Развитие сюжетно — ролевой игры дошкольника на разных возрастных этапах


Особенности сюжетно-ролевой игры и задачи ее руководства.консультация на тему

Особенности сюжетно-ролевой игры и задачи ее руководства

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, строительство), общественные (игры в библиотеку, школу).

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

— усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;

— постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-роленой игры. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям – образам.

На протяжении всего дошкольного периода игровая деятельность не стоит на месте, претерпевая качественные и количественные изменения: развиваются и усложняются не только сюжет и игровые роли, постепенно увеличивается продолжительность игры и состав участников. Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития игровой деятельности (см. приложение, буклет)

Руководство игровой деятельностью детей

Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них.

При этом нужно помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию и руководству игрой, а не игровая деятельность детей.

Тематическое планирование (одна сюжетно-ролевая игра) может охватывать несколько занятий в течение одной — четырех недель. Строго зафиксированного времени для определенной игровой темы не может быть. Если у детей по их инициативе возникла интересная и полезная игра, то воспитатель может и подождать с предложением намеченной игровой темы.

Тематическое планирование игры должно включать конкретные наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни, экскурсии, подбор соответствующей художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций; тематику конструирования, лепки, аппликации и рисования; игрушки и атрибуты для развития игры (отметить, какие из них необходимо приобрести в магазине, какие изготовить заранее с помощью родителей, какие — совместно с детьми в процессе игры).

Руководство же игровыми действиями производится непосредственно воспитателем в период игры в определенной мере интуитивно. Прежде всего, оно состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.

Педагог может предложить тему игры, но нельзя ее навязывать. Игрой следует увлечь, вызвать у ребенка положительное отношение к игровой деятельности.

Руководство развитием игры требует, чтобы воспитатель помог детям обогатить игру высоконравственным содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями. Оказание разносторонней помощи в процессе развития игры предполагает, что воспитатель не только держит в поле зрения всех участников игры и как бы дирижирует ими, но и лично участвует в игре.

С младшими детьми воспитатель чаще всего играет вместе, постепенно к старшему дошкольному возрасту развивает самостоятельность, использует другие формы влияния на ход игры детей.

Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества детей: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей. Участвуя в игре, педагог разрешает различные конфликтные ситуации, а также разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.

Таким образом, возникновение и развитие содержания творческих игр находится в прямой зависимости от усвоения детьми конкретных знаний о явлениях окружающей общественной жизни и труде взрослых, формирования у них положительного эмоционального отношения к созидательной деятельности людей и от уровня сформированности отношений между детьми.

Особенности организации и руководства сюжетно — отобразительной игрой

1 младшая группа

Задачи по обучению детей сюжетно – ролевой игре

— сформировать умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром — взрослым, а затем сверстником

Планируется:

— в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе

— в ходе режимных моментов

— в самостоятельной деятельности детей.

Роль педагога:

Главное действующее лицо – вовлекает в игру, представляет детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в игре).

2 младшая группа

Задачи по обучению детей сюжетно – ролевой игре

— Развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу», выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил её, уложил спать), стимулировать интерес к совместным играм со взрослыми и детьми.

Планируется

— в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе;

— в ходе режимных моментов;

— в самостоятельной деятельности детей.

Роль педагога

— при сговоре на игру — главное действующее лицо — стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты.

— включается в игру во второстепенной роли.

Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4го года жизни являются следующие:

— развертывание детьми в самостоятельной деятельности

специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на

кукольных персонажей;

— парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее

называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

Средняя группа

Задачи по обучению детей сюжетно – ролевой игре

— Побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр, учить распределять роли между партнёрами по игре, отбирать необходимые атрибуты, воспроизводить в играх образцы поведения взрослых и детей.

Планируется

— в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе;

— в ходе режимных моментов;

— в самостоятельной деятельности детей в форме совместной со сверстниками игре.

Роль педагога

— при сговоре на игру – помогает распределить роли и развить новые сюжетные лини в знакомых играх, учит вспоминать самое интересное из своей жизни – вносить в игру.

— при обсуждении содержания игры – репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт.

— включается в игру во второстепенной роли; участника, партнера детей в этом творческом процессе.

Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Старшая и подготовительная к школе группы

Задачи по обучению детей сюжетно – ролевой игре

— Учить организовывать игры, самостоятельно предлагать несколько сюжетов на выбор, вариативно использовать атрибуты, игрушки, предметы, распределять их между детьми в соответствии с ролями, принимать роли достойных мужчин и женщин. Формировать умение развивать сюжет на основе имеющихся знаний.

— Формировать умение организовывать совместные с другими детьми сюжетно – ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты, согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей; договариваться, обсуждать, планировать действия всех играющих, объединять сюжетные лини в игре, расширять состав ролей.

Планируется

— в процессе непосредственно – образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе;

— в ходе режимных моментов;

— в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.

