Дидактическая игра: «Осенняя бродилка», для детей 4 — 7 лет


Дидактические игры «Деревья» в младшей группе

Предлагаем несложные и увлекательные игры, помогающие младшим дошкольникам познакомиться с миром флоры.

Раз, два, три — дерево обними!

Подвижную игру лучше проводить в парке, где много разных растений. Ведущий называет дерево определенного вида, произносит: «Раз, два, три — дерево обними!». Дети выискивают названное ведущим растение, а найдя, подбегают к нему, обхватывают руками.

Найди лишнее

Игра предназначена для развития зрительного восприятия и наблюдательности. Предварительно подвесьте на растущие во дворе растения природные предметы, не относящиеся к ним. Например, на березу — желудь, на елку — кленовый лист, на дуб — сосновую шишку. Задача вышедших на прогулку дошкольников — внимательно исследовать растения, найти лишнее.

Поделки

Занятие развивает воображение и творческие способности. Для игры соберите природный материал: шишки, опавшие листья, семена, березовые сережки, куски коры, желуди, кленовые «носики». Предложите воспитанникам сделать из собранного материала поделки. Каждый ребенок создает какую-то свою аппликацию, картину, объемную композицию. Затем рассказывает, из каких частей дерева создавал художественную работу. В завершение занятия можно сделать выставку детских работ с обсуждением.

Части дерева

Занятие развивает память и мыслительные способности. Младшие дошкольники узнают, как называются части растений.

Распечатайте реалистичное изображение дерева, расскажите детям, что такое ствол, ветви, корни, объясните, что совокупность листьев — это крона. В процессе объяснения дети должны смотреть на картинку.

Дидактическая игра: «Осенняя бродилка», для детей 4 — 7 лет

Автор:

Лянгузова Ольга Жановна
Должность:
учитель – логопед
Место работы:
МКДОУ №18, г. Миасс, Челябинская область
Назначение материала:
игра может быть использована специалистами в работе с детьми дошкольного возраста 4 – 7 лет, в том числе и для детей с ОВЗ.
Оборудование:
1 игровое поле, 9 картинок с изображением листьев, 9 – с изображением деревьев.
Цель:
развитие наблюдательности, зрительного внимания и памяти
Задачи:
1. Активизировать знания детей по теме: «Осень. Деревья осенью»

2. Развивать умение образовывать относительные прилагательные, развивать основные психические процессы.

3. Воспитывать умение подчиняться правилам игры, играть в коллективе сверстников.

Форма организации:

индивидуальная или подгрупповая (2- 3 человека)

Предварительная работа:

знакомство с изображением листьев и деревьев.

Ход игры:

1 вариант

Перед детьми располагается игровое поле из 9 секторов. В каждом секторе по 3 картинки, с изображением осенних листьев (каштановый лист, дубовый лист, ивовый лист, осиновый лист, липовый лист, тополиный лист, рябиновый лист, кленовый лист, березовый лист).

Первый ход определяется считалкой:

«Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Если листик ты нашел,

Первым и играть пошел»

Если играет 3 ребенка, то каждому раздается по 3 картинки с изображением одиночных листьев.

Первый игрок рассматривает свои листочки и первый сектор на игровом поле, если находит среди своих листьев аналогичный на поле, то закрывает им сектор и правильно называет лист (каштановый лист). Затем рассматривает следующий сектор. Если нужного листа нет, то ход переходит к следующему игроку.

Если играет 2 ребенка, то по 3 картинки раздаем каждому и 3 кладем рядом в стопку (рубашками вверх) – «на тропинку». Игра аналогична, но в случае, если нет нужного листа, то его нужно взять с тропинки. Только после этого ход переходит к другому игроку.

Задача игроков, как можно быстрее избавиться от своих карт.

