Дидактическая математическая игра «Весёлые фигурки»

Материал: набор цветных листов из фетра (можно с рисунками) размер 210*297, ножницы, нитки, липучка, для оформления глазки, пуговицы на ножке, декоративные наклейки, шаблоны фигур разных размеров.

Задачи, которые помогает решить данное пособие: пособие можно использовать, как индивидуальную работа, так и групповую, которая помогает при обучении детей от 2 лет до 5лет, формировать представления о цвете, о геометрических фигурах, о размере, о счёте до 5, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание, сообразительность, мелкую моторику, речь.

Варианты использования пособия.

  1. Дидактическая игра: «Найди домик для фигуры»

Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Ребенок раскладывает фигуры по форме, при этом называет цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета. Например, какого цвета сердечко? (красного).

  1. Дидактическая игра: «Какой фигуры не стало»

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение находить недостающую геометрическую фигуру, развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Ход игры: Прежде чем искать фигуру, ребенку нужно рассмотреть образец и запомнить. Воспитатель закрывает одну из геометрических фигур, а ребенок называет ту фигуру, которую закрыл воспитатель. Ребенок называет геометрическую фигуру и цвет.

  1. Дидактическая игра «Разложи по цвету»

Цель: формировать представления об основных цветах и счёт до 4, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель просит ребенка сначала разложить фигуры по форме жёлтого цвета, красного цвета, синего цвета, голубого цвета и т.д. Воспитатель предлагает ребенку посчитать сколько желтых фигур, красных и т.д.

  1. Дидактическая игра «Большие и маленькие фигуры»

Цель: формировать представления о величине и счёте до 4, закреплять понятия «больше», «меньше», формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры.

Ход игры: Воспитатель просит ребенка разложить сначала маленькие фигуры и посчитать их, затем разложить большие фигуры и посчитать их. И сказать каких фигур больше, а каких меньше.

  1. Дидактическая игра «Где находится фигура?»

Цель: учить детей находить расположение фигур используя пространственную ориентировку «в верхнем левом углу», «вернем в правом углу», «в нижнем левом углу», «в нижнем в правом углу».

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку панно с фигурами. Затем говорит «Какие фигуры находятся в центре, а затем слева и справа». Далее игра усложняется: «Какая фигура находится в верхнем вправо углу?» и т. д.

  1. Дидактическая игра «Найди фигуру похожую на…»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение.

Ход игры: Воспитатель рассматривает с ребенком панно с фигурами, обсуждает картинки: «Смотри, яблоко он какое по форме?» (Круглое). Теперь давай найдет похожую фигуру и т. д.

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

  1. Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Цель: формировать умение различать предметы по форме и размеру на ощупь, внимание, память, мелкую моторику.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.Затем воспитатель просит ребенка закрыть глаза и на ощупь определить какая это фигура и с открытыми глазами найти её.

Автор: Чупина Любовь Анатольевна, воспитатель, МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка», Томская область, с. Тегульдет, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Цель дидактической игры «Фигуры»

В картотеке перечислены игры со множеством дидактических функций, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка. Но объединяющая их цель – формирование представления о геометрических формах.

Общие задачи:

  • запоминание и осмысление геометрических фигур;
  • закрепление представления о колерах и очертаниях окружающих объектов;
  • развитие зрительного, в том числе цветового, пространственного и плоскостного, восприятия;
  • совершенствование навыка сравнительного анализа, классификации, обобщения;
  • тренировка памяти, концентрации внимания, сообразительности, умения логически мыслить;
  • формирование навыка порядкового счета, первичных математических знаний;
  • улучшение моторики пальцев рук, общее физическое развитие;
  • расширение индивидуального словаря, формирование навыка развернутых ответов на вопрос;
  • воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности, наблюдательности, умения действовать по правилам и инструкциям, продуктивно работать в коллективе.

Развивающая игра «Форма, цвет, размер» для детей 2-3 лет

Цель: познакомиться с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый), узнать основные формы (круг, квадрат, треугольник), научить сравнивать и различать размеры предметов. Ход игры: игра состоит из 4 карт и дополнительных частей, которые можно хранить все вместе (например, в конверте). В нашем случае карточки сделаны из картона, но в процессе работы с ребенком выяснилось, что сделать такую ​​инструкцию намного удобнее из материала, который не скользит и не мнется (например, фетр).

Прогресс игры: все карты можно объединить в одну сказку, похожую на мою.

1. Учитель: «Далеко-далеко, в сказочном лесу, в красивом доме жил любопытный гном. Посмотрим, в каком доме он жил?». Дети вместе с педагогом «строят» домик из квадрата и треугольника, называя фигуры. Воспитатель: «В один из солнечных осенних дней наш гном решил прогуляться по лесу». Помещаем солнце над домом, обращая внимание на то, что оно имеет форму круга.

2. Учитель: «В лесу гном увидел под ногами много листьев. Все они упали с деревьев, потому что пришла осень. Поможем гному найти половинки листьев». Дети сопоставляют половинки листочков по цвету, называя цвета.

3. Учитель: «Пока гном шел, погода испортилась: пошел дождь. Но у гнома был с собой большой разноцветный зонт, давайте как можно скорее откроем, чтобы он не промок!». Дети открывают зонтик и называют цвета.

4. Учитель: «И когда дождь прекратился, гном увидел в небе красочную радугу. Давайте соединим нашу радугу и снова назовем цвета». Дети собирают радуги, сравнивая разноцветные бантики по размеру.

Мастер-класс по созданию игры «Форма, цвет, размер»

1. Необходимый материал: – цветной картон (3 белых листа; красный, синий, желтый и зеленый лист); – цветные ручки; – ножницы; – Виниловый клей и кисточка

2. Вырежьте шаблоны из белого картона

3. Из оставшихся двух чистых листов получаем четыре карточки. С помощью шаблонов и цветных маркеров наносим рисунки

4. По шаблонам вырежьте детали из цветного картона

5. На соответствующие карточки приклеиваем половину листочков и кружок с зонтиком:

6. Итак, наш туториал готов:

Играйте с удовольствием и развивайтесь!

Средняя группа

Предлагаем дидактические игры для детей «Геометрические фигуры», которые можно использовать в средней возрастной группе, то есть для воспитанников 4-5 лет.

Чудесный мешок

Возьмите для игры среднего размера мешок из непрозрачного материала, подберите несколько некрупных предметов, имеющих четко определяемую геометрическую форму: мяч, клубок ниток, яблоко, коробку с карандашами, кубик, коробок спичек и прочее. Положите все в мешок, попросите ребенка вытянуть предметы только круглой формы, затем только прямоугольной.

Геометрический футбол

Игра знакомит дошкольников с двумя пространственными объектами: шаром и кубом. Соорудите на столе подобие футбольных ворот. Попросите ребенка закатить в ворота сначала шар, затем куб. Затем помогите воспитаннику сделать выводы: шар не имеет углов, поэтому легко перекатывается, куб сдвинуть с места сложнее из-за наличия граней, зато он устойчивее на горизонтальной поверхности.

Домик для ежа

Для игры вырежьте треугольники разного размера: возьмите два бумажных квадрата – один большего размера, второй меньшего, разрежьте их диагонально. Разложите получившиеся фигуры перед воспитанником, расскажите, что наступила осень, ежик готовится уснуть до весны, нужно помочь ему соорудить уютный домик из всех представленных треугольников.

Рыбка

Вырежьте из квадратных листов треугольники по вышеописанному методу. Попросите дошкольника составить из фигур рыбку. Это можно сделать несколькими способами, главное – треугольники не должны пересекаться. Если какой-то вариант геометрической рыбки понравится ребенку больше остальных, из него можно сделать с помощью клея аппликацию.

Эстафета

Разделите воспитанников на две команды. Каждая группа детей становится в ряд. В начале каждого ряда поставьте табурет. На другом конце помещения положите на стол перемешанные меж собой картонные квадраты и треугольники.

Когда прозвучит старт, игроки по очереди подбегают к столу, хватают фигуру, несут ее к своему табурету. Первая команда должна собирать квадраты, вторая – треугольники. Игра завершается, когда в одной из команд в эстафете поучаствуют все игроки. Эта команда и побеждает, но при условии, что фигуры собраны правильно.

Скажи одним словом

Для игры подготовьте группы геометрических фигур, объединенных формой, но с разными остальными признаками. Например, крупные и маленькие прямоугольники, круги разных цветов. Раскладывайте объекты на столе по 4 штуки. Ребенок должен назвать их обобщающим словом.

Разложи по размеру

Для игры сделайте парные геометрические фигуры: один объект в паре крупный, второй маленький. Положите на стол два квадрата. Задача воспитанника – положить на квадраты остальные объекты соответственно их размеру. То есть на крупный квадрат нужно класть большие треугольники, овалы и прочее, а на маленький – такие же маленькие.

Дидактическая игра «Найди фигуры»

Для настольной игры сделайте парные карточки, изображающие несколько геометрических форм. Одни картинки из пар заберите, вторые разложите на столе. Демонстрируйте детям карточки по очереди, а они должны отыскать на столе аналогичные изображения.

Найди домик

Для подвижной игры раздайте детям по маленькому геометрическому изображению: одним круг, другим квадрат, третьим треугольник и так далее. Расставьте в разных местах игровой комнаты табуреты с изображением соответствующих форм. Включите музыку, под которую дети должны бегать по помещению, танцевать. Когда музыка прервется, дети должны быстро отыскать свой «домик», то есть табурет, подбежать к нему. Игру можно усложнять: отодвигать табуреты так, чтобы игроки этого не заметили.

Дидактическая игра «Фигуры и формы»

Для игры распечатайте геометрические картинки. Показывайте ребенку фигуры вразнобой, а он должен назвать объект соответствующей формы. Например, увидев круг, воспитанник может назвать следующие предметы: яблоко, мяч, апельсин, колесо, солнце.

Что спрятано

Разложите перед воспитанником геометрические изображения. Пусть дошкольник внимательно на них посмотрит, затем закроет глаза, не подглядывает. Спрячьте одну из картинок. Воспитанник, открыв глаза, должен вспомнить, какая фигура исчезла.

Сундучок полезностей (изучаем цвета и формы)

Вы не только изучаете цвета со своим ребенком, но и развиваете мелкую моторику с помощью счета. Молотки – и цвет, мелкая моторика и координация движений, считая, можно сыграть в «найди парочку» .

Грибы на подставке.

Грибы сортируют по цвету (5 цветов), по размеру (3 размера), по рисунку на шляпках. Итак, считаем, запоминаем цвета, различаем более-менее-равные, заказываем, вставляем палку. Штоковые цилиндры. Изучаем цвет, развиваем мелкую моторику, считаем до 25, изучаем понятия «большой-маленький-средний».

“Какой это цвет?»

Это пособие познакомит ребенка с такими цветами, как красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый. Изображения яркие, без лишних деталей, одноцветные и 4 двухцветных изображения. Есть главная страница, где даются советы по работе с книгой, предлагаются разные игры для развития цветового восприятия ребенка. Все картины вырезаны, ламинированы (заклеены скотчем). Сначала я просто выложила перед дочкой несколько изображений, назвав цвета и рассказав, какой цвет бывает, а через год они уже полностью ими занялись, выбирая все изображения красного и т.д., расположенные в груды цвета. В книгу входит картонный вкладыш – игра: большой разноцветный цветок на белом фоне (основные цвета) и 8 цветных квадратов с изображением цветка и бабочки, которые можно расположить на лепестке того же цвета.

«Квадрат и круг».

Благодаря книге ребенок разучивает геометрические формы (круг, квадрат, овал, треугольник), цвета, а также учится наносить их в нужное место на изображении. Я сделала эту инструкцию многоразовой, склеила страницы и фигурки скотчем. На фигурки мы наклеили их на обратную сторону квадратов двусторонним скотчем и получили мануал с многоразовыми наклейками. На главной странице представлены примеры развивающих игровых действий с кубиками, пирамидами и т.д. Даются рекомендации, какие игрушки покупать ребенку, чтобы развить восприятие цвета, размера и формы.

«Форма, цвет».

Благодаря персонажам сказки «Курица Ряба» (книга содержит именно эту сказку от начала до конца) ребенок будет знать геометрические фигуры (треугольник, квадрат, овал, полуовал), которые необходимо прикреплен к соответствующему элементу на фото. Мы не рассматривали эту книгу как произведение фантастики, мы прочитали сказки в достойном сборнике. Целью данного пособия является изучение геометрических форм, цветов, развитие логического мышления .

«Цвет, форма». Данное пособие познакомит ребенка с геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат), также вы сможете повторить цвета и понятия большого-маленького. Дочка любит дополнять образы недостающими геометрическими фигурами.

Картонная инкрустация содержит геометрический лот с опциями игры, представленными на главной странице:

1Найдите все треугольники (квадраты, овалы, круги) между фигурами).
2Покажите самый большой треугольник (квадрат, овал, круг).
3Покажите наименьший треугольник (и т.д.).
4Расположите фигуры в порядке убывания: сначала поставьте самый большой кружок, затем самый маленький, затем самый маленький.
5Найдите все фигуры красного цвета (синий, желтый.
6Постройте из фигур желтый дом с красной крышей.
7Соберите пирамиду из кругов (и т.д.).

Ну приклейте на себя как же без него)))

«Сложите мозаику».

Изучение цвета и формы, а также развитие мелкой моторики .

