Занятия математикой с детьми 3-4 лет: лучшие игры и упражнения

Для развития гармоничной личности очень полезными станут занятия математикой для детей, приступать к которым можно с 3–4 лет – именно в этом возрасте у малышей начинают возникать первые математические представления. Не стоит забывать, что обучать дошкольников следует в игре, используя куклы, картинки, необычные методы и приемы, позволяющие поддерживать интерес, – только так эффект будет максимальным, знания надолго отложатся в голове, а ребенок не утратит интереса к процессу.

Советы родителям

Чтобы занятия по математике стали не только полезными, но и интересными, веселыми, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Действовать по принципу «от простого к сложному»: сначала предлагать малышу те задания, с которыми он справится, не спешить, детально прорабатывать материал и не браться за новое, пока в старом имеются пробелы. Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми, ведь развитие у каждого идет по индивидуальному пути, и то, что понятно одному крохе, может быть очень сложным для другого. Это важно учитывать.
  • Похвала родителя – мощная мотивация, ее необходимо использовать всегда, даже если успехи не впечатляющие. Похвалить можно хотя бы за старание.
  • Из двух вариантов – любой ценой вбить в голову малыша полезный материал или привить ему любознательность и желание учиться, – без сомнения, нужно выбирать второй. Ребенок со временем запомнит цифры, величины, научится ориентироваться в пространстве, но если у него пропадет интерес к процессу, то вернуть его будет непросто.
  • Правильный выбор задания. Секрет успеха в том, чтобы подарить ребенку момент маленького открытия, поэтому и задания нужно подбирать так, чтобы он смог справиться. Успех поможет обрести и укрепить веру в себя.

Не стоит подгонять малыша. Если при изучении счета он будет использовать пальцы – ничего страшного. Очень часто те дети, которые уже научились считать устно, таким образом проверяют себя. Со временем у них появится уверенность в себе, и пользоваться пальцами они не будут.

О счете на пальцах

На первом этапе обучения счета на пальцах нужно твердо усвоить все возможные комбинации. Ребенок не должен задумываться над ответом в пределах одной руки.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Развивается внимательность и память, в том числе и тактильная, ведь подсчет происходит в голове. Приходится удерживать в памяти несколько данных одновременно. Быстрое решение зависит от сообразительности и скорости восприятия.

Ребенок считает на пальцах

До обучения счету на пальцах ребенок уже ознакомлен с понятиями «больше», «меньше», «также». Может пересчитать предметы по порядку в пределах пяти.

Далее:

  • Нужно начинать с 1+1=2. Дети складывают два пальца вместе и получают 2.
  • Потом добавляют еще один палец = 3.
  • К трем добавляют еще один и получают четвертый результат (четыре).
  • К четырем добавляют еще один палец и получают пять.

Теперь осваивается вычитание:

  • От пяти отнять один палец и станет четыре.
  • От четырех отнять один палец и станет три.
  • Если от трех отнять один палец, их останется два.
  • От двух отнять один палец и останется один.

Занятие не должно превышать 20 минут. Дети быстро устают. Разнообразить урок можно сменой деятельности — разминка, спеть что-либо, разгадать загадки и так далее.

Важно! Нельзя заставлять. Всегда проще «заманить» куда-либо, чем заставить. Элементы игры, соревнования и поощрения сделают больше и лучше, чем все остальное.

Задания и упражнения по возрасту

Самые простые варианты для дошкольников 3–4 лет – это игры с пальцами.

  • Используя пальцы, показать одно и то же число разными способами (например, 5 – это 4 и 1, 2 и 3, 5 и 0).
  • Необходимо загнуть несколько пальцев, задача ребенка – назвать точное число.

Помимо пальцев, можно использовать и иной счетный материал – пуговицы, палочки, карандаши, ракушки – все, что интересно малышу.

Занятия дома

Есть множество интересных игр, в которые с малышами 3–4 лет можно сыграть дома. Например, обвести цифру. Заранее мама готовит материал – на листе бумаги пишет в хаотичном порядке знакомые ребенку цифры, потом простит его найти все двойки и обвести их. Задание можно усложнить, предложив обводить двойки синим цветом, тройки – зеленым, единицы – красным.

