Психологический тренинг с педагогами «Вместе дружная семья»


Психологический тренинг с педагогами «Вместе дружная семья»

Автор: Хейгетян Алина Даниеловна

Психологический тренинг с педагогами

« Вместе дружная семья».

Цель тренинга:

  • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
  • осознание себя командой.

Ход тренинга:

Этап 1.

1.1.Знакомство

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется « Я+ТЫ=МЫ». Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

1.2. В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

  • Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Говорю за себя.
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Не перебивать говорящего.
  • Уважать мнение друг друга.
  • Безоценочность суждений.
  • Активность.
  • Правило «стоп», остановка обсуждения по сигналу тренера « стоп».
  • Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

1.3.МЕНЯ ЗОВУТ… Я ДЕЛАЮ ТАК….

Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

Этап 2. Информационный

2.1.Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

Этап 3 Разминочный

3.1.МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

3.2.ДА И НЕТ

Цели: снятие агрессии, готовность к общению.

— Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто — «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».

Обсуждение:

  • Как ты себя сейчас чувствуешь?
  • Как тебе удобнее спорить — произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?
  • Ты говорил достаточно громко?

Этап 4: Практический

4.1. Ассоциативный тест» Волшебный сон»

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:

Мы приглашаем Вас в чарующее путешествие по Вашей душе.

Все люди видят сны и не для кого не секрет, что сны — это наше подсознание, которое никогда не лжет и часто знает о нас самих больше, чем мы сами. Но не все люди запоминают свои сны и уж далеко не все умеют истолковать то, что видят во сне.

Мы предлагаем Вам поиграть в ассоциации, погрузиться в мечту и описать в деталях то, что Вы увидите.

Инструкция:

Представьте себя в ситуациях, которые будут Вам предложены, а потом опишите «увиденное», отвечая на вопросы теста. Чтобы было удобнее расшифровывать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.

Тестовое задание:

Вы спите или мечтаете. В Вашей мечте Вы оказываетесь в Вашем собственном доме. Какой он? Опишите в деталях. (Большой/маленький, светлый/темный, старый/новый, сколько комнат)

Теперь Вы идете по узкой тропинке. Внезапно Вы видите на земле перед Вами какой-то сосуд. Что это такое? Что внутри? Если внутри что-то есть, то попробуйте это на вкус. Каково оно?

А сейчас тропинка заканчивается и Вы входите в лес. Вы идете довольно долго и, наконец, выходите на поляну. Посреди поляны стоит здание. Что это за здание? Какие ощущения у Вас в этом месте?

Вокруг здания сад. Опишите сад. Какой он? Цветущий или увядший?

Вы выходите из сада и вновь идете по лесу. На краю леса Вы видите стену. Стена такая высокая, что ее не перелезть, и такая длинная, что ее не обойти. Вдруг Вы видите в стене маленькую дверцу, которая приоткрывается, будто приглашает Вас войти. Вы войдете или нет?

А за стеной вода. Что это за вода? (Какой водоем? Спокойная или бурная вода в нем?) Хотите ли Вы искупаться в нем?

Ну а теперь читайте Интерпретацию и удачи Вам!

Интерпретация результатов теста:

Дом.

Дом — это представление о Вас самих.

Если дом старый, то скорее всего Вы не любите меняться, предпочитаете традиционные вещи.

Если дом большой, то это означает, что довольно уверенный в себе человек, с высокой самооценкой.

Если дом светлый, то Вы оптимист. Если темный, то пессимист.

Количество комнат — это количество людей, которых Вы бы хотели видеть в Вашей жизни.

Сосуд.

Сосуд — это Ваше представление о любви. Чем более красив и ценен сосуд, тем значимее любовь в Вашей жизни. Вы романтик. Содержимое сосуда — Ваш любовный опыт.

Здание.

Здание — это Ваше представление о религии и Боге.

Крепкое здание — крепкая вера.

Разрушенное здание — Ваша вера слаба .

Сад.

Это Ваше представление об окружающем мире, о Вашей стране, мире вообще. Если растения и цветы в саду умирают, то это может означать, что Вы обеспокоены состоянием окружающей среды и будущим мира.

Стена.

