Музыка. Конспекты музыкальных занятий в средней группе

Музыка играет важную роль в жизни нашего общества. Если присмотреться поближе, почти все аспекты нашей жизни пропитаны звуками музыки: театр, телевидение, фильмы, праздники, государственные мероприятия. Мы используем плееры и колонки, чтобы наполнить свои повседневные дела музыкой: пробежка, поездка на машине и общественном транспорте, выполнение повседневных задач. Музыкой мы признаёмся в любви, музыкой общаемся с детьми и друзьями, музыкой выражаем радость и грусть и даже рассказываем другим о себе.

Мы не всегда являемся пассивными слушателями: кто хотя бы раз не пел в душе или под гитару, кто не пытался сыграть что-то на фортепьяно или барабанах? А у многих из нас за спиной детство в музыкальной школе и даже опыт выступлений.

Действительно, наши первые встречи с музыкой начинаются глубоко в детстве, с первых маминых колыбельных, а с возрастом отношения с ней усложняются, появляется любимая и нелюбимая музыка, музыка, навевающая приятные и неприятные воспоминания, музыка для разной обстановки и настроения.

Детский Монтессори решил помочь родителям разобраться, как восприятие музыки влияет на развитие детей, как мы можем поспособствовать этому развитию.

Давайте настроимся на тему, прослушав прекрасное интервью фонда защиты детей ООН с экспертом по музыке — доктором Ибрагимом Балтаги:

Влияние музыки на мозг человека

В 2016 году в Институте изучения мозга и креативности Университета Южной Калифорнии обнаружили связь между музыкальным воспитанием детей и развитием их мозга, в особенности зон, отвечающих за формирование устной речи и навыков чтения.

Сравнение мозга музыкантов и тех, кто не занимался музыкой, показывает целый ряд отличий в структуре и функционировании самого сложного органа человеческого организма. Например, было показано, что музыканты лучше справляются с заданиями на память и мышление, у них тоньше развит слух. Измерения активности мозга показывают более эффективное межполушарное взаимодействие, а также то, что у музыкантов активнее зоны, отвечающие за двигательные навыки и пространственное мышление.

Исследования мозга музыкантов показывают уникальное влияние музыки на развитие мозга: нет буквально ни одной зоны мозга так или иначе не вовлеченной в занятия музыкой, что, безусловно, положительно сказывается на его функционировании.

Методика Шичиды для раннего развития ребенка

Макото Шичида всю свою жизнь посвятил разработкам в области детского образования. Более сорока лет назад, уже имея степень доктора педагогических наук, он создал уникальную методику раннего развития для малышей. При этом Шичида опирался на научные данные о возрастных особенностях функционирования головного мозга и собственный преподавательский опыт.

Основа методики – акцентное развитие правого полушария, которое отвечает за длительное хранение информации, фантазию, образное мышление. Благодаря этому в будущем ребенок сможет без труда изучать большие объемы информации, вспоминать давно увиденное или прочитанное, показывать высокие результаты в области иностранных языков.

Как влияет музыка на развитие детей

Исследования показывают, что первокурсники, обучавшиеся игре на музыкальных инструментах в детстве, имеют лучшие успехи в изучении математики и в среднем даже демонстрируют лучшие успехи при поступлении в вузы.

Занятия музыкой развивают интеллект детей, влияют на коммуникативное и эмоциональное развитие, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают речь. В целом, музыка учит тело и разум работать сообща. В раннем детстве звуки музыки стимулируют слух младенца и готовят его к появлению речи, позже подключаются танцы, благодаря которым дети активно развивают ловкость и координацию. Даже младенцы живо отзываются на музыку: они улыбаются, начинают двигать руками и ногами.

К тому же и взрослым, и детям музыка создаёт настроение. Она позволяет настроиться на рабочий лад или, наоборот, расслабиться и отдохнуть. Бодрые утренние мелодии позволяют поскорее проснуться, а спокойные вечерние способствуют быстрому засыпанию. Какое же место занимает музыка в жизни детей разных возрастов?

