НОД «Поздняя Осень» с использованием ИКТ (подготовительная группа)
Конспект НОД на тему: «Осень» в подготовительной группе
Цель: знакомить с сезонными явлениями через ознакомление с шедеврами живописи, поэзии и музыки Программные задачи: Образовательные: — знакомить с сезонными явлениями поздней осени -расширять представления о творчестве композиторов, поэтов, художников, их произведениями Развивающие: -обогащать словарный запас -продолжать учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения, — продолжать учить изображать явления природы, описанные в стихотворении, передавать содержание, используя выразительные средства (композиция, цвет) Воспитательные: — воспитывать любовь к поэзии, живописи, родной природе. — развивать эстетический вкус Демонстрационный материал: -слайды: картины В. Поленова «Ранний снег», фото о поздней осени — аудиозапись музыки А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Ноябрь» (из цикла «Времена года») Раздаточный материал:- краски акварель, «непроливайка», бумага для акварели, кисточки Предварительная работа: заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», беседы о приметах поздней осени
Ход занятия:
— Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте: Поле чёрно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало — Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? Ответ детей: это месяц ноябрь. — Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»? Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. — Ноябрь – последний осенний месяц. А какие признаки глубокой, поздней осени показаны в стихотворении? Примерные ответы детей: Реже солнышко появляется, на улице холодно, короче становится день, лес обнажается, птицы улетают на юг. — Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»? Дети: у деревьев опали все листья. — Почему летний шум листвы кажется нам веселым, а осенний — печальным? Ответы детей. — А какие еще вы знаете стихи о поздней осени? Дети читают стихи: ***А. Плещеев Миновало лето, Осень наступила, На полях и рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи. ***А. Плещеев Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. … Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. ***С. Есенин Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного Ждать зимы седой осталось. — Какая осень во всех этих стихах? Дети: унылая, хмурая, холодная. — Да, ребята, листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. -А что произошло с пышным, пестрым ковром листьев, устилавшим землю? Дети: листья поблекли, потемнели. — Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится? Дети: — Осень не стоит на месте. Она идет к зиме. Наступит день, когда выпадет снег. Назовем этот день «ворота зимы». И мы сейчас с вами поиграем в игру «Ворота» Игра «Ворота» -Двое детей возьмутся за руки и изобразят ворота. А остальные будут проходить в ворота, говоря кто они, называя приметы осени (мороз, длинные ночи, хмурые тучи, иней на ветках, короткие дни, первый лед, короткие дни, холодный дожди, порывистый холодный ветер). Если кто-то ошибается, ворота его не пропускают. — Ребята, каждое время года дарит нам много красоты и творчества. Осенью каждый день можно увидеть какие-то изменения, превращения. Постараемся их не пропустить. Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал свое настроение от поздней осени. А вот какая осень у Вивальди. (звучат музыкальные фрагменты) — Чья музыка вам больше понравилась? Что объединяет эти произведения? А в чем их отличие? — Посмотрите на репродукцию картины В. Поленова «Ранний снег». Что мы видим на картине? Рассказ воспитателя: По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор, и была еще настоящая «золотая осень». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки. Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане — ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте — серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов. Точно и изящно прорисованы листья на деревьях. А какие приметы поздней осени вы увидели на картине? Дети: небо затянуто тяжелыми (свинцовыми) облаками, река еще не замерзла, кое-где висят листья на деревьях, а землю уже укрыл снег. — Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «Серебряной осенью». — А сейчас мы с вами попытаемся изобразить позднюю осень. Дети рисуют, звучит музыка Чайковского и Вивальди. Анализ детских рисунков. При анализе работ обращаем внимание на цветовую гамму, аккуратность в работе, на композицию рисунка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников» Прогулки с ребёнком осенью Конспект оздоровительно-познавательного занятия по ПДД в подготовительной группе Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «В гостях у профессора Водолея»
Похожие статьи:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы
Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»
План-конспект НОД в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе