Дымковские игрушки относятся к самым старинным русским народным промыслам (датирующимся 15-16 веком). Зародился промысел на территории нынешней Кировской области, а совсем недавно узоры этого творчества использовались в оформлении зимних Олимпийских игр в Сочи (2014 года). Также эти поделки широко используются для развития мелкой моторики в детских дошкольных учреждениях. Наиболее встречаемый вариант – это дымковская игрушка, которую все называют «Барышня», выполненная различными техниками.
Дымковская барыня из пластиковой бутылки и пластилина. Мастер-класс с пошаговыми фото
Дымковская барыня из пластилина. Мастер — класс
Мастер-класс с пошаговым фото: декоративная игрушка из пластилина с использованием бросового материала своими руками.
Автор:Садковкина Анастасия Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии ГБОУ СОШ №121, г.Москва. Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством. Назначение: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку. Цель:лепка из пластилина дымковской барыни. Задачи: — расширить теоретические знания о дымковской игрушке, традициях формы и росписи, узоре, орнаменте; — воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров. — развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; — развивать мелкую моторику руки, навыки правильной работы с пластилином; — совершенствовать навыки работы с разными материалами и инструментами.
Дымковская барыня.
В старину купить игрушку было многим не по карману. А детям во все времена хочется играть. И нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» — игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И вот в одном селе гончары организовали оригинальный глиняный промысел, придумали глиняную игрушку и назвали в честь своей деревни — Дымковской.
Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, полоски. Простой, казалось бы, узор, Но не в силах оторвать свой взор.
Дымковская игрушка – расписывается вручную и незатейливый узор, придуманный мастером, никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно. То есть, нет, и не бывает двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой между окнами дома. Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Узоры на одежде так же соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, «в горошек» и в мелкий цветочек и элементы росписи — простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.
Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. Это легко продемонстрировать с помощью прорезной модели дымковской игрушки и вставных элементов, расписанных традиционными узорами дымковского наряда.
В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Например, кольцо, это оберег, круг с пересекаемыми полоскам — солярные солнечные знаки. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей, полоска – дорога или река, чёрные точки — следы человека. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни и символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. Дымковская игрушка — действительно уникальный и удивительный подарок ручной работы! Эта поделка доставит удовольствие не только вам и вашим детям, но и окружающим.
Оборудование и материалы: пластиковая бутылка ёмкостью 0,5 (0,6; 1) л (верхняя часть «юбочка» с крышкой), пластилин, доска для лепки, стека, салфетки.
Ход мастер-класса:
Для лепки нам понадобиться каркас — верхняя часть обычной пластиковой бутылки, она напоминает своей формой юбку дымковской барыни. Аккуратно срезаем верхнюю часть бутылки, крышку оставляем на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.
Каркас для Барыни детям дома отрезают родители
В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая форма будет и у барыни. Традиционный облик игрушек создаётся росписью по меловому белому фону – это цвет чистоты. 1.
Начинаем работу с рисунка на юбке — нанесение белого фона. Кусочек белого пластилина хорошо разминаем, чтобы был очень мягким. Раскатываем колбаску и придаём ей форму сосульки. Размазываем колбаску полоской вдоль «юбки» от горлышка до основания, расширенной частью к низу. Размазываем пластилин в виде конуса. Неровные края подравниваем стекой. 1) Оставляя небольшие промежутки «рисуем» четыре клина. Для геометрического узора пластилин подойдет любого цвета. Но лучше брать цвета, традиционно используемые для раскраски барыни: красный, оранжевый, зеленый, желтый, синий, голубой. 2)Мы берём красный пластилин – цвет солнышка. Раскатываем тоненькие колбаски и, размазывая с верху вниз, заполняем промежутки между клиньями. 3)Опоясываем низ юбки полоской из красного пластилина. В одном месте между двумя белыми клиньями заполняем промежуток белым пластилином – место для будущего фартука. 4) На юбке рисуем поперечными полосками красного пластилина клеточку.
