Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки такой игры своему малышу, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на деток постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы, чтобы она соответствовала интересам именно нашего ребёнка. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры малышу мало, ему нужно развиваться в разных направлениях. Но вы вполне сможете и сами сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.
Такие игры уникальны и эксклюзивны. Они хранят тепло маминых рук и сделаны именно для ее малыша. А если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее. Итак, мамы, за дело!
Для детей от года до трёх
Поделки развивающие мелкую моторику рук сыграют немаловажную роль в мышлении, возможности анализировать и рассуждать. Когда речь идёт о малышах, которые только недавно начали самостоятельно ходить, важно учитывать, что их усидчивость минимальна.
А способность правильно держать и управлять карандашом или ножницами в руках или лепить фигурки из пластилина настолько редка в повседневной жизни, что приравнивается к чему-то особенно восхищающему. Именно поэтому малыши делают поделки под пристальным присмотром взрослого.
Цель взрослого при совместном рукоделии – это направить, дать идею и предоставить необходимые инструменты, материалы. На протяжении работы взрослый должен не просто показывать, что и как делать, но и обговаривать все совершающие действия. При этом чётко озвучивая все наименования и названия процессов.
Про доскональную правильность, ровность и красоту в работе с годовалыми можно забыть. Главное, чтобы такая форма общения приносила положительные эмоции обоим, и возникало желание продолжать.
На просторах интернета можно найти множество фото развивающих поделок, вид которых воодушевит на творение, их создание. При этом материалы используются самые разнообразные, начиная от листьев, веточек, бумаги и до специализированной атрибутики.
Дидактические пособия своими руками для детского сада
Применение универсального пособия психологической направленности «Лукоморье» в предметно-пространственной среде разновозрастной группы ДОУ
Принимая к сведению проект «Особенности организации образовательной деятельности в разновозрастной группе» и в целях реализации одной из задач проекта по разработке развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе ДОУ с учетом особенности организации и содержания образовательной деятельности рекомендую обогатить среду групп универсальным пособием психологической направленности «Лукоморье».
Дидактическое пособие «Лукоморье»
Направлено на развитие психических функций и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Содействовать формированию познавательных процессов — восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.
- Способствовать развитию точности движений пальцев рук.
- Побуждать ребёнка работать по инструкции педагога.
- Способствовать развитию эмоциональной сферы и формированию коммуникативных навыков ребёнка.
Категория участников: дети с 4-7 лет.
Форма работы: индивидуальная и/ или подгрупповая.
Пособие полифункционально, его можно разместить в любой зоне группы, можно применять как вертикально, так и горизонтально.
В горизонтальном положении одновременно может быть задействовано до восьми человек. Можно создавать единую картину, работать на разных частях пособия в разных направлениях. В пространстве кроны могут работать сразу несколько детей. При работе с пособием соблюдается принцип обучения от простого к сложному.
Пособие выполняет несколько функций: обучающую, развивающую, коррекционную и диагностическую.
Работа с пособием выстроена по принципу развивающего обучения. Видя пример старших детей, младшие — более легко осваивают программный материал. Возможность во время занятий обмениваются мнениями и впечатлениями, позволяет получать разносторонние знания детям. Работая в парах, старшие дети обучают более младших.
С помощью пособия можно оценить уровень знаний и умений детей, сформировать подгруппы детей с учетом умственных и психологических особенностей и спланировать занятия с различным уровнем сложности.
Работа с дидактическим пособием в подгруппе проводится по принципу командной игры, тем самым формируя чувство ответственности и желание помочь друг другу. Старшие дети стараются быть примером для младших — показывают свои знания, навыки, способы выполнения заданий. Что позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение, что вместе легче решаются любые задачи.
Пособие позволяет диагностировать эмоциональное состояние детей в начале занятия и в конце, уровень самооценки, особенности оценивания сверстниками друг друга и совместного труда. Пособие способствует развитию эмоциональной сферы и формированию коммуникативных навыков дошкольников.