Это Ваше представление о смерти. Конец ли это или есть жизнь после смерти физического тела? Войдете ли Вы в эту маленькую дверцу? Или Вы сначала посмотрите и проверите, что там, прежде чем войти? Или же Вы совсем не хотите войти?

Вода.

Вода — это Ваше представление о Вашем будущем. Если это море с большими волнами, то Вы уверены и не боитесь своего будущего.

Если же Вы хотите поплавать, то это значит, что Вы не боитесь встретиться с возможными трудностями.

Если вода — это водоем со стоячей водой, то, возможно, Вы боитесь своего будущего и опасаетесь за будущее всего мира

4.2.Дыхательное упражнение СЕМЬ СВЕЧЕЙ

Цель: релаксация.

— Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение:

  • Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
  • Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Этап 5. Заключительный

5..1 Релаксация. Сила Жизни и здоровья

Сядьте, пожалуйста, поудобнее.Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой.Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться.Поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами полРуки расположите поудобнее (почувствуйте подлокотники).Шею, голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы.Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться.Расслабиться, снять накопившееся напряжение, Так, как будто вам хотелось бы немножечко вздремнуть.Начните расслабляться с мышц плечПостарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелые, теплые и расслабленные. Плечи тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.Представьте как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу.Почувствуйте как тепло опускается из плеч в рукиРасслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локтиВаши запястья расслабляются Расслабляются кисти рук – ладони становятся тяжелые и теплые.Ладони тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев.А теперь обратите внимание на то, как вы дышите – дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным.Вам хорошо и приятно дышится.Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе.Представьте, как тепло из живота опускается в ногиПочувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голениСтопы становятся тяжелые и теплые. Стопы тяжелые и теплые, тяжелые и теплые.Почувствуйте пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены.Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник. Почувствуйте лопатки.Почувствуйте как расслабляется середина спины между лопатками.Расслабляется шея, затылок. Вся голова расслаблена.Расслаблено темя, виски. Расслабляется лоб, лицо.Почувствуйте свои щеки, почувствуйте скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза.Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Глаза расслаблены.

Представьте ясный летний день. Вы находитесь на берегу моря. Ваши стопы ощущают теплый мягкий песок. Ласковые бирюзовые волны шелестят у ваших ног, приглашая за собой.

Вы входите в прозрачную теплую морскую воду и чувствуете, как она ласкает ваше тело. Приятные энергии чистой морской воды проникают в тело своей мягкой ласковой чистотой. Силой Жизни и здоровья энергии воды пропитывают тело, насыщают органы и ткани.

С каждым днем тело становится гармоничнее, здоровее и сильнее.

Процессы самовосстановления и преобразования ускоряются.

Увеличивается Красота… Сила… Здоровье…

5.2.Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

5.3 А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

  • Что для вас сегодня было важным?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

— Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!
comments powered by HyperComments

Мой детский сад

Автор: Шпет Мария Сергеевна, педагог – психолог, МАОУ СОШ N 30 ДО г. Томска.

Пояснительная записка

Актуальность

Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Груп­повой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располага­ющая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и сим­патии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.

Цель программы: повышение сплоченности коллектива

Задачи:

  • Улучшение эмоционального состояния педагогов
  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами
  • Снятие эмоционального напряжения педагогов

Ход тренинга

Педагог – психолог: Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Психолог: В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.

Игра «Волшебная шляпа»

Психолог: Что может сделать встречу приятной? (высказывания педагогов). Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Упражнение «Узнай рисунок»

Педагог – психолог:

Каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по – другому посмотреть на себя. Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет, каким вы себя видите в коллективе или хотите видеть. Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его об­суждение с группой по следующим вопросам:

  • Каков этот человек?
  • Кто это может быть?

Участники угадывают автора рисунка. После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тре­нер просит его сорвать цветок и закончить начатое предложение.

Упражнение «Цветок»

На каждом цветке написано высказывание, которое нужно закончить: Я горжусь… Больше всего я хочу… Человек, которым я восхищаюсь – это … Больше всего я люблю… Я мечтаю… Три места, где я жил.. Три вещи, которые мне нравятся… Три вещи, которые мне не нравятся… Мое хобби… Вы еще не знаете обо мне, что я..