Взрослый следит за правильным выполнением задания и образованием относительных прилагательных, поправляет при необходимости. Если ребенок не правильно образовывает слово, то он должен остановиться и правильно повторить нужно прилагательное от 3 до 5 раз (кленовый, кленовый, кленовый)

2 вариант

Игра проводится аналогично предыдущей, с единственным отличием вместо листьев детям предлагаются с изображением деревьев. Таким образом, задача усложняется, поскольку детям нужно определить с какого дерева лист. В этом варианте игры ребенок показывает на лист и вводит относительное прилагательное в предложение: «Ивовый лист с ивы».

Изготовление игры:

Word.

Картинный материал взят из сети интернет (ссылки с источников расположены ниже).

В поисковике набираем слово КЛИПАРТ (картинка на прозрачном фоне) и название картинки. Выбираем необходимую картинку, копируем и вставляем в документ. Для удаления фона выполняем следующие действия: РАБОТА С РИСУНКОМ-ПЕРЕКРАСИТЬ-УСТАНОВИТЬ ПРОЗРАЧНЫЙ ФОН.

Что бы картинка могла легко перемещаться на листе, нужно нажать на правую клавишу мыши, выбрать ФОРМАТ ОБЪЕКТА – ОБТЕКАНИЕ ТЕКСТОМ — ПЕРЕД ТЕКСТОМ. Полностью материал можно скачать по ссылке «Скачать»

Дидактические игры «Деревья» в средней группе

Игры, предназначенные для средней возрастной группы, продолжают знакомить дошкольников с признаками и особенностями разных деревьев, воспитывают любознательность, расширяют кругозор, развивают речевые навыки и способность логически мыслить.

Что на чем растет?

Ведущий начинает фразу, а игроки логически продолжают:

  • на яблоне висят… яблоки;
  • на березе висят… сережки;
  • на лещине висят… орехи;
  • на дубе висят… желуди;
  • на елке висят… шишки.

Составь картинку

Для игры подготовьте картинки, изображающие знакомые дошкольникам деревья, разрежьте их на несколько произвольных частей. Раздайте разрезанные изображения детям, попросите сложить части картинки в единое целое. Сделав задание, ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, какое растение видит, описывает его. Например: «Это дуб. Он большой и крепкий. Это лесное дерево. На нем висят желуди».

Угадай по описанию

Ведущий называет перечень признаков, а дети пытаются угадать, о каком растении идет речь:

  • стройная, с белым стволом, с сережками, кудрявая, тонкая — береза;
  • колючая, треугольная, покрытая иголками, с широкими лапами, зеленая зимой — елка;
  • крепкий, с толстым стволом, с желудями на ветках, с широкой кроной, вековой — дуб;
  • плакучая, стройная, с длинными ветвями, склоняющаяся над водой — ива;
  • красивый осенью, с большими резными листьями — клен.

Скажи прилагательное

Ведущий говорит название дерева, а игроки по очереди называют определяющее прилагательное:

  • береза, а сок… березовый;
  • сосна, а шишка… сосновая;
  • осина, а лист… осиновый;
  • дуб, а мебель… дубовая;
  • тополь, а пух… тополиный;
  • черемуха, а цвет… черемуховый;
  • яблоня, а джем… яблочный;
  • липа, а мед… липовый;
  • ель, а лапа… еловая.

Хорошо или плохо

Пусть игроки разделятся на две группы. Первые по очереди должны называть все, что приносит пользу деревьям. Например, полив, солнце, дождь, удобрения, пчелы, тепло. Вторые называют то, что является для растений вредным. Например, насекомые, пожар, холод, мороз, жара, засуха. Важно, чтобы дети развернуто объясняли свое мнение.

Дидактические игры «Деревья» в старшей группе

В старшей группе дошкольники учатся различать, описывать, классифицировать, у них расширяются представления об окружающем мире, развиваются речевые навыки.

Расскажи про листок

Игра учит составлению сложных предложений, у дошкольников расширяется представление о цветах и формах. Для занятия подготовьте высушенные листья разных видов деревьев, знакомых детям. Либо распечатайте реалистичные изображения. Каждый воспитанник по очереди выбирает листок, который ему приглянулся больше остальных, пытается развернуто его описать.

