Программное содержание.
1. Знакомить детей с характерными признаками осени, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
2. Учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета.
3. Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный выдох.
4. Учить создавать рисунок в технике монотипии, радоваться полученному результату. Учить располагать готовые рисунки на листе бумаги, создавая красивую композицию.
5. Развивать слуховое внимание, продолжать учить выполнять действия, соотнося их с характером музыки.
Материал.
Картина «Осень», листья из бумаги желтого, зеленого и красного цветов, осенние листья с разных деревьев, султанчики, музыкальное сопровождение для игр «Солнышко и дождик», «Мы по садику ходили», заготовки для рисования (лист бумаги на клейкой основе с контурным изображением разных листьев, фон с изображением вазы).
Ход занятия
I. Рассматривание картины «Осень».
Педагог (демонстрирует картину, задает детям вопросы, при необходимости помогает с ответами). Кто нарисован на картине? Что делает мальчик? Что делает девочка? Какого цвета листья в букете у девочки? Как вы думаете, она сорвала эти листики с дерева или подняла с земли? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми и падают на землю. Это называется листопад.
Листопад, листопад,
Листья по ветру летят.
Под ногой они шуршат.
Скоро голым станет сад.
II. Физминутка под музыку «Мы по садику ходили».
(Дети произвольно танцуют по комнате с настоящими листьями в руках.)
III. Игровое упражнение «Собери букет из листьев».
Педагог. Посмотрите, у нас тоже листопад. Смотрите, сколько листиков нападало. Какого цвета листья? Разложите их по цвету.
(Дети собирают бумажные листья красного, желтого и зеленого цветов, раскладывают их в три кучки, объясняют свой выбор.)
IV. Рисование «Осенние листья» (монотипия).
Педагог. Давайте нарисуем красивые осенние листики.
Посмотрите, на листе бумаги уже нарисованы два осенних листика. Один из них закрасим краской, а потом сложим бумагу пополам и прогладим ладошкой. {Мамы помогают детям складывать лист бумаги, проглаживать сложенный лист ладошкой, а потом вырезают полученные листики.)
V. Рассматривание картины (продолжение).
Педагог. Как одеты дети на картинке? (Ответы детей.)
Осенью становится холоднее. Мы надеваем теплую кофту, брюки, шапку.
VI. Упражнение на развитие речевого дыхания.
Педагог. Осенью часто дует ветер. Давайте подуем, как сильный осенний ветер. А теперь — как слабый ветерок. Давайте подуем на ладошку и почувствуем ветер. А теперь подуем на султанчик и увидим ветер.
VI. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
VII. Аппликация «Осенние листья в вазе».
Педагог. Наши листики высохли, и мы можем собрать их в красивый букет и поставить в вазу. (Дети с помощью мам наклеивают листики, выполненные в технике монотипии, на фон с вазой.)