Занимательные игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста


картотека подвижных игр «Подвижная математика»

Описание: Каждому игроку из команд дается одна фишка – крышечка. Нужно добежать до ориентира выполняя задания (огибая кегли, перепрыгивая через косички), и расположить крышечку на круге, в кругу нужно положить только четыре крышечки.

Правила: быстро выполнить задание, добежать до пуговицы, положить правильно крышечку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием.

Варианты: по пять крышечек на один кружок, шесть, семь,..

Эстафета «Небоскребы»

Задачи: упражнять в беге с заданием; закреплять умение группировать предметы по определенному количеству.

Оборудование: мягкие колечки по количеству детей, диаметром 30 см.

Описание: У каждого ребенка находится мягкое колечко. Нужно крутя на руке колечко, добежать до ориентира и положить колечко в какую либо колонну (по четыре, пять) как указано на карточках рядом.

Правила: быстро добежать, крутить колечко, не уронив его и положить колечко согласно заданию. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справиться с заданием.

Эстафета « Больше на один»

Задачи: упражнять в прыжках, в сравнении чисел.

Оборудование: карточки с цифрами по две на каждого ребенка, цифры для задания.

Описание: Дети строятся в команды, у каждого карточка с определенным числом. Нужно попрыгать змейкой вокруг кегель, на левой ноге (2м), взять карточку с цифрой, больше на один, (согласно заданию) и обратно прыгать на правой ноге.

Правила: Прыгать до ориентира на левой, назад на правой ноге. Быть внимательным в выполнении задания. Побеждает та команда, чья быстрее и правильнее справится с заданием.

Эстафета «Больше, меньше, равно»

Задачи: Упражнять в равновесии, прыжках, в сравнении множеств с помощью математического знака.

Оборудование: Для двух команд: гимнастическая доска, косички 4 шт., ориентир 2 шт., табло с цифрами команд – 4.

Описание: Дети строятся в команды. Каждый участник эстафеты добегает до ориентира по гимнастической доске, перепрыгивая через ров из косичек, перелистывает табло с цифрами, встает между ними и показывает знак руками.

Правило: быстро добежать до ориентира, выполнив задание, правильно показать сравнение. Вернуться назад, передать эстафету хлопком по руке.

Эстафета «Твоя цифра»

Задачи: упражнять в прыжках на фитбол — мячах, закреплять количественный счет предметов и соотнесение его с цифрой.

Оборудование: карточки с количественным рисунком для каждого ребенка, карточки с цифрами, фитбол – мячи, ориентиры.

Описание: Каждому игроку раздаются карточки с количественным рисунком ( пять цветов, одна бабочка, три пчелы,..), на каждую команду дается по фитбол – мячу. Нужно допрыгать на мяче до ориентира и взять карточку с такой цифрой, которая соответствует твоему рисунку.

Как развивать ребенка играя? Для чего нужны подвижные игры?

Все дети любят подвижные игры. Это способ весело провести время и «выбросить» энергию в «нужное русло». Для детей невероятно полезными будут игры на перегонки, игры с мячом, на велосипеде, со скакалкой и другой атрибутикой.

Как правило, дети всегда с интересом погружаются в увлекательное занятие и всегда рады играм, которые устраивают их родители, воспитатели, учителя и друзья. Подвижные игры способны делать детей дружными и радостными. Они как ничто лучше развивают коллективное мышление и упражняют в спортивном плане.

Новое поколение детей вырастает в весьма неблагоприятных условиях:

  • компьютерная зависимость
  • неправильное питание, перенасыщенная жирами и углеводами
  • отсутствие физической нагрузки
  • малоподвижный образ жизни
  • стрессы и нервное напряжение
  • недостаточное внимание со стороны родителей

Все эти факторы негативно влияют на маленького человека, блокируя его полноценное развитие и ухудшая здоровье. Улучшить качество жизни ребенка способна обычная подвижная игра, которая будет познавательной, активной и интересной.

Активные движения благоприятно сказываются на развитии ребенка. Кроме того, они способны формировать личность малыша с раннего возраста. Можно заметить, как регулярное участия в играх помогает:

  • тренировать настойчивость
  • помогают обрести умение ребенком концентрировать внимание
  • развивают реакцию скорости
  • воспитывают усидчивость и терпение

Интересно знать то, что навыки приобретенные в детстве во время игры, остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Если их регулярно упражнять, они никуда не исчезнут, а наоборот станут более отточенными и слаженными.

Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в подготовительной группе

Ребенок — это исследователь, который познает для себя окружающее пространство. Основные цели воспитателей и учителей — это найти подход и направление на изучение отдельных предметов.

При правильно поставленном педагогическом процессе ребята уже в младшем возрасте без усилий могут усвоить необходимый для изучения материал, развивать мышление.

Важно! Чем подготовленнее будет дошкольник, тем успешнее и понятнее для него будут школьные годы.

Главной проблемой современности является эффективность при развитии способностей. Дети с высоким интеллектом способны лучше воспринимать материал, более уверены в себе. Большое значение в развитии отводится математике. В этом предмете быстрее, чем в других, развивается мышление.

Понятие математических особенностей состоит из представления о форме, времени, величине. Эти навыки служат для формирования понятий о жизни и науке.

Усвоение материала

В дополнительной педагогике имеется большое количество методических материалов. Они нацелены на интеллектуальное развитие.

Картотека бесед в подготовительной группе в утреннее время

Для эффективного усвоения материала имеются дидактические игры по математике в подготовительной группе. Их методология достаточно точно описана в работах Е. И. Удальцовой и Ф. Фребеля. Основной плюс данных игр — это обучение. Они стимулируют развитие воображения и интеллекта, что является основой задачей обучения.