Найди дерево

Игру лучше проводить в парке, где много разных видов флоры, знакомых дошкольникам. Дети рассматривают растения вокруг себя, при этом внимательно слушают педагога. А тот рассказывает о дереве, не называя его. По услышанному описанию дети должны догадаться, о каком растении идет речь. Например, вот описание рябины: «Стройное дерево с длинными и узкими листьями, собранными вместе по нескольку штук. Осенью на ветвях образуются ягодные кисти. Ягодки мелкие и красные, ими любят лакомиться снегири».

Я — дерево

Подвижная игра способствует физическому развитию, стимулирует фантазию, расширяет кругозор. Перед занятием обсудите с воспитанниками, что деревья бывают разных форм и размеров: с узкой и широкой кроной, с устремленными вверх или вниз ветвями. Пусть воспитанники представят, что они деревья: их руки — ветви, ноги — корни, туловище — ствол. Каждый ребенок воображает себя растением определенного вида, но не рассказывает, каким.

Каждый игрок по очереди становится перед товарищами, жестами и телодвижениями изображает дерево и то, что с ним происходит. Остальные игроки догадываются, что пытается показать их друг. Например, изображая дуб, ребенок демонстрирует, что он силач, расставляет ноги, выпячивает грудь, издает звуки, имитирующие шелест листвы под ветром, щебетание птиц на ветвях. При изображении ивы игрок делает печальное лицо, имитирует плач, безвольно опускает руки.

Что лишнее?

Игра учит классифицировать растения по ключевым признакам. Для занятия сделайте карточки, на каждой из которых должны быть изображены 4 вида деревьев, из них один принадлежит другой категории.

Игроки рассматривают изображения по очереди, определяют лишнее растение, а для остальных подбирают объединяющую категорию. Если игрок ошибается, право хода передается следующему ребенку. Тот, кто правильно определил лишнее дерево, получает балл. Победителем становится тот, кто набрал наибольшее число баллов.

Вот примеры для игры:

  • клен, осина, ель, тополь — категория лиственных пород;
  • ель, кедр, сосна, каштан — хвойные породы;
  • осина, груша, алыча, яблоня — плодовые культуры;
  • сирень, береза, жасмин, черемуха — кустарники.

Подлети ко мне, листок

Для подвижной игры нужны высушенные опавшие листья разных видов и силуэтные виды этих же листьев. Игроки получают силуэты по одной штуке. Педагог становится в другой конец помещения, демонстрирует высушенные листки детям. Например, показывает лист клена, при этом призывает: «Подлети ко мне, кленовый листок». Игрок, увидевший у себя соответствующий контур, подбегает к педагогу, рассказывает об особенностях, характерных для дерева, которому принадлежит демонстрируемый лист.

Игру можно усложнить, не называть вид растения, а просто говорить: «Подлети ко мне листок». Тогда ребенок, обнаруживший у себя соответствующий контур, должен сам определить видовую принадлежность дерева, затем рассказать о нем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра «С какого дерева листок?»

Цель игры: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев.Картинки деревьев и листьев….

«С какого дерева листок» Экологический проект для средней группы № 7 «Радуга»

Цель проекта: изучить листья деревьев.Задачи:1. познакомить детей с деревьями, обратить внимание детей на форму листьев и их окраску;2. Формировать представления: деревья — живые существа, у них есть…

ЦВЕТКОВА АЛЁНА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель игры : научить детей различать деревья по листве

; знать, как называются
деревья
.

Задачи :

Познакомить детей с деревьями – рассказать

, как они называются, обратить внимание на форму
листьев
;

Классифицировать деревья — хвойное или лиственное

;

Формировать представления : деревья – живые существа

, у них есть потребность в определенных условиях : тепло, свет, вода, питательная почва;

Дидактические игры «Деревья» в подготовительной группе

Представленные игры расширяют представление о видах растений, развивают воображение и мыслительные способности, формируют начальные математические и лексические знания.

