
Экологическая культура – это знание основных законов природы; осознание необходимости считаться с ними и руководствоваться ими в индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в личном и производственном природопользовании; выработка чувства ответственного отношения к природе, окружающей индивида среде, здоровью людей.
Данное понятие включает интеллектуальный, эстетический, этический, деятельностно-волевой аспект жизни индивида, а также его практическую бытовую и профессиональную деятельность. Экологическое сознание – это совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое мышление – это мыслительный акт для решения конкретной экологической задачи. Для экологического мышления необходимы экологические знания, которые применяются на практике для выхода из какой-либо проблемной экологической ситуации. 3 В результате экологического образования и воспитания у детей формируются экологическое мышление, экологическое сознание, закладываются основы экологической культуры.
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью. Непрерывность экологического образования дошкольников прослеживается в задачах их экологического образования, вытекающих из его главной цели, заключающейся в воспитании начальных формах экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных практических навыков гуманносозидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
С.Н. Николаева рассматривает экологическое образование как процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, т.е. основные экологические идеи и понятия. Но при организации экологического образования дошкольников необходима адаптация экологических понятий для дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников осуществляется на основе содержания, которое включает ведущие идеи и понятия теоретической экологии. Экология как наука изучает взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Выделяются три раздела биоэкоогии, рассматривающих указанные взаимосвязи: — аутэкология – рассматривает взаимосвязи отдельно взятого организма со средой обитания; — демэкология – рассматривает взаимосвязи популяций разных видов животных и растений с ареалом обитания; 4 — синэкология – рассматривает взаимосвязи сообществ живых организмов со средой совместного их проживания. Данные разделы экологии могут быть основой экологического образования дошкольников с учетом их возрастных, психических и личностных особенностей развития. Главное, чтобы весь материал для осуществления экологического образования дошкольников был наглядным и его можно было включить в практическую деятельность детей. Наибольшие возможности для экологического образования имеет раздел аутэкологии, поскольку в рамках него дошкольники окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами, например, комнатными растениями и растениями на улице (на участке в детском саду, возле дома и т.д.), домашними и декоративными животными, насекомыми, птицами. Все они доступны ребенку для непосредственного восприятия и осознания их взаимодействия со средой обитания. В рамках данного раздела дошкольники знакомятся с взаимосвязями живого организма со средой обитания: любой живой организм имеет потребности, которые не могут быть удовлетворены через его внутренние ресурсы, а удовлетворяются посредством факторов внешней среды (потребности в питании, воде, кислороде). Еще одним важным понятием раздела аутэкологии для экологического образования дошкольников является морфофункциональная приспососбленность (адаптация) организма к среде обитания. Это понятие расшифровывает предыдущее, раскрывая механизмы взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Поскольку восприятию дошкольников доступны внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности животных и растений, то они легко усваивают знания о приспособленности, показанное на конкретных примерах. Понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания должно конкретизироваться для дошкольников понятием среды обитания. Например, педагог обсуждает с дошкольниками, что нужно для жизни животного или 5 растения (субстрат, воздух, вода, пища, определенная температура и т.д.), какие предметы, материалы с определенными свойствами их окружают. Через данные понятия дошкольники постигают главную экологическую идею о том, что любой живой организм своими потребностями и необходимостью их удовлетворения связан со средой обитания при помощи морфофункциональной приспособленности, т.е. адаптации к конкретным условиям жизни. Понятия из раздела демэкологии не используются при организации экологического образования дошкольников, поскольку невозможно наглядно проследить за жизнью какой-либо популяции, а получить словесные знания о ней дети могут только в том случае, если у них хорошо развито словеснологическое мышление. Поэтому экологическое образование дошкольников может не включать знания из раздела демэкологии. Раздел синэкологии в экологическом образовании дошкольников, который рассматривает жизнь животных и растений в сообществе, должен использоваться адаптировано до уровня познавательных возможностей дошкольного возраста. Главным понятием синэкологии считается экосистема – сообщество живых существ и его среда обитания, объединенных в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей между отдельными экологическими компонентами.