Упражнение «Я такой же, как ты»

Педагог – психолог: Предыдущее упражнения, привело меня к мысли, что мы все разные, но в чем – то мы похожи. У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

Упражнение «Узнай через прикосновение»

Психолог: Как Вы считаете, мы узнали друг о друге достаточно, чтобы узнать друг друга без слов? (высказывания педагогов) Я предлагаю одному из Вас сейчас войти в центр круга, сесть на стул, положить руки на колени ладонями вверх и закрыть глаза. Мы все в произвольном порядке, будем подходит к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз мы будем хлопать в ладоши, если подошедший назван правильно, и «нет в случае ошибки».

Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог – психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Для этого напишите имя на листе бумаги и сложите его. Это необходимо для того, чтобы каждый из Вас мог вытянуть жребий с чьим – нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя Вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что Вы придумали. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. Оно станет сердцем нашего коллектива, после того, как мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце (педагоги под музыку приклеивают маленькие сердечки)

Упражнение «Чему я научилась»

Педагог – психолог: Наш сегодняшний тренинг подходит к концу. Мне очень хотелось бы получить обратную связь. Давайте зажжем свечу и будем передавать ее по кругу. У кого свеча окажется в руках тот говорит, что ему понравилось, чему он удивился, что он узнал, что было для него самым важным.

Список использованной литературы:

  1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение – Москва : Сфера, 2005. – 60 с.
  2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
  3. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
  4. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
  5. Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.
  6. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.

Тренинг для воспитателей «Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии»

Психологический тренинг для воспитателей. Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

Задачи тренинга: 1. Выработать позитивное отношение к ребенку. 2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком. 3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников. 4. Формирование способов эффективной саморегуляции. 5. Развитие умения общаться с коллегами по работе и с заведующей учреждения, воспитанниками и их родителями, а также с членами своей семьи.

Характер группы: закрытая.