Работа с дидактическим пособием позволяет педагогу найти индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом желаний и интересов самого ребенка. Пособие можно применять для коррекции психических процессов у дошкольников, оно способствует развитию воображения и творчества.
Начало занятий я предлагаю начать с введения:
Ребята, я приглашаю вас в волшебную страну «Лукоморье». Здесь всё можно сделать самому. Самому сплести из ниток, резиночек и шнурочков солнышко, тучки и даже дерево. Дерево не простое, а волшебное! И растут на нём не листочки, а геометрические фигурки, картинки, камушки и даже настроения. Вот какая необыкновенная страна! Предлагаю скорее отправиться в волшебное путешествие.
Занятие можно начинать с ритуала вхождения. «Посмотри на нашу страну. Чего здесь не хватает? Правильно. Нет кроны у дерева. Давай её сделаем сами. Возьмём волшебный клубочек и чудесной нитью сформируем крону нашего дерева». Педагог показывает, как надо работать, и ребёнок продолжает самостоятельно. Если это несколько детей, то каждый участвует в формировании кроны по очереди. После 2-3 занятий детям предоставляется возможность сформировать крону по своему желанию.
Перечень игр: Какой фигуры не стало. Какой картинки не стало. Найди лишнюю фигуру. Найди лишнюю картинку. Продолжи ряд. Назови одним словом. Разложи по размеру. Назови соседа. Сделай по инструкции. На какую геометрическую фигуру похож камешек. Заполни геометрические формы. Выложи геометрическую фигуру из частей. Выложи контур фигуры. Ориентация в пространстве. Слова наоборот. Непохожая фигура. Волшебные резиночки. Волшебная нить. Заполни форму. Моё настроение. Изобрази эмоцию. Замени эмоцию. Собери эмоцию. Дерево дружбы.
Это лишь небольшой перечень игр, которые можно применять с помощью пособия «Лукоморья» и педагоги могут расширить область его применения.
В целом дидактическое пособие «Лукоморье» способствует гармоничному всестороннему развитию детей разновозрастной группы.
Для детей от трёх лет
Большинство детей идут в детский сад в три года. В этом возрасте они уже более самостоятельные, поскольку многое умеют делать сами: рисовать конкретные предметы, вырезать элементы с прямыми сторонами.
Мелкая моторика развита уже довольно-таки неплохо. В связи с этим они способны справиться с более сложными поделками. На первых этапах могут возникнуть сложности, но с каждым разом будет получаться всё лучше. Движения станут более гармоничными и уверенными.
Развивающие поделки в детский сад могут быть выполнены из различного материала: бумаги и картона, пластилина, блёсток и мелких бусин, перьев, шишек и желудей. Работа с мелкими элементами помогут в будущем с практичными вопросами, такими как завязывание шнурков, застёгивание пуговиц на кофточке и так далее.
Игрушки своими руками для детей до года
На полках магазинов можно найти много развивающих игрушек. Но давайте проясним, что же такое развивающая игрушка.
Развивающей считается та игрушка, с помощью которой ребенок учится чему-то новому. Можно сказать, что каждая игрушка развивающая.
Ведь даже самая простая погремушка научит малыша управлять руками, понимать, откуда раздается звук. Чтобы развивать способности своих детей, необязательно покупать дорогостоящие забавы. Можно сделать простые и полезные игрушки. Например:
- Развивающий куб. Каждая сторона такого куба изготавливается из различных поверхностей: гладкая, шершавая, шелестящая, тканевая, из пряжи. Можно добавить цветочки, кармашки, аппликации, все, что подскажет ваша фантазия. Кубик будет интересен детям до год.
- Фигуры. Из картона и цветной бумаги можно сделать игрушку с фигурами. Ребенок будет знакомиться с цветами, формами. Также развивается моторика пальцев. Игрушка от года до двух лет.
- Развивающая доска. Понравится детям от мала до велика. Благодаря ей развивается логика, мелкая моторика. Малыш может надолго увлечься изучением всех деталей этого чудо-приспособления.
