Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования


Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования 1.Актуальность. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений — ключевые понятия для периода дошкольного возраста. Мелкая моторика

— это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является
изобразительная деятельность
. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности.
В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно — образовательного характера. Наблюдая за деятельностью детей младшего возраста в непосредственно — организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность. В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Несмотря на то, что для работы по развитию мелкой моторики в группе создана соответствующая развивающая среда: разнообразная наполняемость материалами центра сенсорики: (мозаика, втулки, пирамидки, втыкалочки различные дидактические игры и др.), центра строительства (конструкторы, напольная мозаика, разно фактурные игрушки бросовый материал и др.), театрально — музыкального центра (пальчиковые театры, дергунчики, разно фактурные куклы и др.), результаты диагностики для определения уровня развития мелкой моторики детей не смогли удовлетворить ожидания от использования представленного материала. Уровень развития мелкой моторики детей повысился на незначительное количество процентов. Поэтому созрела необходимость уделить внимание данной проблеме.
2.Теоретическое обоснование.
Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Т.С. Комаровой, Б.М. Теплова и др. Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин). Н.А.Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.
Мелкая моторика
— совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру.
Их можно условно разделить на несколько групп
:
игры на развитие тактильного восприятия
,
игры с водой и песком
,
фольклорные пальчиковые игры
,
упражнение с предметами
,
игры на выкладывание
,
игры на нанизывание
,
игры с конструкторами
и т.д. Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д. Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей… Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи». Интерес к детскому рисунку возник в 80-х годах XIX века, и ученые разных направлений продолжают его изучать по настоящее время. Анализируя детские рисунки, искусствоведы ищут подтверждение своим концепциям. Педагоги намечают наиболее эффективные пути обучения и воспитания дошкольников. Психологи, используя метод качественного и количественного анализа не только рисунка, но и самого процесса изображения, изучают общие и индивидуальные особенности детей. Врачи, психотерапевты считают, что процесс рисования положительно влияет на центральную нервную систему, оказывает психокоррекционное воздействие на ребенка. Он тесно связан со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти (Т.С. Комарова и др.). В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки). Происходит развитие наглядно — образного и словесно — логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать?, что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.д.
Нетрадиционное рисование — искусство изображать, не основываясь на традиции.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально — благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Таким образом, теоретический анализ литературы по теме помог сделать следующие
выводы
:

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
  • Развитие мелкой моторики — это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук.
  • Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка.

Методологическое содержание работы.

В результате изучения различных авторских методик раннего развития детей и психологических особенностей детей 2-3 лет, построила систему работы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования. При работе над системой опиралась на уже существующие разработки Комаровой Т.С. и Гербовой В.В., Лыковой А.И. по изобразительной деятельности.
Цель работы:
создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Основные задачи:

  • Развитие и укрепление мелкой моторики.
  • Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
  • Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
  • Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Ожидаемые результаты:

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно — образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно — образовательной и самостоятельной деятельности.

Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется с подгруппой детей. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному». Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру. Блок 1 — «Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком» ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. «Рисование ладошкой»: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается. «Точечный рисунок» ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.
Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:
«Оттиск печатками из пробки или ластика» Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка. «Печать по трафарету» Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет. «Кляксография обычная» Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. «Кляксография трубочкой» Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. «Оттиск смятой бумагой» Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. «Точечный рисунок» Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. «Набрызг» Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. «Отпечатки листьев» Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. «Поролоновые рисунки» Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). «Тычок жёсткой полусухой кистью» Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. «Рисование мелками» Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает. «Разрисовка маленьких камешков» Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой — под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска — и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину. «Метод ниткографии» Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной — совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию. «Рисование на мокрой бумаге» Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой — рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. «Учимся делать фон» Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске. Блок 3 – «Использование смешанных техник»: «Коллаж» Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. «Рисуем с помощью открыток» В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему. «Тканевые изображения» В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки. «Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги» В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет. «Восковые мелки или свеча+акварель» Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным. Структура игровых занятий может выглядеть так:

  1. Утренний круг, включающий в себя мотивацию детей, пальчиковую гимнастику (речевую игру, дыхательную гимнастику и др.).
  2. Художественно – изобразительную деятельность.
  3. Итоговый круг, включающий в себя, поощрение детей, высказывание детей по работе, пальчиковую гимнастику и др.