Принцип отбора. В тренинге принимали участие 8 воспитателей в возрасте от 25 до 60 лет. В основном люди участвовали в тренинге ради интереса, хотелось пообщаться с коллегами, разобраться в проблемах профессионального характера, получить эмоциональную разрядку. Диагностика не нужна. Т Р Е Н И Н Г «Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии». Прежде, чем приступить к тренингу, участники должны оговорить правила своего поведения на занятии. Ниже приводятся правила, которые помогают научиться эмпатическому пониманию:  Сосредоточьтесь на всем, что другой сообщает как вербально, так и на всех проявлениях его эмоций.  На первых этапах достижения эмпатии найти слова и выражения, которыми можете пользоваться как вы, так и другой, основываясь как на их содержании, так и на их эмоциональной нагрузке. Это называется парафразом.  В своих ответах пользуйтесь языком, который будет понятен другому.  Используйте эмоциональный тон похожий на тот, который характерен для другого.  Продвигайтесь к более к глубоким уровням эмпатии, уточняя и расширяя смысл воспринятого сообщения. Таким образом, вы поможете собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.  Старайтесь распознать такие чувства и мысли, которые не выражаются прямо, но подразумеваются. Постарайтесь восполнить то, что упущено в сообщении, вместо того, чтобы основывать обратную связь только на том, что высказано прямо. 1. Знакомство психолога с группой. Для этого используем упражнение «Кто я?», цель которого ознакомить участников с психологом и наладить контакты между членами группы. Упражнение «КТО Я?» Каждому участнику предлагается на отдельном листе бумаги написать о себе как можно больше понятий, раскрывающих, кем он является. Например, дочь, жена, сестра, воспитатель, сангвиник, турист, соседка, подруга, художник, романтик, кулинар и т.д.. Этот листок затем предлагают прикрепить ему на спину. Далее все участники начинают ходить по комнате и читать сведения о других членах группы. Таким образом они знакомятс Для налаживания контакта мжду членами группы можно использовать упражнение «Кораблекрушение”. Упражнение «Кораблекрушение”. Руководитель группы предлагает участникам представить, что они потерпели кораблекрушение. В распоряжении группы на судне имеются предметы, список которых приведен ниже:  спасательный жилет;  сигнальные ракеты;  полфунта табака;  два галона пресной воды;  коробок спичек;  три буханки хлеба;  спасательная шлюлка;  столовые приборы;  два килограмма рисовой крупы;  четыре килограмма ветчины;  набор столярных инструментов;  свисток;  четыре меховые куртки;  навигационные приборы. Членам группы предлагается коллективно пронумеровать данные предметы по степени важности для терпящих бедствие. Успешность выполнения этого упражнения связана с тем, что принятое группой решение будет выработано в результате споров и дискуссий и окажется единодушным. В данном случае совершенно неприемлемо голосование или авторитетное мнение кого-либо из участников. При возникновении попыток такого решения задачи психолог должен вмешаться и направить обсуждение в русло тесного контакта между участниками. 2. Далее можно перейти ко второй части разминки – снятию напряжения и усталости у воспитателей. С целью релаксации и организации психо-технического отдыха могут быть использованы упражнения, например, «Убежище». Упражнение «Убежище». Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться в креслах или на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза. Мягким, спокойным голосом психолог говорит примерно такой текст: «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно, чтобы это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Так фантазировать можно перед сном или в течение дня, когда вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть». 3. Заключительная часть разминки связана с формированием у участников внутреннего состояния, необходимого для выполнения основной части занятия. Так как основная часть занятия направлена на развитие эмоционально-положительного отношения к детям, то для активизации у членов группы детских воспоминаний, развития эмоционального восприятия, формирования «комплекса детскости» (способности взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира), предлагается упражнение «Встреча». Упражнение «Встреча». Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а руководитель группы встает перед ними. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», — психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать. Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе. А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ. После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру. После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления». Когда участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, в группе возникла дружелюбная атмосфера, разминка заканчивается. Психолог приступает к основному этапу – собственно педагогическому тренингу. Основная часть начинается с построения модели профессиональной ситуации. Для проигрывания психолог предлагает группе проблему. В детский сад была переведена девочка из другого сада. Девочка очень сообразительная, но очень беспокойная, не могла сидеть на занятии: через 5-10 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и воспитателю, могла встать из-за стола и гулять по группе без разрешения, называла воспитательницу на «ты». В развитии Оля отставала от своих сверстников, но воспитательница не желала с этим мириться. Мать Оли была лишена родительских прав, так как болела хроническим алкоголизмом, поэтому Оля жила с бабушкой. Рабочий день начался как обычно. И вдруг все услышали как воспитательница закричала: « Девочка сейчас погибнет!» Другие воспитатели выбежали из групп и увидели такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит: « Сейчас упаду, а тебя и заведующую посадят в тюрьму!»( и еще девочка кричала что-то непонятное). Воспитательница, не отрываясь, смотрела на Олю и кричала на девочку, требуя, чтобы та немедленно выбралась обратно на лестничную площадку. Группа садится амфитеатром, и на импровизированной сцене один из воспитателей играет девочку, а другой- ее воспитательницу. После проигрывания начинается общее обсуждение. Члены группы вспоминают из своей практики аналогичные случаи..С этой целью можно предложить упражнение « Мой самый трудный ребенок». Упражнение « Мой самый трудный ребенок». Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком. Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п.Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат. При обсуждении «Что нужно делать» в проигранной ситуации , группа приходит к выводу, что ни в коем случае воспитатель не имел права переходить на крик, она должна была разговаривать с девочкой как можно более спокойным голосом. При этом не столько важны сами слова, обращенные к девочке, сколько интонация, с которой они произнесены. Так же при решении конфликта существенную роль играет личность воспитателя и сложившееся у девочки мнение о ней. Для развития у воспитателей способности к педагогической рефлексии, эмпатии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий можно предположить упражнение « Моя первая учительница». Упражнение «Моя первая учительница «. Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице, как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка. Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желание стать в чем – то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у воспитателей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний. Для расширения диапозона коммуникативных возможностей воспитателей можно предложить упражнения «Интонация” и «Зеркало”. Упражниние » Интонация”. Каждый член группы должен сказать какую- либо поощрительную фразу, обращенную к ребенку. Например: » Молодец! У тебя все хорошо получается”. При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие – нет. Психолог помогает каждому воспитателю найти наиболее выразительные интонации для общения с ребятами. Упражнение » Зеркало”. Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его » зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении. Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте » здесь и теперь » почуствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми ( в том числе воспитателями и школьниками) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почуствовать. После выполнения упражнений группа возвращается к проблемной ситуации, предложенной психологом в начале основного этапа тренинга, При групповом обсуждении воспитатели находят новые способы и приемы, которые можно было использовать для решения поставленной психологом проблемы.Наиболее удачные из них психолог предлагает для проигрывания ситуации «Как надо делать”.Например, в то время , пока ребенок висит на руках и угрожает своим падением, воспитательница принимает решение: «Отпусти руки и падай «, — как можно спокойнее и безразличнее говорит она. Девочка, не ожидая такой реакции, крепче вцепившись руками в перила, уже спокойнее говорит: «А тебя посадят в тюрьму «Воспитатель отвечает: «А это уже не твое дело!” Девочка подтягивается и встает на ноги. Позднее она признается, что хотела напугать воспитательницу и заведующую, так как в прежней школе заведующая ее боялась, когда она вела себя подобным образом. После этого члены группы обсуждают, насколько успешно были реализованы найденные группой новые профессиональные средства., так как в прежней школе заведующая ее боялась, когда она вела себя подобным образом. После этого члены группы обсуждают, насколько успешно были реализованы найденные группой новые профессиональные средства. Далее следует заключительный этап- позитивное окончание занятия. Во время этого этапа обсуждается,что произошло на занятии ( групповая рефлексия ). Основное внимание психолог направляет на то, что приобрели члены группы: воспитатель не должен закладывать негативный проект развития отрицательно воспринятого ребенка, он обязан формировать эмоционально- положительное отношение к детям, развивать педагогическую рефлексию – умение выделять способы собственных действий,корректировать и изменять их для нахождения оптимальных, … « Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свою группу. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в детский сад, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду в свою группу. Вхожу и говорю: « Здравствуйте, ребята!» Этим упражнением педагогический тренинг по теме: «Эмоционально- положительное отношение к детям. Развитие эмпатии» заканчивается. Психолог желает воспитателям успехов в работе и приятного общения с детьми. Анализ проведенного тренинга. Тренинг вызвал положительные эмоции. Воспитатели с удовольствием выполняли предложенные упражнения и благодарили за эмоциональный отдых. Завершив работу. Группа еще раз убедилась, что в отношениях с детьми нужно действовать, используя лишь позитивные установки, стремиться к педагогической рефлексии, эмпатии. Сила педагога в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника, в способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Воспитатель сам должен быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо личность воспитывается личностью. К таким выводам пришли педагоги после обсуждения проблемы, поставленной на тренинге. Также хотелось бы отметить интерес воспитателей к проблеме эмоционально- положительного отношения к детям. Активно обсуждали проблему, поставленную в данном тренинге, приводили многочисленные примеры из собственного опыта, делали выводы по поставленной проблеме. Воспитатели охотно принимали участие в инсценировках. Во время тренинга присутствовала доброжелательная атмосфера.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания ДОУ