«Животные. Геометрические фигуры».

«Цветные изображения».

По силуэту угадываем, что изображено, ищем желаемую наклейку и играем цветом.

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ.

Важно научить ребенка воспринимать и различать формы предметов и запоминать их названия. Для этого ребенок изучает форму предмета руками и глазами и применяет полученные знания для решения конкретной задачи (например, чтобы выбрать подходящие геометрические формы для прорези соответствующей формы). В результате целенаправленных игр ребенок запоминает эталоны геометрических фигур и их названия. Круглый – не круглый. Поместите предметы круглой формы в плотный мешок (колесо, пластиковую тарелку, кольца пирамид, кольцо для прорезывания зубов и т.д.) и другие предметы (матрешку, куб, книгу, кусок мыла и т.д.). Ребенку нужно, не глядя, добывать только круглые предметы. Или возьмите любой предмет и скажите, круглый он или нет. «Узнай фигуру» Подготовьте парные объемные геометрические фигуры: куб, шар, параллелепипед, цилиндр, конус и т.д. Один набор фигур складывается в сумку, второй кладется на стол. Покажите любую фигурку на столе и попросите ребенка вынуть ее из сумки. Назовите полученную фигуру: «параллелепипед», «цилиндр».

“Что такое синий»

Настольная игра «Гномы и домики» познакомит ребенка с цветами. Содержит 7 больших и 42 маленьких лотереи с разноцветными изображениями. И инструкция, где 5 вариантов игры (1. Гномы-близнецы. 2. Соберите все машины / дома / цветы и так далее 3. Помогите гномам собрать свои картинки 4. Машины на дороге (начиная с правил этой игры) , можно «поиграть» в карты с другими изображениями) 5. Lotto Plus для детей постарше предлагаются дополнительные игры: «лишняя четверть» (игра развивает наблюдательность, мышление) и «Кто быстрее соберет изображения» (будем развивать внимание и двигательные навыки).

Что еще почитать: Игры сенсорного восприятия слабовидящих детей дошкольного возраста

Магические магниты «Веселые фигурки». Наклейки на каждой странице нет, ребенку предлагается найти их среди магнитов.

«Цвета и формы»

Для проведения урока нужно вырезать и предложить ребенку положить яички в куриное гнездо, одеть девочек в платья и так далее. : Построить башню по схеме. Нам очень понравились задания по сортировке: по размеру и форме (разложить арбузы и шишки с орехами).

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРКАМИ.

К трем годам ребенок уже умеет группировать предметы по форме. А теперь нужно познакомить ребенка более конкретно с каждой геометрической фигурой, научить определять и называть форму предметов. Постепенно начинайте знакомиться с фигурами и переходите к следующей после того, как ребенок уже хорошо ее запомнил. Изучать геометрические фигуры можно с помощью предлагаемых игр. Просто постарайтесь сделать уроки с ребенком веселыми и интересными! Играй, а не учи!

“Геометрические фигуры»

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1,5 – 2 ЛЕТ.

Все виды конструкций очень полезны для многовекторного развития мышления ребенка. При проведении построения, например, развиваются такие типы мышления, как: комбинаторное, пространственное, абстрактное, образное. Конструкция может быть объемной и плоской. Аэрофотосъемка включает уроки мозаики и аппликации. Геометрическая аппликация – это особый тип аппликации. При отработке геометрического применения изображение состоит из простых геометрических фигур. Представьте, насколько ребенку нужно понять, насколько ему нужно развить свое мышление, чтобы понять, например, что изображение дома может состоять из квадрата с треугольником, или вы можете научиться складывать снеговика из трех кругов, или лестница из прямоугольников разной длины. Маленький ребенок пока не умеет выполнять аппликацию в традиционном виде – вырезать детали из цветной бумаги и приклеить их к основе. Поэтому для практики лучше использовать заранее подготовленные фигуры. Эти фигурки используются не в одном уроке: не прикрепляя их к основе, ребенок будет размещать их различные изображения на своем детском столе или на большом листе картона.

А у нас есть блочные альбомы!

Цветные палочки Кюизенера.

И альбом!

ИГРАЙТЕ С КУИЗЕНЕРНЫМИ ПАЛОЧКАМИ!

Бельгийский учитель начальных классов Джордж Куизинер (1891–1976) разработал универсальный учебный материал для развития математических навыков у детей. В 1952 году он выпустил книгу «Numeri e Colori», посвященную его учебнику. Палочки Кюзенера – это счетные палочки, которые также называют «цветными числами», цветные палочки, цветные числа, цветные линейки. В наборе есть призматические палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одинаковой длины выполнены в одном цвете и представляют собой определенное количество. Чем длиннее стик, тем больше значение числа, которое он выражает.