Деревья

Цель дидактической игры «Деревья» — знакомство с разнообразием флоры, обучение навыку выявления и различения растений. Игра проводится в форме лото, для нее необходимы 24 карточки, изображающие разные виды флоры, и 4 игровых поля, разбитых на 6 ячеек с изображениями соответствующих растений.

Ведущий раздает игровые поля игрокам. Затем демонстрирует карточки по очереди, называет изображенное растение. Ребенок, обнаруживший на своем поле соответствующее изображение, получает карточку. Игра завершается, когда один из игроков закроет картинками все ячейки поля, он и становится победителем. Но перед этим игрок должен назвать категорию, в которую входят растения на его поле. Например:

  • осина, тополь, клен, каштан, липа, рябина — лиственные породы;
  • жасмин, сирень, облепиха, боярышник, черемуха, мимоза — кустарники;
  • ель, кедр, можжевельник, сосна, туя, кипарис — хвойные породы;
  • яблоня, абрикос, слива, алыча, груша, вишня — плодовые культуры.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Для игры подготовьте карточки, на которых в верхней части изображены деревья 4-х разных видов, а под ними — 4 листочка. Например, вверху изображения клена, осины, березы, рябины, а под ними осиновый, рябиновый, кленовый, березовый листья. Попросите воспитанника правильно соединить растения с листками: провести между ними линии.

Что такое дерево?

Ведущий начинает фразу по теме важности растений для живых существ и людей, а игроки по очереди продолжают:

  • дерево для птиц — это… дом, место отдыха, место для витья гнезда, кормушка;
  • для живописцев — художественный объект, основа пейзажа, объект вдохновения;
  • для жуков — жилище, корм, место откладывания яиц, место зимней спячки;
  • для путешественников — место отдыха, защита от палящего солнца;
  • для строителей — материал для строительства домов;
  • для столяров — материал для изготовления мебели.

Деревья

Игра рекомендуется не только дошкольникам подготовительной группы, но и младшим школьникам с дефектами речи. Для занятия нужны комплекты карточек 4-х категорий: цифры от 1 до 10, два варианта признаков и сами деревья. Из представленных карточек ребенок составляет предложения, которые произносит вслух. Для начала следует показать дошкольнику, как это делается. Первой в ряд выкладывается карточка с цифрой, далее картинка растения, в конце 2 карточки с признаками.

Например, ребенок выкладывает цифру 3 и изображение осины. Произносит: «Три осины». Между этими карточками кладет символические изображения признаков объекта: высокий и стройный. Произносит полное предложение: «Три высокие стройные осины».

Подписи к слайдам:

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста «С какого дерева листок» Составили: Лобанова Е.Б. Ерофеева Е.И. МБДОУ «Детский сад №30» г.Арзамас 2015г

Цель игры: обеспечить развитие умения детей пользоваться средствами ИКТ в игровой деятельности. Способствовать расширению знаний о деревьях нашей полосы. Знать названия деревьев. Обеспечить развитие умения детей подбирать листья к деревьям. Ход игры: Предложить ребёнку отгадать загадку о дереве, назвать его, кликнуть мышкой и на дереве появится отгадка, подобрать листок к данному дереву. При этом объяснить ему, что если листок подобран не верно, он остаётся на месте. Если листок выбран верно, то он переместится в сторону этого дерева. Похвалить ребёнка после игры даже если он допустил ошибки.

Берёза Ствол белеет, Шапочка зеленеет, Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки.

Каштан Осенью на ветке Подрастают детки Все без глаз, без рук, без ножек — Каждый как зеленый ежик.

ДУБ Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет — Желуди на нем!

Ива Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила. А о чём она грустит, Никому не говорит.

Клён Листик на ладонь похож, осенью красив, пригож… Каждый в дерево влюблён, потому что это

Осина Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит?

Тополь У него в июне с веток тёплым снегом пух летит. В сентябре он жёлтый, светлый –словно солнышко, блестит!

ТЫ МОЛОДЕЦ!!!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]