Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Берёзы и клёны она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко- красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кровавую броню одеть». Так и обрядила старика. Глядит — а неподалёку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи.
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого одела в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть какими были летом, такими и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога. Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток…
Н. Сладков «Осень на пороге»
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса: — Готовы, готовы, готовы… — А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете? Откликнулись звери: — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся! — Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся! — Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! Откликнулись птицы: — Мы, перелётные, в тёплые края улетим! — Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем! — Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт! — Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут! — Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет! — Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! Откликнулись птицы: — А мы, дрозды, на рябину навалимся! — А мы, дятлы, шишки начнём шелушить! — А мы, щеглы, за сорняки примемся! Откликнулись звери: — А нам без мух-комаров спать будет спокойней! — Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет! — Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем! Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Михаил Пришвин «Поздняя осень»
Осень длится, как узкий путь с крутыми заворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, метель белая с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце, берёзка стоит с золотыми листиками: как обмёрзла, так и осталась, и больше уже ветер с неё не может сорвать последних листьев — всё, что можно было, сорвал.
Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой». В это время самая поздняя осень до того сходится близко с самой ранней весной, что по себе только и узнаешь отличие дня осеннего и весеннего — осенью думается: «Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь».
Тогда думаешь, что и всё так в жизни непременно должно быть: надо поморить себя, натрудить, и после того можно и радоваться чему-нибудь. Вспомнилась басня «Стрекоза и муравей» и суровая речь муравья: «Ты всё пела — это дело, так поди же попляши». А ранней весной точно в такой же день ждёшь радости без всяких заслуг; придёт весна, ты оживёшь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье.
Источник
Внимание! Акция до 14 января!
Автор: Бутыльченкова Тамара Алексеевна Планирование воспитательно-образовательной работы в группе. Тема недели: «Поздняя осень». Цель: Закреплять знания детей о приметах поздней осени, вспомнить стихи, пословицы и поговорки про осень, развивать наблюдательность, активизировать словарный запас по теме. Расширять представления детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства.
дата режим Интеграция образоват. областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Создание (организация) развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деят-ти детей и поддержка детской инициативы Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами Образовательная деят-ть в режимных моментах (групповая, подгрупповая) Индивидуальная Тема недели: «Поздняя осень!». Понедельник 09.11.2020г. утро Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, Художественно-эстетическое, физическое Утренний приём детей. Зарядка. Беседа «Поздняя осень»: Цель:познакомить с приметами поздней осени на примере картин – пейзажей на осеннюю тему. Д\\игра «Когда это бывает?».Цель: Расширять знания детей об осени. Экологическая сказка – беседа «Приключения ветра». Цель: конкретизировать и закрепить знания о ветре. Д/и «Какая, какой, какое?». Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению Рассказывание из коллективного опыта «Прогулка в лес» Цель: уточнять представления детей о временах года; формировать навыки рассказывания из опыта. Поговорить с родителями о самочувствии детей. Поговорить с родителями о самочувствии детей. Основная образовательная деятельность 1.Познание (1-3 нед. ОБЖ/ 2-4 нед. социализация). Л. Л. Мосалова (стр.54).Тема: «Мой адрес». Цель: Закрепить знания детей о месте жительства.Учить детей правильно составлять рассказ, передавать содержание интересно для окружающих, ориентироваться на листе бумаги. 2.Физическая культура .Л. И. Пензулаева (стр.36).Тема: «Занятие 31». 3.Художественно – эстетическое развитие.Н. Н. Леонова (стр. 256) (1-3 нед. лепка/ 2-4 нед. аппликация). Тема: «Натюрморт из фруктов (яблоко, груша, виноград на тарелке)». Цель: Обучение вырезыванию предметов круглой и овальной формы, знакомство с натюрмортом. Прогулка 1 Наблюдение за небом и облаками. Цель: продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы; уточнить понятие «Туча». Д/и игра «Какое небо?». Цель: упражнять в подборе относительных прилагательных. П/и «Море волнуется». Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ. Инд. зан. по физо с Артемом и Максимом. Упр: прыжки в круг и из круга, выложенного из листьев. Подвижные игры «Третий лишний». Цели: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега. «Совушка».Цели: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре. Рисование палочками на песке.«Классики». Вечер Постепенный подъем детей, бодрящая гимнастика, ходьба по массажной дорожке. Самообслуживание после дневного сна. Цель: учить самостоятельно и последовательно одеваться. Чтение стихотворений об осени Цель: развитие усидчивости, внимания, расширение кругозора Беседа на тему: «Если позвонили в дверь». Цель: обобщить и закрепить знания детей о безопасном поведении в случае, когда можно и нельзя открывать дверь в квартиру или дом. С/р игра «Парикмахерская» «Умные шнуровки» Цель:развитие мелкой моторики, воображения Закрепить умение штриховать в одном направлении Эмилия,Ксюша Д/и «Чьи припасы?». Цель: закрепить знания о подготовке животных к зиме.П/и «Белка выбирает дупло». Цель: познакомить с финской подвижной игрой; заинтересовать детей. Привлечение к сбору материала и оформлению альбомов по теме. Рисование по трафаретам «Листья». Штрихование в различных направлениях. Прогулка 2 Наблюдение за одеждой осенью (почему люди выбирают те или иные предметы) П/и «Найди себе пару», «Мы – веселые ребята», «попади в цель» Труд: заготовка земли для посадки в зимнее время Народная игра «Лиса в курятнике». Цель: развитие быстроты движения. Саша,Миша. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом. Цель: учить находить себе занятия по интересам, играть дружно, воспитывать друже
дата режим Интеграция образоват. областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Создание (организация) развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деят-ти детей и поддержка детской инициативы Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами Образовательная деят-ть в режимных моментах (групповая, подгрупповая) Индивидуальная Тема недели: «Поздняя осень!» Вторник 10.11.2020г. утро Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, Художественно-эстетическое, физическое Утренний приём детей. Зарядка. Беседа на тему «Картины художников, которые рисовали осень». Цель: рассмотреть репродукции художников, которые писали осенние пейзажи, учить отвечать на вопросы воспитателя полными ответами, развивать активный словарь.П/и «Колпачок и шарик». Цель: учить играть с нестандартным физкультурным оборудованием. Д/и «Собери урожай». Цель: продолжать учить различать овощи и фрукты, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду. С/р игра «Больница» «Мозаика», «Собери бусы» Цель:развитие мелкой моторики, мышления «Опиши игрушку» Цель:упражнять в подборе прилагательных. Артем В. Даниил Д/и «Чьи припасы?». Цель: закрепить знания о подготовке животных к зиме. П/и «Белка выбирает дупло». Цель: познакомить с финской подвижной игрой; заинтересовать детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. ООД 1.Физическая культура.Л. И. Пензулаева (стр.37). Тема: «Занятие №32». 2.Познание (ФЭМП).Е. В. Колесникова (стр. 45).Тема: «Занятие №11».Цель: Отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков.Писать цифру 7. 3.Коммуникация (развитие речи).В. Н. Волчкова (стр. 32). Тема: Чтение худ-х произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произведению С. Михалкова «Бараны»; К. Тангрыкулиева «Петухи»,Е. Благининой «Подарок»). Цель: Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихот ворение и понимать его содержание и идею,формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях, воспринимать дружеские отношения между детьми,развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу. Прогулка 1 Наблюдение за работой дворника Цели: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду. Подвижные игры «Кот и мыши». Цели: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность. «Уголки». Цель: закреплять ловкость, быстроту бега. Развитие движений. Цель: развивать навыки бросания мяча в цель. Артем Г.Миша Ситуативный разговор о том, что нужно следить за своим внешним видом, чистотой одежды. Выносной материал: мячи, рули, вертушки Приготовить выносной материал для игр на участке.
Вечер Постепенный подъем детей, бодрящая гимнастика, ходьба по массажной дорожке. Самообслуживание после дневного сна. Цель: закреплять умение самостоятельно одеваться, помогать друг другу. С/р игра «Парикмахерская» Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: Закреплять умение придумывать сюжет, обыгрывать его, распределяя роли и используя атрибуты. Закрепить умение штриховать в одном направлении София Рисование по трафаретам «Листья». Штрихование в различных направлениях Эмилия,София Т. Организация выставки «Осень в лесу»: (рисунки, поделки, скульптуры из глины). Прогулка 2 Наблюдение за деревьями. С/р игра «Путешествие в лес» – повторить правила поведения в лесу. Труд: уборка опавшей листвы П/и ««Не попадись». Цели: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег. Рисование палочками на песке.Софья К. П/и «Стоп». Цель: упражнять детей в умении выполнять движения в соответствии с текстом.