Изделия различаются количеством, цветом и материалом (дерево или пластик). Для начала вы можете использовать более упрощенный набор из 116 палочек. Содержит 25 белых, 20 розовых, 16 синих, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых палочек. Пособие Куизенера предназначено в первую очередь для детей в возрасте от 1 до 7 лет.

Старшая группа

Рекомендуем эти игры на тему геометрии для дошкольников старшей возрастной группы, то есть 5-6 лет.

Мозаика

Для игры подготовьте карточки, изображающие объекты, выполненные из геометрических фигур. Предложите воспитаннику внимательно посмотреть на изображение, сказать, какие он видит формы, большие ли они, много ли их. Далее разложите перед ребенком соответствующие фигуры, попросите выполнить из них изображение, аналогичное тому, что на карточке.

Когда дошкольник начнет ловко выполнять задание, можно предложить усложнение: пусть сделает изображение, не глядя на карточку. Также можно предложить воспитаннику пофантазировать: сделать из тех же фигур другое изображение.

Пицца

Для игры сделайте большой круг – это будет основа пиццы. Разделите его на части по числу участвующих детей. Также вырежьте много всяких небольших фигур – это будет начинка для пиццы.

Один ребенок создает на одном из кусков пиццы геометрический узор. Остальные игроки должны аналогично составить узор на своих частях. Когда дети справятся, спросите у них, что за фигуры они использовали, в каком количестве.

Если играет один ребенок, то называйте ему геометрические объекты, которые он должен выкладывать как «начинку».

Модные очки

Для игры подготовьте изображения очков с линзами разной геометрической формы. Вместо стекол должны быть отверстия. Отдельно вырежьте соответствующие отверстиям геометрические фигуры. Задача ребенка – найти для каждых очков подходящие стекла.

Когда первое задание будет выполнено, попросите воспитанника найти в помещении и за окном объекты, по форме максимально приближенные к стеклам очков.

Если играют двое детей, предложите им выбрать очки с неодинаковыми линзами. Каждый игрок пытается найти вокруг предмет, состоящий сразу из двух геометрических форм: как у своих очков и очков товарища.

Крылья божьей коровки

Для игры сделайте изображения божьих коровок. У них должно быть одно крыло, второе вырежьте отдельно. На крылышках насекомых должны быть изображены вместо черных точек разные геометрические фигуры, у каждой божьей коровки свои.

Разложите перед игроками заготовки, расскажите, что жучки заигрались, потеряли свои красивые крылья. Нужно помочь им их найти. Дети находят для каждого насекомого подходящее крылышко. Дальше подсчитывают, сколько у жучков фигурных точек на каждом крыле и на обоих.

Найди лишнюю фигуру

Для игры подготовьте карточки, каждая из которых изображает 4 геометрические формы. Игровая задача – найти объект, не соответствующий трем остальным по большинству признаков, прокомментировать выбор. Например, изображены маленький красный круг, большой красный круг, маленький зеленый круг, большой желтый квадрат. Понятно, что лишняя – последняя фигура, так как она не соответствует остальным по двум признакам из трех: форме и цвету.

Геометрическое соревнование

Сделайте из ватмана игровое поле: изобразите на нем разные фигуры. Играют два ребенка: по очереди бросают игральную кость. За попадание на треугольник дается 1 балл, за квадрат – 2 балла, за круг – 3 балла, за прямоугольник – 4 балла. Перед игрой следует договориться, сколько будет ходов. Побеждает игрок, набравший наибольшее число баллов.

Собери фигуры

Для настольной игры подготовьте изображения выстроенных в ряд фигур. Причем располагаться объекты должны не хаотично, а в определенном порядке по принципу чередования. Задача игрока, получившего изображение, продолжить ряд, правильно подобрать следующие по очереди фигуры. Завершив задание, игрок называет геометрические объекты, которые использовал.

Игру можно организовать как соревновательную. Дети играют попарно, победитель тот, кто раньше завершит свой ряд. Дальше возможно усложнение задания: убрать из ряда, выложенного одним игроком, 2-3 объекта, а второй воспитанник должен вставить на опустевшие участки правильные фигуры.

Подбери фигуру

Подготовьте для игры крупные и маленькие изображения ромашек, у которых в центре геометрические фигуры. Положите на стол крупные цветы. Пусть дети перечислят, какие видят фигуры. Попросите воспитанников подобрать к каждой крупной ромашке маленькую с аналогичной сердцевиной.