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я все смогу»
Работа воспитателя очень тяжела, и требует очень много моральных и физических сил, поэтому очень важно психологу обращать внимание на то, в каком состоянии находятся педагоги. Данный тренинг подойдет и для воспитателей детских садов, так и для преподавателей школ и других образовательных учреждений.
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания воспитателей «Я все смогу».
Цель — профилактика эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения. Задачи: — информирование воспитателей о понятии эмоциональном выгорании. — поиск ресурсов для профилактики эмоционального выгорания — способствовать развитию самопознания у воспитателей — обучить способам снятия напряжения — создание благоприятной атмосферы в коллективе. Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть на нашем тренинге. Сегодня он посвящен, такой теме как «Профилактика эмоционального выгорания». Любое тренинговое занятие имеет правила: + Участие добровольное + Обращаться друг к другу по имени. + Принимать себя и других такими, какие они есть. + Быть искренним. + Избегать оценок друг друга. + Активное участие в происходящем. + Уважение говорящего. + Конфиденциальность всего происходящего.
Упражнение «Возьми салфетки».
Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы Инструкция: участники тренинга сидят в общем кругу. Я передаю по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». Ведущий: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках. — «Замечательно!» Вот мы и познакомились. Давайте сначала разберемся что же такое «эмоциональное выгорание».Актуальность — Общеизвестно, что профессия воспитателя – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности воспитателя, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, перед родителями. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания». Таким образом, эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы: • усталость, истощение; • недовольство собой, нежелание работать; • усиление соматических болезней; • нарушение сна; • плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм; • агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность); • негативная самооценка; • пренебрежение своими обязанностями; • снижение энтузиазма; • отсутствие удовлетворения от работы; • негативное отношение к людям, частые конфликты; • стремление к уединению; • чувство вины; • потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное); • снижение аппетита или переедание. Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно вас спасать. Для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. И «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна и сексуальной потенции, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колиты и др.» Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Перед тем, как нам перейти к способам профилактики эмоционального выгорания, мы посмотрим есть ли у вас это эмоциональное выгорание.
Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).
Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет. 1. Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен. да нет 2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления. да нет 3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. да нет 4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики). да нет 5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях. да нет 6. Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно. да нет 7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. да нет 8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. да нет 9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям. да нет 10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое. да нет За каждый ответ «да» начислите 1 балл. Результаты: 0-1 балл.
Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.
2-6 баллов
. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов
. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов.
Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас. Всем нам известно, что человек в социуме выполняет много различных социальных ролей. Дома мамы, жены, дочери, на работе воспитатели. И у каждой роли есть свои требования, обязанности, очень важно уметь переключаться из одной роли на другую и не смешивать их., т.е. необходим баланс. И сейчас я вам предлагаю вам распределить по важности именно для вас данный перечень. А потом обсудим получившиеся результаты.