Роль педагога (в ходе игры второстепенная)

Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр

Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность

Включает в игру застенчивых детей способствует поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре

Итак, при руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателя­ми стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение те­матики игр, углубление их содержания); использование игры в це­лях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руковод­ство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педа­гогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не на­рушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игро­вой деятельности.

В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации сюжетно-ролевых игр, прежде всего в интересах развития детей.

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста

Кашина Е.В.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.

Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.

Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы

Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.

Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.

Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Старший дошкольный возраст

Приемы прямого руководства

— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно-игровой среды;

— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;

— спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Какими бывают сюжетно-ролевые игры

С 3-3.5 лет малыши начинают активно участвовать в играх, где задействовано несколько деток. При этом участники исполняют определенные роли, например, девочка перевоплощается в маму, а ее подружка – в дочку.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • бытовые («Дочки-матери», «Праздничное чаепитие», «Поход в гости», «Как проводит день семья», и т.д.);
  • общественные места («Супермаркет», «Салон красоты», «Больница», «Кафе», «Поезд», и т.д.);
  • литературные (по мотивам рассказов, сказок, мультфильмов, кино);
  • режиссерские (участники озвучивают игрушки и придумывают для них сюжет).

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевых игр в ДОУ


Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества. Данные рекомендации помогут молодымвоспитателям и студентам. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно – ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с дошкольниками. Они включают следующее:

  • развитие игры как деятельности;
  • расширение тематики детских игр, углублении их содержания;
  • приобретение положительного социального опыта;
  • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
  • развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;
  • подготовка ребёнка – дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.

Прежде чем, вы будете организовывать, и проводить сюжетно – ролевую игру, необходимо изучить особенности сюжетно-ролевой игры, которые раскрыты в работах исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.). В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-ролевая игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен.

Проанализировав теорию, каждый из вас должен сделать для себя свои выводы по заученным вопросам, уяснив особую значимость сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

При организации сюжетно – ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шофёры», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребёнка, стимулируя его игровой замысел.

В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов – заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.

Хочется обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно- ролевой игры:

1. Выбор игры, которую вы будете включать.

2. Оснащение (оборудование).

3. Наличие предметно–игровой среды в зависимости от возраста и тематики.

4. Наличие плана – конспекта.

Организуйте наблюдение за свободной игровой деятельностью детей (с целью выявления игровых интересов и навыков детей). Ознакомьтесь с перспективным планом развития сюжетно-ролевой игры в данной группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную воспитателем в этом направлении).

1. Выбор игры. Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности. При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др. Продумайте и опишите содержание игры. Спланируйте возможные направления развития сюжета. Определите игровые правила. Подготовьте все необходимые атрибуты для игры. Организуйте игровую среду. Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей. Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми. Обговорите игровой замысел и правила игры. Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следите за развитием сюжета. — Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: намётки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст). — Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. — Создание воображаемой ситуации. Распределение ролей в зависимости от желания ребёнка. Начало игры: создайте игровую или проблемную ситуацию, проведите предварительную беседу, обговорите тему предстоящей игры и т.д. Сохранение игровой ситуации: используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др. Завершение игры: положительная оценка, анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.

Вопросы к анализу 1. Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений. 2. Подготовка к игре: создаётся специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создаётся по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей. 3. Какие воспитательные задачи решались в ходе игры? 4. Помогали ли методы и приёмы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей? 5. Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики? 6. Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.). 7. Увлечённость детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям. 8. Конец игры, её завершённость, к какой деятельности перешли дети после игры. 9. Оценка воспитателем деятельности детей в игре, её соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированног о подхода. 10. Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности. 11. Предположения, рекомендации:

  • Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?
  • Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?
  • В чём может проявиться творчество детей в игре?
  • Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?
  • Какие приёмы руководства Вы считаете наиболее эффективными?
  • Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?
  • Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?
  • Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие сюжетно-ролевые игры, как «Школа», «Библиотека». В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а также их мечты и желания. Особое внимание при ознакомлении ребят со школьной жизнью уделите таким явлениям, как школа, кого называют учениками, обратите внимание на деятельности учеников, на их отношениях между собой и с учителем, расскажите о лучших учениках, возбуждая желание подражать им. Пригласите их в группу и расскажите об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как проводят субботники, участвуют в труде взрослых, как отдыхают летом, в какие игры играют. Проведите беседу «Адреса хороших дел», используйте произведения о школе. Знания о школе, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок помогут вам при организации и проведении сюжетно-ролевой игры «Школа».

Критерии оценки:

  • игра соответствует возрасту ребёнка;
  • вовлечённость в игру (количество человек – участников игры);
  • соблюдение алгоритма игры;
  • эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;
  • особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;
  • степень удовлетворённостью игрой.

Показатели эффективности

  • Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.
  • Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.
  • Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
  • Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.
  • Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.
  • Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.
  • Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.
  • Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

Возможные риски:

  • Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.
  • Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.
  • Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.

Как избежать

  • Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.
  • Развитие игровых умений у детей.