Фигурное домино

Для игры сделайте 28 картинок. На половине каждой из них должна быть изображена определенная геометрическая фигура. На дублированных карточках должны быть нарисованы одинаковые объекты. А у седьмой дублированной картинки должны быть обе пустые половины.

Положите карточки на стол тыльными сторонами вверх. Игровые правила соответствуют обычному домино, игра стартует с пустой дублированной карточки. Ход – выкладывание карточки к краю цепочки так, чтобы одинаковые изображения состыковывались. Если у игрока нет соответствующей картинки, то он берет нужную из общей кучи. Побеждает игрок, первым освободившийся от своих карточек.

Матрешки

Для игры подготовьте изображения матрешек с геометрическими контурами, формирующими узор на сарафане. Отдельно вырежьте фигуры, соответствующие элементам узора.

Рассмотрите с детьми каждый геометрический объект, пусть дети обведут его пальчиком, скажут, как он называется. Дальше предложите воспитанникам вернуть сарафанам матрешек нарядный вид. Дети выбирают из кучи фигуры, накладывают их на контуры узоров сарафана.

Картотека дидактических игр «Форма, величина цвет»

Изучаем фигуры:

1. «Домино»

Задача: научить детей находить среди многих конкретную фигуру, чтобы назвать ее, закрепить знания геометрических фигур

Оборудование: 28 карточек, каждая половина которых изображает ту или иную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На «двойных» картах изображены две одинаковые фигуры, седьмая «двойная» состоит из двух пустых половин.

Карты раскладываются на столе цифрами вниз. После объяснения правил ребенку игра начинается с размещения «двойной пустой» карты. Как и в обычных домино, за один ход ребенок берет и прикладывает желаемую карту к обоим концам «дорожки» и называет фигуру. Если у игрока нет нужной фигурки на карте, ищите изображение с этой фигуркой из общего количества карт. Если ребенок не называет фигуру, он не имеет права на следующий ход. Побеждает тот, кто избавится от карт раньше остальных.

2.«Разгадай путаницу» Задача: научить детей свободно использовать темы по прямому назначению.

Оборудование: игрушки разного дизайна, которые можно группировать (куклы, животные, машинки, пирамиды, шары и т д).

Все игрушки размещаются на столе в определенном порядке. Ребенок уходит, и ведущий меняет положение игрушек. Ребенок должен заметить смятение, вспомнить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Сначала, например, поменяйте синий кубик на красный. Так что усложните задачу: уложите куклу спать под кровать, накройте мяч одеялом. Попробовав вкус, ребенок может сам запутать, придумывая самые невероятные ситуации.

3. «Помощь Федоре»

Задача: развить у детей представление цвета, научить их соотносить цвета разнородных предметов.

Оборудование: открытки с изображением чашек и ручек разных цветов.

«Ребята, в доме бедной бабушки Федоры все чашки разбиты. У них сломаны ручки, и теперь он не сможет пить из них свой любимый чай с малиновым вареньем. Поможем бабушке Федоре склеить чашки. Но для этого вы должны внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти ручки, соответствующие им по цвету ». Если ребенку сложно выполнить это задание, покажите ему, как искать подходящие карточки. Затем это задание осуществляется таким образом.

4. «Найдите предметы похожего цвета»

Задача: научить ребенка сравнивать предметы по цвету и обобщать их по цвету.

Оборудование:: различные транспортные средства, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нитки; кукольная одежда: платье, туфли, юбка; игрушки: флаг, мишка, мяч и т д).

Игрушки размещены на двух столах рядом друг с другом. Ребенку дают предмет или игрушку. Он должен самостоятельно подобрать все оттенки этого цвета к цвету своей игрушки, сравнить их и попытаться назвать цвет.

5. «Найдите предмет такой же формы»

Задача: научить ребенка выделять из окружения определенные предметы по форме, используя геометрические узоры.

Оборудование: геометрические формы (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (шары, шары, пуговицы), квадратные (кубики, шарф, карты), треугольные (строительный материал, флаг, книга), овальные -образный (яйцо, огурец).

Разделите геометрические фигуры и предметы на две стопки. Ребенку рекомендуется внимательно рассматривать предметы. Затем мы показываем ребенку картинку (это нормально, если ребенок назовет ее) и просим найти предмет такой же формы. Если ошиблись, попросите ребенка сначала обвести фигуру пальцем, а затем предмет.

6. «Волшебные круги»

Задача: научить ребенка выделять определенные предметы по форме.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными на нем кружками одинакового размера (всего десять кружков).