Для реализации поставленных задач, предполагаю тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Работа с родителями предусматривает:

оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок — передвижек, информационных стендов, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение группы бросовым материалом, выставки детского творчества и др. Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, показ открытых мероприятий по теме, и др.
Заключение.
Таким образом, при изучении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно — двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук. Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. В группе по возможности постаралась создать условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Используемая литература:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006 г.
  2. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
  4. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  5. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
  6. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  7. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
  8. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007 г.
  9. Материалы сети Интернет.

Введение

Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т. к. фантазия детей даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами. Для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста. Да как много различных способов для самовыражения маленького фантазёра!

Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять, по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства.

Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.

Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает», «ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может».

Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.

При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением почти всех детей.

Тем самым ребёнок набирается опыта изо — деятельности:

• Учится быть оригинальным

• Учится использовать средства выразительности

• Учится давать оценку своей и чужой деятельности

• Учится проявлять инициативу, самостоятельность

• Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Актуальность данной проблемы

В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Актуальность определена следующими проблемами:

1. Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

4. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.

Исследования российских педагогов и психологов Е. А. Флериной, Н. Г. Сакулиной, Е. И. Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование является неотъемлемой частью развития ребёнка.

Развитию творческих способностей дошкольников уделяется достаточное внимание в комплексных образовательных программах. Одна из них программа «Развитие», разработанная Учебным Центром Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко и др., которую мы используем в практике работы с дошкольниками. Авторы программы предлагают через реализацию задач раздела «Изобразительное искусство» знакомить детей с традиционными способами рисования. Содержание данной программы не имеет вариативности, присутствует однотипность программного содержания НОД, а также постоянство в использовании художественных средств. Это ограничивает возможность активно развивать у детей творческие способности и умения нетрадиционно мыслить, создает определенную шаблонность деятельности. Современному же обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Для полноценной реализации задач на современном этапе необходимо определить и использовать в работе с детьми новые эффективные формы совместной деятельности, способствующие формированию творческой личности в современных условиях.

В связи с этим, использование нетрадиционных изобразительных техник, по нашему мнению, может выступать в качестве одного из важных средств развития творческих способностей наших воспитанников.

Результатами работы должны стать:

— Активность и самостоятельность детей в рисовании

— Умение находить новые способы для художественного изображения

— Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Цель и задачи данной работы

Целью нашей работы стало развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Добиться цели планировалось через реализацию следующих задач:

1. Создать условия в группе для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник

2. Познакомить детей с новыми способами для художественного изображения

3. Сформировать умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности

4. Организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Педагогические принципы

Свою работу мы строили с соблюдением следующих дидактических принципов:

• Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме, предусмотрен переход от простых заданий к сложным.

• Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально – ориентировочный подход и всестороннее развитие ребенка.

• Принцип связи с жизненным опытом. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка.

• Принцип наглядности наглядности выражается в том, что у детей более развито наглядно – образная память, поэтому мышление опирается на восприятие и представление. Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.

• Принцип поэтапности. Последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий.

• Принцип интеграции. Различные направления образовательной работы и виды деятельности детей. Реализуется через организацию различных форм деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей.

• Принцип научности. Дети получают знания о форме, цвете, композиции и т. д.

Методы и приемы обучения

В своей работе используем различные методы и приемы:

— метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

— игровой метод (это обыгрывание предметов, выполненного рисунка, незаконченных изображений, стихийное возникновение образов, использование развивающих игр). Использование игровых приёмов, сказочных образов, эффектов неожиданности помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество;

— метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

— метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.) — частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

— метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой);

— информационно – рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец и показ взрослого);

— эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы, т. е. предлагаем ребенку выполнить ребенку часть работы самостоятельно;

— исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества;

В основу нашей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, — немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Организация развивающей предметно – пространственной среды

В группе создана предметно – развивающая среда, которая опирается на принципы, выделенные в нашей работе. Уголок изодеятельности оснащен разнообразным изобразительным материалом, подобран наглядный и информационный материал. Созданы условия для творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами и способами рисования. Для систематизации работы нами так же изготовлены и размещены в функциональном помещении «Изостудия» дидактические игры, которые так же способствуют развитию творческих способностей детей. Их мы применяем в совместной и самостоятельной работе с детьми по реализации задач образовательной области «Художественное творчество».