5 — 6) Полосками из оранжевого пластилина завершаем геометрический орнамент. Продолжаем роспись юбки барыни традиционными колечками и кружочками. Раскатываем колбаски из красного, белого и оранжевого пластилина. Кружочки должны быть одного размера для этого надо набранное количество пластилина разделить на равные части. Скатываем из них маленькие шарики. 1) Шарик из красного пластилина кладём посередине клеточки. 2) Расплющиваем его, вдавливая в основу и сверху, кладём белый шарик. 3) Повторяем операцию, превращаем кружочек в кольцо, в центр ставим оранжевый шарик. 4) «Рисуем» традиционный дымковский узор. Делаем его плоским, создавая эффект нарисованного узора.
Расписываем таким узором всю юбку. Украшаем фартук оборкой. Из белого пластилина лепим колбаску толщиной от 0,5 см и длиной примерно 10—15 см. Получаем плоскую ленту, которую легко можно сосборить. Прикладываем оборку к юбке и заглаживаем, стараясь не помять деталь.
Зелёным пластилином рисуем узор на красных полосках.
Расписываем нарядным узором фартучек. Точками оранжевого пластилина рисуем зёрнышки на узоре фартука. 2.Второй шаг — это создание основы туловища. Основа создаётся из комка пластилина. Скатываем шарик нужного размера и облепливаем крышку бутыли.
Раскатываем колбаску – руки. Коромыслом кладём на торс барыни и примазываем. 1) Из белого пластилина формируем голову. 2) Присоединяем к торсу. 3) Примазываем, придаём форму лифа.
Из зелёного пластилина вылепливаем полоску в виде ленты, придаём волнистость. Делаем воротник. Рисуем украшение на шее – бусы. Делаем для куклы красивую прическу. 1)Из тонких колбасок делаем жгутики. 2)Из отдельных жгутиков укладываем на голове веночек. 3)Сзади прикрепляем жгутик в виде косы. 4)Закручивая по спирали, делаем пучок.
Делаем головной убор. 1) Лепим элементы кокошника. Из шариков вылепливаем отдельные части: деталь в виде полумесяца и полоску в виде ленты, слегка изгибаем её, чтобы придать волнистость. 2) Соединяем все детали, примазываем и разглаживаем. 3) Формируем кокошник.
Рисуем узоры на кокошнике. Лепим серёжки. Рисуем лицо.
А вот и девица в венце, Румянец на лице, Собою хороша, Стоит не дыша.
Наши руки крендельком, Щеки будто яблоки. С нами издавна знаком Весь Народ на ярмарке. В XIX столетии появляются дымковские барыни с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, коромыслом и другими предметами быта. Нашей игрушке мы так же добавим ещё одну деталь. Лепим для барыни кренделёк или собачку или каравай или предмет, который вам больше понравится и подойдёт вашей неповторимой барышне.
Мы игрушки расписные — Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские.
Мы игрушки знатные, Складные, да ладные. Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Поделка из солёного теста Дымковская барышня
Занятие со старшими дошкольниками. Дымковская игрушка Дымковская барышня из соленого теста Мастер-класс с пошаговым фото. Изготовление и роспись дымковской барышни
Похожие статьи:
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня
Пошаговая живопись — Картина на холсте акриловой краской для абсолютного новичка!
Этот веб-сайт / блог по рисованию заполнен простыми уроками рисования акрилом для начинающих, разработанными Трейси Кирнан!
В каждом руководстве есть пошаговые изображения, письменные инструкции и видео, которые помогут вам БЕСПЛАТНО учиться дома!
Новые и скоро появятся уроки рисования на акриловом холсте:
Быстрые ссылки:
Полезные сообщения в блоге:
Картины:
Хотя я считаю, что любую из моих картин можно адаптировать и упростить для всех возрастов и уровней квалификации, эти, в частности, особенно подходят для детей! Большинство из них включают в себя прослеживаемую информацию, которую вы можете распечатать и перенести на свой холст.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ!