«Давайте поближе познакомимся с этим листом. Что ты там видишь? Какую фигуру вы рисуете на листе бумаги? А теперь закрой глаза и представь круг».

Далее ребенку предлагается нарисовать предмет из нарисованного на бумаге круга. Попросите по одному ребенку из каждого круга нарисовать что-нибудь на основе круга.

7. «Расставить орнамент»

Задача: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, точно такое же расположение воспроизводить при расположении орнамента.

Оборудование: 5 геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги, по 5 штук (всего 25 штук), поделки.

«Посмотрите, какие украшения перед ним. Подумайте и назовите цифры, которые вы здесь видите. А теперь попробуйте оформить такой же орнамент с вырезанными геометрическими фигурами».

Затем предлагается следующая карта. Задача осталась прежней. Игра заканчивается, когда ребенок размещает все украшения, указанные на карточке.

8. «Игра кружками»

Задача: научить детей обозначать словами отношения между предметами по размеру («больше», «меньше», «больше»).

Оборудование: три круга (нарисованные и вырезанные на бумаге) разного размера.

Предлагается внимательно посмотреть на круги, расположить их перед собой, обвести на бумаге по контуру. Затем ребенку предлагается сравнить 2 круга, а затем еще 2 круга. Попросите ребенка назвать размер всех трех кругов.

9. «Шарики»

Задача: развить и закрепить умение устанавливать взаимосвязь между элементами размеров (больше – меньше, толще, длиннее, короче).

Оборудование: серия из пяти палочек, которые равномерно уменьшаются по длине и ширине, серия из пяти кругов, которые также равномерно уменьшаются в зависимости от палочек.

«Посмотрим, что случилось. На улице добрый дедушка Федот балы продавал. Какие они красивые! Всем понравилось. Но вдруг, откуда ни возьмись, поднялся такой сильный ветер, что все яйца Деда Федота отломились от палочек и разлетелись во все стороны. Целую неделю добрые соседи привозили найденные шары. Но вот беда! Дед Федот не может понять, какая клюшка к какому шару была прикреплена. Поможем ему!»

Сначала вместе с ребенком на столе раскладываются палочки по размеру от самых длинных и толстых до самых коротких и тонких. Затем, используя тот же метод, «шары» располагаются от большего к меньшему.

Что еще почитать: Математические игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников

Далее сравниваются палочки и круги. Вы можете смешать все формы и попросить ребенка самостоятельно установить соотношение элементов по размеру и длине.

10. «Помогите Деду Морозу»

Задача: научить ребенка использовать промежуточное средство – меру – для определения высоты предметов.

Оборудование: серия из пяти полос, длина которых систематически меняется, четыре пирамиды, высота которых также уменьшается.

«Дед Мороз приехал к детям на праздник и принес им игрушки: пирамидки в подарок. Все они разного размера: самая маленькая пирамида предназначена для самых маленьких, а самая большая – для самых старых. Найдите именно такую ​​пирамиду (показана одна из полос)».

Найдя все пирамиды, попросите ребенка показать самую большую пирамиду, затем самую маленькую. Затем предложите ребенку починить «пирамиды» по мере их уменьшения. Затем попросите его проверить себя, применив мерные полоски.

11. «Умный хост»

Задача: развить умение изучать форму предметов, давать и понимать их сложное описание.

Оборудование: пластиковая детская посуда, сумка.

Игрушки осматриваются участниками, затем помещаются в сумку. Ребенок сидит спиной к игрокам. Они по очереди подходят к нему, похлопывают по плечу и говорят: «Ане нужно что-то подобное, но я не буду называть ее имени, но объясню, что это такое .. предмет, например чашка: «круглая, с выпуклыми сторонами, низкая, узкая внизу, широкая вверху, ручка сбоку»).

Когда ребенок на ощупь находит нужный предмет, он достает его из сумки; затем оценивается, была ли задача выполнена успешно.

12. «Веселый человечек»

Задача: развить у детей умение расчленять определенную фигуру на элементы (геометрические фигуры) и, наоборот, из отдельных элементов, соответствующих геометрическим узорам, составить предметы определенной формы.

Оборудование: геометрические фигуры (1 треугольник, 1 полукруг, 1 прямоугольник, 2 овала, 4 узких прямоугольника, изображение «Веселого человека»).

«Сегодня к нам приехал веселый человечек. Посмотри, как это смешно! Попробуем сделать геометрические фигуры, которые представляют собой одного и того же человека на столе».

13. «Палки»

Задача:

Обучайте детей последовательному расположению элементов разного размера.