дата режим Интеграция образоват. областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Создание (организация) развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деят-ти детей и поддержка детской инициативы Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами Образовательная деят-ть в режимных моментах (групповая, подгрупповая) Индивидуальная Тема недели: «Поздняя осень!» Среда 11.11.2020г. утро Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, Художественно-эстетическое, физическое Утренний приём детей. Зарядка. Д/и по экологии: «Воздух, земля, вода» Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. Интеллектуальные игры: «Кубики Никитина» Цель. способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений Д/и «Назови слово на заданный звук» Цель:развитие фонематического слуха. Лера,Миша. «Ориентируемся в комнате» Цель:закреплять умение ориентироваться в пространстве относительно себя. Индивидуальные консультации по запросам. ООД 1.Музыка (по плану музыкального руководителя). 2.Коммуникация (обучение грамоте).Т. М. Бондаренко (стр. 148).Тема: «Знакомство со звуками [ш] и буквой Ш».Цель: Познакомить детей с согласным звуком [ш] и букыой Ш. Продолжать учить детей определять место звука в трех позициях, научить складывать слова из букв. 3.Познание (природный мир).С. Н. Николаева (стр. 51).Тема: «Как лесные звери-медведь и белка-готовятся к зиме».Цель: Дать детям представления о том, что лес-это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год,развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей-от лета к зиме. Прогулка 1 Наблюдение за калиной Цель: продолжать знакомить детей с калиной. Отметить, какие изменения произошли с ней осенью. Подвижные игры «Гуси лебеди», «Мышеловка». Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя. Упражнять в равновесии. Развитие движений. Цель: учить прыжкам в длину с разбега. Максим,Артем Г. Трудовая деятельность Сбор листьев тополя, калины, ивы для осенних поделок. Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.
Вечер Постепенный подъем детей, бодрящая гимнастика, ходьба по массажной дорожке. Самообслуживание после дневного сна.Цель: закреплять умение самостоятельно одеваться, видеть неполадки во внешнем виде и исправлять их. Слушание музыкальных произведений «Звуки осени». Цель: учить оценивать музыку по характеру (грустная, веселая), какое настроение создает прослушивание музыкальных отрывков. Индивидуальная работа с подгруппой детей по развитию речи.Цель:закрепление умения составлять небольшие рассказы на тему «Осень». Эмилия,Артем В,Саша,Николай. Настольные игры: «Парные картинки» на развитие зрительной памяти, наблюдательности, умение распределять внимание и находить одинаковые изображения. П/И: «За малиной». Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением.
Прогулка 2 Наблюдение за погодой Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.Нахмурится, насупится, в слезы ударится — Ничего не останется. (Туча.) Блестит под солнцем после стужи На асфальте сером… (лужа). Какие произошли в природе изменения? Какое стало небо? Как часто светит солнце?Идет ли дождь? П/ И «Догони». Цели: учить быстро действовать по сигналу; воспитывать дружеские отношения. П/и ««Не попадись». Цели: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег. Дима,Саша П/и «Хитрая лиса». Цель: развивать двигательную активность, слуховое внимание, быстроту реакции, бега. дата режим Интеграция образоват. областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Создание (организация) развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деят-ти детей и поддержка детской инициативы Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами Образовательная деят-ть в режимных моментах (групповая, подгрупповая) Индивидуальная Тема недели: «Поздняя осень!» Четверг 12.11.2020г. утро Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, Художественно-эстетическое, физическое Утренний приём детей. Зарядка. Уход за комнатными растениями в экологическом центре. Цель: закреплять навыки и умения, приобретенные ранее. П/и «Кто дальше прыгнет?» Цель: развитие умение прыгать вдаль. Повторить правила безопасного поведения в игре Осенние раскраски. Упражнять в сравнении предметов по форме и цвету Ксения,Софья К. Воспитание культуры поведения: «Быть скромным. Что это значит?». Формировать представление о скромности. Экологическая сказка – беседа «Приключения ветра». Цель: конкретизировать и закрепить знания о ветре. Д/и «Урожай». Цель: развивать координацию слов с движениями. Индивидуальное консультирование по запросам. Совместный труд детей и родителей по уборке опавшей листвы.
ООД 1.Коммуникация (развитие речи).Т. М.Бондаренко(стр156).Тема: Рассказывание из личного опыта на тему «Наш живой уголок».Цель: Учить детей рассказывать о своих впечатлениях, воспитывать умение отбирать для рассказа интересное содержание. 2.Физическая культура.Л. И. Пензулаева (стр.37). Тема: «Занятие №33».
Прогулка 1 Наблюдение за небом и облаками. Цель: продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы; уточнить понятие «Туча». Д/и игра «Какое небо?». Цель: упражнять в подборе относительных прилагательных. П/и «Море волнуется». Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ. П/и «Утята» Цели: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег. Вероника,Ксения. Д/и «Да – нет» Цель:закрепить знания о правилах поведения в лесу. В уголок природы поместить картинки птиц.