Младенцы и музыка

Как мы помним, младенцы с самого рождения чувствительны к последовательностям. Регулярные события вносят в их восприятия мира порядок и позволяют разобраться, как же здесь всё устроено. К тому же первый год жизни – это год активного развития всех органов чувств, поэтому неудивительно, что младенцы наслаждаются легкими музыкальными ритмами. В этом возрасте музыка может стать маминым помощников в выстраивании распорядка дня: включайте разные мелодии во время пробуждения, купания, кормления и отхода ко сну. Следите за громкостью, ведь нежные детские уши не готовы к громкой и грубой музыке, отдавайте предпочтения спокойным негромким мелодиям.

От года до трёх лет

В этом возрасте малыши обожают танцевать. Повторяющиеся строчки детских песен хоть зачастую и выводят родителей из себя, но для детей становятся ключом к развитию памяти и речи. В этом возрасте невероятно полезными занятиями становятся знакомства с различными ритмами и повторения их всевозможными способами. Малышей постарше забавляет менять слова в привычных песнях, а вы с легкостью можете подыграть им, создавая новые каламбуры из любимых песен: «Жил-был у бабушки серенький монстрик»

Дошкольники

Дошкольники с удовольствием танцуют и поют. Они еще не стесняются и не оценивают, насколько хорошо или плохо у них получается та или иная песня. Они всё так же любят песни с повторяющимися строками и напевами. Малыши прекрасно подключаются к импровизированным оркестрам, в которых можно использовать всевозможные трещотки, ложки, колокольчики и другие несложные инструменты, чтобы подыгрывать основной мелодии. В этом возрасте уже появляются музыкальные предпочтения, малыши могут проявить интерес к музыкальному образованию.

Школьники и подростки

Младшие школьники с удовольствием слушают образовательные песенки, в которых раскрывается значение новых слов и явлений. Они начинают более осознанно выбирать музыку под обстановку и настроение, продолжают формироваться музыкальные предпочтения. Занятия музыкой и вокалом дают детям возможность самовыражения, а также способствуют укреплению самооценки ребенка. К концу начальной школы музыка уже начинает играть социальную роль: подростки формируют группы на основании жанровых предпочтений, проводят время в компании друзей за прослушиванием любимой музыки, пробуют себя в качестве музыкантов и исполнителей. Музыкой заполнены и социальные сети подростков, а музыкальные кумиры во многом становятся примерами для подражания.

Музыка сопровождает человека с рождения и до самой старости, особенно влияя на формирование личности и развитие когнитивных и социальных функций в детском возрасте. На развивающих музыкальных занятиях дети начинают знакомство с музыкой с простых ритмов и несложных детских песен. Взаимодействие ребенка с музыкой положительно влияет на развитие речи и мышление ребенка, улучшает творческие способности, развивает его эмоциональную сферу и улучшает его отношения со сверстниками.

Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с хакасскими музыкальными инструментами» Тема: Знакомство с хакасскими музыкальными инструментами Задачи: — расширять представление о многообразии музыкальных инструментов; — формировать положительное отношение к содержанию народной музыки; — воспитывать интерес к национальной музыке, инструментам. Оборудование:…

Конспект занятия по слушанию музыки в средней группе «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского» Конспект по слушанию музыки в средней группе Цель: Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского на примере его пьесы из цикла “Детский альбом” “Марш деревянных солдатиков”. Задачи: Учить детей чувствовать характер, настроения музыкального произведения Учить детей представлять…

Музыка в семье

Читая о том, как влияет музыка на детей, вы, возможно, представили себе специальные занятия с педагогами в музыкальных школах и детских развивающих центрах, однако, при наличии достаточного количества времени и желания у родителей, общение ребенка с музыкой можно организовать и дома. Помимо всех вышеописанных преимуществ такого подхода вас будет ожидать ещё и бонус в виде сплочения семьи, а также прекрасного времени, проведенного вместе с самыми близкими.

Для совместных музыкальных занятий совершенно не нужно быть профессиональным музыкантом или вокалистом, достаточно лишь доброжелательного и немного хулиганского настроя. Иногда не нужно даже выделять особое время под занятия, соединяя их с повседневными задачами. Мы подготовили небольшой список идей для музыкальных минуток дома:

  • Придумать (или найти) и разучить коротенькую песенку для ежедневных дел: приём пищи, чистка зубов, отход ко сну. Её можно начинать напевать, чтобы малыш подготовился к тому, что пришло время идти спать или, например, не забыл помыть руки после прогулки.
  • Песенки в жанре «Что вижу, то и пою» — это игра, которая прекрасно развивает речь и слух ребенка. Используйте несложные мелодии и просто пропевайте то, что вы сейчас делаете: «Мы строим дом, высокий дом, высокий дом и крепкий дом! На крышу красный блок кладём, а сами песенку поём». Став чуть взрослее, малыш начнёт подключаться к вашим песням, придумывать смешные рифмы и использовать любимые знакомые мелодии на свой лад. Стоит ли говорить, как такое занятие влияет на развитие речи, скорости мышления и творческих способностей малыша?
  • В процессе сборов в сад, готовки и дел по дому можно включать энергичную музыку и придумывать различные танцы под неё. Можно придумывать танец загрузки белья в стиральную машину, мытья яблок или танец намыливания головы.
  • Игра в ритмы не требует владения сложными музыкальными инструментами – можно выстукивать мелодии на ложках или другой кухонной утвари, или приобрести детский ксилофон или необычные ударные инструменты: глюкофон, калимба, маракасы, тамбурин и т.д. Придумайте несложный ритм и попросите малыша повторить его с помощью того же инструмента, повторите ритм, придуманный малышом. Вариантов правил данной игры невероятное множество.

Семейные музыкальные традиции – это прекрасный способ познакомить ребенка с музыкой и поделиться любимыми композициями. Совместное пение объединяет семью, помогает структурировать распорядок дня, оказывает благоприятное воздействие на развитие речи и мышление ребенка, а также задаёт позитивный настрой всей семье.

Конспект музыкального занятия для старшей — подготовительной группы ДОУ с использование ИКТ

Музыкальное занятие в старшей или подготовительной группе детского сада на тему «Музыка и наше здоровье»
Автор: Захарова Ирина Александровна, музыкальный руководитель филиала МДОУ ДС №1 ДС №3 г. Белинского, Пензенской обл. Описание работы. Конспект будет полезен музыкальным руководителям детского сада, воспитателям, учителям музыки в начальной школе. Здесь показан вариант преподнесения детям представления о том как музыка может влиять на здоровье человека (соответственно возрастным особенностям детей). Присутствуют проблемные ситуации, различные формы работы, пример «хорошей» и «плохой» музыки, использованы сказочные персонажи — Кот Базилио и Лиса Алиса. Занятие показывала на конкурсе «Воспитатель года» в 2016 году с детьми разновозрастной группы (старшая, подготовительная). Представлены фотографии и видео (любительские). Фильм для занятия (в конспекте проставлены минуты и секунды), мне показалось его удобнее использовать, чем презентацию. Надеюсь, мой опыт будет полезен. Цель: формирование музыкального вкуса, представления о том, как музыка влияет на здоровье человека. Задачи: эмоционально воспринимать музыку разного характера и высказываться о ней; формировать умение с помощью пластических движений и художественного творчества передавать характер музыки; развивать творческое мышление и воображение, познавательную активность, вокально — хоровые, коммуникативные навыки.
Ход занятия.
1.Вход. Под музыку дети змейкой вбегают в зал. (песня для входа «Тропинка -торопинка»(00:03) Музыкальный руководитель: Ребята я очень рада, что веселая тропинка привела вас в музыкальный зал. Садитесь как вам удобно. (Звучит фрагмент вступления «Вальса цветов» П.И.Чайковского (01:06) Музыкальный руководитель: Ребята, что вы сейчас слышите? (музыку) — Как вы считаете, для чего нужна человеку музыка? (ответы) — Говорить сегодня мы будем не только о музыке. А вот о чём, вы узнаете, отгадав загадку. Всем известно нам давно Молоко коровье Помогает укрепить Детское …… (здоровье) — Как вы считаете, может ли музыка как-то влиять на здоровье человека? — Сегодня мы будем слушать и исполнять разную музыку, и я думаю мы найдём ответ на вопрос влияет ли музыка на наше здоровье, а если да, то как она это делает? Сейчас давайте полюбуемся пейзажами, послушаем музыку и подумаем, какие чувства она передаёт. 2.Чайковский «Вальс цветов» – слушанье (фрагмент(01:32) Музыкальный руководитель: Какое настроение передаёт эта музыка? — Как называется эта музыка, кто из вас узнал? — Кто написал эту музыку? — Кто бы мог танцевать под эту музыку?