Оборудование:

10 палочек (деревянных или картонных) разной длины (от 2 до 20 см). Каждая последующая палочка отличается от предыдущей размером на 2 см. Чтобы выполнить это задание правильно, нужно каждый раз брать самую длинную полоску из тех, что вы видите перед собой. Воспользуемся этим правилом и расположим палочки в ряд. Но если вы совершите ошибку хотя бы один раз, будь то перестановка элементов или испытание клюшек, игра окончена.

14. «Найди дом»

Задача: сформировать визуальное восприятие формы.

Оборудование: две серии геометрических фигур, по шесть фигур в каждой. Три из них фигуры (квадрат, круг, треугольник) являются основными, а остальные три (трапеция, овал, ромб) – дополнительными. Дополнительные цифры необходимы для правильного различения и выбора основных цифр. Также необходимо наметить изображения каждой фигуры на отдельных карточках (можно вырезать контуры, сделать «окошечки»). Каждый набор стимулирующих материалов содержит от шести до восьми карточек с контуром каждой формы. Карты можно раскрашивать в разные цвета.

Детям показаны три основные формы (круг, квадрат, треугольник). Затем показывается карточка с одной фигурой (например, треугольником). «Как вы думаете, ребята, какая фигура живет в этом доме? Давайте вместе подумаем и «положим» сюда нужную сумму. А теперь, ребята, поиграем вместе. Понимаете, на двух таблицах разные фигуры (их называют двое детей). Вот карты. Какие фигурки живут в этих домиках? »После выполнения задания раздаются еще две одинаковые карточки. Если ребенку сложно выполнить задание, его просят обвести пальцем« рамку »фигуры, а затем нарисовать несколько фигурок контур в воздухе, что облегчит воспроизведение формы.

15. «Покажи то же самое»

Задача: научить ребенка строить изображение предмета определенного размера.

Оборудование: геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, шестиугольник) разных размеров. Порядковый номер геометрических фигур зависит от количества детей. В наборе необходимо 3-4 вариации каждой фигурки. «У меня такие же цифры. Я показываю вам фигурку и вам нужно найти такую ​​же вещь в вашем наборе. Будь очень осторожен!»

После того, как дети нашли и показали фигурку, ведущий «тестирует» их выбор на своей фигуре. Если ребенок убедился в ошибке, ему разрешается исправить ее самому, заменив выбранную цифру на другую.

16. «Что принесла нам кукла?»

Задача: научить ребенка чувствовать форму предмета и называть его.

Оборудование: кукла, сумка, всевозможные маленькие игрушки, которые должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы (машинки, кубики, игрушечные тарелки, игрушки-животные, мячи и т д.). В сумку рекомендуется положить резинку, чтобы ребенок не мог смотреть на нее, когда ищет игрушку.

«Ребята! К нам сегодня пришла кукла Маша. Она принесла нам игрушки. Хотите узнать, что принесла нам кукла? Руки, то скажите, что выбрали, и только потом достаньте из сумки и покажите все».

После того, как все игрушки вынуты из сумки, игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются, и дети по очереди достают свои игрушки.

17. «Хорошие мячи»

Задача: развить представление о форме, цвете.

Оборудование: розыгрыш мячей (10-12 шт.) овальной и круглой формы, флага.

«Посмотрите на рисунок. Сколько мячей! Раскрасьте круглые шары в синий цвет, а овальные – в красный. Нарисуйте завязки для мячей, чтобы они не улетали по ветру и не «подходили к флагу».

18. «Найди формы»

Задача: развить визуальное восприятие геометрических фигур.

Что еще почитать: Космос: занятия по окружающему миру (средняя группа)

Оборудование: рисунки геометрических фигур. «Посмотрите на эти фотографии. Найдите геометрические фигуры. Выигрывает тот, кто найдет больше фигур и, главное, быстрее.

19. “Где это?»

Задача: сформировать пространственную ориентацию на листе бумаги.

Оборудование: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) разного цвета, возможна замена геометрических фигур различными изображениями животных (медведь, лиса, заяц, корова), транспортных средств (корабль) , самолет, машинки, Камаз), игрушки и др. фигурки расположены по углам, в середине нарисован кружок.

«Посмотрите внимательно на рисунок и скажите мне, где нарисован круг? Овал? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник?

Покажите, что нарисовано справа от круга?, Слева от круга?

Что показано в правом верхнем углу?, В левом нижнем углу?

Что нарисовано над кругом?, Под кругом?»

Ход игры:

У играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Дидактическая игра «Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]