С.Н. Николаева приводит три уровня экосистем: микроэкосистема (трухлявый пень), мезоэкосистема (лес, луг, пруд), макроэкосистема (континент, океан). Экологическое образование дошкольников может осуществляться в рамках данного раздела, поскольку, например, при прогулке со взрослыми в лесу, на лугу, в парке дошкольники под их руководством могут усвоить главных обитателей этих экосистем и их взаимосвязи друг с другом и со средой обитания. Также в рамках данного раздела экологии дошкольникам доступно усвоение понятия цепей питания – пищевых взаимосвязей представителей экосистемы. В каждом природном сообществе осуществляется 6 биологический круговорот (энергии и веществ) через цепи питания. Дошкольникам доступно усвоение в общем виде звеньев цепи питания (на примере леса): комплекс факторов неживой природы (климат, почва и т.д.) определяет состав деревьев и других растений, служащих кормом различным травоядным животным (гусеницам, жукам, птицам, грызунам, копытным). Травоядные обитатели леса служат пищей для мелких и крупных хищников. Последнее звено цепи – организмы (бактерии, грибы), превращающие все органические остатки (опавшие листья, трупы животных) в неорганические вещества (минералы), поступающие в почву и усваивающиеся растениями. В экологическом образовании дошкольников С.Н. Николаева предлагает выделение специального экологического понятия взаимодействия человека с природой, посредством которого демонстрируются любые воздействия человека на природу, на экосистемы в целом и на их отдельные звенья. Например: уничтожение волков (сведение звена хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) приводит к резкому увеличению числа растительноядных животных, вследствие чего уничтожается множество растений и, следовательно, нарушается вся экосистема. Глубинное познание экосистемы доступно лишь специалистам, а вниманию дошкольников в рамках их экологического образования представляются только видимые, легко обнаруживаемые явления. Педагог может показать дошкольникам связь 2 – 4 звеньев биогеоценоза. Наблюдения на прогулках, в лесу, в парке, на лугу с последующим наглядным моделированием и обсуждением дают возможность дошкольниками понять идею «общего дома», под которым автор понимает сообщество растений и животных, совместно проживающих на одной территории, в одних и тех же условиях, взаимосвязанных друг с другом. Система экологического образования дошкольников состоит из блоков (подсистем), охватывающих все стороны эколого-педагогического процесса в детском саду: — содержание экологического образования; 7 — способы реализации содержания экологического образования (методы и технологии); — организация экологического образования; — управление процессом экологического образования.
Экологическое образование дошкольников включает такие компоненты, как различные виды деятельности по экологии; экологизация различных видов деятельности детей; экологическое просвещение родителей; подготовка и переподготовка педагогических кадров; экологизация развивающей предметной среды; оценка окружающей среды; координация работы с другими учреждениями, прежде всего, со школой. При этом в экологическом образовании дошкольников должно быть определено его конкретное содержание для детей каждого возрастного этапа, выявлена необходимость его экологической направленности. Таким образом, экологическое образование дошкольников имеет целью привитие начальных форм экологической культуры, создание условий для понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки у них первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Содержательную основу составляют понятия биоэкологи, адаптированные до уровня познавательных возможностей дошкольников. Дидактическая система знаний о природе, построенная на различных аспектах взаимосвязи растений, животных, а также человека с внешней средой и являющаяся экологической по своей сущности, составляет сущностную характеристику экологического воспитания дошкольников. Виды деятельности дошкольников в ходе непосредственно образовательной деятельности в системе экологического образования
Знания о неживой природе. На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного края: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений — дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатся распознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений.
У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами — из него невозможно что-либо лепить; в теплую начинает подтаивать, становиться влажным, пластичным — из него можно лепить различные фигуры.
В детском саду воспитанников знакомят с такими объектами неживой природы, как песок, глина. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой песок сыплется, через него свободно проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а влажная может приобретать любую форму.
Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. У ребят формируют представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце. Дети узнают, что Солнце является источником света и тепла на Земле. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой. Знания о растениях. В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитатель отбирает наиболее яркоцветущие в разные времена года растения местного края и показывает их детям. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике — полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные периоды — от весны до осени. Бывая с детьми в поле, педагог организовывает наблюдения за выращиванием хлебных культур. В лесу можно показать ребятам деревья и кустарники, ягоды и грибы. А на лугу — познакомить с цветущими травянистыми растениями. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них.
В дошкольном возрасте-детям доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод), узнают о функциях некоторых из них, например корень забирает из земли влагу и питательные вещества. Детей знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями, а также растениями огорода и цветника. Ребята узнают, что все растения необходимо поливать, очищать от пыли, подкармливать, пропалывать, кроме того, нужно рыхлить для них почву. У них формируются знания о месте роста растений (в огороде, цветнике, парке, на лугу, в лесу).
На протяжении дошкольного возраста у детей формируют представления об изменениях состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников, трав в тот или иной сезон и могли объяснять причины этого состояния. Очень важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений. Знания о животных. Детей дошкольного возраста знакомят с наиболее часто встречающимися представителями млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых.
Им рассказывают о домашних животных и диких зверях родного края. Постепенно дети узнают и о жизни наиболее типичных животных других зон. Воспитатель знакомит их с птицами — зимующими и перелетными, живущими вблизи человека (хорошо, если за ними можно наблюдать круглый год) —и, если есть такая возможность, учит ребят ухаживать за домашними птицами или за теми, которые содержатся в уголке природы. У дошкольников формируются представления о пресмыкающихся и земноводных. Знания о рыбах и их повадках хорошо формируются в процессе наблюдений и ухода за аквариумными рыбками. Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об их внешнем виде, поведении, приспособлении к условиям окружающей среды, в том числе к сезонным изменениям в природе.