Математика – это не только счет, но и логика, поэтому можно сыграть с ребенком в игру «Составь букет». Для этого рисуется заготовка: простые горшки, из которых виднеются три стебелька. Также заранее нужно подготовить набор из пуговиц трех цветов. Далее мама дает задание – для каждого горшка подобрать «цветы» так, чтобы один из них обязательно был синего цвета или так, чтобы рядом в каждом горшке оказались синий и красный цветки. Задание хорошо еще и тем, что тренирует мелкую моторику.

Игры можно придумывать самостоятельно, используя подручные материалы. К примеру, предложить ребенку составить из разноцветных пуговиц гусеницу, используя 3 красных, 4 синих, 1 зеленую пуговицу. Чтобы кроха не забыл комбинации, нужно нарисовать квадрат, закрасить его соответствующим цветом, а рядом написать цифру. Из цветных прямоугольников аналогичным образом можно сделать поезд с вагончиками.

Многие дети любят рисовать и разукрашивать, этим также можно воспользоваться при занятиях, предложив малышам раскраски с цифрами (их можно нарисовать самостоятельно или же воспользоваться готовыми вариантами). Суть таких рисунков проста: ребенку дается картинка, которую ему необходимо раскрасить разными цветами. Изображение разделено на блоки, отмеченные цифрами, каждой из которых соответствует свой цвет.

В 3–4 года нужно познакомить малышей с геометрическими фигурами. Для этого подойдут такие задания:

  • Родитель рисует ряд из фигур (круг – квадрат – треугольник – прямоугольник), затем просит ребенка показать, например, круг.
  • Далее задание усложняется – необходимо раскрасить круг красным, квадрат – зеленым, треугольник – синим, а прямоугольник оставить белым.

Чтобы малышу не было скучно, можно придумать вместе с ним сказку про волшебный мир фигур, которые попали в беду. Только правильное выполнение заданий поможет их спасти.

Подвижные игры

Не стоит думать, что занятия по математике с дошкольником – это нечто скучное. Если подойти к делу творчески, то можно и повеселиться. Так, есть несколько забавных и полезных игр:

  • «От одного до четырех». Мама напевает песенку, а затем произносит число от 1 до 4. Как только оно прозвучало, ребенок должен занять определенную позицию, соприкоснувшись с полом количеством точек, обозначенных названным числом (например, если это 1, то нужно встать на одну ногу, если 2 – просто остаться стоять на двух ногах, 3 – опереться на руку и обе ноги, 4 – на руки и ноги одновременно).
  • «Мяу-гав». Мама дает установку: ребенок должен пропрыгать вперед столько раз, сколько она скажет «мяу», а назад – столько, сколько произнесет «гав». Для выполнения малыш сначала считает мамины фразы, а потом – собственные прыжки.

Заниматься математикой с крохой можно и на улице, предложив ему посчитать всех встретившихся на пути кошек или найти везде цифру 3, показать предметы, формой напоминающие круг. Также можно попросить малыша сравнить, какая машина больше, что дальше – лавка или магазин, и давать аналогичные задания.

Получение математических умений и навыков можно и нужно организовать в игровой форме. Только в этом случае ребенок будет получать удовольствие и незаметно для себя запоминать необходимый материал.

Дидактические игры по математическому развитию

Представленная картотека дидактических игр по математике рекомендуется педагогам дошкольных учреждений и родителям. В ходе занятий дошкольники знакомятся со счетом, учатся работать с цифрами и геометрическими формами, сравнивать, сопоставлять, перечислять.

Задачи представленных в каталоге игр:

  • получение навыка использования цифр;
  • совершенствование умения вести счет, распределять числовые значения;
  • знакомство с числовыми и понятийными обозначениями времени, дней, месяцев;
  • развитие пространственной и плоскостной ориентации, умения определять и объяснять местоположение объектов относительно друг друга;
  • расширение представлений о геометрических фигурах;
  • развитие памяти, умения логически мыслить, рассуждать, анализировать, выдвигать предположения, подводить итоги, концентрировать внимание;
  • развитие творческого мышления, воображения.