Музыкальный руководитель: Да. Это произведение написал известный русский композитор П.И.Чайковский и назвал его «Вальс цветов». Под эту музыку в волшебном танце кружатся сказочные герои – принц и принцесса в окружении прекрасных цветов. Давайте представим, что мы оказались в сказке, превратились в прекрасные цветы и танцуем вместе со всеми. Кто хочет, может украсить себя цветами. (дети одевают веночки и галстуки с цветами) — Постарайтесь сами придумать движения соответствующие музыке. По хлопку меняем движение. 3. Пластическая импровизация под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» (03:11)


Музыкальный руководитель: Молодцы, вы очень красиво танцевали. Как вы думаете, какое действие эта музыка может оказать на здоровье человека? (она может укрепить здоровье) — Почему вы так думаете? (она несёт добро, радость и счастье, от неё на душе хорошо. ещё танцевали, а танцевать полезно) — Почему вы думаете, что танцевать полезно? (укрепляет осанку, развивает мышцы) — Да, эта музыка дарит нам счастье и здоровье, давайте и мы с помощью музыки пожелаем всем здоровья и песней скажем – Добрый день! 4.Логоритмическая (коммуникативная) игра — распевание «Здравствуй!» Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки) Здравствуй, солнце золотое! (смыкают сверху руки полукругом) Здравствуй, вольный ветерок! (машут на себя) Здравствуй, маленький дубок! (машут перед собой) Мы живём в одном краю.(вытягивают вперёд) Всех я вас приветствую! (поднимают руки вверх)


5.«Добрый день» сл. В.Суслова, муз. Я.Дубравина — исполнение (04:50)


Музыкальный руководитель: Как вы думаете, может эта песня помочь нам в какой-то ситуации? (если грустно, она может поднять настроение) — Почему? (потому что характер музыки весёлый и радостный) — Как эта песня может повлиять на наше здоровье? — Почему она может укрепить здоровье (она дарит радость, хорошее настроение, пение укрепляет лёгкие, развивает дыхание, улучшает ручь) — Да, если правильно петь, то это полезно для здоровья. А какие правила правильного пения вы знаете? (не кричать, правильно дышать, чётко проговаривать слова) — Молодцы, вы всё правильно сказали. А теперь представьте, что вы оказались на лесной поляне, присели отдохнуть, закрыли глаза и услышали музыку.


6.Слушание Mariage d’Amour — Поль де Сенневиль — исп.Ричард Клайдерман. (фрагмент)(06:21) Музыкальный руководитель: Музыка закончилась и вы открыли глаза. А теперь подойдите к мольберту и с помощью цветных мелков передайте настроение музыки на бумаге. Свободная изобразительная деятельность. (под музыку) (07:20)


Музыкальный руководитель: Почему вы выбрали такие краски? (музыка светлая нежная спокойная, поэтому краски светлые, нежные — жёлтый, розовый , голубой) — Молодцы. Вы всё правильно сделали, и мне хочется сделать вам подарок. Здесь была музыкальная шкатулочка…. Где же она? Вы не видели, ребята? (Музыка((08:51) Заходят Кот Базилио и Лиса Алиса. Ссорятся и толкаются)


Кот: Отдай, это я первый увидел! Лиса: Зато я первая взяла! Кот: Отдай, я ещё раз попробую открыть. Там золото может быть или драгоценности! Лиса: Не дам, не дам. У тебя всё равно ключа нет. Кот: а вот и есть, а вот и есть. Музыкальный руководитель: Ой, ребята, кажется к нам гости. Здравствуйте, уважаемые, вы попали в детский сад. Так, что не ссорьтесь и не ругайтесь, пожалуйста. Лиса: Ой, детки! Кот: А она мне шкатулку не отдаёт. Я её первый увидел! Лиса: Она мне самой нравится. Правда, ключика к ней нет. Ну, ничего, я своим ключом попробую (ковыряет в замке, звучит громкая, неприятная музыка (09:13) кот и лиса пугаются)