Знания о труде взрослых в природе. Воспитатель рассказывает детям о способах выращивания растений и ухода за животными, об охране природы и использовании ее человеком. Ребята узнают об условиях, необходимых для роста и развития растений, о способах обработки почвы, о том, как производятся посев, посадка, прополка, подкормка и т. д. хлебных, овощных и других культур.
В сельских детских садах у детей формируют знания об уходе за домашними животными. Посещая колхозные и совхозные фермы, дети наблюдают за кормлением животных, чисткой помещений, выпасом скота, заготовкой кормов.
Дошкольники узнают о некоторых способах охраны природы: подкормка животных в холодное время года, привлечение птиц устройством кормушек и гнездовий. Детям доступны знания о редких животных и растениях своего края, охраняемых государством.
В единстве с накоплением знаний о труде взрослых происходит формирование трудовых навыков и умений у детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями и животными в уголке природы, на участке. Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений — начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.
Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.
Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста.
Формирование бережного и заботливого отношения к природе. Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Задачи и содержание знаний о. природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.
Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т. е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и Их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.
Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер — качаются деревья, светит солнце — становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения, воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя — формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).
У детей формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге, а животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища.
Дети усваивают и обобщенные понятия, такие, как: деревья, кустарники, травянистые растения, растения огорода, цветника, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.
Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.
Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к животным и растениям, -но теперь они должны проявлять ее на деле — ухаживая за своими питомцами в уголке природы. В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
Дети узнают о стадиях, роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются: устанавливаются связи между потребностями растений, животных и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями и средой обитания (у рыбы — плавники, она плавает в воде; у птицы — крылья и ноги, в воздухе она летает, по земле ходит, прыгает).
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы. В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
У детей формируются четкие представления о том, что каждое животное и растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года.
Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории — лес, луг, водоем, поле и т. д.). Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более/глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений и животных.
Усложнение знаний требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности: умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы.
В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
Воспитание: разнообразие подходов к определению
Понятие «воспитание» столь же многогранно и противоречиво. Оно может включать следующие варианты определения.
- свойство личности, сформированное его окружением (воспитанный и не воспитанный ребенок);
- комплекс технологий, направленных на формирование личности ребенка, которому должны быть присущи определенные качества;
- целенаправленный процесс изменения личности в соответствии с требованиями общества или иной системы (например, государства);
- формирование навыков, ценностных установок, социально значимых привычек, мотиваций, системы самоограничений, которые адекватны состоянию общества на данном этапе его развития.
Экологическое воспитание: грани соприкосновения двух наук
Если исходить из всех вышеприведенных определений, то цель экологического воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребенка такую систему ценностей, навыков и мотиваций, которая была бы направлена на сохранение устойчивого состояния локальных экосистем и глобальной экосистемы под названием «биосфера».
Экологическая воспитанность ребенка, как и любого человека, — это самоограничение в соответствии с системой ценностей экологического характера. Отличительной особенностью экологического воспитания является повышенный уровень запретов, направленных на сохранение устойчивого состояния экосистем.
Детский возраст вносит существенные коррективы в достижение целей экологического образования и воспитания. Действительно, как можно объяснить ребенку четырех лет, что такое экосистема, и почему нужно что-то охранять. Создается впечатление, что экологическое воспитание — это сплошные запреты. Это иногда может производить отталкивающее впечатление, поэтому такое воспитание — дело тонкое, требующее знания предмета.
Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.статья (средняя группа) на тему
ГБДОУ №52 Фрунзенского района
г. Санкт-Петербург
«Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель: Воронько Е.А.
2017 год
В наше время проблемы экологического воспитания вышла на первый план и
им выделяют все большее внимание.
Почему эти проблемы стали актуальными?
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная и неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Что включает в себя понятие «экологическая культура»?
Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д)
Основная задача ознакомления с окружающим в ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.
Занятия по ознакомлению с окружающим включает в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы.
Во время занятий детей мы знакомим с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений педагогической работы, выделенных в программе: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа».
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте у ребенка закладывается позитивное отношение как к природе, так и к себе и к окружающим людям.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей среднего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности, формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу.
Несмотря на наглядно-образный характер мышления дошкольников, мы считаем необходимым знакомить их не только с видимыми и ощутимыми связями и отношениями, существующими в природе, но и со скрытыми причинами природных явлений. Важно подарить ребенку не только радостное удивление натуралиста, но и приобщить его к пытливому анализу естествоиспытателя.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опыты, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, воплощать их в реальную действительность (отражать в игре, в изо деятельности, ухаживать за животными и растениями и т. д.). В этом им должны помочь взрослые (родители и педагоги).
У детей среднего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологической культуры. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес.