В игре для детей главной задачей является проявление активности, получение результата, победа.

Главное для детей в дидактической игре — это получение новых знаний.

При грамотно организованном обучении в начале года применяется определение уровня развития дошколят. Затем идет планирование дальнейшей работы:

  • выявление интереса и творческой задачи;
  • развитие логики и мышления;
  • определение умения сравнивать, обобщать и анализировать;
  • выявление способностей для определения математических связей.

С учетом этих составляющих создается перспективное планирование, главной целью которого является обобщение математических представлений.

Типы занятий

На примере игры «Сбор грибов» по Е. И. Удальцовой возможно сформировать такие связи, как «один» и «много». В такой игре дети узнают такие понятия, как круг, квадрат, треугольник. Главной задачей является определение типа фигур.

«Путешественники в лесу»

Упражнения по ФЭМП на тему «Путешественники в лесу»:

  • Возрастная категория: средняя группа.
  • Задача: правильное определение фигур.
  • Методические приемы: беседа, объяснение.

Ход проведения занятий:

  • Кто пришел к нам?
  • Зайка.
  • Он приглашает нас погулять в лес. В лес поедем на паровозике, только у нас нет колес.
  • Колесо — это круг.
  • Едем на паровозике по лесу. В лесу растут елочки. Они бывают высокие и низкие. Нужно показать руками выше и ниже.
  • Едем дальше, остановка. Стоит сундук. К нему нужен ключ. Замок выполнен в виде треугольника. Значит и ключ тоже должен быть в виде треугольника.
  • В сундуке лежит маленькая кукла. Кукла грустная. Почему?
  • У куклы рассыпались бусы. Надо помочь ей их все собрать.
  • Надевая бусы, ребята должны называть цвета бусинок.
  • В конце урока ребята обобщают, что они все вместе сделали.

Методика проведения занятий по ФЭМП в подготовительной группе

Методика проведения образовательной деятельности включает в себя:

  • Реализацию имеющихся видов образовательной деятельности.
  • Применение различных форм организации ребенка. Зависит от его активности, самостоятельности и интереса.

В методике развития дошкольника особое внимание следует уделить вычислительной деятельности. Детям в подготовительных группах дают первые представления о вычитании и сложении. Дети должны научиться делать выводы и анализировать полученный материал. Понимая взаимосвязь сложения и вычитания, ученик должен использовать это для проверки правильного ответа.

Занятия должны иметь структуру, которая определяется содержанием обучения и особенностями деятельности ребенка. У занятия имеется 3 части:

  • вход;
  • процесс занятия;
  • окончание.

В начале занятий следует вызвать интерес у детей, объяснить, как нужно действовать по ходу игры, составить план урока.

В ходе занятия развивается умственная и практическая деятельность детей. Она заключается в получении новых знаний, которые установлены учебным планом.

На последнем этапе можно определить уровень развития ученика. Небольшую помощь следует оказывать тем детям, которые быстро все запоминают. Остальным нужно дать возможность усвоить материал и найти выход из сложившегося положения.

Важно! Необходимо стремиться, чтобы каждый ученик достиг результата. В конце занятий подводится итог и определяется дальнейшая перспектива.

Базовыми целями ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) является создание первичных представлений об основных свойствах объектов.

Занятия математикой с детьми в подготовительной группе

Выделяют 4 причины, по которым необходимо изучать математику дополнительно:

  • в образование дошкольника включены предметы, в которых присутствует математика;
  • дополнительное образование делает изучение предметов более понятным;
  • дети до школы уже имеют представление о геометрических фигурах;
  • раннее преподавание математики усиливает детские познания.

Обратите внимание! Исследования головного мозга выявили, что мозг развивается тем быстрее, чем сложнее задачи, стоящие перед ним.

Приучение к дисциплине

Дети должны изучать математику осознанно. Учителю следует думать и мыслить, как это делает ребенок. Дети не могут разделять мир, как будто он состоит из различных сфер. Они соединяют все воедино.

Обучение у детей происходит в процессе игры. Следует помнить, что занятия — это дополнительная нагрузка на организм. Начинать нужно последовательно, с двух занятий в неделю. Далее ориентироваться нужно на реакцию ученика.

Если ребенок не ходит в детский сад, то занятия ему особенно необходимы. Взрослые должны наблюдать за тем, чем интересуется ребенок, и вовремя поддерживать его интерес. По своей сути дети интересуются всем. Задача родителей — вовремя направить их в нужном направлении.

Четкое распределение свободного времени способствует приучению к дисциплине, создает плотный распорядок дня. В этом случае пропадает желание смотреть телевизор, играть в онлайн-игры.

Обратите внимание! Если родители проявляют интерес и внимание к занятиям детей, эти занятия оправдаются в будущем.

Задачи и цели обучения математике

Общеобразовательные цели:

  • усвоение арифметических действий;
  • начальное математическое развитие, умение сравнивать, наблюдать, анализировать;
  • уяснение терминов и символов;
  • изучение устной и письменной математики;
  • овладение математическими сведениями, необходимыми для обучения в начальной школе.

Воспитательные цели:

  • воспитание интереса к обучению у детей;
  • развитие математических способностей;
  • эстетическое воспитание;
  • распознавание психологических особенностей.

Практические цели:

  • формирование умения пользоваться математическими инструментами;
  • формирование трудовых навыков.

Цели изучения математики закреплены в государственных стандартах (ФГОС). При обучении реализация целей может происходить как в комплексе, так и отдельно. Реализация поставленных целей зависит от квалификации учителя, от его способности донести информацию.

Пример изучения арифметических действий

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]