Развивающая среда играет важную роль в развитии ребенка, поэтому при организации предметно – развивающей среды мы учитывали, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, было доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. В оснащении предметно – развивающей среды активно участие приняли родители. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчёски, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Организация процесса деятельности с детьми

В нашей работе использовали:

— комплексные занятия — расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

— комбинированные занятия — используются традиционные и нетрадиционные техники.

— коллективную и индивидуальную форму работы: детей радуют коллективные занятия, совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности – одни и те же чувства объединяют их. Коллективные изображения можно организовывать в разных возрастных группах.

— для самостоятельной деятельности мы стараемся приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляем детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Во многом результата работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому в совместной деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Творческая деятельность ребенка станет еще успешней, если педагог оценивает ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание мы уделяем обсуждению детских работ, обязательно вводим в практику анализ работ ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараемся оценивать достижения ребенка в соответствии с его же прежними, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

Развивая интерес к деятельности, мы стараемся предоставлять детям как можно больше самостоятельности, помогаем в выполнении поставленных задач. В данном случае мы не ставим задачу точно повторить образец, а с его помощью стремимся вызвать у ребенка желание творить самому, изменять, усовершенствовать.

Конспекты разрабатывала с учётом возрастных особенностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно- продуктивной деятельности дошкольников, придерживаясь примерного плана:

— создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры- драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижная игра);

— изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях показ приёмов изображения);

— доработка рисунка дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства — правильно подобранные нужные цвета, интересные детали); — рассматривание полученной работы (детским рисункам даётся только положительная оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).

Работа с родителями

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ, целью которых является демонстрация достижения детей. Проводятся консультации, на которых мы рассказываем родителям, как рисовать нетрадиционными техниками, для более глубокого ознакомления предоставляем им памятки о техниках нетрадиционного рисования. Так же организуются семинары – практикумы для родителей, где мы знакомим родителей не только с теоретическими основами нетрадиционных техник рисования, но и принимают активное участие в мастер – классах, с целью повышения своей компетентности.

Родители воспитанников заинтересовались нашей работой. Многие из них стали активными участниками педагогического процесса: участвуют в создании выставок совместного творчества, находят оригинальные идеи для творчества и охотно делятся ими с педагогами группы. Родители участвуют в оформлении предметно – развивающей среды, своими руками изготавливают материал для рисования (тычки, предметы для рисования из бросового материала и т. д.). Многие родители более бережно и с интересом стали относиться к продуктам детского творчества, экспонируют их дома.

Показателем повышения уровня заинтересованности родителей данным вопросом является и тот факт, что дети чаще стали заниматься дома с родителями. Приносят интересные работы и демонстрируют их воспитателям, сверстникам. Что несомненно, является так же отличным средством развития у них начальных ключевых компетентностей.

Вывод

Актуальность и результативность педагогического опыта по развитию творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования выражается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что – то не получится. Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен своим результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.

Развитию инициативы и самостоятельности детей способствовали созданные нами условия в изостудии для организации творческой деятельности с использованием нетрадиционных техник. Это способствовало

более успешному знакомству детей с новыми способами художественного изображения. Нами были сформированы и закреплены умения детей передавать в работе свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах, а так же способствует проявлению инициативности и самостоятельности детей. Наш опыт работы показал, что знакомство с техниками изображения доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно выполнять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, демонстрируя свой успех.

Литература

1. Алексеевская Н. «Озорной карандаш» Москва, Лист, 1998

2. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

3. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

4. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998

5. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005

6. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

8. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)

9. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

10. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»

11. Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество»

12. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду»

13. Копцева Т. А. Методические рекомендации к программе «Природа и художник» Москва, 1994

14. Копцева Т. А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994

15. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004

16. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз — Дидактика,

17. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»

18. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992

19. «Разноцветные песенки: творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности» Псковский вольный институт сайт

20. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М. М.

Обобщение

Темой моего опыта работы является «Развитие мелкой моторики рук в ДОУ через нетрадиционную технику рисования»

Развитие в наших детях качеств творческой личности — одна из важнейших задач современного ДОУ. Творить вместе с детьми, уважать решения детей – вот главная задача родителей и педагогов. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно, в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие личности ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, наиболее доступным видом работы с детьми является изобразительная деятельность, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество и имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Во время работы, я столкнулась с проблемой, — дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в логопедической группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Как правило, занятия чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов, нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость.

Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей учитывая потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Проанализировав рисунки своих воспитанников, я пришла к выводу – что необходимо облегчить навыки рисования, этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Я считаю, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Важно, что чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребёнка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Я, для себя сформулировала этапы работы по данному направлению:

I. Подготовительный этап:

Анализ психолого-педагогической и методической литературы о развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Организация и пополнение развивающей среды;

Проведение диагностики развития творческих способностей детей дошкольного возраста;

Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей.

Разработка перспективного плана по изобразительной деятельности.

Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.

II. Основной этап:

Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);

Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.

III. Заключительный этап:

Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.

Изучив и проанализировав авторские разработки, методические пособия, таких как: И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»; Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо. деятельности в работе с дошкольниками. Так, я нашла очень много интересных идей и методик, поставила перед собой цель работы, которая будет заключаться в следующем: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования, развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Для достижения этой цели я выдвинула следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество, наглядно — образное мышление, творческое воображение и художественный вкус, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

5. Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей

6. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;

7. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности;

8. .Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, что руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Также немаловажно создание условий для художественно – эстетического развития детей, так как развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится — разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся.

Активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Создание предметно — пространственной развивающей среды: с этой целью мы, вместе с родителями создали для детей благоприятные условия, «ИЗО- студию», чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, также наличие предметно — развивающей среды для продуктивной художественно-творческой деятельности:

Цветной мел, пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей;

Наборы с трафаретами для аппликации и рисования;

Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры;

Наклейки, ткани, самоклеющаяся плёнка;

Клейстер, клей – карандаш, стаканчики для воды, салфетки для кисточек; Доска, мольберт, магнитная доска;

Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др.) ;

Развивающие игры, альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства);

Книжки-раскраски, иллюстративный материал и т. д.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие многообразие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя; 2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой; 3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.

Художественное творчество — один из любимых видов детской деятельности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Для развития творческих способностей на занятиях я знакомила ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования и детей начинала этому учить шаг за шагом от простого и постепенно переходя к более сложному. Каждая из этих техник — это маленькая игра.

Творческий процесс — это настоящее чудо дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, которую им доставляет созидание.

Опыт моей работы показал, что существует много техник овладение нетрадиционной техникой изображения, которые доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т. д

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Их использование позволило детям чувствовать себя:

1) раскованнее, смелее, непосредственнее;

2) развивает воображение, пространственное мышление;

3) дает полную свободу для развития свободно выражать свой замысел;

4) побуждает детей к творческим поискам и решениям;

5) проявлению инициативы и индивидуальности.

Мною замечено, нетрадиционная техника рисования не позволяет копировать образец, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изо навыками, умениями, новыми нетрадиционным техникам, учится осознанно их использовать. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Считаю, что одной стороны, педагоги совершенствуют свои творческие способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, с другой — непосредственно работая с дошкольниками, совершенствуют знания и углубляют способности в процессе сотворчества. Главное для педагога, помнить ряд правил: поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим; не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему; уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была. Поэтому, предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий, свободной деятельности детей.

Способы развития мелкой моторики

Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проходят в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка.

Массаж

Массаж можно практиковать для развития моторики как самых маленьких ребят, так и уже подросших школьников. Желательно массировать и разминать руки перед тем, как приступать к основным упражнениям.

Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и пощипать ладошки и загибать пальчики малыша. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия. Со временем ребенок научится делать такую разминку без посторонней помощи.

Также Вы можете использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях.

Можно соорудить импровизированные «бассейны»: емкости с песком, крупой, крышками или маленькими мячиками. В этой бассейн малыш должен опускать руки и водить ими, перебирать элементы наполнителя пальчиками, перемешивать содержимое.

Эти упражнения позволяют разогреть мышцы, усилить прилив крови. Сигналом об отличном проведении упражнения и возможности переходить к следующему служат порозовевшие ладошки и пальчики.

Пальчиковые игры

Подобные игры заключаются в том, чтобы ребенок изобразил при помощи кистей рук и пальцев определенные предметы, тем самым развивая координацию движений.

  • Очки. Ребенок может делать круги сначала с помощью всего кулачка, а потом только большими и указательными пальчиками, подносить «очки» к глазам и т.д.
  • Стул и стол. При помощи кулачка и ладошки изображается стул, затем меняется положение рук. Затем стул можно изображать одной рукой.
  • Лодочка. Ладони складываются пригоршней и «лодочка» начинает путешествовать, перевозить «пассажиров» — маленькие игрушки, которые нужно удержать или поймать.
  • Ножницы. Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначала мягкую ткань, а потом уже более твердые предметы.