Содержание формирования начал экологического воспитания должно отличаться научностью. Оно должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой.
Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи.
Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.
При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).
Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста.
Бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитания бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако, этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Следует отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных. Крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы. Дети должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их необходимо учить не рвать красивые цветы, т.к. эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов. Воспитатель не должен употреблять в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».
Экологические знания становятся основой экологического воспитания.
У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий. Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное. Таким образом, я поняла, что дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Воспитатель детского сада — одна из фигур педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.
Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, теплицы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становиться лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно со взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. Совместно организационно — хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых и животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:
— слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
— наблюдая за деятельностью взрослых;
— практически участвуя в ней.
Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых идошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных с экологической точки зрения — действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы в детском саду.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Специфика экологического воспитания у дошкольников
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет особую специфику. Хороший педагог, конечно, может объяснить пятилетнему ребенку даже теорию относительности. Однако в детской психике останется лишь мутное представление о том, что мир неоднозначен и весьма странно устроен.
Можно объяснить малышу и что такое экосистемы. На образном уровне это делается очень просто. Ведь для этого есть хорошая палочка-выручалочка — трофическая пирамида, которая понятна даже трехлетнему малышу, если правильно ее объяснить.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста состоит из следующих правил и принципов:
1. Любой теоретический посыл должен подкрепляться действием или бездействием. Например, если объяснить ребенку, что растения выделяют кислород, которым мы дышим, то поджигать опавшие листья нельзя. Этот не очень логичный с первого взгляда запрет основан на том, что растениям нужна почва, которая формируется из гниющих опавших листьев.
2. Трофическая пирамида как основа основ экологической системы объясняется очень просто: если в природе существует какой-то вид, то значит он природе, то есть экосистемам нужен. Пример: зачем нужны пауки? Они едят насекомых, среди которых очень много тех, кто ест растения. Если бы не было пауков, то растительноядные насекомые размножились бы и съели все растения, которые, как известно, выделяют кислород. Мотивация к действию: пауков и прочих хищников убивать нельзя, потому что они приносят пользу экосистеме, а значит и нам.
3. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста должно быть основано на принципе неприемлемости деления организмов на вредных и полезных. В природе все полезно. Есть только организмы, опасные непосредственно для человека. Яркий пример — комары. Они кусаются и переносят болезни, но в природе являются кормовой базой большого количества животных. Поэтому их нельзя убивать, но от них нужно обороняться.
4. Обычно в систему экологического воспитания детей младшего возраста входит вывешивание кормушек и всяких скворечников. Однако часто здесь телега ставится впереди лошади. Зачем кормить птичек, если они сами находят себе корм? Зачем вешать всякие скворечники, если гнездо можно устроить в другом месте? Здесь нужна связь с человеком: он так разрушил среду обитания птичек (рубка деревьев, строительство домов, земля, закрытая асфальтом и т.д.), что без нашей помощи они погибнут.
Вся методика экологического воспитания детей дошкольного возраста держится на соблюдении связи отдельных экологических правил с правилами человеческого поведения.
В заключении нужно сказать еще несколько слов о том, чего ни в коем случае нельзя делать при экологическом воспитании детей дошкольного возраста:
1. Нельзя собирать букеты цветов, поскольку после этого растения не могут размножаться. Поскольку культ цветочных букетов неистребим, заострите внимание детей хотя бы на том, что нельзя срывать дикие цветы.
2. Нельзя собирать всякие гербарии, ловить бабочек сачком. Причина та же, что и при сборе цветов.
3. Нельзя убивать какое-либо животное, если оно вдруг покажется вам неприятным. Например, к этой категории относятся паучки, многоножка-мухоловка, уховертка и т.п. Исключение составляют только животные, представляющие собой реальную и непосредственную опасность для ребенка: клещ, кусающие комары и т.п.
Подведем итоги. Экологическое образование для малышей — это система правил, направленных на сохранение природных объектов, а также почитание всего живого как особой ценности на нашей планете.
Метки:Воспитание
Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ
Кузенкова
Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ
Консультация на педагогический совет на тему: «Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ«
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. В это время закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть и взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.
Методы работы с детьми по экологическому воспитанию.
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателей и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе. В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию
Организованная образовательная деятельность (занятия)
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
Экскурсии. Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, а также развитию
Экологические праздники и досуги. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное»
содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы — их организует
воспитатель.
Экологические акции. Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Ознакомление детей с природой в повседневной жизни. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни. Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.
А также в группах детского сада необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду, которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Она должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы. Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.
Труд детей в природе. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.)
. Эта
работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.
Работа с родителями — одна из важнейших форм экологического воспитания. Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы:
• Анкетирование, проведение опросов
• Родительские собрания, мастер-классы, консультации;
• Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
• Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.
• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада;
• Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов,
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.
Заключение. Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее. А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.