Консультация для родителей. Игры с детьми «Разрезные картинки дома и в саду»


Консультация для родителей. Игры с детьми «Разрезные картинки дома и в саду»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №396» г. Перми

Консультация для родителей детей второй младшей группы

тема: « Разрезные картинки — дома и детском саду»

Разработала воспитатель Феденева Юлия Витальевна

Уважаемые родители! Интересным вариантом дидактических игр являются разрезные картинки, об этом мы сегодня поговорим. Но сначала хочу спросить вас, используете ли вы такую игру со своими детьми и внуками? Где берёте картинки? Как ведут себя дети в игре?

Разрезная картинка

— это картинка
,
разрезанная по прямым линиям на разное количество частей. Ребенку не надо думать о форме частей, и он может сосредоточиться только на изображении.

Цель разрезных картинок:

Научить ребенка составлять целое из нескольких частей. В процессе игры с картинками ребенок знакомится с окружающим миром, расширяет словарный запас, активизируется речь, развивается логическое мышление, мелкая моторика.

Когда малыш собирает рисунок, он должен представить то, что он собирает, какой образ у него получится. В этом случае куски он должен соотносить с изображением так, чтобы ему было отведено правильное место. В противном случае не получится иллюстрация. От детей это требует сосредоточенности, серьезности, внимательности.

При складывании разрезных изображений малыш начинает осознавать предметную целостность, составлять иллюстрацию из частей. У него тренируется память, развиваться мышление, ориентировка в пространстве. Рисунки прекрасно влияют на усовершенствование мелкой ручной моторики. Закрепляя знания о предметах и явлениях, собирая целое из кусочков, формируется цель игры разрезные картинки.

От простого к сложному

Сначала лучше применять самые простые рисунки с маленьким количеством отдельных кусков. Изображение должно быть знакомо малышу. Хорошим вариантом являются две похожие картиночки, одна из которых поделена на 2 части. В этом случае одна может быть образцом.

После того, как ребенок освоит эту забаву, пример картинки ему не будет нужен. Для этой игры пригодятся рисунки из раскрасок или старых книжек. Намного интереснее будет, если нарисуете их сами. Используйте яркие, но не раздражающие цвета.

Сначала разрежьте изображения на две, далее на три детали. Затем количество кусков увеличивайте постепенно тогда, когда ребенок складывает самостоятельно предыдущий рисунок. Вы должны знать, что число собираемых элементов возрастает, а их размер уменьшается. Бывают случаи, когда малыш складывает картинки с крупными кусками легче.

Очень часто в детском саду я привлекаю детей старшего возраста к изготовлению таких игр для ребятишек помладше, дошколята с удовольствием мне помогают. Но при этом я преследую свои цели, моя задача не только привлечь ребёнка к художественному труду, а ещё и научить резать бумагу, развивая при этом ручки и пальчики детей. Игра разрезные картинки имеет широкое применение в логопедической деятельности с дошколятами средней, старшей группы. С ними занимается логопед и применяет в своей работе эти игры. В каждом возрасте, начиная с 1,5 – 3 и продолжая до 7 лет, ребенку очень интересна эта забава, поскольку с помощью нее он познаёт азбуку, игрушки, профессии, транспорт и т.д

Методика «Разрезные картинки»

Исследуется уровень развития целостного восприятия предметной картинки.

Стимулъный материал’,

картинки, разрезанные на части с разной конфигу­рацией разреза.

Нормативы.

разрезная картинка из 2-х фрагментов — 2,5-3 года;

разрезная картинка из 3-х фрагментов — 3-3,5 года;

разрезная картинка из 3-5 фрагментов — 4-5 лет;

разрезная картинка из 5-8 фрагментов — 5-6 лет

Ход исследования:

Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получи­лась целая. Возможен предварительный показ.

Анализ результатов:

8) совершает целенаправленные действия;

9) соединяет части без анализа полученного целого;

10) прикладывание с разворотом;

11) зрительное соотношение частей без прикладывания. Уровни выполнения задания:

• Высокий уровень — выполнение задания зрительным соотнесением. Допустимы 1-2 практические пробы в случае 6-фрагментной картин­ки.

• Средний уровень — выполнение задания путем ошибок, прикладывания (3-6-фрагментных).

• Низкий уровень — составление с многочисленными неадекватными пробами или картинка не складывается.

Сенсорный уровень действий —

складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой-нибудь признак.

Перцептивный уровень

— ориентируется на какой-нибудь признак размера, цвет, форму, но собирает с ошибками.