Digital Загрузки:
ПРОСМОТРЕТЬ ДРУГИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УРОКИ!
Рисовать может каждый!
Рисование — прекрасное занятие, снимающее стресс, которое помогает ненадолго уйти от жизни. Я считаю, что у каждого есть внутренний художник, независимо от того, сколько опыта он имеет в искусстве и живописи.
Я также знаю, насколько устрашающим может быть чистый холст. Поэтому я создал эти руководства, чтобы помочь вам пройти через все этапы, чтобы вам не приходилось думать обо всех этих сложных вещах! Вы МОЖЕТЕ создать то, чем будете гордиться!
Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.
Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.
Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:
Эскиз для раскрашивания | Описание рисунка и принципа работы с ним |
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные. | |
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов. | |
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом. |
Роспись
После того как побелка высыхает, начинается этап росписи — нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.
Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.
В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.
Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.
Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
Конспект занятия по аппликации «светофор» в средней группе
Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.
Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.
Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:
Эскиз для раскрашивания | Описание рисунка и принципа работы с ним |
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные. | |
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов. | |
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом. |
Материалы для изготовления народной игрушки
Традиционно изделия народных промыслов лепятся из глины. Но возможны и другие варианты — пластилин и соленое тесто. В этом случае различие только в материале, сама барышня) своими руками выполняется аналогично традиционным образцам.
На занятиях с детьми, при организации совместного творчества, можно выбрать любой из трёх материалов. У каждого имеются свои преимущества и недостатки. Лепка дымковской барышни поэтапно — повторение одних и тех же операций.
Глина, самый распространенный материал, требует больших усилий и специального оборудования, зато изделия получаются долговечными и наиболее достоверными, близкими к оригиналу.
Дети не очень любят работать с холодной, влажной и капризной глиной, которую необходимо постоянно смачивать в процессе работы, им приятнее тёплый и мягкий пластилин или податливое тесто.
Система образов и сюжетов
Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.
Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:
- Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
- Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
- Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
- Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
- Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.
Самый уютный стиль елочного наряда
В современное время всё более популярным становится рукодельный стиль в украшении праздничного дерева. Это неудивительно, ведь Новый год – праздник семейный, который должен нести в дом покой и уют, объединять семьи вместе, а такая важная деталь, как елка, очень сильно способствует созданию нужной атмосферы в доме.
Кроме того, предновогодняя подготовка – прекрасная возможность провести время вместе с семьей и детьми, увлечь их процессом создания новогодних игрушек своими руками и последующим совместным украшением дерева. Как же украсить елку на Новый год в 2022 году, сделав украшения своими руками?
Идей для этого может быть огромное множество. Возможно, у вас есть хобби, которое поможет изготовить интересные елочные игрушки ручной работы. Шитье и вязание – самые распространенные способы изготовления игрушек, но также можно использовать и другие, необычные методы.
Съедобные украшения своими руками будут одним из самых приятных способов нарядить праздничную елку для ребенка, ведь это не только занимательно и красиво, но ещё и вкусно.
Небольшое имбирное печенье разной формы, покрытое кондитерской глазурью яркого цвета, конфеты в блестящих обертках, шоколад – всё это поможет вам необычно украсить ель, только не забывайте о том, что шоколад, дополнительно подогреваемый новогодними гирляндами, имеет свойство быстро таять. Поэтому дерево, наряженное таким способом, вряд ли простоит у вас все праздничные дни.
Дары природы
Можно начать готовиться к празднику заранее, с начала года, собирая какие-либо предметы, которыми вы потом украсите ель. Это могут быть сушеные фрукты, ракушки, шишки, цветы из гербария, которые перед праздником нужно покрыть лаком и блестками.
Из природного материала можно изготовить очень красивые и необычные новогодние игрушки своими руками.
Ваше увлечение
Коллекционирование – ещё одно хобби, которое может помочь вам в создании необычного наряда для хвойной красавицы. Если вы собираете какие-либо предметы – марки, монетки, значки, то можно использовать их в оформлении праздничного интерьера.