Дидактические игры по математике в подготовительной группе

В подготовительной группе идет подготовка дошкольников к поступлению в школу. Дети уже обладают многими знаниями, поэтому игры становятся сложнее, обеспечивают развитие математических представлений, достаточное для беспроблемной учебы в начальных классах.

Украшаем елочку

Педагог прикрепляет к фланелеграфу, а также раздает воспитанникам изображения елочки и новогодних шариков. Он прикрепляет к елочке 4 игрушки с правой стороны, 2 с левой. Дети делают то же самое со своими елочками. Воспитатель предлагает сложить шарики: 4 + 2 = 6. Затем меняет шарики местами, получается 2 + 4 = 6. И так несколько раз с разным количеством игрушек. Игра формирует представление о том, что от перемены слагаемых сумма не меняется.

Тропинка для Красной Шапочки

К фланелеграфу прикреплены изображения бабушкиного домика, Красной шапочки, лесных деревьев. Под каждым деревом — несложный арифметический пример, с которым справится дошкольник. Воспитанники поочередно подходят к фланелеграфу, решают пример, тем самым придвигают Красную Шапочку ближе к бабушкиному домику.

Да или нет

Педагог записывает на доске арифметические примеры. Затем демонстрирует детям изображения чисел. Если число соответствует решению очередного примера, дети выкрикивают: «Да!». Если ответ неправильный, то кричат: «Нет!».

Составь слово

Игра соревновательная. Воспитатель вывешивает в два столбца арифметические примеры. Участники каждой команды выходят их решать. Решивший пример игрок подходит к столу, на котором лежат картинки чисел, соответствующих решениям. Выбирает свое число, переворачивает картинку, а там изображена буква. Решив все примеры, команда получает слово. Побеждают те, кто выполнит задание быстрее.

Дидактические игры по математике в младшей группе

Представляем развивающие математические игры, с выполнением которых справятся младшие дошкольники.

Найди фигуру

Педагог раскладывает на столе в произвольном порядке 12 геометрических фигур разной величины и окраски. Он называет объект с определенными параметрами, например, большой зеленый треугольник, а воспитанник должен найти эту фигуру на столе, указать на нее пальцем.

Геометрические фигуры вокруг

Игра расширяет представления об основных геометрических объектах. Для занятия нужно подготовить изображения известных дошкольникам фигур. Задача игроков — найти в игровом помещении вещи, схожие по очертаниям с демонстрируемыми фигурами.

3 квадрата

Игра формирует навык соотношения объектов по величине, закрепляет в памяти соответствующие определения.

Педагог подготавливает 3 стопки разноразмерных квадратов. Себе берет 3 бумажные фигуры, остальные по 3 штуки раздает воспитанникам. В начале игры воспитатель поочередно демонстрирует квадраты детям, при этом объясняет, какого размера эти фигуры: «Этот большой, этот средний, а вот этот маленький». Далее дает команды: «Покажите самый маленький квадрат. А теперь большой. Покажите средний». Дети выполняют.

На втором этапе игры воспитатель рассказывает, что из квадратов можно выстроить башенку, показывает, как это сделать. Крупный квадрат должен находиться внизу, на него ставится средний, а макушкой становится маленький. Воспитанники повторяют за педагогом.

Угости белочек и медвежат

Игра учит видеть, равны ли группы объектов разной величины. У игроков формируется понимание, что количество не определяется размером.

Воспитатель расставляет игрушечных зверят в ряд, объясняет, что они якобы пришли в гости, предварительно подготавливает изображения лесных угощений: орехов для белочек, земляники для медвежат. Интересуется у детей, хватит ли угощений, спрашивает, как это выяснить. Игроки подсчитывают, сколько игрушек пришло в гости, сравнивают количество. Далее дают зверятам лакомство: кладут рядом соответствующие изображения. Если число угощений оказалось недостаточным, дети добавляют, сколько нужно. Если лакомства слишком много, удаляют лишние картинки.

Уравняй

Педагог раскладывает счетные палочки в два столбца. Один столбец по количеству должен получиться больше, чем другой. Остальные палочки лежат в раскрытой коробочке. Задача — посредством дополнительных палочек уравнять количество объектов в столбцах. Завершив задание, игрок должен объяснить, как у него получился такой результат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]