Операциональный (умственный) уровень перцептивных действий —

быстрое зрительное соотнесение. Особенности освоения детьми различных видов вос­приятия, причины нарушения восприятия даются в Приложениях 3.4.1.,3.4.2.

Конструирование их палочек

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 го­да), образцу (с 4 лет), по памяти.

Стимульный материал:

2-6 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования:

Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить за­дание по образцу.

Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»).

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величи­ны, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадек­ватным);

2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года — показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

Стимульный материал:

мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы:

2,5 — 3 года — понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется;

3,5-4 года — выполняет все задания.

б) 4-6 лет — показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, вни­зу, впереди, сзади.

в) Речевой вариант пробы Хэда.

1) Простая ориентировка (4-6 лет).

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет — прекращают.

2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой — за ле­вое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы:

выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины наруше­ния восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2).

Дидактическая игра «Составь картинку»

Дидактическая игра «Составь картинку»

Цель: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста.

Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части.

Ход игры:

Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.

Дидактическая игра «Белый лист»

Цель: развивать восприятие формы предметов у детей 3 – 5-летнего возраста, а также развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными фигурами, часть закрашена зелёным цветом, набор фигур белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги.

Ход игры:

Предложить детям закрыть белыми фигурами зелёные фигуры на листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет можно несколько усложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребёнка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зелёную фигурку.

Дидактическая игра «Узнай предмет»

Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины у детей 4 – 6 лет.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры:

Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы:

а) Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зелёные большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты.

Дидактическая игра «Найди такой же предмет»

Цель: развивать восприятие формы у детей 4 – 6 лет.

Оборудование: картинки с изображением эталона лампы и ещё несколько рисунков ламп различной формы.

Ход игры:

Ребёнку предлагаются картинки, среди которых он должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок даётся только 30 секунд. После этого ребёнок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант позволит развивать не только восприятие ребёнка, Нои память, и внимание.

Предлагают ребёнку внимательно посмотреть на лампу.Среди других ламп найти такую же.

Дидактическая игра «Цвета»

Цель: развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного и т.д.). Повторять предметы не разрешается.

Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.

Д/и «Узнай, кто нарисован».

Цель: учить детей осуществлять проекцию объёмного предмета на плоскость, узнавать тело человека по контурному и силуэтному изображению, закрепить умение называть и показывать основные части тела, их пространственное положение.

Оборудование: большой лист ватмана, чёрный маркер.

Ребёнка кладут на ватман, обрисовывают его тело маркером, затем ребёнок встаёт. Далее, педагог вместе с детьми рассматривают контурное изображение тела. После этого можно предложить рассмотреть силуэтное изображение различных людей на карточках.

Д/и «Нарисуй по трафарету».

Цель: закреплять умение обводить по трафарету изображение человека, прослеживать линию, выделять основные части тела, их форму, величину, пространственное положение, совершенствовать двигательную память.

Оборудование: трафареты с изображением человека, листы бумаги, фломастеры.

Д/и «Составь целое из частей».

Цель: учить детей составлять целое изображение из его частей, закрепить пространственное положение, развивать целостное восприятие.

Оборудование: лист ватмана с уже нарисованным контурным изображением тела ребёнка разрезанный на части (по частям тела).

Д/и «Палка, палка, огуречек….».

Цель: учить составлять схематичное изображение человека из счётных палочек, закрепить названия частей тела, их пространственное положение.

Оборудование: набор счётных палочек, образец.

Д/и «Найди на картинке».

Цель: закрепить умение выделять изображение человека из многообразия других предметов, фиксировать взгляд на изображении, узнавать и называть его словом.

Оборудование: сюжетная картинка.

Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: закрепить знания о разных видах игрушек, их форме, величине; развивать умение их зрительно обследовать, выделять основные части, дополнять зрительную информацию представлениями, полученными различными анализаторами.

Оборудование: мешочек из ткани, игрушки (собака, кукла, пирамидка, машинка, юла и др.).

Д/и «Оденем куклу»

Цель: учить детей узнавать и называть предметы одежды, практически действовать с ними, получая дополнительную информацию через осязательный анализатор, выделять части одежды (рукав, карман, пуговица, воротник и др.), определять цвет, форму, величину, пространственное положение частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица и т.д.).

Оборудование: предметы натуральной одежды и кукольной (майка, трусы, платье, носочки, пальто, шапка, шарф и др.), кукла.

Дидактическая игра «Составь картинку»

Цель: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста.

Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части.

Ход игры:

Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку.

Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]