Для детей от 6 лет
Для ребят постарше, которые умело управляются с ножницами и другими инструментами, можно предложить для создания развивающие поделки из фетра. Такой вариант работы особенно интересен.
При этом создаётся нечто особенное, не похожее на остальные экземпляры. Это может быть новогодняя игрушка на ёлку, кукольный театр или подставка на кухонный стол. Такое творение может долго прослужить создателю или стать практичным подарком для друга.В процессе происходит закрепление навыков работы с ножницами, развивается взаимодействие с иголкой, ниткой и дополнительными материалами. А также тренируется мелкая моторика на более высоком уровне, совершенствуется художественный вкус и улучшается терпение, усидчивость.
Малышовая викторина
Главное в этой игре-развивалке — вертящаяся стрелка. Вырежьте ее из плотного картона. Затем в центре картонного листа проделайте отверстие и вставьте в него винтик. На винтик накрутите гайку, сверху наденьте стрелку и закрутите еще одной гайкой. Верхнюю гайку закручивайте не туго, чтобы стрелка могла свободно вращаться. Игровое поле готово. Разложите по кругу карточки с изображенными на них предметами (животные, цветы, фрукты, мебель, одежда и т.п.). Теперь вращайте стрелку и смотрите, на какую картинку она покажет. Пусть крошка скажет, что нарисовано на картинке. А вы в дополнение можете рассказать об этом предмете что-нибудь интересное.
Точно так же можно учить и буквы или склады. Если стрелка указала на знакомую букву, малыш ее называет. Если буква не знакома, называете ее вы. Можно крутить стрелку по очереди и по очереди называть буквы. На карточках могут быть изображены цифры, цвета, геометрические фигуры, породы собак и все, с чем вы захотите познакомить малыша. Для ребятишек постарше немного усложните задачу, предложив называть материал, из которого сделан предмет на картинке (это стакан, он из стекла) или, скажем, пользу, которую приносят домашние животные (это коровка, она дает молоко).
Для того, что бы активизировать речь крохи, разложите по кругу фотографии, где нарисован малыш за разными занятиями. Пусть ребенок пояснит, что он делает на той или иной фотографии: «Это Лиза гладит кисю. Это Лиза в зоопарке. Это Лиза и бабушка…»
Советы для успешной работы
Прежде чем приступить к выполнению выбранной работы стоит прислушаться к следующим советам:
- Заранее подготовить все требуемые материалы.
- Ножницы для детей должны быть в первую очередь безопасными, поэтому подойдут только с закруглёнными концами.
- Подумать о защите рабочей поверхности. Лучше покрыть её клеёнкой, а для лепки положить специальные пластиковые доски.
- При рисовании красками стоит следить за тем, чтобы вода была не сильно замутнённая. По завершению рисунка хорошо закрыть краски для предотвращения их высыхания, и хорошо вымыть руки.
- При лепке, если нет цели высушить материал, нужно его завернуть в подходящий материал: глину – в лоскут влажной материи, пластилин – в обычную бумагу.
- Фломастеры должны храниться с хорошо закрытыми колпачками.
- Карандаши хорошо заточить точилкой.
Игрушки из коробок своими руками для детей
Дети очень любят играть в домиках. Там у них кипит целая жизнь. Там они укладывают кукол спать и почти живут сами. Там же они готовят еду своим игрушечным друзьям. Можно сделать из большой картонной коробки домик.
Кроме этого, можно сделать детскую кухню.
Многие в детстве хотели побывать в телевизоре. Можно подарить своим детям такую возможность, сделав картонный телевизор.
Примеры
Далее предложено несколько вариантов развивающих поделок для детей разного возраста. Их можно выполнять как дома, так и в группе детского сада.
Игрушки из дерева своими руками для детей
Игрушки из дерева экологически безопасные. Назвать простыми деревянные игрушки нельзя, ведь для их изготовления требуется умение и специальные инструменты. Но если у папы или дедушки золотые руки, то деревянные игрушки поселятся на полочке в вашей детской.
Деревянные игрушки многим кажутся неинтересными, но если их разукрасить, то из скучных они превратятся в яркие и веселые.