Вечер Постепенный подъем детей, бодрящая гимнастика, ходьба по массажной дорожке. Д/и по ФЭМП: «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Индивидуальная работа по социально – коммуникативному развитию: ситуативный разговор «Почему нельзя жечь сухие листья» Цель: формировать представления о правилах поведения в осеннем лесу. Познакомить с особенностями листопада. Закреплять знание моделей «Безопасное поведение в осеннем лесу». Максим,Эмилия. Сюжетная игра: «Помощники» (дети под руководством воспитателя показывают жестами, как нужно помогать маме, няне: «подметают», «моют посуду», «вытирают стол») Чтение х/л.: Н.Сладкова «Синичкина кладовая» Цель: продолжать знакомить детей с осенними произведениями, формировать умение детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы, рассказывать понравившиеся отрывки.
Прогулка 2 Наблюдение за почвой. Цель: предложить детям найти первые признаки осени.П/игра по выбору детей. Цель: учить детей договариваться и делать выбор.П.и. «Птица без гнезда». Цель: развивать интерес к подвижным играм, умение согласовывать свои действия с товарищами. П/И «Кто дальше бросит?». Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску. Даниил,Саша П. и. «Быстро возьми, быстро положи».Предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нужно действовать игрокам, назначить судью, который будет и следить за соблюдением правил. Укреплять детский организм.
дата режим Интеграция образоват. областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Создание (организация) развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деят-ти детей и поддержка детской инициативы Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами Образовательная деят-ть в режимных моментах (групповая, подгрупповая) Индивидуальная Тема недели: «Поздняя осень!» Пятница 13.11.2020г. утро Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, Художественно-эстетическое, физическое Утренний приём детей. Зарядка. Работа в уголке природы: наблюдение за комнатными растениями. Правильно называем наземные и подземные части растения, сравниваем растения по внешнему виду, рассказываем о правилах ухода за знакомыми растениями.Д.и. «Найди игрока».Находим игрока по описанию одежды, аргументирум свой выбор, самостоятельно составляем описания. Дежурство в уголке природы. Полив растений Цель: актуализировать знания Артема В,Вероника. о правилах и приемах ухода за растениями Экологическая сказка – беседа «Приключения ветра». Цель: конкретизировать и закрепить знания о ветре. Индивидуальные беседы и консультации по запросам. Поговорить с родителями о возможности встреч детей на выходных
ООД 1.Чтение художественной литературы .О. С. Ушакова (стр. 119). Тема: Малые фольклорные формы.Составление сказок по пословицам. Цель: Закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки,чистоговорки,пословицы). 2. Художественно – эстетическое развитие.Н. Н. Леонова (стр. 77) (рисование). Тема: «Международный день музыки». Цель: Изображение впечатлений о празднике. 3.Музыка (по плану музыкального руководителя). Прогулка 1 Наблюдение за солнцем, за изменениями освещённости в течении дня, о продолжительности дня. Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу. «Поймай мяч», «Караси и щука».Цели: продолжать учить самостоятельно договариваться о распределении ролей; упражнять в умении ловить и передавать мяч, соблюдать правила безопасного поведения при игре с мячом.Николай Г. Д/и «С какого дерева листок?». Цель: закреплять знания о разных видах деревьев, учить соотносить листья и деревья. Ситуативный разговор: «Если нет светофора». Закрепить навыки безопасного поведения на дороге. Вечер Постепенный подъем детей, бодрящая гимнастика, ходьба по массажной дорожке. Д/и «Урожай». Цель: развивать координацию слов с движениями. Чтение поэтических произведений .«Унылая пора, очей очарование…». П/и «Слушай хлопки». Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции. Максим . «Оздоровительная минутка». Беседа «Пейте дети молоко». Цель: развивать представления детей о полезных и вредных продуктах. Прогулка 2 Наблюдение: цветник в ноябре.Предложить детям рассмотреть цветник, рассказать, какие изменения произошли с растениями. Рассказать детям о том, как зимуют различные растения. П. и. «Кто быстрее».Цель:Правильно выполняем основные движения при беге, прыжках.Развивать ловкость, быстроту реакции. П.и. « Мыши и кот». Усложнения: бег с пятки перекатом на всю ступню и переходом на носок; изменение направления и темпа движения.Лера,Эмилия. Самостоятельная двигательная деятельность. Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней, учить комментировать движения, выбирать сюжет для игр.
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ старшая группа.docx