Музыкальный руководитель:(вынимает ключ, музыка перестаёт звучать) Да это же мой сундучок. Я его приготовила, чтобы ребятам сюрприз сделать, а вы его взяли без разрешения и посмотрите что наделали. И совсем не такая музыка должна звучать! Ребята, что вы можете сказать о музыке, которую сейчас услышали? (она грубая, резкая, неприятная , очень громкая) — Что можно делать под эту музыку? (ссориться, драться, кривляться) — Давайте с помощью мелков изобразим впечатления от этой музыки. Свободная изобразительная деятельность Лиса и Кот крутятся около детей. Лиса: Желтенький возьмите Кот: Голубенький лучше Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите Коту и Лисе почему вы выбрали такие цвета? (она неприятная, страшная, поэтому цвета тёмные) — Эта шкатулочка — подарок для ребят. И открыть его правильно может только специальный ключик. Ребята какой ключик может открыть музыкальную шкатулочку (показываю три ключа. Дети выбирают скрипичный, открываю шкатулку) — Посмотрите, ребята, что здесь? (музыкальные инструменты)


Лиса: Вы, ребята нас простите и играть с собой возьмите. Кот: Без разрешения мы брать ничего не будем. Вместе: Мы обещаем. Музыкальный руководитель: Ну, что ж, если вы обещаете, мы с ребятами вас простим. Берите музыкальные инструменты. Посмотрим какую музыку принесёт эта волшебная шкатулочка. Музыка вам расскажет сказку, смотрите на экран и будьте внимательны.


7.Музицирование на детских музыкальных инструментах»Добрый мастер» (10:03) Музыкальный руководитель: Какое настроение передала музыка? (ответы детей) — Как она может влиять на наше здоровье? (укреплять, потому что приносит радость и веселье) Лиса и Кот: Спасибо. Теперь мы поняли какую музыку полезно и нужно слушать. А теперь нам пора. До свиданья, дети. (уходят, музыка (12:44) Музыкальный руководитель: Мы сегодня слушали разную музыку. Посмотрите на ваши рисунки. Какую музыку вам хочется слушать, ту которую вы изобразили светлыми, яркими красками или ту, которую изобразили тёмными? Почему? — Какая музыка полезна для здоровья? (та, которую приятно слушать, которая приносит радость, светлую спокойную) — Молодцы ребята. Мне очень приятно было с вами сегодня общаться. (звучит музыка, потом тише, потом громче) 8.Выход. Музыкальный руководитель: Слышите, ребята, весёлая тропинка вас зовёт в группу, а там ждёт приятный сюрприз (дети змейкой выбегают из зала)


Любительское видео занятия. Видеопрезентация к занятию. Мне показалось её удобнее использовать, чем просто презентацию.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект ООД для старшей группы по теме: Осень Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в волшебный мир музыкальных инструментов» Конспект НОД в старшей группе «В гости к Домисольке» Тематическое музыкальное занятие в ДОУ. Старшая группа

Похожие статьи:

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево

Конспекты занятий в старшей группе детского сада

Конспект музыкального познавательного занятия в детском саду в старшей группе. Музыка — сокровище небес

Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц — 22 марта

Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»

Выводы

Музыка – это неотъемлемая часть нашей культуры. Она сопровождает человека всю жизнь, позволяя ему пережить сложные моменты и разделить радость с близкими, найти друзей по интересам и настроиться на рабочий лад. Музыка оказывает положительное воздействие на детей, развивая их речь и мышление, влияя на развитие их творческих способностей и способности к эмоциональной саморегуляции. Именно поэтому все педагоги рекомендуют активно включать музыкальные занятия и просто прослушивание музыки в жизнь ребенка. К тому же совместные семейные занятия музыкой способствуют улучшению отношений между домочадцами и повышают настроение у всех членов семьи.

Плейлист для занятий и медитаций

  • Deva Premal – певица, ставшая знаменитой благодаря нежному и одновременно сильному голосу. Она исполняет мантры на санскрите, которые сопровождаются спокойной медитативной музыкой в современном стиле.
  • Dr. Jeffrey Thompson – музыкант, посвятивший себя созданию музыки и особых приемов обработки звука для погружения в состояние релаксации. В инструментальную музыку ненавязчиво вплетены звуки человеческого тела (дыхание, сердцебиение), «песни» тибетских чаш и колоколов, космические сигналы, записанные «Вояджерами» на окраинах Солнечной системы.
  • Liquid Mind (Чак Уайлд) – американский композитор, который специализируется на создании мягкой электронной музыки. Она прекрасно подходит для занятий йогой, медитаций, релаксации.
  • Steven Halpern – американский композитор, посвятивший себя изучению воздействия музыки на сознание, мозговую деятельность и физическое здоровье. Его композиции синхронизируют полушария мозга, увеличивают амплитуду альфа-волн.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]