Ниже идеи для создания игрушек из дерева.
Акула из прищепки и бумаги
Необходимые материалы:
- прищепка;
- цветная бумага;
- клеевой пистолет;
- зубочистка;
- фломастер.
Ход работы:
- Вырезать из бумаги голубого цвета две детали: верхнюю часть акулы и нижнюю. На верхней нарисовать глазик.
- Из оранжевой бумаги вырезать маленькую рыбку. Такую, чтобы помещалась в рот акуле.
- От зубочистки отрезать небольшую палочку и к её верху приклеить оранжевую рыбку. А свободную часть палочки приклеить с края внутренней стороны нижней части акулы.
- Взять прищепку и приклеить к её концам голубые детали, чтобы получилась акула. Выйдет, что при раскрытии прищепки, акула начнёт открывать рот, а рыбка пробовать ускользнуть. Но при закрытии она снова будет съедена хищной рыбой.
Видео: Простая развивающая игрушка из бутылок
Игрушки подбирайте по возрасту. Как двухлетнему малышу вряд ли будут интересны погремушки, так и малышу до года не понравятся более замысловатые игрушки, требующие смекалки.
Какие же игрушки подойдут детям до года? Самые простые:
- Маленькие книжки
- Кубики
- Текстильные мячи
- Игрушки с зеркалом
Основные требования к игрушкам:
- Безопасность. Мелкие детали должны быть хорошо закреплены. В этом возрасте дети все тянут в рот.
- Яркость. Пестрые цвета рекомендованы психологами для такого раннего возраста.
- Простота. Не следует усложнять игрушку. Малышу в таком возрасте достаточно до пяти различных фактур.
Пещера
Понадобится:
- толстый картон из-под коробки;
- большой лист бумаги;
- клеевой пистолет.
Пошаговая инструкция:
- Из картона вырезать три элемента: основу произвольной формы и две кривых дуги разного размера.
- Установить дуги перпендикулярно к основанию и зафиксировать горячим клеем.
- Бумагу смять и накрыть ей получившуюся конструкцию, оставив с одной стороны вход.
- Объёмная эффектная поделка готова. Внутрь можно поместить фигурки животных, расположив их на кучке соломы или на гальке.
Игрушки из картона своими руками для детей
Если вооружиться картоном, клеем, ножницами, цветной бумагой и безграничной фантазией, можно создать целые шедевры. Пример на следующем фото.
Кажется, что картон непрочный материал, поэтому игрушки из него недолговечны. Однако стоит правильно использовать картон, добавить другие элементы, и получится довольно-таки прочная игрушка.
Из картона можно делать паровозики, зверушек, машинки и другие игрушки, которые понравятся вашему малышу.
Мышка из втулки
Необходимые инструменты и материалы:
- втулка;
- картон;
- цветная бумага;
- краски;
- клей;
- ножницы.
Ход работы:
- Раскрасить втулку в серый цвет и дать высохнуть. Это будет туловище мышки-норушки.
- Из серого картона вырезать уши и лапки.
- Во втулке сделать надрезы, чтобы в них зафиксировать картонные элементы.
- Из розовой бумаги вырезать овал — и приклеить к основе. Это будет животик.
- Осталось нарисовать глазки с ресничками, носик и два зубика.
Развивающие поделки для малышей могут стать хорошими помощниками в изучении многих тем. Например, при изучении фигур можно сделать комод из спичечных коробков и каждый обозначить определённым значением: круг, треугольник, квадрат. Затем вырезать данные фигуры из цветного картона. Так ребёнок научится не только вырезать простейшие фигуры, но и правильно их сортировать.