ЛИТЕРАТУРА

  • Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2004, — 128 с.
  • Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие /Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с.
  • Гришина Г.Н. Любимые детские игры.- М.,1997
  • Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002, 128 с.
  • Игры дошкольника.- М., 1995
  • Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком. – М., 1990.
  • Новосёлова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро» // Дошкольное воспитание, 1998. № 4.
  • Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2004. № 1. с. 12-15.

Автор: Лескова Виктория Ивановна, преподаватель, руководитель практики студентов регионального колледжа педагогического образования г. Иркутск.

Статья размещена в авторской редакции

Рекомендации для родителей

Маленькому «режиссеру-постановщику» трудно на первых этапах придумать интересный сюжет. Он еще недостаточно освоил мир, в котором живут взрослые люди. В этот период необходимо помочь малышу, показать, как и во что можно играть. От фантазии родителей будет зависеть разнообразие сюжетов, их продолжительность и эмоциональная насыщенность. При организации развлечений взрослым нужно соблюдать несколько правил:

  1. Не принуждать. Если у дитя нет настроения или он просто планировал сложить картинку из пазлов, не стоит разворачивать строительство космического корабля. Прежде нужно спросить, хочет ли малыш этим заниматься и только получив согласие приступать к активным действиям. При первых признаках потери интереса лучше прекратить занятие.
  2. Не загонять в жесткие рамки. Пусть малыш проявляет фантазию и вносит свою лепту в развитие сюжета.
  3. Создавать дружелюбную атмосферу. Отставить строгие интонации, раздражение и авторитарные замашки, они здесь совершенно не нужны. Играйте на равных, а лучше возьмите на себя второстепенные образы: больного в поликлинике, растрепанной модели в парикмахерской; неумелого участника дорожного движения. Направляйте действия своего чада потихоньку, исподволь, чтобы он этого не почувствовал.

Сюжетно-ролевые занятия не только развлекают, но и являются элементом образовательного процесса, позволяющего понять законы, по которым живут люди. Кроме того, они прививают подрастающему поколению коммуникативные навыки, помогают стать самостоятельными личностями, готовыми преодолеть любые жизненные невзгоды. Больше интересной информации про игрушки и развитие детей можно прочитать в нашем блоге.

Уровни сюжетно-ролевой игры: от 3 до 7 лет

Основным показателем развития игры считается ее последовательность: начало процесса, кульминация и логическое завершение. Наблюдение за детьми во время занятий помогает взрослым заметить поведенческое отклонение в раннем возрасте и приложить усилия, чтобы его устранить. Детские психологи находят взаимосвязь между возрастом ребенка, уровнем его развития и сложностью игровой деятельности:

  • 3-4 года. В основном малыши играют со взрослыми, помощь которых на данном этапе довольно значительна. Родители придумывают сюжет, удерживают воображаемую ситуацию, направляют ребят и осуществляют руководство. Нередко детки пытаются играть самостоятельно, но такие занятия, как правило, кратковременны и ограничиваются парой действий: помыть посуду, уложить куклу спать, накормить медвежонка. Дальше сюжет не разворачивается — никто не ест, не хвалит за чистые тарелки и не просыпается. На данном этапе игра должна научить детвору действовать согласно сценарию, развивать фантазию и обогащать словарный запас.
  • 4-5 лет. С этого возраста ребята начинают осваивать простые сюжетные направления, в которых примеряют на себя различные образы: мамы, сестры или врача из детской поликлиники. Они активно взаимодействуют с игрушками, разговаривая за себя и за них. В этом возрасте ребятишки уже могут объединяться в группы (2-3 человека) для совместных занятий. Компания помогает 4-5 летним игрокам развивать коммуникативные способности, учит вести диалог, самостоятельно распределять обязанности и подбирать игрушки.
  • 5-6 лет. Основным направлением игры становятся отношения между людьми, роли которых дети распределяют между собой. Игрушки подбираются под придуманный сценарий. Бытовая тема дополняется трудовой деятельностью и яркими событиями в жизни. Нужно соответствовать характеру и действиям порученной роли. Играя, ребенок развивает умения определять правила и менять сюжет, активизирует диалогическую речь, обогащает свой социальный опыт (узнает правила поведения на дороге, в транспорте, кафе, магазине и т.д.)
  • 6-7 лет. На данном этапе дети действуют осмысленно, осознавая свои отношения с партнерами. Проигрывая сцены, они ревностно следят за соблюдением друзьями общепринятых правил: «Папы так не поступают», «Обед не начинают со второго блюда», «Девочки себя так не ведут» — подобные фразы часто звучат в компании детей старшего дошкольного возраста. На первый план выходят творческие сюжетно-ролевые забавы с захватывающими сюжетами, содержанием, новыми героями, сказочным миром. Детвора сама готовит декорации и атрибуты, подбирает игрушки, добавляет в сценки элементы танца, пения.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника и занимает важное место в его жизни. Малыши переносятся из повседневной рутины в воображаемую ситуацию, примеряют на себя интересные роли, используют образы и фантазию для действия в игровом пространстве. Взрослые же в это время получают в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребенка, его поступки и характер. О пользе деревянных игрушек можно прочитатья в статье — «Деревянные развивающие игрушки: особенности и польза для детей».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]