Игры-шнуровки и одевашки

В магазинах можно приобрести специальные книжки-развивашки с элементами застежек: молнии, липучки, пуговицы, заклепки, шнурки и т.д. При желании их можно сделать самостоятельно. Работая с такими обучающими книгами ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.

Также малышам предлагают специальные наборы для вышивки, в которых вместо ниток используются шнурки. Так ребенок может делать поделки, «шить» сумочки, кошелечки и т.д. Особенно такие игрушки нравятся девочкам.

Пальчиковые краски

Маленьким детям тяжело рисовать при помощи кисточек, акварели или гуаши, но это не повод отложить рисование в дальний ящик. В магазинах сейчас продаются специальные пальчиковые краски: они не содержат вредных веществ в составе, а значит, даже если малыш проглотит немного красителя, ничего страшного не случится.

Пусть малыш сначала познакомится с красками, сделает отпечатки своих пальчиков и ладошек. Далее научите его рисовать линии и круги. С детьми 3-4 лет уже можно начинать рисовать животных, дома, машины. Постепенно пальчиковые краски стоит заменить на обычные, а пальчики на кисточки.

Аппликации

Этим видом творчества могут заниматься ребята постарше: уже с 4-5 лет малыши могут вырезать фигуры из бумаги и картона, а значит можно начать занятия. Старайтесь использовать не только бумагу, но и мелкие необычные детали: крупы, семечки, салфетки, камушки, палочки и т.д. Поделки должны быть объемными и детальными.

Идеи для творчества:

  • дерево с настоящими листочками;
  • рыбка с чешуйками в виде страз;
  • цветы из скрученных салфеток;
  • овечка из риса или манки;
  • ежик с иголками из подсолнечных семян.

Если Вы не можете тратить время на придумывание очередного проекта, приобретите специальные наборы для квиллинга. Работа с небольшими лентами и бумажками также эффективно развивает мелкие мышцы рук.

Лепка

В качестве материала для лепки можно использовать пластилин различной жесткости, глину, тесто и кинетический песок. Начинать стоит с более мягких и податливых материалов.

Малышей в возрасте 2-4 лет стоит учить катать колбаски, шарики и прочие элементарные фигуры. Детям постарше уже можно доверить создание настоящей картины из пластилина. В 6-7 лет дети уже могут создавать настоящие фигурки с мелкими деталями, поэтому можно увлечь малыша созданием глиняных фигурок.

Подобные занятия позволяют расширить кругозор, получить знания о цвете, форме, размере и фактуре материала.

Оригами и другие занятия с бумагой

С бумагой и картоном ребенок может не только заниматься рисованием. Вы можете предложить ему вырезать и склеивать различные аппликации, делать бумажные бусы, плести из полосок бумаги, склеивать различные фигурки, а также делать поделки-оригами.

Чтобы маленький ученик не потерял интереса к работе, важно, чтобы занятия постоянно менялись, а цели усложнялись. Например, начинать стоит с простых самолетиков и корабликов, а затем переходить к журавлям, тиграм и более сложным фигурам.

Театр теней

Театр теней может стать отличным семейным досугом. Для начала стоит вместе с ребенком соорудить и украсить сцену. Представления можно начать с ручного театра, когда ребенок изображает животное или предмет руками, а родители или друзья отгадывают. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки с более сложными героями.

Далее можно изготовить специальные фигурки для пальчикового театра — бумажные колпачки в виде героев спектакля. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Так, с помощью одной идеи Вы можете занять ребенка на несколько месяцев, развить его моторику, а также артистические качества.

Задания с элементами письма

Шестилеток можно занять уже более профессиональными занятиями, которые помогут подготовиться к школе и письму. Вы можете приобрести специальные раскраски с различными видами штриховок. Также можно предложить переводные картинки, в которых нужно обводить контуры различных предметов по трафаретам.

Особенно интересны дошкольникам зрительные и слуховые диктанты, когда малышу нужно нарисовать картинку, следуя озвученному или нарисованному алгоритму. Такие занятия влияют на формирование усидчивости и внимания ребенка.

Занятий, направленных на развитие мелких мышц рук, такое большое количество, что их хватит для заполнения всего досуга малыша. Включайте фантазию, приобретайте специальные игры или книжки и вперед к улучшению мелкой моторики!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]