Как сделать «Ходилки-бродилки» для малыша
Игры-ходилки с кубиком и фишками — неизменный хит малышовых настольных игр. Вот только все те игры, которые можно купить, не подходят для карапузов, не умеющих считать до шести. Но если ваш кроха уже различает один и два, вы вполне можете модифицировать любую игру. Сделайте новый кубик, на трех гранях которого будет одна точка, а на трех остальных — две. Такой кубик позволит вам играть в любую покупную игру, ведь передвигаться нужно будет лишь на один или два шага вперед, а с этим малыш справится. Но будет еще интереснее, если вы вместе с ребенком придумаете и сделаете свою собственную игру. Ее тема зависит от интересов малыша. Может, это будет подводная одиссея, может, авторалли, а возможно, веселые приключения с любимыми мультгероями. На листе бумаги (лучше, если он будет большой), нарисуйте дорожку с кружочками (их можно сделать при помощи трафарета). Это ваш основной путь. Теперь оформите игровое поле по своему усмотрению. Можно рисовать от руки. Можно наклеить картинки из старых книжек, прочитанных детских журналов. Если не хотите долго мудрить, купите наклейки с героями мультфильмов. Маленьким принцессам наверняка понравится самодельная игра о любимой кукле Барби. Благо, наклеек с ней продается предостаточно. А если вы потратите еще чуть-чуть времени и сделаете карточки с заданиями, то игра может стать по-настоящему захватывающей. Для этого покупаете пачку бумаги (лучше картона) для записей и на каждом листочке пишете какое-нибудь задание: отгадать загадку, ответить на вопрос, рассказать стишок, изобразить при помощи пантомимы какое-нибудь животное и т.п. Если ваш малыш активно увлечен математикой, задания могут быть математическими. Если именно сейчас учитесь читать — это могут быть игры с буквами, слоги и слова для чтения. Хорошо, если все задания будут так или иначе связаны с сюжетом игры. Теперь на игровом поле цветным фломастером помечаем некоторые кружки. При попадании фишки на любой из них игрок вытаскивает карточку из пачки и выполняет задание. А может, вы придумаете игру-коллаж на основе семейных фотографий о похождениях вашей семьи? Или игру о самом малыше, о его распорядке дня? Уж поверьте, такая забава будет самой любимой, куда лучше любой, даже самой замечательной и красочной покупной. А вот еще несколько простых идей для игр-ходилок.
За сокровищами! Эту необычную и захватывающую игру сделать очень просто. Она не только развлечет в ненастный денек, но и поможет малышу освоить начальный счет. Белый лист бумаги (лучше побольше) раскрасьте красками в два цвета: одна треть желтая (это песчаный берег) и две трети — синие (это море). По морю, параллельно берегу, нарисуйте синие линии-волны количеством 10-12. Отметьте на отдаленной от берега стороне моря «порт». Это будет линия старта. Для игры вам пригодятся мелкие ракушки, камешки, монетки. Разбросайте их на «берегу» (это сокровища). Теперь нужно склеить из бумаги кубик с точками от одной до трех (противоположные грани содержат одинаковое количество точек.) Фишками в игре будут выступать кораблики (внутренняя часть спичечных коробков). Их можно раскрасить и сделать бумажные паруса на мачтах из зубочисток, которые можно воткнуть в кусочек пластилина. Итак, начинаем игру. Кораблики игроков выстраиваются в пору. Бросаем по очереди кубик и передвигаемся на нужное количество волн. Добравшись до берега, загружаем в кораблик одно из «сокровищ» и точно так же возвращаемся в порт. А затем опять отправляемся в плавание. В конце игры пересчитываем свои трофеи и определяем победителя. В эту веселую игру-соревнование особенно интересно играть с компанией малышей или всей семьей.
Забавные цвета. Если ваш малыш именно сейчас знакомится с цветом, сделайте на игровом поле чередующиеся кружочки шести цветов. У кубика, соответственно, должны быть цветные грани. Какой цвет выпал на кубике, на такой кружочек и переставляем фишку. Сначала малыш научится сопоставлять одинаковые цвета, а потом запомнит и их названия. Рядом с цветными кружочками можно нарисовать и предметы соответствующих цветов: желтый цыпленок, красный помидор, зеленый огурец и т.п.
