Методы диагностики музыкальных способностей. (автор Анисимов В.П.)


Диагностика музыкального развития детей

КАРТА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Пояснительная записка

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика музыкального развития дошкольников проводится во 2 – 6 группах (возраст детей от 2 до 7 лет) 2 раза в год с использованием определенных показателей. Показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей, определены для каждой возрастной группы.

Цель диагностики:

определение у дошкольников уровня трёх основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма с целью оценки эффективности педагогических действий и организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2)оптимизации работы с группой детей.

Диагностика проводится в течение нескольких занятий. Часть заданий дети выполняют небольшими группами, а часть – индивидуально. Диагностика проводится с использованием программного материала.

Результаты наблюдения заносятся в графы карты музыкального развития дошкольника.

Результаты наблюдения представляются в виде трехуровневой шкалы: оптимальный уровень, достаточный уровень, низкий уровень:

оптимальный уровень

: ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого:

достаточный уровень

: ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;

низкий уровень

: ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.

Метод педагогической диагностики

: наблюдение за каждым ребенком на музыкальных занятиях в ходе выполнения специально подобранных заданий.

1 младшая группа

№ п/п Фамилия, имя ребенка Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий — низкий) Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук Итоговый показатель

(среднее значение)

Диагностика музыкальных способностейрабочая программа на тему

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

в подготовительной группе

сентябрь года

Ф.И. ребенка Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление. Чувство

ритма

Всего Общий уровень
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Высокий уровень 36 баллов

ближе к высокому 27-34

Средний уровень 24 баллов

ближе к низкому 13-20

Низкий уровень 12 балла

май год.

Ф.И. ребенка Ладовое

чувство

Муз.-слуховое представление. Чувство

ритма

Всего Общий уровень
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Задания для диагностики музыкальных способностей детей

В подготовительной группе.

Начало года.

Ладовое чувство

Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

«3» — внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.

«2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности.

«1» — нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.

«3» — внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку.

«2» — слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку.

«1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.

Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..

«3» — внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.

«2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..

«1» — нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

«3» — внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.

«2» — слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.

«1» — нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Конец года

Ладовое чувство

Задание № 1: Узнавать по вступлению гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.

«3» — узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.

«2» — слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности.

«1» — нет заинтересованности, с заданием не справляется.

Задание № 2: Прослушать «Лето» А. Вивальди, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.

«3» — внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки.

«2» — слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого.

«1» — нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.

Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..

«3» — внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.

«2» — слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..

«1» — нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.

«3» — внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.

«2» — слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.

«1» — нет заинтересованности, задание выполняет неверно.

Начало года.

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни

«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.

«2» — поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет.

«1» — интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне.

«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» — поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.

«1» — интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» — называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» — называет правильно, но песенки не получается.

«1» — не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному..

«3» — называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» — называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» — не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Конец года

Музыкально-слуховое представление.

Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни.

«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.

«2» — поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может.

«1» — интонирование отсутствует, не точный текст.

Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.

«3» — поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.

«2» — поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может.

«1» — интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.

«3» — называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.

«2» — называет правильно, но песенки не получается.

«1» — не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.

«3» — называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.

«2» — называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.

«1» — не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.

Начало года

Чувство ритма.

Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно»

«3» — точное выполнение ритмического рисунка.

«2» — не совсем точное.

«1» — не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений.

«3» — смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» — есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» — мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чикибрик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. смена движений в соответствии с текстом песни.

«3» — выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.

«2» — есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» — мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

«3» — выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

«2» — есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.

«1» — мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Конец года

Чувство ритма.

Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно»

«3» — точное выполнение ритмического рисунка.

«2» — не совсем точное.

«1» — не выполнение задания, нет заинтересованности.

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

«3» — смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.

«2» — есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» — мала двигательная реакция на музыку.

Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.

«3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание.

«2» — не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда.

«1» — задание выполняет без желания, не проявляет интереса.

Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя.

«3» — выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.

«2» — есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

«1» — мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

Задания-тесты для проведения диагностики музыкальных способностей детей

Составление заданий-тестов для проведения диагностики музыкальных способностей детей.

1)Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма:

— для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1.

Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2.

Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3.

Упражнения на различение лада.

— для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений

Задание 1.

Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу) Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).

Задание 2.

Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3.

Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

— для установления уровня развития чувства ритма

Задание 1.

Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2.

Прослушав пьесы: «Мотылёк», «Польку», «Марш», С. Майкапара, дети должны изобразить Мотылька (лёгкого, изящного и нежного); веселый танец; решительный, важный уверенный марш.

Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3.

Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

2)Тест-игра «Тембровые прятки»

Цель:

выявление уровня тембрового слуха по показателю определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии

— Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные голоса. Послушай и отгадай, чей голос исполнял её в первый, во второй, третий раз и т. д.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (напр. В.Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемая указанными инструментами в последовательности: 1) фортепиано, 2)гитара, 3)флейта, 4)баян, 5)металлофон, 6)дуэты: гитара+треугольник, 7) баян+бубен, 8)ксилофон, 9)трио: балалайка+баян+барабан, 10)фортепиано+баян+маракас.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – адекватное определение тембров первых трёх фрагментов: всего = 1 – 3 балла;
  • средний уровень – адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов: всего = 4 – 7 баллов;
  • высокий уровень – адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8 – 10 предъявленных фрагментов: всего = 8 – 10 баллов.

3)Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель:

определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

— Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте – пиано» оценивается в 1 балл).

— А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего 4 балла).

Стимулирующий материал:

барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А.Александров «Барабан»; Э.Парлов «Марш».

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства = 1 балл;
  • средний уровень = 2 – 3 балла;
  • высокий уровень = 4 – 5 баллов.

4)Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель:

выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

— Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?

После настройки в тональности исполняется любая известная ребёнку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зелёная бы…».

Стимулирующий материал

методики может подбираться диагностом самостоятельно.

Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:

1-я мелодия – не доигрывается последний такт;

2-я мелодия – доигрывается до конца;

3-я – не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я – доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – правильно определены 1 – 2 пункта;
  • средний уровень – правильно определены 3 – 4 пункта;
  • высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов.

5)Кот и котёнок

Цель:

выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

— Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до

1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук, например,
соль
1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?

Код

задания

Предъявляемые звуки

(первой октавы, второй октавы)

Присуждаемый балл (за правильный

ответ)

Правильный

ответ

1.1. ми1 – соль2 1 Кот — котёнок
1.2. соль2 – фа1 2 Котёнок – кот
1.3. фа1 – фа2 3 Кот — котёнок
2.1. фа2 – соль1 1 Котёнок — кот
2.2. ми2 – соль1 2 Котёнок — кот
2.3. ля1 – ми2 3 Кот — котёнок
3.1. ля1 – ре2 1 Кот — котёнок
3.2. ре2

– си1

2 Котёнок — кот
3.3. до2 – си1 3 Котёнок — кот

Алгоритм предъявления теста:

Вначале даётся задание 1.3.

Далее, в случае правильного ответа –
задание 2.3.
, затем –
задание 3.3.
Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается –
1.2.
(где за правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, даётся
задание 1.1.
(1 балл). И так по каждому блоку.

Критерии оценки:

  • высокий уровень = 7 – 9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);
  • средний уровень = 4 – 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);
  • низкий уровень = 1 – 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или1+1+0; или1+0+0).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]