Упражнение «Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Материалы: листы бумаги, ручки. Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень: • дети • работа • муж • Я • друзья, родственники Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня: 1. Я 2. Муж (жена) 3. Дети 4. Работа 5. Друзья, родственники Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами. Самое главная ценность в жизни самого человека это он сам. Изначально как должна создаваться семья? Мужчина и женщина любят друг друга и женятся, чтобы вместе растить детей. А не как это бывает появляется ребенок и женщина полностью погружается в ребенка, забыв о том, что у она не только мама, но и жена. Сначала вы — супруги, затем — родители. Счастливые дети растут только у счастливых родителей. Обсуждение. Индийская пословица Ребенок- гость в твоем доме. Накорми, воспитай и отпусти. Одним из эффективных способов избавления от негативных чувств является написать или нарисовать его.
Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций. Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора». Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное». После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются. Далее опрос об ощущениях. Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Упражнение «Удовольствие»
Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил. Материалы: листы бумаги, ручки Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Далее все варианты записываются в сундучок на доске и объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Упражнение «Позитивные качества»
Цель — осознание своих положительных качеств, и качеств других людей. Материалы: цветочки, фломастеры. Участникам предлагается написать в центре свое имя и по кругу передать цветочек, остальные пишут положительные качества, до тех пор пока цветочек не вернется к своему владельцу. Далее обсуждение возникших чувств.
Упражнение «Это хорошо, это плохо…»
Цели: развитие умения выражать свои чувства; получение обратной связи от группы. Время: 5–7 мин. Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает найти плохое и хорошее в том, что много надо работать. Первому участнику нужно построить предложение, завершив фразу по желанию: «Это хорошо, что…» и «Это плохо, что…». 1) Быть воспитателем — это хорошо, потому что ты всем очень нужен. 2) Быть всем нужным это хорошо, потому что …. 3) …..а это плохо, потому что…. 4) ….а это хорошо, потому что…. 5) ….это плохо, потому что…. Второму участнику предлагается повторить 2-ю часть фразы первого игрока и добавить свою, начиная со слов: «И это хорошо, что…». Такой же алгоритм выполнения задания дается остальным игрокам. Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. Все в ваших руках. Спасибо большое за работу. Желаю всем успехов, побольше оптимизма. До свидания. Список литературы: 1. Кожуховская Л. С. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений [текст] /; Л. С. Кожуховской. — Минск : Изд. центр БГУ, 2010. — 233 с 2. Тимофеева М.В. Диагностика уровня профессионального выгорания педагогов /Тимофеева М.В.// Справочник педагога-психолога. Детский сад/- 2014.-№2- С9-20

Рекомендуем посмотреть:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Профилактика Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального и профессионального «выгорания» Тренинг для педагогов ДОУ. Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]