Нескучный английский. Игра-ходилка станет хорошим помощником и в изучении английских слов. Просто наклейте на игровое поле одну за другой всевозможные картинки (можно использовать все те же наклейки или вырезки из журналов), бросайте кубик и передвигайтесь фишкой по ним. На какой картинке остановились, то слово и назвали по-английски. Точно так же можно учить и русские (украинские, английские) буквы. Рисуете на игровом поле кружочки с буквами. Остановились на букве — вспомнили ее название.
«Му-му», «гав-гав». На игровом поле могут быть и картинки с животными. Остановилась фишка на собачке — малыш говорит: «гав-гав». Попали на мишку — грозно порычали. Ребенку постарше предложите назвать животное или рассказать о нем что-нибудь: дикое или домашнее, где живет, чем питается, какая у него шерсть, хвостик, ушки и т.д. Подобным образом можно знакомиться не только с животными, но и растениями, транспортом, динозаврами, породами собак, словом, всем тем, что вызывает у ребенка интерес.
Фото развивающих поделок
0
Игрушки из ниток своими руками для детей
Если вы умеете вязать, то обязательно свяжите ребенку мягкую игрушку. Сделанное своими руками изделие особенно дорого. Может это будет любимый персонаж ребенка.
Или просто забавные зверушки.
Необязательно вязать животных, можно связать мягкие мячики. Внутрь положите гречку или фасоль.
Чтобы сделать игрушку из ниток, необязательно уметь вязать. Можно смастерить кукол из ниток.
Интересно: когда не было такого разнообразия игрушек, как сейчас, дети играли куклами из ниток.
Игрушки из носка своими руками для детей
Для создания игрушек своими руками подходят любые подручные материалы, даже носки. Казалось бы, какие игрушки могут быть из носков? Но можно сделать очень даже красивые и интересные игрушки из носков.
Картинки игрушки своими руками для детей
С помощью развивающих карточек можно выучить цвета, формы, животных.
Сделать карточки своими руками очень просто. Распечатайте готовые шаблоны, разукрасьте и изучайте.
Можно распечатать готовые картинки.
Можно сделать пазлы.
Мягкие игрушки для детей своими руками
Если у вас есть небольшие отрезки ткани, утилизируйте их с умом.
Например, сшейте простые мягкие игрушки своими руками.
Мягкая большая сова может быть не только игрушкой, но и подушкой.
Перед тем, как вручить ребенку готовую игрушку, проверьте еще раз: все ли детали крепко пришиты, не ли элементов, которые могут поранить. Играйте вместе с детьми, развивайте в своем ребенке личность.
Простая игрушка своими руками для детей
Если нет желания проделывать сложную работу, можно сделать очень простую, но полезную игрушку.
Необходимые материалы:
- Два отрезка фетра
- Мел
- Ножницы
Мастер-класс:
- На одном прямоугольнике фетра нарисуйте различные фигуры
- Из другого отрезка фетра вырежьте эти же фигуры
Развивающая игрушка готова. Попросите ребенка найти соответствие.
Игрушки из помпонов своими руками для детей
Игрушки из помпонов мягкие и приятные на ощупь. Их легко можно сделать своими руками. Сделайте игрушку из помпона вместе с ребенком, детям от двух лет такое занятие придется по душе.
Можно купить готовые помпоны или сделать их самостоятельно из пряжи.
Поделка игрушка своими руками для детей
Если есть желание сделать оригинальную игрушку своими руками, сделайте яркую книжку с разными фактурами.
Необходимые материалы:
- Ножницы
- Нитки
- Лоскутки ткани
- Пуговицы
- Фурнитура
- Синтепон, фольга
Мастер-класс:
- Определитесь с размерами и количеством вашей книги. Вырежьте два прямоугольника из одинаковой ткани
- Сшейте края, один край пока не сшивайте. Вставьте внутрь отрезок синтепона или фольгу. Затем сшейте последний край. Это будет один разворот вашей книги
- Сделайте остальные страницы
- Сложите их в книгу и прострочите посередине
- Украсьте страницы по своему усмотрению: пришейте шуршащие элементы, мягкие кусочки ткани, пуговицы или другие элементы.